Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:43, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение налогообложения как инструмента государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1) Познакомится с историей становления налогообложения в России в 90-х гг.
2) Рассмотреть элементы и принципы налогообложения
3) Определить сущность и роль системы налогообложения
4) Охарактеризовать основные налоги в Российской Федерации;
5) Провести анализ существующих проблем системы налогообложения в России;
6) Проанализировать плановые показатели собираемости за 2014 год;
7) Дать характеристику основным проблемам и перспективам развития налогообложения в России;
8) Сделать выводы по завершению работы.
Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы системы налогообложения …………………………5
1.1. История становления налогообложения в России в 90-х гг. ……………………5
1.2. Элементы и принципы налогообложения ………………………………………….8
1.3. Сущность и роль системы налогообложения ……………………………………11
Глава 2. Анализ системы налогообложения в России ………………………………..14
2.1. Основные налоги в Российской Федерации ………………………………………14
2.2. Анализ существующих проблем системы налогообложения в России ………..21
2.3. Плановые показатели собираемости за 2014 год ………………………………..23
Глава 3. Перспективы развития налогообложения …………………………………..25
3.1. Современное налогообложение: основные преимущества и недостатки ………25
3.2. Перспективы развития налоговой системы в России ……………………………28
Заключение ………………………………………………………………………………34
Список использованной литературы ………………………………………………..…36
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы системы налогообложения …………………………5
1.1. История становления налогообложения в России в 90-х гг. ……………………5
1.2. Элементы и принципы налогообложения ………………………………………….8
1.3. Сущность и роль системы налогообложения ……………………………………11
Глава 2. Анализ системы налогообложения в России ………………………………..14
2.1. Основные налоги в Российской Федерации ………………………………………14
2.2. Анализ существующих проблем системы налогообложения в России ………..21
2.3. Плановые показатели собираемости за 2014 год ………………………………..23
Глава 3. Перспективы развития налогообложения …………………………………..25
3.1. Современное налогообложение: основные преимущества и недостатки ………25
3.2. Перспективы развития налоговой системы в России ……………………………28
Заключение ………………………………………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………………………..…36
Введение
Налоговая система - совокупность государственных платежей, взимаемых на территории определенного государства в установленном порядке, с использованием методов налогообложения, с помощью специальных органов.
В налоговую систему включают: виды налогов, их плательщиков, законы, регулирующие налоговые отношения, а также государственную власть, которая осуществляет контроль над своевременной выплатой.
Налоговая система России, как и других стран, включает федеральные налоги, региональные и местные. Федеральные платежи включают в себя сборы, выплачиваемые по единым стандартам и ставками по всей территории государства (единый социальный налог, акцизы, водный налог, налог на добавленную стоимость и т.д. ). Региональные налоги - платежи, которые регулируются органами субъектов Российской Федерации (транспортный налог и пр.). Местные налоги - те платежи, которые устанавливаются предварительным властью муниципальных образований и являются обязательными к уплате на их территории (например, земельный налог).
Перестройка налоговой системы Российской Федерации осуществляется по новым принципам с целью улучшения инвестиционного климата, достижения профицитности государственного бюджета, снижения налогового бремени, согласования долгосрочных интересов государства, предпринимателей и большинства населения. Началась она с разработкой и принятием Налогового кодекса (НК) Российской Федерации. Основной предпосылкой принятия НК был рост валового внутреннего продукта (ВВП), ликвидация бюджетного дефицита и увеличения над поступлений в бюджет.
Налоговая реформа направлена на значительное снижение налогового давления на плательщика. При проведении реформы произошло существенное уменьшение налоговых льгот, которые предоставлялись отдельным плательщикам (отменено все льготы по налогу на прибыль, уменьшено количество льгот по доходному налогу с граждан), т.е. проведено выравнивание условий налогообложения для всех плательщиков. С другой стороны при налогообложении учитывают разные расходы плательщика, связанные с лечением, получением услуг органов здравоохранения, получением образования, потребностями семьи и т.д..
Важное место в проведении налоговой реформы принадлежит формированию новой этики плательщика. По утверждениям некоторых российских экономистов, большая часть предпринимателей, физических лиц поддерживает политику государства в сфере налогообложения.
Объектом исследования выступают налогообложение как инструмент государственного регулирования экономики.
Предметом курсовой работы является совокупность взаимоотношений, возникающих в сфере фискальной функции государства.
Целью написания курсовой работы является изучение налогообложения как инструмента государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Структура курсовой работы включает в себя введение, три раздела с подразделами, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы системы налогообложения
Курс перехода к рыночным отношениям в Российской Федерации привел к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще в 1990-1991 гг. в рамках союзного государства. Именно тогда началась подготовка к налоговой реформе, предусматривающей изменение распределительных отношений, унификацию и стабильность налогообложения, использование налогов в качестве регулятора рыночных отношений, формирование новых слоев хозяйствующих субъектов (предпринимателей, кооперативом, малых предприятий), а также приближение налоговой системы страны к налоговым системам стран с рыночной экономикой.
Начиная с 1990 года, в России началось полномасштабное строительство новой налоговой системы. Так, в апреле 1990 года был принят закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». В июне этого же года принят еще один очень важный закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций».
Однако основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 года с принятием закона «Об основах налоговой системы в РФ» и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 года. Таким образом, действующая сейчас в России налоговая система фактически была введена с 1992 года и основывалась на более чем 20 законодательных актах. В этом же году 21 ноября Указом президента РФ была образована самостоятельная Государственная налоговая служба, на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в РФ. [17]
Налоговая система России того периода включала три группы налогов: общегосударственные налоги и сборы, республиканские налоги, местные налоги и сборы. При этом ключевой проблемой экономики посткоммунистической России оказался бюджетный дефицит, воспроизводство которого было обусловлено низкими объемами налоговых поступлений на фоне высоких расходных обязательств государства.
Можно выделить три группы причин, которые обуславливали кризис доходной части бюджет:
- политическая нестабильность;
- угнетающее воздействие несбалансированности бюджета на состояние налоговой базы;
- объективная ограниченность
возможности государства
Непонимание природы бюджетного кризиса предопределило ошибочные действия по его преодолению. В эти годы неоднократно предпринимались попытки повысить собираемость налогов, но все они давали краткосрочный результат.
В 1997 году на территории РФ действовало
более 40 налогов и сборов. К этому периоду
уже сформировалась трехуровневая система,
которая включала: федеральные налоги
(НДС, акцизы, таможенная пошлина и т.д.);
республиканские налоги и налоги национально-государственных
и административно-
Новизна сформированной налоговой системы Российской Федерации проявляется в следующем:
- основывается на правовой
базе, а не на подзаконных
- становится стабильной и пронизывает экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением ВВП в целях выполнения государством своих функций;
- при ее разработке использован мировой опыт налогообложения юридических и физических лиц;
- построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов;
- налоги четко распределены по звеньям бюджетной системы, определены виды закрепленных и регулирующих налогов;
- региональным и местным органам власти предоставлена налоговая инициатива в рамках закона;
- законодательством установлена четкая последовательность при уплате налогов;
- в системе налогов
определены общие и
- налоговая система
Практика функционирования налоговой системы середины 90-х годов делала невозможным планирование бизнеса даже на краткосрочную перспективу - риски, связанные с изменением в налогообложении, оценивались, в то время как чрезвычайно высокие. Существующая техника уплаты налогов и налогового администрирования оставляла слишком много возможностей для уклонения от налогов. В ситуации, когда государство было неспособно обеспечить тотальный контроль за уплатой налогов всеми субъектами хозяйственной деятельности, в полном объеме налоги платили только добросовестные налогоплательщики, не имеющие льгот и недоимок [24, с.4]
С 1999 года начался новый виток совершенствования системы налогов и сборов в РФ. Этот этап реформы налоговой системы ознаменовался вступлением в действие 1 января 1999 года, после долгих обсуждений, первой (общей) части Налогового кодекса. В ней были определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, введены в обращение важные дефиниции и инструменты.
С введением этого документа осуществлен системный и комплексный пересмотр всей системы налогообложения. Необходимость налоговой реформы в России к концу 90-х годов обусловлена скоростью и масштабностью изменений, происходящих в экономической жизни страны.
Налоги представляют собой обязательные сборы, которые взимает государство с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Экономическую категорию "налог" следует рассматривать в следующих аспектах:
- По экономической сущности;
- По формам проявления;
- По организационно - правовой стороне.
Экономическая сущность налогов проявляется в денежных отношениях, которые складываются в государстве с юридическими и физическими лицами по поводу принудительного изъятия части созданной стоимости и формирования фонда финансовых ресурсов государства. Материальной основой налогов является реальная сумма средств, мобилизуемых государством.
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти.
С организационно - правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в фонды в определенных размерах и установленные сроки.
Налоговым отношениям присущи отличительные черты, позволяющие выделить их из общей совокупности финансовых отношений. В частности, это обязательный характер налогов и их относительная необратимость.
Налог - это индивидуально безвозмездный, безвозвратный, нецелевой платеж, который вносится налогоплательщиком в бюджет соответствующего уровня в порядке, размерах и в сроки, установленные законодательством. [33, c.5]
Характерными признаками налогов, позволяющие отличить их среди других платежей, является то, что они не имеют ни элементов полного эквивалентного обмена, ни конкретного целевого назначения. Также необходимо указать, что если плата и отчисления могут платиться как государству, так и другим юридическим лицам, то налоги - это атрибут только государства. Императивность - это первый признак, выражающий сущность налога.
Раскрытие сущности и общественного назначения налогов невозможно без определения функций этой категории:
- Фискальной;
- Регулирующей;
- Стимулирующей.
Фискальная функция является важной в характеристике сущности налогов, она определяет их общественное назначение. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Через стимулирующую функцию налогов государство воздействует на процесс воспроизводства, стимулируя его развитие, усиливая накопление капитала, расширяя платежеспособный спрос населения, создавая дополнительные стимулы для деловой и инвестиционной активности, мотивации к работе, поддерживая уровень занятости. В процессе реализации этой функции стимулирующее влияние на общественное производство обеспечивается через дифференциацию налоговых ставок, установления системы льгот и др..