Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:15, курсовая работа
В курсовой работе целью исследования темы является теоретическое обоснование налогов и налогообложения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- выяснить сущность налогов, налоговой системы.
- рассмотреть эволюцию налоговой системы России.
- рассмотреть сущность и принципы налогообложения.
- проанализировать поступления налогов и сборов в бюджетную систему и в государственные внебюджетные фонды.
Перераспределение части ВОП в пользу государства осуществляется между двумя участниками общественного производства: от работников в форме подоходного и иных налогов, а от хозяйствующих субъектов - в форме налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и др.
Однако независимо от целей налогообложения, форм взимания и видов налогов публичная суть налогов, сформулированная основоположником экономики коммунизма К. Марксом (1818-1883 гг.), остается прежней: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства».
Иными
словами, государство не может существовать
без взимания налогов; более того,
налоги - это органическая часть
государства. Там, где существует государство
и государственное
Принципы налогообложения.
Впервые, принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения.
Исторически
принципы налогообложения первоначально
формировались как элемент
К основным принципам налогообложения относятся:
- Принцип законности налогообложения;
- Принцип
всеобщности и равенства
- Принцип
справедливости
- Принцип публичности налогообложения;
- Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
- Принцип
экономической обоснованности
- Принцип презумпции толкования
в пользу налогоплательщика (
- Принцип
определенности налоговой
- Принцип единства
- Принцип единства системы налогов и сборов.
Основные
критерии выявления и включения
принципов налогообложения в
вышеприведенную систему
Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).
В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.
Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.
1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).
2. Принцип
всеобщности и равенства
В
соответствии с этим принципом каждый
член общества обязан участвовать в
финансировании публичных затрат государства
и общества наравне с другими.
Всеобщность налогообложения
Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.
В развитие этих положений в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.
3. Принцип
справедливости
Впоследствии
данный принцип был закреплен
в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько
ином виде (без упоминания о справедливом
распределении собранных
4. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).
5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.
6. Принцип
экономической обоснованности
7. Принцип
презумпции толкования в
8. Принцип
определенности налоговой
9. Принцип
единства экономического
10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.
2.2. Поступление налогов в
Налоговые поступления являются основными доходами бюджетов всех уровней. По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2010 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 4424,0 млрд.рублей, что на 23,7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июле 2010 г. поступления в консолидированный бюджет составили 716,0 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 26,1%.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-июле 2010 г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 24,7%, налога на доходы физических лиц - 21,8%, налога на добычу полезных ископаемых - 17,9%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 17,1%.
По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит четырём налогам: НДС, налогам на добычу полезных ископаемых, налогам на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц; на их долю приходится ¾ всех поступлений в консолидированном бюджете.
В январе-июле 2010 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 3896,0 млрд.рублей (88,1% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 313,1 млрд.рублей (7,1%), местных - 73,9 млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 139,2 млрд.рублей (3,1%).
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2010 г. составило 1091,8 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 44,0%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-июле 2010 г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,6 процентного пункта и составила 96,3%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, снизилась на 1,6 процентного пункта и составила 2,7%. В июле 2010 г. поступление налога на прибыль организаций составило 156,6 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем на 10,7%.
В январе-июле 2010 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 966,6 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 3,7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июле 2010 г. поступление налога на доходы физических лиц составило 172,9 млрд.рублей, что на 13,8% больше, чем в предыдущем месяце.
Налог на доходы физических лиц
В январе-июле 2010 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 250,2 млрд. рублей, что на 37,1% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (85,4%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, пиво, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин). В июле 2010 г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации на сумму 40,2 млрд. рублей, что на 7,0% больше по сравнению с предыдущим месяцем.