Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе целью исследования темы является теоретическое обоснование налогов и налогообложения.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- выяснить сущность налогов, налоговой системы.

- рассмотреть эволюцию налоговой системы России.

- рассмотреть сущность и принципы налогообложения.

- проанализировать поступления налогов и сборов в бюджетную систему и в государственные внебюджетные фонды.

Файлы: 1 файл

курсовая эконом теория.docx

— 77.62 Кб (Скачать файл)

Перераспределение части ВОП в пользу государства  осуществляется между двумя участниками  общественного производства: от работников в форме подоходного и иных налогов, а от хозяйствующих субъектов - в форме налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и др.

Однако  независимо от целей налогообложения, форм взимания и видов налогов  публичная суть налогов, сформулированная основоположником экономики коммунизма К. Марксом (1818-1883 гг.), остается прежней: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства».

Иными словами, государство не может существовать без взимания налогов; более того, налоги - это органическая часть  государства. Там, где существует государство  и государственное регулирование  экономики, существует и налогообложение. Как утверждал основоположник анархизма  французский общественный деятель  Пьер Жозеф Прудон (1809-1865 гг.), «в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве».

 

 

 

 

 

Принципы  налогообложения.

Впервые, принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения.

Исторически принципы налогообложения первоначально  формировались как элемент налоговой  идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX— начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых  систем (в первую очередь в европейских  государствах) и получили свою практическую реализацию.

 

К основным принципам налогообложения  относятся:

- Принцип  законности налогообложения;

- Принцип  всеобщности и равенства налогообложения;

- Принцип  справедливости налогообложения;

- Принцип  публичности налогообложения;

- Принцип установления налогов  и сборов в должной правовой  процедуре;

- Принцип  экономической обоснованности налогообложения;

- Принцип презумпции толкования  в пользу налогоплательщика (плательщика  сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов  законодательства о налогах и  сборах;

- Принцип  определенности налоговой обязанности;

- Принцип единства экономического  пространства Российской Федерации  и единства налоговой политики;

- Принцип  единства системы налогов и  сборов.

 

Основные  критерии выявления и включения  принципов налогообложения в  вышеприведенную систему следующие:

Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое  основание (т.е. быть экономически обоснованными  для целей развития налоговой  системы страны).

Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться  в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).

В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения  какого-либо принципа в выше приведенную  систему может выступать то, что  этот принцип не чужд налоговым правоотношениям  в государствах, которые, как и  Российская Федерация, стремятся к  демократическому политическому режиму и построению правового государства.

 

Рассмотрим  выделяемые в настоящее время  принципы налогообложения.

1. Принцип  законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

2. Принцип  всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в  финансировании публичных затрат государства  и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит  в том, что определенные налоговые  обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым  требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы  земельных участков), при этом налогообложение  строится на единых принципах.

 

Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан  перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции  Российской Федерации). Конституционные  положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься  различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или  иному классу, социальной группе), расовых  или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между  налогоплательщиками.

 

В развитие этих положений в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, а также налоговые  льготы в зависимости от формы  собственности (государственная —  федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных  государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места  происхождения капитала.

3. Принцип  справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

 

Впоследствии  данный принцип был закреплен  в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько  ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «...При установлении налогов учитывается  фактически способность налогоплательщика  к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения  понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его  возможностям».

 

4. Принцип  публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).

 

5. Принцип  установления налогов и сборов  в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

 

6. Принцип  экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

 

7. Принцип  презумпции толкования в пользу  налогоплательщика (плательщика  сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов  законодательства о налогах и  сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

 

8. Принцип  определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

 

9. Принцип  единства экономического пространства  Российской Федерации и единства  налоговой политики. Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

 

10. Принцип  единства системы налогов и  сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

 

2.2. Поступление налогов в бюджетную  систему РФ.

 

Налоговые поступления являются основными  доходами бюджетов всех уровней. По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2010 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных    платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 4424,0 млрд.рублей, что на 23,7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июле 2010 г. поступления в консолидированный бюджет составили 716,0 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 26,1%.

Основную  часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета  в январе-июле 2010 г. обеспечили поступления  налога на прибыль организаций - 24,7%, налога на доходы физических лиц - 21,8%, налога на добычу полезных ископаемых - 17,9%, налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации - 17,1%.

  По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит четырём налогам: НДС, налогам на добычу полезных ископаемых, налогам на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц; на их долю приходится ¾ всех поступлений в консолидированном бюджете.

В январе-июле 2010 г. в консолидированный  бюджет Российской Федерации поступило  федеральных налогов и сборов 3896,0 млрд.рублей (88,1% от общей суммы  налоговых доходов), региональных - 313,1 млрд.рублей (7,1%), местных - 73,9 млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым  режимом - 139,2 млрд.рублей (3,1%).

 

Поступление налога на прибыль организаций в  консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2010 г. составило 1091,8 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года на 44,0%. В  общей сумме поступлений по данному  налогу в январе-июле 2010 г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы  Российской Федерации по соответствующим  ставкам, увеличилась по сравнению  с соответствующим периодом предыдущего  года на 1,6 процентного пункта и составила 96,3%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, снизилась на 1,6 процентного пункта и составила 2,7%. В июле 2010 г. поступление налога на прибыль организаций составило 156,6 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем  на 10,7%.

В январе-июле 2010 г. в консолидированный  бюджет Российской Федерации (консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 966,6 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 3,7% больше, чем  за соответствующий период предыдущего  года. В июле 2010 г. поступление налога на доходы физических лиц составило 172,9 млрд.рублей, что на 13,8% больше, чем  в предыдущем месяце.

Налог на доходы физических лиц

В январе-июле 2010 г. в консолидированный  бюджет Российской Федерации поступило  акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 250,2 млрд. рублей, что на 37,1% больше по сравнению  с соответствующим периодом предыдущего  года. Основную часть поступлений (85,4%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, пиво, алкогольную  продукцию с объемной долей этилового  спирта свыше 25% (за исключением вин). В июле 2010 г. поступило акцизов  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации на сумму 40,2 млрд. рублей, что на 7,0% больше по сравнению с  предыдущим месяцем.

Информация о работе Налоговая система РФ