Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение налогообложения как инструмента государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1) Познакомится с историей становления налогообложения в России в 90-х гг.
2) Рассмотреть элементы и принципы налогообложения
3) Определить сущность и роль системы налогообложения
4) Охарактеризовать основные налоги в Российской Федерации;
5) Провести анализ существующих проблем системы налогообложения в России;
6) Проанализировать плановые показатели собираемости за 2014 год;
7) Дать характеристику основным проблемам и перспективам развития налогообложения в России;
8) Сделать выводы по завершению работы.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы системы налогообложения …………………………5
1.1. История становления налогообложения в России в 90-х гг. ……………………5
1.2. Элементы и принципы налогообложения ………………………………………….8
1.3. Сущность и роль системы налогообложения ……………………………………11
Глава 2. Анализ системы налогообложения в России ………………………………..14
2.1. Основные налоги в Российской Федерации ………………………………………14
2.2. Анализ существующих проблем системы налогообложения в России ………..21
2.3. Плановые показатели собираемости за 2014 год ………………………………..23
Глава 3. Перспективы развития налогообложения …………………………………..25
3.1. Современное налогообложение: основные преимущества и недостатки ………25
3.2. Перспективы развития налоговой системы в России ……………………………28
Заключение ………………………………………………………………………………34
Список использованной литературы ………………………………………………..…36

Файлы: 1 файл

налоги РФ.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

Так, поступление таможенных платежей в федеральный бюджет РФ за период 2011-2013 г. можем рассмотреть на рисунке 2.1

Рисунок 2.1 – Поступление таможенных платежей в федеральный бюджет РФ за период 2011-2013 г., млрд. рублей

 

По итогам 2013 г. доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета составила более 54 %. [27].

Структура таможенных платежей, перечисленных в доходную часть федерального бюджета за период 2011-2013 г., представлена в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Структура таможенных платежей за 2011-2013 г., %

Показатели

2011

2012

2013

Изменение 2013 к 2011 (+, -)

Ввозные таможенные пошлины

11

10

14

3

Вывозные таможенные пошлины

63,9

62,2

56,9

-7

НДС

23,8

32,7

27

3,2

Акцизы

0,8

0,8

1

0,2

Таможенные сборы

0,5

0,3

1,1

0,6

Итого

100

100

100

х


 

Из таблицы видно, что за исследуемый период большая часть таможенных платежей пришлась на вывозные таможенные пошлины. Это объясняется сложившейся структурой экспорта России, в которой преобладают сырьевые товары [23, c.8].

Основными факторами, обусловившими изменения в структуре таможенных платежей, были изменения в стоимости нефти и ставках пошлин, как ввозных, так и вывозных, а также изменения структуры и стоимости экспорта и импорта [27].

Резкое сокращение темпов экономического роста с 3,4% в 2012 г. до 1,3% в 2013 г. негативно сказалось на региональных финансах, доходы которых оказались связаны с внутрироссийской конъюнктурой в большей степени, чем доходы федерального бюджета. Доходы консолидированных региональных бюджетов в 2013 г. в номинальном выражении выросли всего на 1,7%. В результате, несмотря на заметное сокращение темпов роста расходов региональных бюджетов, дефицит консолидированных бюджетов регионов, по сравнению с 2012 г. вырос в 2,3 раза до 1% ВВП.

При невысоких средних показателях роста доходов региональных бюджетов, в 26 регионах, в том числе в Москве, доходы снизились, по сравнению с уровнем 2012 г. (рис. 2.2). Лидером по снижению доходов (72% к уровню 2012 г.) стала Тюменская область. У шести регионов снижение доходов превышает или равно 10%. В этот список, помимо Тюменской области, входят Новгородская область, Чеченская республика, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Республика Мордовия.

Рисунок 2.2 - Темпы роста доходов консолидированных региональных бюджетов, в %

 

Основными факторами резкого сокращения темпов роста (а в ряде регионов и

падения) доходов стало сокращение поступлений от налога на прибыль (на 13%) и трансфертов из федерального бюджета (на 4%). Разумеется, в различных регионах эти факторы действовали по-разному. На итоговые показатели дефицита

региональных бюджетов, помимо сокращения поступлений от налога на прибыль

и межбюджетных трансфертов, повлияла динамика доходов других видов, а также

расходная политика. По уровню бюджетного дефицита относительно доходов бюджета «лидерами» являются Чукотский автономный округ (52%), Тюменская область и Краснодарский край (соответственно 26 и 23%), последние два региона

испытали существенное сокращение доходов.[30, с.13-18]

В формировании местного бюджета важную роль играют местные налоги: налоги на имущество физических лиц и земельный налог. Налог на имущество физических лиц, так же как и налог на имущество организаций, имеет дифференцированные ставки,.

Не  стоит также умолять роли и  значения платежей, поступающие от специальных налоговых режимов, их доля в общей структуре местного бюджета составляет от 23 – 25% от общей совокупности налоговых доходов. Необходимо учитывать, что поступления от упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и сельскохозяйственного налога зачисляются в бюджет субъектов Российской Федерации 100%.

С 1 января 2011 года поступления по ПСН и ЕНВД  полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований (т.е. доля фондов подлежит зачислению в региональные и муниципальные бюджеты). Одновременно (с 1 января 2011 года) в отношении плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, устанавливается обязанность по уплате страховых взносов в размере 34 % ФОТ наравне с плательщиками, применяющими общий режим налогообложения. Вместе с тем для последних полностью отменяется ЕСН, тогда как для плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, доля отчислений во внебюджетные фонды не исключается из общей массы налоговых обязательств, а перераспределяется между региональными и муниципальными бюджетами. Кроме того, для отдельных налогоплательщиков (например, применяющих единый сельскохозяйственный налог и др.) устанавливается переходный период с 2011 по 2014 годы. В течение этого периода ставки страховых взносов для них будут увеличиваться постепенно. Однако на плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, данное правило не распространяется, а финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза.

Таким образом, малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, ставится не только в неравное положение по сравнению с другими субъектами предпринимательства, но и на грань банкротства. Увеличение в условиях кризисных явлений финансовой нагрузки на фонд оплаты труда для всех без исключения категорий предпринимателей будет означать, что организации различными способами начнут искусственно занижать свою прибыль, уводить ее в оффшорные зоны, применять иные схемы налоговой оптимизации.[27]

2.2. Анализ существующих  проблем системы налогообложения в России

 

Основным регулятором экономических отношений является налоговая система. Она выступает главным инструментом влияния  государства на развитие хозяйства, а так же определяет преимущества  экономического развития. Налоги являются основными источниками пополнения государственного бюджета. От их формирования зависит, каким образом будет развиваться общество в целом.

Большинство  проблем  налоговой системы, как правило, выступают результатом противоречивости и запутанности нормативной базы, и отсутствием эффективной  связи исполнительной и законодательной власти

Приведем ряд конкретных проблем налоговой системы:

Во-первых, одной из главных проблем  является  - усложненность налоговой системы. Так, в мировом рейтинге по усложненности налоговой системы Россия занимает 130 место, насчитывает 22 налога и 448 часов в год на их уплату. Правда полная налоговая ставка возросла и составила в 2013 году - 51,4% (в 2012 году эта цифра составляла 50,8%). Для сравнения, самая низкая налоговая ставка в мире - 8,4% у островного государства Вануату. Лидер рейтинга  - Мальдивы, характеризуются наличием всего одного налога в 9,1%, на уплату которого требуется меньше часа в год.

Сложность проявляется в том, что  в налоговой системе существуют различные  налоги, акцизы отчисления, сборы, которые практически ничем друг от друга не отличаются, но такая масса платежей вносит путаницу в работу какого –либо  предприятия  в результате чего возникают ошибки при отчислениях налогов, в итоге приходится платит пени за несвоевременную уплату налога.

Во-вторых -  нестабильность налогового законодательства, Это обусловливается тем, что в налоговый кодекс периодически вносятся изменения и поправки, что приводит к неустойчивому положению экономику страны, тем самым еще более обостряя  экономический кризис.

В – третьих  одним из недостатков налоговой системы  является, то что налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

В-четвертых, отметим - нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов, что не способствует эффективному функционированию налоговой системы.

Так же хочется выделить еще одну существенную проблему  слабый контроль за сбором налогов, в результате чего происходит уклонению от уплаты налогов, тем самым уменьшаются  налоговые поступления. В таблице 2.3 представлена задолженность по налогам и сборам в бюджет.

 

Таблица 2.3 Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ в 2011-2013 годах, млрд. рублей [26]

 

2011

2012

2013

Задолжен- 
ность

из нее

Задолжен- 
ность

из нее

Задолжен- 
ность

из нее

недоимка

урегулиро- 
ванная 
задолжен- 
ность

недоимка

урегулиро- 
ванная 
задолжен- 
ность

недоимка

урегулиро- 
ванная 
задолжен- 
ность

Всего

703,4

314,3

377,7

675,3

289,2

364,4

728,1

346,3

376,5

в том числе:

                 

по федеральным налогам и сборам

584,4

232,1

343,0

553,2

203,9

329,9

591,6

245,0

342,7

в том числе:

                 

налог на добавленную стоимость  
      на товары (работы, услуги)

312,7

111,7

197,3

305,0

115,6

172,8

319,7

142,6

174,9

налог на прибыль организаций

176,5

82,6

93,0

160,8

50,8

109,0

174,9

61,2

112,4

акцизы по подакцизным товарам  
      (продукции)

29,1

10,3

16,4

33,5

11,5

20,7

44,7

14,9

29,7

из них:

                 

на бензин

0,3

0,1

0,2

0,3

0,0

0,2

0,2

0,0

0,2

на табачную продукцию

0,1

0,0

0,1

0,2

0,0

0,2

0,6

0,4

0,2

на дизельное топливо

0,1

0,1

0,1

0,1

0,0

0,0

0,1

0,0

0,1

на алкогольную продукцию  
         с объемной долей этилового спирта свыше  
         9% (за исключением вин) 2)

12,9

4,7

7,8

16,0

5,7

9,6

26,0

8,1

17,9

налоги, сборы и регулярные платежи за  
      пользование природными ресурсами

13,1

2,3

9,4

5,1

2,6

2,5

5,0

2,1

2,9

остальные федеральные налоги  
      и сборы

52,9

25,2

26,9

48,8

23,4

24,9

47,4

24,2

22,8

по региональным налогам и  
   сборам

70,2

49,2

19,7

77,8

56,6

19,6

83,7

64,1

18,7

по местным налогам и сборам

32,9

22,9

9,4

26,7

17,4

8,6

32,5

24,0

8,1

по налогам со специальным налоговым  
   режимом

15,9

10,2

5,6

17,7

11,4

6,2

20,3

13,1

7,1


На основании таблицы можем отметить рост задолженности в 2013 году. Это является крайне негативным экономическим фактором и серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов страны. Масштаб уклонения от уплаты налогов в РФ по различным оценкам составляет до 10 % ВВП. [15]

Следует отметить, что уклонение от уплаты налогов сопутствует всем видам теневой деятельности, а для большинства экономических субъектов оно является основным побудительным мотивом участия в теневой экономике.

 

2.3. Плановые показатели собираемости за 2014 год

 

Анализ прогнозных показателей отдельных видов доходов федерального бюджета показывает следующее.

Динамика доходов от уплаты налога на прибыль организаций в 2014 – 2016 годах приведена в таблице 2.4

 

Таблица 2.4 Прогнозный показатель налога на прибыль организации за 2014-2016 гг.

п/п

Показатели

2014 год

2015 год

2016 год

1

Законопроект (2014-2016 гг.),  млрд. рублей

380,1

409,2

447,4

 

к предыдущему году,  млрд. рублей*)

27,6

29,1

38,2

 

к предыдущему году, %

107,8

107,7

109,3

 

темпы роста к 2013 году

107,8

116,1

126,9


 

Поступления налога на доходы физических лиц на 2014 год прогнозируются в объеме 4,9 млрд. рублей, на 2015 год – 5,2 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей, или на 5,5 %, больше, чем в 2014 году, на 2016 год – 5,4 млрд. рублей, что на 0,2 млрд. рублей, или на 4,6 %, больше, чем в 2015 году.

Динамика доходов от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2014 – 2016  годах приведена в следующей таблице 2.5

Таблица 2.5 - Динамика доходов от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)

п/п 

Показатели

2014 год

2015 год

2016 год

1

Законопроект (2014-2016 гг.),  млрд. рублей

2 142,6

2 558,3

3 020,1

 

к предыдущему году,  млрд. рублей*)

237,4

415,7

461,8

 

к предыдущему году, %

112,5

119,4

118,1

 

темпы роста к 2013 году

112,5

134,3

158,5

Информация о работе Налоговая система РФ