Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе целью исследования темы является теоретическое обоснование налогов и налогообложения.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- выяснить сущность налогов, налоговой системы.

- рассмотреть эволюцию налоговой системы России.

- рассмотреть сущность и принципы налогообложения.

- проанализировать поступления налогов и сборов в бюджетную систему и в государственные внебюджетные фонды.

Файлы: 1 файл

курсовая эконом теория.docx

— 77.62 Кб (Скачать файл)

Введение

Необходимость налогов предопределена комплексом объективных факторов развития человеческого  общества, факторов экономического и  социального характера. Налогообложение  призвано обеспечить относительное  равновесие экономических интересов  всех участников воспроизводственных  процессов.

Налоги  являются главной статьёй бюджетных  доходов государства. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и  перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства. Проблемам налогов и современной  налоговой системы Российской Федерации  уделяется сегодня столь пристальное  внимание, так как именно они определяют жизнь современного общества.

Налоговой системе налогообложения сегодня  уделяется довольно пристальное  внимание, так как, успешно решая  их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

В курсовой работе целью исследования темы является теоретическое обоснование налогов и налогообложения.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- выяснить  сущность налогов, налоговой системы.

- рассмотреть  эволюцию налоговой системы России.

- рассмотреть  сущность и принципы налогообложения.

- проанализировать  поступления налогов и сборов  в бюджетную систему и в  государственные внебюджетные фонды.

Предмет исследования – налогообложение.

Объект  исследования – налоги РФ.

В структуре работы две главы, заключение, список использовавшихся источников.

 

1. Налоговая система.

1.1 Сущность налогов. Классификация налогов.

 

Система налогов и сборов стран представляет собой совокупность определенным образом  сгруппированных и взаимосвязанных  друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено  налоговым законодательством.

Налоговая система представляет собой основанную на определённых принципах систему  урегулированных нормами права  общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система Российской Федерации, в  частности, включает:

- систему  налогов и сборов РФ;

- систему  налоговых правоотношений;

- систему  участников налоговых правоотношений;

- нормативно-правовую  базу сферы налогообложения.

Доля  отдельных налогов, участвующих  в формировании доходной части бюджета, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными, % к итогу:

Налоги на личные доходы................................................................40

Налоги на прибыль корпораций.......................................................10

Социальные  взносы...........................................................................30

Налог на добавленную  стоимость....................................................10

Таможенные  пошлины......................................................................5

Прочие налоги и налоговые поступления.......................................5

В России роль отдельных налогов в  доходах бюджета несколько иная.   Эффективное функционирование налоговой  системы страны нацелено на выполнение нескольких задач. Прежде всего, налоговая система должна усиленно решать фискально-перераспределительную задачу, т.е. путём перераспределения доходов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть госбюджета (в развитых странах налоги покрывают в среднем до 90% доходов госбюджета). Эта система должна функционировать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать стимулы к производственной и вообще экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов.

Признаки  налогов как экономической категории:

  1. Императивность. Предполагает отношение власти и подчинения. Субъект налога не вправе отказаться от выполнения на него возложенных обязательств. Иначе – санкции.
  2. Смена собственника. Посредством налогов доля частной собственности становится государственной, при этом образуется государственный денежный фонд – бюджетный фонд. Налоги, поступая в бюджетный фонд, обезличиваются, поэтому налоги – отношения не целевые. Этим налоги отличаются от сборов
  3. Безвозвратность и безвозмездность.  Налог никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом ничего не получает взамен: ни право участия в хозяйственных операциях, ни право пользования какими- то объектами, на права какого-либо действия( ввоза, вывоза товара) ни документа, удостоверяющего право плательщика на использование перечисленных им бюджетных средств. Этим налоги отличаются от пошлин.
  4. Сборы – денежные отношения, в процессе которых образуются целевые денежные фонды.
  5. Пошлина – денежные отношения, в процессе которых образуются бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо операций (ввоз, вывоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ.

 

 

 

Классификация налогов

Государство использует для косвенного воздействия  на экономику и формирования своих  доходов целую совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации – группировки  налогов по их видам. Основными критериями классификации могут выступать  различные признаки: способ взимания налогов, субъект – налогоплательщик, характер применяемых ставок, источник и объект налогообложения, орган, устанавливающий  налоги, порядок введения налога, уровень  бюджета, в который зачисляется  налог, целевая направленность налога и др.

В зависимости от метода установления налогов и способа их взимания налоги подразделяются на прямые и  косвенные.

Прямые  налоги взимаются в процессе накопления материальных благ, ими непосредственно  облагаются трудоспособность физических лиц или экономический потенциал (способность приносить доход) юридических  лиц. Прямыми являются те налоги, которыми облагаются имущество, выручка, процесс  извлечения прибыли (дохода). Косвенные  налоги связаны с экономическим  потенциалом налогоплательщика  лишь косвенно, они взимаются через  цену товара и вытекают из хозяйственных  актов и оборотов, финансовых операций. Они связаны с процессом использования  прибыли (дохода) или расходами налогоплательщика.

Внутри  этой классификации тоже имеются  подразделения. Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные (целевые). Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного  дохода и отражают фактическую платежеспособность субъекта налога. К их числу относятся  налог на доходы физических лиц, налог  на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и др.

Прямыми реальными налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или  иного объекта обложения. К их числу относятся земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных  видов деятельности и др.

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. В развитых странах преобладают  акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются  на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые  на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые  со стоимости всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более  выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров  увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз  взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный  налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня  для него характерна однократность  обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие  от налога с оборота взимается  не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая  добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные  расходы.

 

Второй  вид косвенных налогов – фискальная монополия – монопольное право  государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень  высокой цене, которая включает в  себя и сам налог. Фискальная монополия  может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.

 

Третий  вид косвенных налогов – это  налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:

1. по видам - на экспортные, импортные,  транзитные;

2. по построению ставок – на  специфические (устанавливаются  в твердой сумме), адвалорные (в  процентах к стоимости) и сложные  (сочетание специфических и адвалорных  ставок)

3. по экономической роли – на  фискальные, протекционистские (для  защиты внутреннего рынка от  импортных товаров), антидемпинговые  (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один  импортный товар, либо на весь  импорт).

 

При формировании налоговой системы  большое значение имеет определение  оптимального соотношения между  прямыми и косвенными налогами.

Налоговая система РФ согласно ст. 12 НК РФ включает в себя три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными  признаются налоги и сборы, которые  установлены ст. 13 Налогового кодекса  РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными признаются налоги, которые установлены  Налоговым Кодексом и законами субъектов  РФ о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов РФ определяются в  порядке и пределах, которые предусмотрены  Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки  уплаты налогов, налоговые льготы, основания  и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам  и налогоплательщики определяются Кодексом.

Местными  признаются налоги, которые установлены  Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. Они  вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных  образований в соответствии с  Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований о налогах.

Налоговым Кодексом устанавливаются специальные  налоговые режимы, которые могут  предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в  действие и применения указанных  специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут  предусматривать освобождение от обязанности  по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст.ст. 13 - 15 Кодекса.

К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог  на добычу полезных ископаемых, налог  на наследование или дарение, водный налог, сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов и государственная пошлина. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. К местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

 

 

 

 

 

 

К специальным налоговым режимам, согласно ст. 18 Налогового кодекса РФ, относятся:

1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 261 НК РФ);

2. упрощенная система налогообложения  (глава 262 НК РФ);

3. система налогообложения в виде  единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности (глава 263 НК РФ);

4. система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции (глава 264 НК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Эволюция налоговой системы России.

Основы  ныне действующей налоговой системы  Российской Федерации заложены в  1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много, видимо, даже слишком много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.

Первые  попытки перейти к налоговой  системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990—1991 гг. в рамках союзного государства. Плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяют Налоговый кодекс РФ (часть первая) и Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». К понятию «другие платежи» относят обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования, дорожные федеральный и территориальные фонды.

Информация о работе Налоговая система РФ