Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение налогообложения как инструмента государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1) Познакомится с историей становления налогообложения в России в 90-х гг.
2) Рассмотреть элементы и принципы налогообложения
3) Определить сущность и роль системы налогообложения
4) Охарактеризовать основные налоги в Российской Федерации;
5) Провести анализ существующих проблем системы налогообложения в России;
6) Проанализировать плановые показатели собираемости за 2014 год;
7) Дать характеристику основным проблемам и перспективам развития налогообложения в России;
8) Сделать выводы по завершению работы.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы системы налогообложения …………………………5
1.1. История становления налогообложения в России в 90-х гг. ……………………5
1.2. Элементы и принципы налогообложения ………………………………………….8
1.3. Сущность и роль системы налогообложения ……………………………………11
Глава 2. Анализ системы налогообложения в России ………………………………..14
2.1. Основные налоги в Российской Федерации ………………………………………14
2.2. Анализ существующих проблем системы налогообложения в России ………..21
2.3. Плановые показатели собираемости за 2014 год ………………………………..23
Глава 3. Перспективы развития налогообложения …………………………………..25
3.1. Современное налогообложение: основные преимущества и недостатки ………25
3.2. Перспективы развития налоговой системы в России ……………………………28
Заключение ………………………………………………………………………………34
Список использованной литературы ………………………………………………..…36

Файлы: 1 файл

налоги РФ.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

Сущность регулирующей функции заключается в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения, создает условия для ускоренного (или замедленного) развития тех или иных производств и отраслей экономики.

Овладение основами налоговой теории требует четкого и точного понимания налоговой терминологии, т.е. понятий, которые являются элементами налога.

Объект налога указывает на то, что именно облагается налогами (доход, земля, транспортное средство и т.п.). Название налога почти всегда происходит от объекта налогообложения. Объект налогообложения еще называют налоговой базой.

Субъекты налогообложения - это лица (юридические или физические), на которые возложены обязанности уплачивать, удерживать и перечислять налоги в бюджет. [21, c.454]

Источником налога называют доход (заработная плата, прибыль, процент), из которого плательщик платит налог.

Единицей налогообложения (или масштабом измерения) есть единица измерения (физического или денежного) объекта налогообложения.

Бюджетное правило (budget rule) – понятие бюджетной политики, выбираемой государством, доходы которого (как, например, доходы России), чрезмерно зависят от экспорта нефтегазовых или иных ресурсов. Правило четко определяет долю таких доходов, которую правительство вправе включать в бюджет, чтобы их расходовать, оставляя остальные в резерве на будущее (сберегая в стабилизационном фонде).

Ставка налога - это законодательно установленная величина налога на единицу измерения базы налогообложения.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

 

    1. Сущность и роль системы налогообложения

 

Налоговая система России представляет собой организованную на конкретных принципах систему отношений между государством через уполномоченные органы и организациями или простыми гражданами по вопросам взимания и установление налогов и сборов в бюджет.

В основе любой налоговой системы лежат налоги. Система налогообложения в России позволяет государству реализовать свои функции по управлению государственными финансовыми потоками.

Структуру налоговой системы можно представить в виде следующих составляющих: совокупности налогов, режимов налогообложения и органов, контролирующих начисление и уплату налогов.

Итак, все налоги делятся на:

- Федеральные, представлены  налогом на добавленную стоимость, налогом с доходов физических  лиц , акцизы , налогом на прибыль  и т.д.;

- Региональные, включающие  такие налоги , как на игорный  бизнес , на имущество организаций  и транспорт ;

- Местные включают налоги: на имущество с физических  лиц и на землю.

Эффективное налогообложение в России невозможно без введения в стране специальных налоговых режимов:

- Единый сельскохозяйственный  налог (налогообложение для сельскохозяйственных  предприятий и организаций) ;

- Единый налог, представляющий  собой упрощенную систему налогообложения  определенных видов деятельности .

Контролирующая роль в налоговой системе отведена налоговым органам. Данная государственная структура призвана следить за соблюдением соответствующего законодательства, правильностью и полнотой налоговых начислений, а также своевременностью поступлений платежей в бюджет. Структура налоговых органов предусматривает федеральные органы и территориальные подразделения.

На территории России налоговая система действует в четырех специальных режимах. Работает упрощенная система налогообложения, сельскохозяйственный налог, единый налог на общий доход и специальный режим, который применяется при выполнении специальных соглашений о разделе продукции.

В соответствии с нормами НК, налогоплательщики - физические лица или организации, которые обязаны платить все соответствующие сборы и платежи. Налоговая система государства также включает в себя наличие налоговых агентов - лиц, на которых возлагаются обязанности по исчислению всех платежей у налогоплательщиков и перечислению их в бюджетную систему страны.

Если говорить о законодательной базе, следует упомянуть о Федеральном Законе России «Об основах налоговой системы». Вся налоговая система, начиная с 1992 года, основывалась именно на нем. Этим нормативным документом был установлен перечень налогов, пошлин и сборов, подлежащих перечислению в бюджет России. Кроме того, этот закон определял обязанности и права налогоплательщиков и, соответственно, налоговых органов.

Позже в действие был введен Налоговый Кодекс РФ, который определяет основные понятия и регулирует налоговые отношения в государстве. На данный момент это основной нормативный документ, регулирующий налоговую систему.

Главный федеральный орган, который выполняет функции по контролю за соблюдением действующего законодательства - ФНС (аббревиатура от Федеральная налоговая служба). Данный орган также следит за полнотой и правильностью исчисления платежей, а также за своевременностью их внесения в бюджеты разных уровней. ФНС обязана контролировать оборот и производство табачной продукции, а также соблюдения валютного законодательства РФ. Конечно же, налоговая система государства держится не на одной ФНС: существует ряд территориальных органов, осуществляющих взаимодействие при регулировании и контроле обложения налогами.

Система налогообложения в России, как и налоговая система зарубежных стран, стремительно меняется из-за изменения экономических, политических и социальных требований. Меняются не только системы, но и функции, которые они выполняют. В наше время налоги - это уже не простой инструмент пополнения госбюджета, а главное средство регулирования экономики, которое влияет на структуру государства, его развитие и условия существования.

 

Глава 2. Анализ системы налогообложения в России

 

 

2.1. Основные налоги в Российской Федерации

 

Налоговая система Российской Федерации представлена такими основными налогами:

    1. Федеральные (действуют одинаково на территории всей страны):
  • Налог на добавленную стоимость (НДС)
  • Акцизы
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
  • Единый социальный налог (ЕСН)
  • Налог на прибыль (НП)
  • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
  • Водный налог
  • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных ресурсов
  • Государственная пошлина
    1. Региональные налоги
  • Налог на имущество организаций (НИ)
  • Налог на игорный бизнес
  • Транспортный налог (ТН)
    1. Местные налоги
  • Земельный налог
  • Налог на имущество физических лиц

Кроме того, еще существуют четыре специальных налоговых режима:

  • упрощенная система (УСН)
  • система налогообложения для производителей сельхоз продукции (ЕСХН)
  • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
  • специальная система при выполнении соглашений о разделе продукции.

Зачисление налогов в тот или иной бюджет осуществляется в пропорциях принятых согласно бюджетному законодательству. Порядок и сроки уплаты налогов устанавливаются федеральным законодательством, а также законодательством субъектов федерации и муниципальных образований. На региональном уровне и уровне муниципальных образований предусмотрена корректировка налоговых ставок (по тем налогам, которые имеют дифференцированные ставки), а также установление отчетных периодов.

В настоящее время действует 10 федеральных налогов, основные из которых: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых и страховые социальные взносы (ранее ЕСН – единый социальный налог).

Полностью в федеральный бюджет поступают НДС, водный налог, платежи за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и другие налоги и сборы по установленным законодательством нормативам направляются также в бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Данные о доходах, поступающих в федеральный бюджет, приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Налоговые доходы, зачисляемые в федеральный бюджет

за 2011 – 2013 гг. , %

Период

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Изменение, %

2012/2011

2013/2012

Налог на прибыль

3,00%

2,90%

2,70%

-0,10%

-0,20%

Налог на доходы физических лиц

10,30%

12,80%

12,90%

2,50%

0,10%

Налог на добавленную стоимость

28,60%

27,60%

27,20%

-1,00%

-0,40%

НДПИ

17,70%

19,80%

19,50%

2,10%

-0,30%

Ввозные таможенные пошлины

6,10%

5,70%

5,30%

-0,40%

-0,40%

Вывозные таможенные пошлины

32,60%

31,90%

31,20%

-0,70%

-0,70%

Прочие доходы

12,00%

13,10%

14,10%

1,10%

1,00%


Исходя из таблицы 2.1, основное место в федеральном бюджете занимают налог на доходы физических лиц и косвенные налоги. На долю косвенных налогов за исследуемый период пришлось 62 – 66% общей суммы федерального бюджета.

В соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, сумма налога на прибыль организаций, зачисляемая в федеральный бюджет значительно меньше, чем в субъекты федерации. Так в федеральный бюджет за период 2011 – 2013 гг. поступило порядка 728 246 499 руб., что составило всего 2% от общей суммы налога, соответственно в региональные бюджеты было зачислено 1 965 304 613 руб., т.е. 18%. При чем на уровне субъектов федерации размер зачисляемого налога может быть уменьшен, но не менее, чем на 13.5%. [18]

Важнейшее значение имеет среди косвенного налогообложения налог на добавленную стоимость (НДС), обеспечившему в 2013 г. 49% всех налоговых доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от других косвенных налогов (например, акциз) состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

По данным Федеральной налоговой службы объем поступлений по налогу на добавленную стоимость в 2010 г. составил – 29.0% всех доходов федерального бюджета РФ, в 2011г. – 28.6%, в 2012г. – 27.6%, в 2013 г. – 27.2% исходя из данных о фактическом исполнении бюджета. [18]

Основная часть поступлений доходов федерального бюджета в 2011-2013 гг. обеспечена поступлениями вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых. На долю указанных доходов в 2013 г. приходиться 77.9% всех доходов федерального бюджета, причем за последние четыре года их доля в общем объеме доходов увеличилась на 8.8%.

Увеличение доли налога на добычу полезных ископаемых связано с увеличением норматива зачисления в федеральный бюджет НДПИ на нефть и газовый конденсат с 95% до 100% и индексации ставок НДПИ на нефть, газ горючий природный и газовый конденсат.

Рост доли вывозной таможенной пошлины на 3.4% обусловлен увеличением размера ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, до 66% от ставок пошлины на нефть, а также установлением ставок вывозных таможенных пошлин на бензин в размере 90% от ставок пошлин на нефть.

Уменьшение доли ввозной таможенной пошлины связано со снижением средневзвешенных ставок импортного тарифа в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО.

Уменьшение доли прочих налогов на 7.7% связано с отменой с 1 января 2010 г. единого социального налога.

Значительная часть объема поступлений доходов федерального бюджета формируется за счет доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой.

Информация о работе Налоговая система РФ