Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе целью исследования темы является теоретическое обоснование налогов и налогообложения.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- выяснить сущность налогов, налоговой системы.

- рассмотреть эволюцию налоговой системы России.

- рассмотреть сущность и принципы налогообложения.

- проанализировать поступления налогов и сборов в бюджетную систему и в государственные внебюджетные фонды.

Файлы: 1 файл

курсовая эконом теория.docx

— 77.62 Кб (Скачать файл)

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, объем продаж, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот  же объект может облагаться налогом  одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

В законодательном  порядке по налогам могут устанавливаться  определенные льготы, к числу которых относятся:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового платежа за расчетный период;
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
  • прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях налогоплательщик обязан:

  • вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
  • представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов; ,
  • в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписание этого акта;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

Законом «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

• Первый уровень — федеральные  налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются  в федеральном бюджете. К числу  федеральных относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на прибыль предприятий и организаций;
  • акцизы;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • таможенные пошлины.

Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.

• Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. В 1999 г. в качестве региональных налогов начали функционировать налог с продаж и налог на вмененный доход.

• Третий уровень — местные налоги. Т.е. налоги городов, районов, поселков и т. д.

Среди местных  налогов крупные поступления  обеспечивают:

  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог;
  • большая группа прочих местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как  и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части  соответствующих бюджетов. Главная  часть при их формировании — это  отчисления от федеральных налогов.

Финансовое  обеспечение социально-экономического развития территорий предусмотрено  Законом РФ от 15 января 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления». Отмечается, что уровень закрепленных доходных источников должен составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета субъекта Федерации, а при отсутствии возможности такого обеспечения в связи с недостаточностью и закрепленных, и регулирующих доходов — не менее 70% доходной части без учета дотаций и субвенций. Минимальный бюджет — это расчетная на очередной период сумма доходов консолидированного бюджета нижестоящего уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями.

Налоговая политика страны обеспечивает взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы Российской Федерации.

Полномочия  властных органов субъектов Федерации  и местных в части установления налогов несколько раз менялись. В первые два года функционирования налоговой системы Российской Федерации региональные и местные налоги весьма жестко регламентировались. Ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» позволяла представительной власти субъектов Федерации собирать четыре налога. А ст. 21 того же Закона перечисляла 23 местных налога. По большинству из них Закон устанавливал и предельные ставки налога.

Затем на три года (1994—1996 гг.) ограничения были отменены. В п. 7 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 г.» сказано:

Установить, что дополнительные налоги и сборы  в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах  Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут вводиться решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных органов государственной власти. При этом уплата этих налогов юридическими лицами должна производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль.

Цель отмены ограничений была ясна: дать возможность региональным и местным властям самим поискать источники доходов и пути выхода из финансового кризиса. Это был своего рода экономический эксперимент.

18 августа  1996 г. Президент Российской Федерации издал Указ № 1214, которым отменил с января 1997 г. п. 7 Указа № 2268. Все вернулось к статьям 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Как уже отмечено, налоговая система  Российской Федерации сегодня дополняется системой государственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них — Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют характер налогов, но несмотря на обязательность отчислений и сборов туда, многие предприятия и организации от них уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают в них на учет в качестве плательщиков. В отличие от государственной налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них.

Думается, что в перспективе трехуровневая  система налогов должна вобрать в себя все без исключения обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам. Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулируемых налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать  сходство с США и Германией  при сохранении некоторых специфических  российских особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Налоги, как метод мобилизации доходов.

 

Налоги, известные с далёкой древности, неотделимы от государства в условиях рыночных отношений.

Налоги, как определяет Налоговый Кодекс Российской Федерации – это обязательные, индивидуальные, безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности  хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

Первый  общественный основатель методологии  налогообложения Н. И.Тургенев связывал налоги с целью, которую ставит перед  собой общество. «Налоги, - суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении своём  в общество или при составлении  государств». Требование «уничтожить  налоги» он приравнивал к «уничтожению самого общества». Налоги служат признаком  истинного благосостояния народов.

Государство без налогов не может существовать, так как они являются главным  методом мобилизации доходов  в условиях господства частной собственности  и рыночных отношений.

Налоги, участвуя в перераспределении национального  дохода – выступают частью единого  процесса воспроизводства, специфической  формой производственных отношений, которые  формируют их общественное содержание. Налоги, как часть распределительных  отношений общества отражают закономерности производства. Кроме общественного  содержания налоги имеют материальную основу, то есть представляют собой  реальную сумму денежных средств  общества, мобилизируемую государством. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в  форме налогов со всего населения  страны превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, который используется для военно-политических и социально-экономических мероприятий.

Налоги, как особая сфера производственных отношений, являются экономической  категорией с устойчивыми внутренними  свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления.     Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся  в процессе изъятия части стоимости  национального дохода в пользу общегосударственных  потребностей.

В современных условиях налоги выполняют  две функции: фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет особую её сторону как финансовой категории.

1. Фискальная функция – основная, характерная для всех государств. С её помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства, обеспечивается реальная возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоёв общества. Фискальная функция налогов обусловливает регулирующую функцию, т.к. создаёт объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения.

2. Регулирующая функция означает, что налоги, как активный участник перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая  платёжеспособный спрос населения.

Однако, регулирующая роль налогов в рыночных отношениях России пока ещё слабо  проявляется. Объясняется это тем, что федеральные налоги преследуют, фискальные цели, отсюда вытекает их основная высокая тяжесть, а стабильность экономики мешает проявлению налогового механизма, как инструмента эффективного воздействия на процесс производства. Однако, в последнее время, при  вступлении в силу Налогового Кодекса РФ, при принятии дополнений и изменений к указанным налогам стали учитывать их регулирующее значение.

Фискальная  и регулирующая функции налоговой  системы рыночного типа обречены не только на мирное сосуществование, но и на продуктивное взаимодействие. Это продиктовано законом движения экономической сферы в условиях развитого рынка. Приобретение системой налогообложения рыночно ориентированных  свойств означает постепенное формирование налогового законодательства, обеспечивающего  паритет налоговых функций: фискальной и регулирующей.

Приобретение  таких свойств зависит, в свою очередь, от многих факторов, и главным  из них является состояние экономики, её способность к наращиванию  финансового потенциала, его капитализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налогообложение.

2.1. Сущность налогообложения и  принципы налогообложения.

Основным  методом перераспределения ВОП  стало прямое изъятие государством определенной части ВОП в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета), что  и составляет финансово-экономическую  сущность налогообложения. Это перераспределение  осуществляется непосредственно из ВНД, который выступает единственным источником налоговых платежей независимо от их объекта.

Информация о работе Налоговая система РФ