Таким образом, Россия была
совсем не привлекательна как внутри,
так и внешне. Петр I модернизировал Россию
благодаря обращению ее в сплошное рабство
с помощью налогов и денег. Он не нагрузил государство
внешними долгами, поскольку у него не
было возможностей получить займа. Все
это находит свое отражение в работах
русского экономиста и публициста, идеология
купечества И.Т. Посошкова «Книга о скудости
и богатстве»4.
1.2 Налоговая
система в СССР (1917- 1932 гг.)
В результате прошедшей в феврале
1917 г. революции произошли перемены в государственной
власти. Закончилась эпоха естественных
качественных преобразований налогов. Революция 1917 г. породила революционный
налог на буржуазию и кулачество. Временное
правительство остро нуждалось финансовых
источников, избрав путь пополнения казны
эмиссионными бумажными деньгами и ростом
косвенных налогов. Основную роль советской
власти играла денежная эмиссия, революционная
контрибуция и продразверстка, что никак
не могло способствовать восстановлению
экономики, а наоборот, привело к полной
хозяйственной разрухе. В октябре 1917 г.
свершилась Великая Октябрьская Социалистическая
революция. Экономическое состояние страны
было огорчающим. Советское правительство нуждалось
в действенной финансовой системе и прежде
всего налоговой. Первые шаги на данном
пути Советского правительства были нелегкими.
Однако общее ослабление государственной
власти не позволило Временному правительству
использовать налоговые инструменты в
своей политике. Советское правительство вынуждено
было обеспечить взимание ранее установленных
налогов. В связи с чем, Декрет Совета
Народных Комиссаров (СНК) 24 октября 1917
г. "О взимании прямых налогов" был
установлен единый срок для уплаты ранее
введенных налогов. В то же время отменялись
налоги, которые противоречили вновь изданным
декретам или не устраивали власти по
политическим или экономическим причинам.
В связи с национализацией земли был отменен
поземельный налог, а также земские и мирские
сборы. Одним из элементов налоговой
политики Советского государства в начальный
его период является введение чрезвычайных
революционных налогов с городского и
сельского населения страны. Введение
чрезвычайных революционных налогов помимо
финансовых задач - пополнения скудных
денежных ресурсов, выполняло и иную задачу
Советского правительства - борьбу с имущими
слоями населения. Декретом Всероссийского
Центрального
Исполнительного Комитета
(ВЦИК) и СНК от 28 октября 1918 г. вводится
единовременный чрезвычайный 10-миллиардный
налог.
Чрезвычайный налог носил раскладочный
характер. Общая сумма - 10 миллиардов рублей
- была разверстана между губерниями, городам,
уездам и волостям, а затем по плательщикам.
«Согласно декрету эта раскладка должна
была производиться таким образом, чтобы
налог пал бы на богатое население и богатых
крестьян. Городская и деревенская беднота
полностью освобождались от уплаты налога. Однако при взимании налога
не обошлось без нарушений законности,
если о ней можно было тогда говорить,
что заставило Советское правительство
иначе посмотреть на проблему обложения
данным налогом крестьян-середняков. Связано
было это, прежде всего, тем, что при взимании
данного налога под него подпадали хозяйства
крестьян середняков. Чрезвычайный налог
дал вместе десяти всего около 1,5 млрд.
руб.5 Декретом ВЦИК 9 апреля 1919
г. "О льготах крестьянам-середнякам
в отношении взыскания единовременного
чрезвычайного налога" полностью были
сложены налоги с крестьян, которые подлежали
обложению по небольшим ставкам и значительно
был снижены более высокие ставки окладов.
Помимо общегосударственных чрезвычайных
революционных налогов вводились и местные
чрезвычайные единовременные революционные
налоги. Данные средства направлялись
на покрытие расходов местной власти.
Объектом обложения являлись посевные
земельные участки всех видов и скот, имеющийся
в хозяйстве. Были установлены необлагаемые
минимумы. Ставки налога устанавливались
в пудах ржи, но налогоплательщик мог вносить
налог другими продуктами. Натуральный
налог был непосредственно связан с хлебной
монополией и являлся инструментом не
столько финансовой, сколько продовольственной
политики государства. Однако проведение
налога не получило большого значения,
т.к. не позволили мобилизовать все излишки
продовольствия в государстве. В связи,
с чем правительство вынуждено было ввести
продовольственную разверстку. Декретом
СНК 11 января 1919 г. в общегосударственном
масштабе введена Продовольственная разверстка.
В соответствии с ней все количество хлеба
и зернового фуража, которое было необходимо
для удовлетворения государственных нужд,
разверстывалась для отчуждения у населения
между производящими губерниями. Проведения
продовольственной разверстки у крестьян
изымались не только излишки продовольствия,
но и часть необходимых самим крестьянам
продуктов. В результате происходящих
в стране событий состояние экономики
и отдельных ее отраслей было плачевным.
Сельскохозяйственное производство в
1920 г. составляло 50 % от довоенного уровня.
Необходимость нормализации и развития
экономических отношений, побудило правительство
пересмотреть систему отношении к сельскому
хозяйству и крестьянству. Выведение из
разрухи всего народного хозяйства необходимо
было начинать с поднятия сельского хозяйства.
Важным шагом в этом направлении явилась
отмена продовольственной разверстки
и введение продовольственного налога.
Первые налоговые преобразования,
начались с доклада Владимира Ильича Ленина
15 марта 1921 года, посвященного в первую
очередь налоговым преобразованиям —
«О замене продразверстки продовольственным
налогом". После провозглашения новой
экономической политике (нэпа)
со снятием ограничения на торговлю и
на местный кустарный промысел, были разрешены
иностранные концессии, разработана система
налогов, займов, кредитных операций, приняты
меры по укреплению денежной единицы. Необходимо отметить,
что переход к нэпу обусловил возрождение
налоговой системы, повторившей в общих
чертах налоговую систему дореволюционной
России. В этот период снова взимались: промысловый
налог; подворный налог; военный налог;
квартирный налог; налог с наследств и
дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор
и другие, также необходимо отметить,
что налоги выполняли и политическую функцию —
по мере роста капитала и имущества ставка
налога увеличивалась по прогрессии. Переход к единому
сельхозналогу был осуществлен Декретом
ВЦИК и СНК 10 мая 1923 г. "О едином сельскохозяйственном
налоге". В соответствии с ним на 1923/24
гг. устанавливался единый сельскохозяйственный
налог взамен налогов, уплачиваемых населением,
нанимающимся сельским хозяйством, в частности:
единого натурального налога, трудгужналога (денежный подворный
налог и еще два гражданских целевых налога
для борьбы с эпидемиями), подворно-денежного
налога и общегражданского налога. Исчисления
налога производилось в весовой мере -
пудах ржи или пшеницы. К 1926 г. сельское
хозяйство по своим важнейшим показателям
приблизилось к довоенным показателям:
посевные площади достигли 92,5 % от показателей
1913 г., численность скота составила 88,2
% от показателей 1916 г., валовая продукция
зерновых культур составила 88,1 % от показателей
1913г. Характерной чертой налоговой системы
периода нэпа являлось множеством налогов
и сборов, и многократность обложения
торгово - промышленного оборота в различных
его звеньях. К 1930 г. количество платежей,
взимаемых только с обобществленного
сектора, достигло 86 %.
Изменения
в порядке обложения сельскохозяйственным
налогом были определены постановлением
ВЦИК и СНК 8 февраля 1929 года. "О едином
сельхозналоге и облегчении обложения
середняцкого хозяйства" и Положением
о едином сельхозналоге на 1929-30 гг. Новое
обложение определяла совокупный доход
соответствующего хозяйства. В связи с изменением и ужесточением
внутренней политики СССР, свертывания
нэпа, индустриализацией и коллективизацией,
система налогообложения была заменена
административными методами изъятия прибыли
предприятий и перераспределением финансовых
ресурсов через бюджет страны. Фискальная
функция налога практически утрачивает
свое значение. Большую роль в развитии
народного хозяйства и бюджетной системы
СССР, сыграла 2 сентября с 1930—1932 гг.
налоговая реформа. В результате, которой
была полностью упразднена система акцизов,
а все налоговые платежи предприятий (около
60) были в двух основных платежах — налог с оборота, отчисления
от прибыли государственных предприятий
и подоходный налог для кооперативных
предприятий. Были объединены некоторые
налоги с населения и значительное их число
отменено. Вся прибыль промышленных и торговых
предприятий, за исключением нормативных
отчислений на формирование фондов, изымалась
в доход государства. В 1931 г. для всей промысловой
корпорации были установлены потоварные
ставки налога, но вскоре выявилась непригодность
единых ставок налога. И в 1932 г. устанавливается
разный уровень ставок для государственных
предприятиях и предприятий промкооперации.
(См. Таблицу 1)
Таблица 1.Ставки
обложения налогом с оборота отдельных
товаров в 1931г.
Товары
|
Ставка налога %
к обороту |
Для всех
предприятий |
Для предприятий
промкооперации |
Сельскохозяйственные машины |
2,0 |
1,7 |
Машины металлургической и
нефтяной промышленности |
4,0 |
3,0 |
Каменный уголь |
2,0 |
2,0 |
Обувь кожаная |
15,5 |
13,0 |
Готовое платье |
16,6 |
11,0 |
Табак курительный |
87,0 |
87,0 |
В ходе налоговой реформы был
введен принципиально новый метод формирования
доходов территориальных бюджетов. 21 декабря
1931 г. в территориальные бюджеты стала
передаваться часть государственных доходов
– налога с оборота, поступлений от реализации
государственных займов и другие. Передача
этих средств осуществлялась в порядке
бюджетного регулирования. В виде процентных
отчислений от общегосударственных налогов
и доходов, ставших регулирующими источниками
для сбалансирования территориальных
бюджетов. Общность источников доходов
стала важным фактором усиления связи
между всеми бюджетами, входящими в бюджетную
систему СССР. В дальнейшем этот принцип
стал распространяться на другие общегосударственные
источники. Он используется и в ныне действующей
бюджетной системе России.
Таким образом, доход государства
формировался не за счет налогов, а за счет
прямых изъятий валового национального
продукта, производимых на основе государственной
монополии. Введённые в последующие годы
платежи представляли собой основные
факторы производства, но и были как полезные,
так и вредные налоги, и сборы в налоговой
реформе вредившие развитию экономике.
1.3 Особенности
развитие налогов в России с 1980 -х гг.
Ни одно государство не может
существовать без налогов. Речь может идти исключительно
о системе изъятия финансовых ресурсов,
политика которой по отношению к конкретному
предприятию менялась ежегодно. Необходимо
отметить, что в Советском Союзе налоги
в идеологическом аспекте считались чуждым
элементом для социалистического общества.
И это естественно, поскольку в рамках
единой социалистической собственности
экономически абсурдными представлялись
налоговые отчисления предприятий государству
- доход, созданный предприятиями, фактически
изначально полностью являлся государственным.
Стали образовываться акционерные и совместные
предприятия, а также предприятия с участием
иностранного капитала. Именно зачаточные
признаки рыночных отношений и неуклонная
трансформация монопольного положения
государственной собственности под воздействием
иных форм собственности вызвали необходимость
введения налоговой системы. Реформирование
же налогового законодательства в России
началось с принятия Закона РФ «Об основах
налоговой системы в Российской Федерации
27 декабря 1991 г. № 2118-1»6 и других нормативных актов,
регулирующих порядок взимания конкретных
налогов. Для этих законодательных актов
характерна практическая невозможность
их прямого, непосредственного применения.
Их реализация требовала принятия налоговым
ведомством подзаконных актов - инструкций,
разъясняющих порядок начисления и уплаты
налогов. Число инструктивных документов,
регулирующих взаимоотношения между налогоплательщиком
и налоговым органом, доходило до тысячи.
Нормы о налогообложении содержались
в многочисленных актах, принятых в самые
разные годы и отличающихся по своей юридической
силе и отраслевой принадлежности. Многие
экономисты признают, что машинальное
перенесение западных моделей налоговых
систем, невнимание к российским реалиям,
низкий уровень развития институтов правового
государства привели к тому,
что новая налоговая система не только
медленно приживалась, но и исказила само
понимание налогов. Например, Воронин отмечал: "Всего же
в налоговой системе функционирует около
900 законов, подзаконных актов, инструкций
и разъяснений, что в 25 раз больше, чем
было на момент введения налоговой системы.
Такого нормативного массива не имеет
ни одна отрасль законодательства в правовой
системе России. Многие подзаконные акты
противоречат действующему законодательству,
налогоплательщику порой трудно разобраться
в таком массиве актов. В результате налогоплательщик
фактически попал под налоговый беспредел,
поскольку государство само стало разрушителем
единой налоговой системы".7 Другой особенностью отечественного
налогового законодательства середины
1990-х годов можно назвать его "сверхдинамизм"
и постоянную изменчивость. Потому что
в каждый налоговый закон, изменения и
дополнения, вносились в среднем по два
раза в год, а в инструкцию по конкретному
налогу - по 4-5 раз в год. Решение проблем налогообложения
привела к созданию четкой и стройной
системы взаимосвязанных нормативных
правовых актов различного уровня, содержащих
нормы, регулирующие отношения в сфере
налогообложения. Можно выделить следующие
особенности налоговой системы России:
формирование налоговых систем
в особенном ритме: отмена устоявшихся
форм
мобилизации доходов в государственный
бюджет и введение ряда новых налогов
в рекордно короткий срок;
формирование налоговых систем
без учета особенностей ее социально-экономической
системы;
отсутствие на первых этапах
зрелых институтов администрирования
налогов, оборудованных современной техникой,
владеющих современными
технологиями администрирования;
отсутствие стратегии и изменчивость
курса налоговой политики, высокая
степень нестабильности налогового
законодательства.
Надо
отметить, что реформирование всегда должно
быть эволюционным. Революционные преобразования
характеризуются старыми налогами и строительством
принципиально новой налоговой системы. Переход к рыночной экономике
в России сопровождался глубоким социально-экономическим
кризисом, который выявил следующие недостатки
налоговой системы:
- на первый план выдвигалось
только пополнение доходной части бюджетов,
регулирующей функции не придавалось
должного значения, хотя именно она даст
толчок экономическому развитию;
- формированию масштабного теневого
сектора в экономике России;
- нестабильность налогового
законодательства, особенно по прибыли,
НДС, акцизам;
- индивидуальное налогообложение;
- административные издержки и способы ухода от уплаты налогов.
Рассмотрим основные реформирования
налоговой системы. Первые серьезные усилия
по изменению налоговой системы были предприняты
в 1996 г. Но расхождение между декларируемым
намерением снизить налоговое бремя и
упростить налоговую систему был, отвергнут
обсуждением в Государственной Думе Налогового
кодекса РФ. Вторая попытка, предпринятая
в 1998 г., была связана с обсуждением антикризисной
программы правительства, которая декларировала
уменьшение налогового бремени предприятий
и перенос его на население. Некоторые
предложения программы были реализованы:
введен налог с продаж, отменена большая
часть льгот по НДС, принят единый налог
на вмененный доход. Однако ситуация не
улучшилась, а стала, существовать на
региональном уровне. Наиболее активно
регионы использовали налог на прибыль
и на имущество предприятий. Региональные власти могли
изменить ставку налога на прибыль, зачисляемого
в региональный бюджет, в диапазоне от
0 до 19%. Налог на имущество предприятий
- региональный налог; федеральным законодательством
для него установлена предельная ставка
2%. Широкое использование налоговых льгот
приводило к существенному снижению поступлений
в бюджеты на всех уровнях. 1 января 1999
г., после введения в действие части первой
Налогового кодекса РФ, которая регламентирует
важнейшие положения налоговой системы
России. Было установлено в целом 26 налогов
и сборов, в том числе 14 федеральных, семь
региональных и пять местных. Потери консолидированного
бюджета в 2000 г. в связи с предоставлением
льгот составили более 200 млрд. руб. И с
1 января 2001 г. была введена часть вторая
НК РФ (специальная), регламентирующая
вопросы конкретного применения основополагающих
налогов. Это позволило систематизировать
действующие нормы и положения, регулирующие
процесс налогообложения, устранило такие
недостатки существующей налоговой системы,
как отсутствие единой законодательной
и нормативной базы налогообложения, многочисленность
и противоречивость нормативных документов,
и отсутствие достаточных правовых гарантий
для участников налоговых отношений. В
связи с этим можно задать вопрос, завершены
ли налоговые реформы? Ответ нет. Во-первых, продолжает сохраняться
нестабильность налогового законодательства.
Каждый год в Налоговый кодекс РФ вносятся
многочисленные, причем зачастую кардинальные,
поправки. Налоги вводятся и через год-другой
отменяются. Во-вторых, есть уклонение от
уплаты налогов и будут. В-третьих, сохраняется
неопределенность в отношении некоторых
налогов. Нет ясности с введением налога
на недвижимость. Сохраняется неопределенность
статуса таможенной пошлины, до сих пор
регулируемой Таможенным кодексом РФ
и администрируемой таможенными органами.
Главной целью налоговых преобразований
должно стать приведение налоговой системы
в соответствие с новыми потребностями
социально-экономического развития страны
и новым курсом налоговой политики. Следовательно,
налоговые реформы являются неотъемлемым
атрибутом меняющейся социально-экономической
и налоговой политики государства.