Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:43, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение налогообложения как инструмента государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1) Познакомится с историей становления налогообложения в России в 90-х гг.
2) Рассмотреть элементы и принципы налогообложения
3) Определить сущность и роль системы налогообложения
4) Охарактеризовать основные налоги в Российской Федерации;
5) Провести анализ существующих проблем системы налогообложения в России;
6) Проанализировать плановые показатели собираемости за 2014 год;
7) Дать характеристику основным проблемам и перспективам развития налогообложения в России;
8) Сделать выводы по завершению работы.
Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы системы налогообложения …………………………5
1.1. История становления налогообложения в России в 90-х гг. ……………………5
1.2. Элементы и принципы налогообложения ………………………………………….8
1.3. Сущность и роль системы налогообложения ……………………………………11
Глава 2. Анализ системы налогообложения в России ………………………………..14
2.1. Основные налоги в Российской Федерации ………………………………………14
2.2. Анализ существующих проблем системы налогообложения в России ………..21
2.3. Плановые показатели собираемости за 2014 год ………………………………..23
Глава 3. Перспективы развития налогообложения …………………………………..25
3.1. Современное налогообложение: основные преимущества и недостатки ………25
3.2. Перспективы развития налоговой системы в России ……………………………28
Заключение ………………………………………………………………………………34
Список использованной литературы ………………………………………………..…36
Так, поступление таможенных платежей в федеральный бюджет РФ за период 2011-2013 г. можем рассмотреть на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 – Поступление таможенных платежей в федеральный бюджет РФ за период 2011-2013 г., млрд. рублей
По итогам 2013 г. доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета составила более 54 %. [27].
Структура таможенных платежей, перечисленных в доходную часть федерального бюджета за период 2011-2013 г., представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Структура таможенных платежей за 2011-2013 г., %
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
Изменение 2013 к 2011 (+, -) |
Ввозные таможенные пошлины |
11 |
10 |
14 |
3 |
Вывозные таможенные пошлины |
63,9 |
62,2 |
56,9 |
-7 |
НДС |
23,8 |
32,7 |
27 |
3,2 |
Акцизы |
0,8 |
0,8 |
1 |
0,2 |
Таможенные сборы |
0,5 |
0,3 |
1,1 |
0,6 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
х |
Из таблицы видно, что за исследуемый период большая часть таможенных платежей пришлась на вывозные таможенные пошлины. Это объясняется сложившейся структурой экспорта России, в которой преобладают сырьевые товары [23, c.8].
Основными факторами, обусловившими изменения в структуре таможенных платежей, были изменения в стоимости нефти и ставках пошлин, как ввозных, так и вывозных, а также изменения структуры и стоимости экспорта и импорта [27].
Резкое сокращение темпов экономического роста с 3,4% в 2012 г. до 1,3% в 2013 г. негативно сказалось на региональных финансах, доходы которых оказались связаны с внутрироссийской конъюнктурой в большей степени, чем доходы федерального бюджета. Доходы консолидированных региональных бюджетов в 2013 г. в номинальном выражении выросли всего на 1,7%. В результате, несмотря на заметное сокращение темпов роста расходов региональных бюджетов, дефицит консолидированных бюджетов регионов, по сравнению с 2012 г. вырос в 2,3 раза до 1% ВВП.
При невысоких средних показателях роста доходов региональных бюджетов, в 26 регионах, в том числе в Москве, доходы снизились, по сравнению с уровнем 2012 г. (рис. 2.2). Лидером по снижению доходов (72% к уровню 2012 г.) стала Тюменская область. У шести регионов снижение доходов превышает или равно 10%. В этот список, помимо Тюменской области, входят Новгородская область, Чеченская республика, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Республика Мордовия.
Рисунок 2.2 - Темпы роста доходов консолидированных региональных бюджетов, в %
Основными факторами резкого сокращения темпов роста (а в ряде регионов и
падения) доходов стало сокращение поступлений от налога на прибыль (на 13%) и трансфертов из федерального бюджета (на 4%). Разумеется, в различных регионах эти факторы действовали по-разному. На итоговые показатели дефицита
региональных бюджетов, помимо сокращения поступлений от налога на прибыль
и межбюджетных трансфертов, повлияла динамика доходов других видов, а также
расходная политика. По уровню бюджетного дефицита относительно доходов бюджета «лидерами» являются Чукотский автономный округ (52%), Тюменская область и Краснодарский край (соответственно 26 и 23%), последние два региона
испытали существенное сокращение доходов.[30, с.13-18]
В формировании местного бюджета важную роль играют местные налоги: налоги на имущество физических лиц и земельный налог. Налог на имущество физических лиц, так же как и налог на имущество организаций, имеет дифференцированные ставки,.
Не стоит также умолять роли и значения платежей, поступающие от специальных налоговых режимов, их доля в общей структуре местного бюджета составляет от 23 – 25% от общей совокупности налоговых доходов. Необходимо учитывать, что поступления от упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и сельскохозяйственного налога зачисляются в бюджет субъектов Российской Федерации 100%.
С 1 января 2011 года поступления по ПСН и ЕНВД полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований (т.е. доля фондов подлежит зачислению в региональные и муниципальные бюджеты). Одновременно (с 1 января 2011 года) в отношении плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, устанавливается обязанность по уплате страховых взносов в размере 34 % ФОТ наравне с плательщиками, применяющими общий режим налогообложения. Вместе с тем для последних полностью отменяется ЕСН, тогда как для плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, доля отчислений во внебюджетные фонды не исключается из общей массы налоговых обязательств, а перераспределяется между региональными и муниципальными бюджетами. Кроме того, для отдельных налогоплательщиков (например, применяющих единый сельскохозяйственный налог и др.) устанавливается переходный период с 2011 по 2014 годы. В течение этого периода ставки страховых взносов для них будут увеличиваться постепенно. Однако на плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, данное правило не распространяется, а финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза.
Таким образом, малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, ставится не только в неравное положение по сравнению с другими субъектами предпринимательства, но и на грань банкротства. Увеличение в условиях кризисных явлений финансовой нагрузки на фонд оплаты труда для всех без исключения категорий предпринимателей будет означать, что организации различными способами начнут искусственно занижать свою прибыль, уводить ее в оффшорные зоны, применять иные схемы налоговой оптимизации.[27]
2.2. Анализ существующих проблем системы налогообложения в России
Основным регулятором экономических отношений является налоговая система. Она выступает главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, а так же определяет преимущества экономического развития. Налоги являются основными источниками пополнения государственного бюджета. От их формирования зависит, каким образом будет развиваться общество в целом.
Большинство проблем налоговой системы, как правило, выступают результатом противоречивости и запутанности нормативной базы, и отсутствием эффективной связи исполнительной и законодательной власти
Приведем ряд конкретных проблем налоговой системы:
Во-первых, одной из главных проблем является - усложненность налоговой системы. Так, в мировом рейтинге по усложненности налоговой системы Россия занимает 130 место, насчитывает 22 налога и 448 часов в год на их уплату. Правда полная налоговая ставка возросла и составила в 2013 году - 51,4% (в 2012 году эта цифра составляла 50,8%). Для сравнения, самая низкая налоговая ставка в мире - 8,4% у островного государства Вануату. Лидер рейтинга - Мальдивы, характеризуются наличием всего одного налога в 9,1%, на уплату которого требуется меньше часа в год.
Сложность проявляется в том, что в налоговой системе существуют различные налоги, акцизы отчисления, сборы, которые практически ничем друг от друга не отличаются, но такая масса платежей вносит путаницу в работу какого –либо предприятия в результате чего возникают ошибки при отчислениях налогов, в итоге приходится платит пени за несвоевременную уплату налога.
Во-вторых - нестабильность налогового законодательства, Это обусловливается тем, что в налоговый кодекс периодически вносятся изменения и поправки, что приводит к неустойчивому положению экономику страны, тем самым еще более обостряя экономический кризис.
В – третьих одним из недостатков налоговой системы является, то что налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.
В-четвертых, отметим - нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов, что не способствует эффективному функционированию налоговой системы.
Так же хочется выделить еще одну существенную проблему слабый контроль за сбором налогов, в результате чего происходит уклонению от уплаты налогов, тем самым уменьшаются налоговые поступления. В таблице 2.3 представлена задолженность по налогам и сборам в бюджет.
Таблица 2.3 Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ в 2011-2013 годах, млрд. рублей [26]
2011 |
2012 |
2013 | |||||||
Задолжен- |
из нее |
Задолжен- |
из нее |
Задолжен- |
из нее | ||||
недоимка |
урегулиро- |
недоимка |
урегулиро- |
недоимка |
урегулиро- | ||||
Всего |
703,4 |
314,3 |
377,7 |
675,3 |
289,2 |
364,4 |
728,1 |
346,3 |
376,5 |
в том числе: |
|||||||||
по федеральным налогам и сборам |
584,4 |
232,1 |
343,0 |
553,2 |
203,9 |
329,9 |
591,6 |
245,0 |
342,7 |
в том числе: |
|||||||||
налог на добавленную стоимость |
312,7 |
111,7 |
197,3 |
305,0 |
115,6 |
172,8 |
319,7 |
142,6 |
174,9 |
налог на прибыль организаций |
176,5 |
82,6 |
93,0 |
160,8 |
50,8 |
109,0 |
174,9 |
61,2 |
112,4 |
акцизы по подакцизным товарам |
29,1 |
10,3 |
16,4 |
33,5 |
11,5 |
20,7 |
44,7 |
14,9 |
29,7 |
из них: |
|||||||||
на бензин |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,0 |
0,2 |
0,2 |
0,0 |
0,2 |
на табачную продукцию |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
0,2 |
0,0 |
0,2 |
0,6 |
0,4 |
0,2 |
на дизельное топливо |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
на алкогольную продукцию |
12,9 |
4,7 |
7,8 |
16,0 |
5,7 |
9,6 |
26,0 |
8,1 |
17,9 |
налоги, сборы и регулярные платежи
за |
13,1 |
2,3 |
9,4 |
5,1 |
2,6 |
2,5 |
5,0 |
2,1 |
2,9 |
остальные федеральные налоги |
52,9 |
25,2 |
26,9 |
48,8 |
23,4 |
24,9 |
47,4 |
24,2 |
22,8 |
по региональным налогам и |
70,2 |
49,2 |
19,7 |
77,8 |
56,6 |
19,6 |
83,7 |
64,1 |
18,7 |
по местным налогам и сборам |
32,9 |
22,9 |
9,4 |
26,7 |
17,4 |
8,6 |
32,5 |
24,0 |
8,1 |
по налогам со специальным налоговым |
15,9 |
10,2 |
5,6 |
17,7 |
11,4 |
6,2 |
20,3 |
13,1 |
7,1 |
На основании таблицы можем отметить рост задолженности в 2013 году. Это является крайне негативным экономическим фактором и серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов страны. Масштаб уклонения от уплаты налогов в РФ по различным оценкам составляет до 10 % ВВП. [15]
Следует отметить, что уклонение от уплаты налогов сопутствует всем видам теневой деятельности, а для большинства экономических субъектов оно является основным побудительным мотивом участия в теневой экономике.
2.3. Плановые показатели собираемости за 2014 год
Анализ прогнозных показателей отдельных видов доходов федерального бюджета показывает следующее.
Динамика доходов от уплаты налога на прибыль организаций в 2014 – 2016 годах приведена в таблице 2.4
Таблица 2.4 Прогнозный показатель налога на прибыль организации за 2014-2016 гг.
№ п/п |
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
1 |
Законопроект (2014-2016 гг.), млрд. рублей |
380,1 |
409,2 |
447,4 |
к предыдущему году, млрд. рублей*) |
27,6 |
29,1 |
38,2 | |
к предыдущему году, % |
107,8 |
107,7 |
109,3 | |
темпы роста к 2013 году |
107,8 |
116,1 |
126,9 |
Поступления налога на доходы физических лиц на 2014 год прогнозируются в объеме 4,9 млрд. рублей, на 2015 год – 5,2 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей, или на 5,5 %, больше, чем в 2014 году, на 2016 год – 5,4 млрд. рублей, что на 0,2 млрд. рублей, или на 4,6 %, больше, чем в 2015 году.
Динамика доходов от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2014 – 2016 годах приведена в следующей таблице 2.5
Таблица 2.5 - Динамика доходов от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)
№ п/п |
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
1 |
Законопроект (2014-2016 гг.), млрд. рублей |
2 142,6 |
2 558,3 |
3 020,1 |
к предыдущему году, млрд. рублей*) |
237,4 |
415,7 |
461,8 | |
к предыдущему году, % |
112,5 |
119,4 |
118,1 | |
темпы роста к 2013 году |
112,5 |
134,3 |
158,5 |