Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение налогообложения как инструмента государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1) Познакомится с историей становления налогообложения в России в 90-х гг.
2) Рассмотреть элементы и принципы налогообложения
3) Определить сущность и роль системы налогообложения
4) Охарактеризовать основные налоги в Российской Федерации;
5) Провести анализ существующих проблем системы налогообложения в России;
6) Проанализировать плановые показатели собираемости за 2014 год;
7) Дать характеристику основным проблемам и перспективам развития налогообложения в России;
8) Сделать выводы по завершению работы.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы системы налогообложения …………………………5
1.1. История становления налогообложения в России в 90-х гг. ……………………5
1.2. Элементы и принципы налогообложения ………………………………………….8
1.3. Сущность и роль системы налогообложения ……………………………………11
Глава 2. Анализ системы налогообложения в России ………………………………..14
2.1. Основные налоги в Российской Федерации ………………………………………14
2.2. Анализ существующих проблем системы налогообложения в России ………..21
2.3. Плановые показатели собираемости за 2014 год ………………………………..23
Глава 3. Перспективы развития налогообложения …………………………………..25
3.1. Современное налогообложение: основные преимущества и недостатки ………25
3.2. Перспективы развития налоговой системы в России ……………………………28
Заключение ………………………………………………………………………………34
Список использованной литературы ………………………………………………..…36

Файлы: 1 файл

налоги РФ.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

 

При этом доля начисленного налога в ВВП в 2014 году составляет 46,54 %, в 2015 и в 2016 годах – 47,13 % и 47,78 % соответственно, а доля налоговых вычетов в 2014 году – 43,53 %, в 2015 и в 2016 годах – 43,85 % и 44,23 % соответственно. Доля налоговых вычетов в сумме начисленного налога в 2014 году составляет 93,5 %, в 2015 и в 2016 годах – 93,1 % и 92,6 % соответственно.

Доходы от уплаты НДПИ формируются в основном за счет налога, уплаченного при добыче углеводородного сырья (нефти, природного газа и газового конденсата). Поступление НДПИ на углеводородное сырье в федеральный бюджет на 2014 год прогнозируется в сумме 2 660,7 млрд. рублей (3,63 % ВВП), в том числе по нефти – 2 266,8 млрд. рублей, по газу горючему природному – 379,6 млрд. рублей, по газовому конденсату – 14,3 млрд. рублей.

В 2014 году по сравнению с предыдущим годом прогнозируется увеличение платежей при пользовании природными ресурсами на 8,9 %, в 2015 году – на 5,9 %, в  2016 году – на 3 %.

Платежи при пользовании природными ресурсами включают в себя плату за негативное воздействие на окружающую среду, платежи при пользовании недрами, плату за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям, плату за использование лесов, плату за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утилизационный сбор.

 

Глава 3. Перспективы развития налогообложения

 

 

3.1. Современное налогообложение: основные преимущества и недостатки

 

В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать:

  1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (35%) и налога на добавленную стоимость (20%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.
  2. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.
  3. Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.
  4. Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.
  5. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.
  6. Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.
  7. Усложненность налоговой системы РФ, т.к. на данный момент в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов. Необходимо отменить ряд "нерыночных" налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда и др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников, т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог на прибыль. Более оправданным является наличие единых налогов с законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов.
  8. Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие).
  9. Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в первую очередь в затягивании окончательного принятия нового Налогового кодекса. По различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение. Требуется их унификация и объединение в едином своде налоговых законов. Для эффективного взимания налогов на недвижимость необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости, автоматизированной системы управления недвижи-мостью и т.д.
  10. Большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов. В первую очередь необходимо постепенное прекращение в регионах любых форм зачетов по федеральным регулирующим налогам, а затем и по всем остальным.

Что касаемо совершенствования налоговой системы: необходимо привести в действие  налоговый механизм. Благодаря этому произойдет  стимулирование  инвестиций  в  развитие  малонаселенных  регионов и будет наблюдаться стремительное  развитие  высокотехнологичных  производств, Все это позволит преобразовать  нынешнею  налоговую  систему.

Вносимые поправки  в законодательство о налогах и сборах  должны быть направлены на внесения   определенной ясности законодательства и на однозначность его применения, для этого нужно сохранить стабильность налоговой системы

Стабильность налоговой системы заключается в  неизменности правил уплаты налогов в течение длительного периода, что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений

Так же для усовершенствования налоговой системы ,необходимо дать право руководству РФ  на создание  дополнительных  нормативно-правовых  актов  по  вопросам  налогового  регулирования,  которые не  затронуты  либо же не   в  полном  объеме  затронуты  законодательством  РФ  в  области  налогов  и  налогообложения.

 

3.2. Перспективы развития налоговой системы в России

 

В России продолжается налоговая реформа. В начале 2004 г. правительство внесло в Государственную думу пакет предложений по реформированию налоговой системы в течение 2004-2005 гг. Основные приоритеты реформы: снижение фискального давления на плательщиков, сокращение количества налогов, упрощение администрирования налогов, усиление налогового контроля. За главную изменение системы налогообложения считают уменьшение ставки единого социального налога (ЕСН ) с 35,6 % до 26 % , что позволит корпоративному бизнесу сэкономить около 280 млрд. дол. ( ~ 10 млрд. долл.).

Чтобы компенсировать соответствующие потери внебюджетных социальных фондов, предложено, чтобы часть ЕСН платили не компании, а их сотрудники. При такой системе наемные работники имеют на добровольной основе отчислять 4% (с 2008 г. - 8 %) заработка на счет накапливаемой части пенсии. По сути такой порядок означает, что фактическая ставка налога , по которой облагаются доходы, возрастет с 13% до 17 % ( 21%).

С 2005 г. снизился уровень налогообложения имущества физических лиц, основным элементом которого является жилье. Максимальная ставка налога на имущество составляет 2 % , фактически в большинстве регионов она не превышает 0,5 %. Снизилась ставка имущественного налога до 0,1 % , но при условии, что базой налогообложения будет служить не формальная, обычно существенно занижена, инвентаризационная оценка, а реальная рыночная стоимость квартиры или дома. В результате фактическая величина налогового обязательства возрастет в несколько раз.

Введение налогообложения в зависимости от рыночных цен сдерживает отсутствие методики оценки жилья по рыночной стоимости. В случае, если методику такого расчета не удастся разработать, существует альтернативный вариант реформы. Он предусматривает установление минимальной ставки имущественного налога при условии отмены большинства льгот, может коснуться любой из существующих категорий льготников: пенсионеров, бывших воинов - афганцев, родственников погибших военнослужащих, представителей творческой богемы  налог не взимается с творческих студий, ателье и мастерских) и даже садоводов (налогом не облагаются здания площадью менее 50 кв. метров). [6, c.176]

Подготовлена ​​концепция закона, согласно которому освобождаются от уплаты НДС агентства по торговле недвижимостью (риэлторы), а также фирмы - застройщики при заключении сделок на продажу зданий. Таким образом, юридические лица уравниваются в правах с физическими, которые освобождены от уплаты НДС.

Согласно принятой новой статьи Налогового кодекса РФ с 2005 г. менее обременительным становится налог на наследство и дарение. Просмотрев величину сумм, на которые наследники и одаренные могут уменьшать налогооблагаемую стоимость имущества. Для наследия эта сумма повышается с 85 тыс. до 200 тыс. руб..  Для дарований - с 8,5 тыс. до 20 тыс. руб. Предусмотрено, что в зависимости от степени родства ставки налога на наследство находиться в пределах от 5 до 9%, а для налога на дарение-5-13 %.

Для дальних родственников или наследников, которые не являются родней покойному, ставка данного налога снижается до 13% , то есть по норме налогообложения наследие приравнивается к получению дохода. Количество объектов наследия и дарения ограничивают тремя позициями: недвижимое имущество, земельные участки, транспортные средства (в том числе яхты, мотоциклы, тракторы) .

Из числа объектов налогообложения исключены:

  • оставленная в наследство денежная наличность,
  • банковские депозиты,
  • ценные бумаги,
  • ювелирные изделия,
  • предметы антиквариата.

Что мотивировано невозможностью контролировать из них уплату налога. Напротив, не вызывает проблем администрирования тех налоговых объектов, права собственности на которые регистрируются. При обязательном информировании налоговых инспекций о нотариально оформлены договоры дарения уклонения от налога становится практически невозможным.

Как и в случае с имущественным налогом, унаследованные квартиры предусмотрено облагать на основе их реальной, то есть рыночной, стоимости, а не заниженной инвентаризационной оценки. В результате, считают критики данного закона, эффект от снижения ставок будет перекрыт увеличением базы налога, так что абсолютная сумма налога (оклад) может и не уменьшиться. Чтобы избежать подобного "нулевого" ​​варианта, выдвинуто предложение расширить перечень членов семьи, которым при получении наследства не придется платить налог вообще. Это так называемые родственники первой очереди, к которым относятся дети, жена или муж, родители покойного.

Наибольшую тревогу деловых кругов вызвал проект так называемых НДС- счетов, на которые должны поступать все средства, предназначенные для уплаты налога на добавленную стоимость. Правительство предусматривало, что каждое предприятие будет иметь дополнительный специальный счет для расчетов по НДС с поставщиками и покупателями, а также с бюджетом. Каждая сделка купли-продажи должен оформляться двумя платежными поручениями: одним - без НДС, вторым - с учетом НДС.

Средства по данному специальному счету использовать с другой целью невозможно, поскольку их нельзя причислять на расчетный счет или трансформировать в наличные ("обналичивать"). Таким образом надеялись блокировать наиболее распространенный метод уклонения от НДС - создание подставных фирм - однодневок, ведь той частью денег, находящихся на специальном счете, подобные фирмы, исчезая, воспользоваться не смогут. Негативные последствия данного мероприятия: повышение стоимости расчетно-кассового обслуживания в банках, увеличение объема отчетности; иммобилизация части оборотных средств предприятий.

НДС – счета имеют целью обеспечить контроль за уплатой НДС, минимизировать использование незаконных схем возмещения налога за счет бюджета, в результате чего ежегодные потери бюджета составляют 300 млрд. руб. (около 10 % доходов федерального бюджета). Пока под давлением предпринимательских кругов введения НДС-счетов отложено, потому что оно означало бы отвлечение из хозяйственного оборота 18 % средств, то есть на уровне действующей ставки НДС. Кроме того, по оценкам, компании в попытке компенсировать потери подняли бы цена минимум на 3-5%. Вместе с тем, - как на доказательство того, что в экономике за все надо платить, - отмена НДС-счетов означает, что правительство на некоторое время отказался от снижения ставки НДС. В 2005 г. предполагалось снизить ставку до 16% , в ​​2006 г. - до 14-15 %. [21, c.453] Однако на сегодняшний момент, налоговая ставка НДС в России составляет 18 % и применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10 % или в перечень со ставкой 0 %.

В 2004 году Высший арбитражный суд РФ вынес выгодное для многих предприятий решение, согласно которому возвращение НДС на ввозимое в страну промышленное оборудование можно требовать сразу, а не после ввода оборудования в эксплуатацию.

Существенные изменения произошли нефтяного - газовый бизнес. Дело в том, что от экспорта нефти в федеральный бюджет поступают таможенные и налоговые платежи, в сумме эквивалентны примерно половине мировой цены нефти, тогда как в Норвегии и Великобритании государство получает 70 %. Кроме того, Министерство финансов России обеспокоено потерями доходов через необоснованные льготы нефтяным компаниям, умаление последние налогооблагаемой базы путем внутренних трансфертных цен, скрытия доходов, использования оффшоров. Согласно внесены предложения о повышении налоговой нагрузки на эту область через механизм экспортной пошлины.

Россия пытается поставить хозяйственную жизнь под строгий электронный контроль. До 2005 г. должна быть создана система ежемесячной регистрации в налоговых органах входящих и исходящих счетов- фактур. Кроме того , налоговые органы получают право автоматически списывать со счета налогоплательщика штрафы за налоговые нарушения . До сих пор для взыскания штрафа налоговая инспекция должна была действовать через суд. Согласно данной поправке, о сроках обжалования штрафа должен заботиться сам плательщик, если он его пропустит, деньги спишут в бесспорном порядке.

В основу налоговой реформы положена идея, что деньги зарабатывают люди и бизнес, а органы власти только их аккумулируют и тратят. Декларируемая цель налоговой реформы: снижение уровня налоговых ставок, сокращение количества налогов, отмены большинства льгот, введение рыночных принципов определения базы налогообложения. В случае полной реализации задуманного в ближайшие годы в России сформируется по сути новая национальная налоговая система.

Основными направлениями налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, одобренными Правительством Российской Федерации в 2012 году, предусматривалась реализация налогового маневра, который заключался в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

В части мер налогового стимулирования планировалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям [4]:

1. Поддержка инвестиций  и развития человеческого капитала.

2. Совершенствование налогообложения  при операциях с ценными бумагами  и финансовыми инструментами  срочных сделок, а также иных финансовых операциях.

3. Совершенствование специальных  налоговых режимов для малого  предпринимательства.

4. Развитие взаимосогласительных  процедур в налоговых отношениях.

5. Налогообложение добычи  полезных ископаемых.

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планировалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Налогообложение добычи  углеводородного сырья.

2. Акцизное налогообложение.

3. Введение налога на недвижимое имущество для физических лиц.

4. Налогообложение престижного  потребления.

Информация о работе Налоговая система РФ