МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра экономической теории управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
на тему:
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ
Студентка 1 курса заочной
формы обучения полной
специальность: финансы
и кредит
Шифр: 2012-080100-61
Хохлова В. А.
Научный руководитель:
к. э., доц. Сингаева Ю. В.
Оренбург - 2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.
1.1 Налоги в Древней Руси и налоги при
Петре I6
1.2 Налоговая система в СССР (1917- 1932
гг.)12
1.3 Развитие налогов
в России в 1980-м — начале 1991-х гг.17
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИТЕМА И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ. 21
2.1 Понятие налоги21
2.2 Основные принципы построения 26
2.3 Основные
направления трансформации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение
Налоги и налоговая система
- это не только источники бюджетных поступлений,
но и важнейшие структурные элементы экономики
рыночного типа. На протяжении всей
истории человечества складывалась
система налогообложения. Она выступила необходимым
звеном экономических отношений с момента
возникновения государства и разделения
общества на классы, когда зарождающиеся
социально-государственные механизмы
общества потребовали соответствующего
финансирования. По словам английского экономиста
С. Паркинсона: «Налогообложение старо,
как мир, и его начальная форма возникла,
когда какой-нибудь местный вождь перегораживал
устье реки, место слияния двух рек или
горный перевал и взимал плату за проход
с купцов и путешественников"1. Ни одно государство
не может существовать без
налогов. Налоги обеспечивают реализация
социальной, экономической, оборонной
и других функций государства. Они идут
на содержание государственного аппарата,
армии, правоохранительных органов,
финансирование образования, здравоохранения,
науки. Из собранных в виде налогов средств
государство строит школы, высшие учебные
заведения, больницы, детские дома, государственные
предприятия; платит зарплату преподавателям,
врачам, государственным служащим,
стипендии и пенсии. Часть средств идет
на социальные пособия пожилым и больным
людям, защиту здоровья матери и ребенка,
окружающей среды и т.д. В связи с этим о налогообложении
можно сказать как о феномене человеческой
цивилизации, как о её неотъемлемой части. Развития
изменения форм государственного устройства
всегда сопровождаются преобразованием
налоговой системы. В истории налогов
и налогообложения России - основной источник
основания государственных финансов через
изъятие в виде обязательных платежей,
части общественного продукта, налоги
известны с незапамятных времен. Дадим
определения, что такое налоговая система
и налоги:
Налоговая система – это совокупность сборов и налогов, которые
устанавливает и взимает государство
для создания фонда финансовых ресурсов,
методов, форм, способов и принципов их
взимания.
Налоги - это обязательные платежи,
взимаемыми органами государственной
власти с юридических и физических лиц
в целях материального обеспечения деятельности
государства.
Первый сформулировавший основные
принципы налогообложения был Адам Смит.
Перечислим основные классические принципы:
- Все юридические и физические
лица, получившие доходы, обязаны делать налоговые отчисления
на содержание государства, в котором
они живут и работают, под защитой которого
находятся.
- Условия уплаты налогов должны
быть точно определены (по срокам, способам, порядку,
суммам платежам).
- Время и способ взимания налогов
должны быть удобны для налогоплательщика.
- Порядок взимания налогов должен
быть простым и дешевым. Источники налоговых
поступлений должны быть защищены от двойного
(многократного) налогообложения.
Принципы Адама Смита верны
и сегодня, благодаря их простоте и ясности,
не требуют никаких иных разъяснений и
иллюстраций, кроме тех, которые содержатся
в них самих, они стали “аксиомами” налоговой
политики.
С 1917 года до времени
застоя происходящие в стране события,
состояние экономики и отдельных ее отраслей
было огорчающим. В экономическом кризисе
налогообложение колхозов значительно
усложнилось, в частности коснулось это
порядка исчисления и взимания налога,
множественности ставок, объединения
ставок. До начало перестройки в условиях
жестко централизованной системы управления
и преобладания в экономике государственного
сектора, в СССР фактически отсутствовала
налоговая система, хотя и существовали
отдельные её элементы. Налоги как таковые
были установлены исключительно для кооперативного
и частного секторов, доля которых в экономике
была исключительно мала и не играла практически
никакой роли, а также для личных доходов
граждан. Первые ростки налоговой системы
появились в конце 1980-х годов, когда начали
зарождаться другие формы собственности.
Основы налоговой системы России законодательно
оформлены в 1991 г. Создание новой, особой
формы взаимоотношений государства и
налогоплательщика не обошлось без противоречий
между налогообложением и отдельными
элементами хозяйственного механизма:
кредитованием, ценообразованием, валютным
регулированием и др. Главным препятствием
к становлению эффективной налоговой
системы является отсутствие равновесия
между многими ее элементами. Основные
направления налоговой политики являются
одним из документов, который необходимо
учитывать в процессе бюджетного проектирования
как при планировании федерального бюджета.
В наше время
налоги – основная форма доходов
государства. Налоги, как и вся
налоговая система, являются мощным
инструментом управления экономикой
в условиях рынка. Практически
всеми признается, что эффективная
реформа налоговой политики и
системы налоговых органов в
стране - ключевой фактор успеха
в деле перевода экономики
на рыночные рельсы.
Цель данной работы – дать
полезную и интересную информацию
об истории налогов и налогообложения
в России, ее появление и развитие от древней
Руси до сегодняшнего дня. В соответствии
с этой целью ставятся задачи. Во–первых,
дать интересные моменты появления налогов
в Древней Руси, при Петре I и в годы СССР.
Во - вторых узнать особенности развития
налогов и описать принципы. В – третьих дать определение понятию
налоговой системы и налогов подробнее.
В - четвертых выявить основные изменения
направления налоговой системы.
Таким образом, тема налоговая
система актуальна как в те времена,
так и на сегодняшний день.
Работа состоит из
введения, двух глав, заключения
и списка использованной литературы
и источников.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ
И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.
- Налоги в Древней Руси и налоги
при Петре I
Налоговая система в
России берет свое начало только с конца
IX в., когда произошло объединения Древнерусского
государства, получившее позднее название
Киевская Русь. Основной формой налогообложения
того периода выступали поборы в княжескую
казну, которые именовались «дань».
Дань по сути дела сначала носила нерегулярный
характер, а затем все более систематический
прямой налог. Как сообщает историк С.М.
Соловьев, «некоторые платили мехами с
дыма, или обитаемого жилища, некоторые
по шлягу от рала»2. Под шлягом, следует понимать
иноземные, арабские, металлические монеты,
обращавшиеся тогда на Руси, а «От рала»
— т. е. с плуга или сохи. Это – важная особенность
русского налогообложения, показывающая
более высокий уровень его развития по
сравнению с раннефеодальной Западной
Европы, где господствовали нерегулярные
налоги. Например, древляне (славянское
племя, обитавшее в украинском Полесье)
платили по одной кунице с жилья, а население
Новгородской земли платило дань киевскому
князю русскими гривнами, серебряными
слитками.
Дань взималась двумя способами:
повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или
княжеские дружины сами ездили за нею.
Одна из таких поездок к древлянам печально
закончилась для преемника Олега князя
Игоря. Игорь со своей дружиной в поисках
богатства отправляются на бескрайние
просторы большой дороги и попадают во
владения соседнего вассального народа.
Собрав с них всю возможную дань, которой
те владели, Игорь со своей дружиной уходит
восвояси. Следует помнить, что раньше
у многих славянских народов оставалось
занятие земледелие, и, к сожалению, собирать
урожай, благодаря русским климатическим
условиям, могли только раз за календарный
год, а, следовательно, и налоговый период,
по логике вещей, должен был составлять
один год. Посчитав не до конца собранной
дани, он возвращается обратно требовать
новой дани. Древляне не стерпели «двойного
налогообложения», и князь был убит. Таким образом, Игорь забыл,
что умеренность есть добродетель власти,
и обременил древлян тягостным налогом.
Известно, что в Древней Руси
единицей прямого обложения являлась
дань в Киевском государстве, служил «дым»
- определявшийся количеством печей и труб
в каждом хозяйстве.
Косвенное налогообложение
существовало в форме торговых и судебных
пошлин. Особое распространение получил
так называемый «мыт» — пошлина, взимаемая
при провозе товаров через заставы у городов
и крупных селений, пошлина «перевоз» —
за перевоз через реку, «гостиная» пошлина
— за право иметь склады, «торговая» пошлина
— за право устраивать рынки. Судебная
пошлина «вира» взималась за убийство,
«продажа» — штраф за прочие преступления.
Судебные пошлины составляли обычно от
5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого
холопа без вины убийца платил господину
цену убитого в возмещение витков, а князю
- пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся,
то виру платили жители округа, верви,
где было совершено убийство. Обязанность
верви схватить убийцу или платить за
него виру способствовала раскрытию преступлений,
предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную
виру не платили в случае убийства при
разбойном нападении. Возникнув в качестве
обычая, эти порядки впоследствии были
узаконены в «Русской Правде» князя Ярослава
Мудрого (ок.978–1054) — первом российском
своде законов, включавшем нормы налогового
законодательства.
В XIII в. после завоевания Руси
Золотой Ордой основным налогом стал «выход»,
взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными
хана, а затем, когда удалось освободиться
от ханских чиновников, самими русскими
князьями. «Выход» взимался с каждой души
мужского пола и с головы скота. Каждый
удельный князь сам собирал дань в своем
уделе и передавал ее великому князю для
отправления в Орду. Но был и другой способ
взимания дани — откуп. Откупщиками выступали
чаше всего хорезмские или хивинские купцы.
Внося татарам единовременные суммы, они
затем обогащались сами, увеличивая налоговый
гнет на русские княжества. Сумма «выхода»
стала зависеть от соглашений великих
князей с ханами. Взимание прямых налогов
в казну самого Русского государства стало
уже почти невозможным. Но главным источником
внутренних доходов были пошлины. Особенно
крупными источниками дохода явились
торговые сборы. Торговые пошлины в то
время обычно были таковы: с воза пошлины
— деньга, если кто поедет без воза, верхом
на лошади, но для торговли — платить деньгу
же, со струга (ладьи) — алтын. Когда кто
начнет торговать, берется от рубля алтын.
В летописях пошлина упоминается с серебряного
литья, с клеймения лошадей, гостиная,
с соляных варниц, с рыбных промыслов,
сторожевая, медовая, пошлина с браков
и т.д. Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался
"осьмеником". Он взимал осмничее
— сбор за право торговли. С XIII в. на Руси
входит в обиход название «таможник» для
главного сборщика торговых пошлин. По
всей видимости, это слово происходит
от монгольского «тамга» — деньги. У таможника
имелся помощник, именовавшийся мытником. Налоговые
повинности взимались серебром и натуральными
платежами. Вскоре уплата выхода была
прекращена Иваном III в 1480 г. Началось создание финансовой
системы Руси. Прямым налогом были данные
деньги с черносошных крестьян и посадских
людей, т.е. подушной налог. Важную роль
в налоговой системе отводилась целевым
налогам для производства пушек, для выкупа
воинов из плена, для сооружения засечных
линий, на содержание регулярной армии
и других сбор. В состав косвенных налогов
вошли бывшие и новые акцизы и пошлины.
Была введена первая русская налоговая
декларация - сошное письмо. Соха – переводная
условная податная единица измерения
земельного участка, используемая для
обложения прямыми налогами. Другими словами
она предусматривала измерение земельных
площадей, в том числе застроенных дворами
в городах, перевод полученных данных
в условные податные единицы «сохи» и
определение на этой основе налогов. Соха
измерялась в четях (около 0,5 десятины),
ее размер в различных местах был неодинаков
— зависел от области, качества почвы,
принадлежности земель. Сошное письмо
составлял писец, при нем состояли подъячи.
Описания городов, уездов с населением,
дворами, категориями землевладельцев
заносили в писцовые книги. Эта еще характерная
черта российского налогообложения, отличавшиеся
от налогообложения Западной Европы. Таким
образом, была создана постоянная налоговая
система, имеющая виды налогов, формы и
методы.
В эпоху Петра I (1672-1725) в сфере
налогообложения произошли радикальные
перемены. Государство испытывало очень
серьезные финансовые трудности в связи
с ведением постоянных войн и строительством
новых городов. Налог с сохи и налог с дыма
подорвали экономику страны. Поэтому к
дополнению уже действующим традиционным
налогам вводились новые налоговые реформы.
Петр учредил особую должность — прибыльщиков,
обязанность которых сидеть и чинить государю
прибыли, т. е. изобретать новые источники
доходов казны. По инициативе прибыльщиков
был так введен гербовый сбор, подушный
сбор с извозчиков — десятая часть доходов
от их найма, налоги с постоялых дворов,
с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов,
с продажи съестного, с найма домов, ледокольный
и другие налоги и сборы. Облагались даже
церковные верования. Например, раскольники
были обязаны уплачивать двойную подать.
В 1719 году вводится горная подать, которая
уплачивалась натурой в размере десятой
доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение
горных промыслов осуществлялось в России
еще в XVII в. Например плавильщик Дмитрий
Тумашев получил по грамоте дозволение
искать в Сибири золото, серебро, железные
руды и камни при условии платить в казну
десятый пуд металлов натурой. Горная
подать представляла собой специальный
вид налога, взимаемый государством с
горнопромышленников и предприятий, осуществляющих
разработку недр. В эпоху Петра I относится
и появление в России первого горного
законодательства 2 сентября 1700 году.
Суть которого, каждый, кто сведает или
найдет на государевых землям драгоценные
камни, руды и золото сообщать правительству
в случае скрытие идет наказание. Принцип
горной регалии « Нам одним, яко монарху,
принадлежат рудокопные заводы»3.
5 сентября 1698 года Пётр I
установил налог на бороды, чтобы все же
привить своим подданным моду, принятую
в других европейских странах. Для контроля
был введен и специальный металлический
жетон – бородовой знак, представлявший
своего рода квитанцию об уплате денег
за ношение бороды. Уже к концу этого же
года, требование брить бороду, было распространено
на основные группы городского населения;
была определена и штрафная сумма за неисполнение
распоряжения. Усилиями прибыльщиков в январе
1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды. Устанавливалось четыре разряда
пошлины: с царедворцев, городовых дворян,
чиновников по 600 рублей в год (огромные
по тому времени деньги); с купцов – по
100 рублей в год; с посадских людей – по
60 рублей в год; со слуг, ямщиков и всяких
чинов московских жителей – по 30 рублей
ежегодно. Крестьяне пошлиной не облагались,
но каждый раз при въезде в город взималось
по 1 копейке «с бороды».
В дальнейшем прибыльщики предложили
коренное изменение системы налогообложения,
а именно переход к подушной подати. Немедленно возник и способ
уклонения от налогов: дворы родственников,
а порой и просто соседей, стали огораживаться
единым плетнем. В 1718 г. началась подушная
перепись населения, проходившая в несколько
этапов до 1724. А в 1724 году вместо подворного
обложения был введен подушный налог со
всего мужского населения (крестьяне,
посадские люди, купцы). Свободные крестьяне
платили более высокую подушную подать,
чем крепостные. Крестьянам было сложно
понять, как государство могло облагать
налогом душу, поскольку душа – объект
нематериальный. Как и все, что связано
с налогообложением, понимание от налогоплательщиков
не требовалось. Требовалось только то,
чтобы они платили. Новый налог не мешал
проявлению инициативы. Крестьянин, который
работал продуктивно и приобретал новый
сельскохозяйственный инструмент и землю,
мог оставить у себя заработанное обязательство
перед государством. В этом отношении
о Петре говорили как о человеке, в котором
был дух Адама Смита. Но к удивлению Петра, эти новые
налоги не принесли большой прибыли. Количество
мужчин указанных в переписных грамотах,
давало лишь отрывочное представление
о количестве мужчин, способных работать.
Множество крестьян избегали переписи,
подкупая царских чиновников. Петр решил
провести новую перепись. Он знал, что
в каждом городе и монастыре находятся
толпы безработных, не переписанных бродяг.
Безделье было образом жизни большой части
общества. Петр приступил к решению проблемы
как Диоклетиан. Каждый будет либо работать,
либо платить налоги. У безработного было
четыре выбора: платить подушную подать,
стать крепостным и жить без податей, поступить
на государственную службу – военную
либо гражданскую, либо стать рабом на
галерах. У большей части бродяг был выбор
только между галерами и жизнью крепостных.
Стать крепостным, очевидно, было лучшим
вариантом. С точки зрения правительства
крепостные не освобождались от податей
– подушную подать каждого из них должен
был выплачивать государству его хозяин.
Крепостные крестьяне были освобождены
от необходимости персональной выплаты
налогов, за что расплачивались потерей
личной свободы. Для управления этим фонтаном
налогов, Петр организовал особую емкость
под названием Сенат. Сенат состоял из
десяти супер чиновников, ответственных
за изобретение новых способов увеличения
государственного дохода. Ему всегда не
хватало денег, и он постоянно подгонял,
угрожал и давил на Сенат, требуя больше
и больше денег. Что касается косвенных налогов,
то в данный период большое распространение
получили откупа. Правда, была еще одна
попытка Петра упорядочить сбор косвенных
налогов. Он попытался поручить их сбор
подобранным для этой цели отставным офицерам
и солдатам, однако успеха это не имело.