Налоговая система России: особенности развития и основные направления ее трансформации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать полезную и интересную информацию об истории налогов и налогообложения в России, ее появление и развитие от древней Руси до сегодняшнего дня. В соответствии с этой целью ставятся задачи. Во–первых, дать интересные моменты появления налогов в Древней Руси, при Петре I и в годы СССР. Во - вторых узнать особенности развития налогов и описать принципы. В – третьих дать определение понятию налоговой системы и налогов подробнее. В - четвертых выявить основные изменения направления налоговой системы.
Таким образом, тема налоговая система актуальна как в те времена, так и на сегодняшний день.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.
1.1 Налоги в Древней Руси и налоги при Петре I6
1.2 Налоговая система в СССР (1917- 1932 гг.)12
1.3 Развитие налогов в России в 1980-м — начале 1991-х гг.17
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИТЕМА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ. 21
2.1 Понятие налоги21
2.2 Основные принципы построения 26
2.3 Основные направления трансформации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦ.docx

— 105.65 Кб (Скачать файл)

Таким образом, Россия была совсем не привлекательна как  внутри, так и внешне. Петр I модернизировал Россию благодаря обращению ее в сплошное рабство с помощью налогов и денег. Он не нагрузил государство внешними долгами, поскольку у него не было возможностей получить займа. Все это находит свое отражение в работах русского экономиста и публициста, идеология купечества И.Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве»4.

 

  

1.2  Налоговая  система в СССР (1917- 1932 гг.)

 

В результате прошедшей в феврале 1917 г. революции произошли перемены в государственной власти. Закончилась эпоха естественных качественных преобразований налогов. Революция 1917 г. породила революционный налог на буржуазию и кулачество. Временное правительство остро нуждалось финансовых источников, избрав путь пополнения казны эмиссионными бумажными деньгами и ростом косвенных налогов. Основную роль советской власти играла денежная эмиссия, революционная  контрибуция и продразверстка, что никак не могло способствовать восстановлению экономики, а наоборот, привело к полной хозяйственной разрухе. В октябре 1917 г. свершилась Великая Октябрьская Социалистическая революция. Экономическое состояние страны было огорчающим. Советское правительство нуждалось в действенной финансовой системе и прежде всего налоговой. Первые шаги на данном пути Советского правительства были нелегкими. Однако общее ослабление государственной власти не позволило Временному правительству использовать налоговые инструменты в своей политике. Советское правительство вынуждено было обеспечить взимание ранее установленных налогов. В связи с чем, Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) 24 октября 1917 г. "О взимании прямых налогов" был установлен единый срок для уплаты ранее введенных налогов. В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власти по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земли был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы. Одним из элементов налоговой политики Советского государства в начальный его период является введение чрезвычайных революционных налогов с городского и сельского населения страны. Введение чрезвычайных революционных налогов помимо финансовых задач - пополнения скудных денежных ресурсов, выполняло и иную задачу Советского правительства - борьбу с имущими слоями населения. Декретом Всероссийского Центрального

 

Исполнительного  Комитета (ВЦИК) и СНК от 28 октября 1918 г. вводится  единовременный чрезвычайный 10-миллиардный налог.

Чрезвычайный налог носил раскладочный характер. Общая сумма - 10 миллиардов рублей - была разверстана между губерниями, городам, уездам и волостям, а затем по плательщикам. «Согласно декрету эта раскладка должна была производиться таким образом, чтобы налог пал бы на богатое население и богатых крестьян. Городская и деревенская беднота полностью освобождались от уплаты налога. Однако при взимании налога не обошлось без нарушений законности, если о ней можно было тогда говорить, что заставило Советское правительство иначе посмотреть на проблему обложения данным налогом крестьян-середняков. Связано было это, прежде всего, тем, что при взимании данного налога под него подпадали хозяйства крестьян середняков. Чрезвычайный налог дал вместе десяти всего около 1,5 млрд. руб.5  Декретом ВЦИК 9 апреля 1919 г. "О льготах крестьянам-середнякам в отношении взыскания единовременного чрезвычайного налога" полностью были сложены налоги с крестьян, которые подлежали обложению по небольшим ставкам и значительно был снижены более высокие ставки окладов. Помимо общегосударственных чрезвычайных революционных налогов вводились и местные чрезвычайные единовременные революционные налоги. Данные средства направлялись на покрытие расходов местной власти. Объектом обложения являлись посевные земельные участки всех видов и скот, имеющийся в хозяйстве. Были установлены необлагаемые минимумы. Ставки налога устанавливались в пудах ржи, но налогоплательщик мог вносить налог другими продуктами.  Натуральный налог был непосредственно связан с хлебной монополией и являлся инструментом не столько финансовой, сколько продовольственной политики государства. Однако проведение налога не получило большого значения, т.к. не позволили мобилизовать все излишки продовольствия в государстве. В связи, с чем правительство вынуждено было ввести продовольственную разверстку. Декретом СНК 11 января 1919 г. в общегосударственном масштабе введена Продовольственная разверстка. В соответствии с ней все количество хлеба и зернового фуража, которое было необходимо для удовлетворения государственных нужд, разверстывалась для отчуждения у населения между производящими губерниями. Проведения продовольственной разверстки у крестьян изымались не только излишки продовольствия, но и часть необходимых самим крестьянам продуктов.  В результате происходящих в стране событий состояние экономики и отдельных ее отраслей было плачевным. Сельскохозяйственное производство в 1920 г. составляло 50 % от довоенного уровня. Необходимость нормализации и развития экономических отношений, побудило правительство пересмотреть систему отношении к сельскому хозяйству и крестьянству. Выведение из разрухи всего народного хозяйства необходимо было начинать с поднятия сельского хозяйства. Важным шагом в этом направлении явилась отмена продовольственной разверстки и введение продовольственного налога.

Первые налоговые преобразования, начались с доклада Владимира Ильича Ленина 15 марта 1921 года, посвященного в первую очередь налоговым преобразованиям — «О замене продразверстки продовольственным налогом". После провозглашения новой экономической политике (нэпа)  со снятием ограничения на торговлю и на местный кустарный промысел, были разрешены иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. Необходимо отметить, что переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор и другие, также необходимо отметить, что налоги выполняли и политическую функцию — по мере роста капитала и имущества ставка налога увеличивалась по прогрессии.  Переход к единому сельхозналогу был осуществлен Декретом ВЦИК и СНК 10 мая 1923 г. "О едином сельскохозяйственном налоге". В соответствии с ним на 1923/24 гг. устанавливался единый сельскохозяйственный налог взамен налогов, уплачиваемых населением, нанимающимся сельским хозяйством, в частности: единого натурального налога, трудгужналога (денежный подворный налог и еще два гражданских целевых налога для борьбы с эпидемиями), подворно-денежного налога и общегражданского налога. Исчисления налога производилось в весовой мере - пудах ржи или пшеницы. К 1926 г. сельское хозяйство по своим важнейшим показателям приблизилось к довоенным показателям: посевные площади достигли 92,5 % от показателей 1913 г., численность скота составила 88,2 % от показателей 1916 г., валовая продукция зерновых культур составила 88,1 % от показателей 1913г. Характерной чертой налоговой системы периода нэпа являлось множеством налогов и сборов, и многократность обложения торгово - промышленного оборота в различных его звеньях. К 1930 г. количество платежей, взимаемых только с обобществленного сектора, достигло 86 %.

       Изменения  в порядке обложения сельскохозяйственным  налогом были определены постановлением ВЦИК и СНК 8 февраля 1929 года. "О едином сельхозналоге и облегчении обложения середняцкого хозяйства" и Положением о едином сельхозналоге на 1929-30 гг. Новое обложение определяла совокупный доход соответствующего хозяйства. В связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания нэпа, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утрачивает свое значение. Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной системы СССР, сыграла  2 сентября с 1930—1932 гг. налоговая реформа. В результате, которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были в двух основных платежах — налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. В 1931 г. для всей промысловой корпорации были установлены потоварные ставки налога, но вскоре выявилась непригодность единых ставок налога. И в 1932 г. устанавливается разный уровень ставок для государственных предприятиях и предприятий промкооперации. (См. Таблицу 1)

Таблица 1.Ставки обложения налогом с оборота отдельных товаров в 1931г.

 

Товары

Ставка налога %  к обороту

Для всех предприятий

Для предприятий промкооперации

Сельскохозяйственные  машины

2,0

1,7

Машины металлургической и

нефтяной промышленности

4,0

3,0

Каменный уголь

2,0

2,0

Обувь кожаная

15,5

13,0

Готовое платье

16,6

11,0

Табак курительный

87,0

87,0


В ходе налоговой реформы был введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов. 21 декабря 1931 г. в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов – налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и другие. Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования. В виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для сбалансирования территориальных бюджетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип стал распространяться на другие общегосударственные источники. Он используется и в ныне действующей бюджетной системе России.

Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии. Введённые в последующие годы платежи представляли собой основные факторы производства, но и были как полезные, так и вредные налоги, и сборы в налоговой реформе вредившие развитию экономике.

1.3  Особенности развитие налогов в России с 1980 -х гг.

 

Ни одно государство не может существовать без налогов.  Речь может идти исключительно о системе изъятия финансовых ресурсов, политика которой по отношению к конкретному предприятию менялась ежегодно. Необходимо отметить, что в Советском Союзе налоги в идеологическом аспекте считались чуждым элементом для социалистического общества. И это естественно, поскольку в рамках единой социалистической собственности экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству - доход, созданный предприятиями, фактически изначально полностью являлся государственным. Стали образовываться акционерные и совместные предприятия, а также предприятия с участием иностранного капитала. Именно зачаточные признаки рыночных отношений и неуклонная трансформация монопольного положения государственной собственности под воздействием иных форм собственности вызвали необходимость введения налоговой системы.  Реформирование же налогового законодательства в России началось с принятия Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации 27 декабря 1991 г. № 2118-1»6 и других нормативных актов, регулирующих порядок взимания конкретных налогов. Для этих законодательных актов характерна практическая невозможность их прямого, непосредственного применения. Их реализация требовала принятия налоговым ведомством подзаконных актов - инструкций, разъясняющих порядок начисления и уплаты налогов. Число инструктивных документов, регулирующих взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом, доходило до тысячи. Нормы о налогообложении содержались в многочисленных актах, принятых в самые разные годы и отличающихся по своей юридической силе и отраслевой принадлежности. Многие экономисты признают, что машинальное перенесение западных моделей  налоговых систем, невнимание к российским реалиям, низкий  уровень развития институтов правового

 

 государства привели к тому, что новая налоговая система не только медленно приживалась, но и  исказила само понимание налогов. Например, Воронин отмечал: "Всего же в налоговой системе функционирует около 900 законов, подзаконных актов, инструкций и разъяснений, что в 25 раз больше, чем было на момент введения налоговой системы. Такого нормативного массива не имеет ни одна отрасль законодательства в правовой системе России. Многие подзаконные акты противоречат действующему законодательству, налогоплательщику порой трудно разобраться в таком массиве актов. В результате налогоплательщик фактически попал под налоговый беспредел, поскольку государство само стало разрушителем единой налоговой системы".7 Другой особенностью отечественного налогового законодательства середины 1990-х годов можно назвать его "сверхдинамизм" и постоянную изменчивость. Потому что в каждый налоговый закон, изменения и дополнения, вносились в среднем по два раза в год, а в инструкцию по конкретному налогу - по 4-5 раз в год. Решение проблем налогообложения привела к созданию четкой и стройной системы взаимосвязанных нормативных правовых актов различного уровня, содержащих нормы, регулирующие отношения в сфере налогообложения. Можно выделить следующие особенности налоговой системы России:

    • формирование налоговых систем в особенном ритме: отмена устоявшихся форм
мобилизации доходов в государственный бюджет и введение ряда новых налогов в рекордно короткий срок;

    • формирование налоговых систем без учета особенностей ее социально-экономической
системы;

    • отсутствие на первых этапах зрелых институтов администрирования налогов, оборудованных современной техникой, владеющих современными
технологиями администрирования;

    • отсутствие стратегии и изменчивость курса налоговой политики, высокая
степень нестабильности налогового законодательства.

        Надо отметить, что реформирование всегда должно быть эволюционным. Революционные преобразования характеризуются старыми налогами и строительством принципиально новой налоговой системы. Переход к рыночной экономике в России сопровождался глубоким социально-экономическим кризисом, который выявил следующие недостатки налоговой системы:

    • на первый план выдвигалось только пополнение доходной части бюджетов, регулирующей функции не придавалось должного значения, хотя именно она даст толчок экономическому развитию;
    • формированию масштабного теневого сектора в экономике России; 
    • нестабильность налогового законодательства, особенно по прибыли, НДС, акцизам;
    • индивидуальное налогообложение;
    • административные издержки и способы ухода от уплаты налогов.

          Рассмотрим основные реформирования налоговой системы. Первые серьезные усилия по изменению налоговой системы были предприняты в 1996 г. Но расхождение между декларируемым намерением снизить налоговое бремя и упростить налоговую систему был, отвергнут обсуждением в Государственной Думе Налогового кодекса РФ. Вторая попытка, предпринятая в 1998 г., была связана с обсуждением антикризисной программы правительства, которая декларировала уменьшение налогового бремени предприятий и перенос его на население. Некоторые предложения программы были реализованы: введен налог с продаж, отменена большая часть льгот по НДС, принят единый налог на вмененный доход. Однако ситуация не улучшилась, а стала, существовать на региональном уровне. Наиболее активно регионы использовали налог на прибыль и на имущество предприятий. Региональные власти могли изменить ставку налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, в диапазоне от 0 до 19%. Налог на имущество предприятий - региональный налог; федеральным законодательством для него установлена предельная ставка 2%. Широкое использование налоговых льгот приводило к существенному снижению поступлений в бюджеты на всех уровнях. 1 января 1999 г., после введения в действие части первой Налогового кодекса РФ, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России. Было установлено в целом 26 налогов и сборов, в том числе 14 федеральных, семь региональных и пять местных. Потери консолидированного бюджета в 2000 г. в связи с предоставлением льгот составили более 200 млрд. руб. И с 1 января 2001 г. была введена часть вторая НК РФ (специальная), регламентирующая вопросы конкретного применения основополагающих налогов. Это позволило систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, устранило такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов, и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. В связи с этим можно задать вопрос, завершены ли налоговые реформы? Ответ нет. Во-первых, продолжает сохраняться нестабильность налогового законодательства. Каждый год в Налоговый кодекс РФ вносятся многочисленные, причем зачастую кардинальные, поправки. Налоги вводятся и через год-другой отменяются. Во-вторых, есть уклонение от уплаты налогов и будут. В-третьих, сохраняется неопределенность в отношении некоторых налогов. Нет ясности с введением налога на недвижимость. Сохраняется неопределенность статуса таможенной пошлины, до сих пор регулируемой Таможенным кодексом РФ и администрируемой таможенными органами.  Главной целью налоговых преобразований должно стать приведение налоговой системы в соответствие с новыми потребностями социально-экономического развития страны и новым курсом налоговой политики. Следовательно, налоговые реформы являются неотъемлемым атрибутом меняющейся социально-экономической и налоговой политики государства.

Информация о работе Налоговая система России: особенности развития и основные направления ее трансформации