Налоговая система России: особенности развития и основные направления ее трансформации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать полезную и интересную информацию об истории налогов и налогообложения в России, ее появление и развитие от древней Руси до сегодняшнего дня. В соответствии с этой целью ставятся задачи. Во–первых, дать интересные моменты появления налогов в Древней Руси, при Петре I и в годы СССР. Во - вторых узнать особенности развития налогов и описать принципы. В – третьих дать определение понятию налоговой системы и налогов подробнее. В - четвертых выявить основные изменения направления налоговой системы.
Таким образом, тема налоговая система актуальна как в те времена, так и на сегодняшний день.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.
1.1 Налоги в Древней Руси и налоги при Петре I6
1.2 Налоговая система в СССР (1917- 1932 гг.)12
1.3 Развитие налогов в России в 1980-м — начале 1991-х гг.17
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИТЕМА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ. 21
2.1 Понятие налоги21
2.2 Основные принципы построения 26
2.3 Основные направления трансформации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦ.docx

— 105.65 Кб (Скачать файл)

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимому использовать налоги в собственных намерениях, для пополнения казны, причиняя ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика. Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца»11, т.е. как не были бы велики потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны). Указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве). Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса:

  •   Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

  •    Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

  •   Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

  •   Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

  •   Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

  •   Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

  •   При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

  •   Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).12

Таким образом, структура налоговых отношений сложна и многогранна, регулируя нормами налогового права, она включает субъект, объект и содержание, устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, а также ответственность за нарушения налогового законодательства. Принципы налогообложения — это направления поиска  компромиссов  между  противоположными  интересами налогоплательщиков (сохранить сбережения) и государства (сформировать бюджет).

 

2.3 Основные  направления трансформации 

   

Трансформация налоговой системы это процесс комплексного поэтапного преобразования централизованный системы, перераспределения финансовых ресурсов при либерализации экономике в рыночно ориентированную систему налогообложения, характеризующийся изменением организационно-экономического механизма, структуры и порядка функционирования. Процесс изменения налоговых систем в ходе либеральных реформ проходил в каждой стране более или менее ярко выраженные стадии (первоначальную, трансформационную и стабилизационную). На первоначальной стадии создавались налоговые системы, основанные

на моделях отдельных налогов, заимствованных из налоговых систем развитых стран, которые не в полной мере учитывали специфику переходного периода. На следующей стадии такие системы претерпевали многочисленные изменения, адаптируясь к условиям переходного периода: вводились новые налоги, налоговые льготы и формы налогового контроля. На стабилизационной стадии перманентные изменения прекращались, однако проводились отдельные мероприятия, направленные на повышение качества налогового законодательства и совершенствование отдельных элементов систем налогообложения. Основные направления трансформации в налоговой системе являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации. Изменения должны способствовать стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Необходимо усовершенствовать упрощенную систему налогообложения. (Так как налоговую нагрузку приняли на себя крупные предприятия). Изначально поддержка малого бизнеса, не только обеспечила ожидаемое развитие этого бизнеса и повышение его значимости в экономике, сколько привела к простому арифметическому росту малых предприятии, во многих случаях обеспеченного лишь за счет дробления крупных компаний. Изменения налоговой системы включает три звена: 

- выработку научно обоснованных  концепций развития налогов. Они  формируются с учетом требований  объективных экономических законов, глубокого анализа состояния  развития страны, исходя из потребностей  населения;

- определение основных  направлений использования налогов  на перспективу и текущий период  с учетом путей достижения  поставленных финансовой политикой  целей, международных факторов и  возможностей роста финансовых  ресурсов;

- осуществление практических  действий, направленных на достижение  поставленных целей.                                     

Основные направления, прошедшие года:

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности.

2. Налог на прибыль  организаций.

3. Налог на добавленную  стоимость.

4. Акцизное налогообложение.

5. Введение налога на  недвижимость.

6. Налогообложение имущества (в том числе земельных участков).

7. Налог на добычу полезных  ископаемых.

8. Водный налог.

9. Налогообложение в рамках  специальных налоговых режимов.

10. Налоговое администрирование.

11. Упрощение администрирования  налогообложения физических лиц

12. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации  и соглашения, информационный обмен.

13. Налоговая нагрузка  в российской экономике.

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности

2. Снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Практически в каждом налоге и сколько-нибудь значимом положении Налогового кодекса РФ есть нестыковки и слабые места. Особую обеспокоенность вызывает проблема воздействия ценообразования на систему налогообложения. В первую очередь речь идет о трансфертном ценообразовании. Налогоплательщики используют несовершенство ст. 40 НК РФ. Например, эта статья позволяет одному субъекту Российской Федерации получать дополнительные доходы за счет бюджетов других регионов страны.

В настоящее время продолжается налоговая реформа, которая не предполагает коренной ломки действующей системы налогов и сборов, а в основном сводит множество законодательных документов в единое русло. Ее целью является, прежде всего, упорядочивание существующих норм, а также введение новых изменений, которые сделают налоговую систему России более эффективной и менее запутанной, иначе она будет все более и более вызывать массовое недовольство и справедливые нарекания со стороны отечественных товаропроизводителей (организаций и предпринимателей), иностранных инвесторов, граждан. На основе анализа текущих изменений законодательства о налогах и сборах, а также правительственных программ можно сделать вывод о том, что в настоящее время преобладает либеральный подход к налоговой реформе. Основным направлением налоговой системы Российской

Федерации на современном этапе является снижение ставок основных

налогов в реальном секторе с одновременной отменой малоэффективных льгот. Налогоплательщикам предоставляется большая свобода распоряжаться своими доходами, а налоговая система переориентируется от стимулирования отдельных отраслей посредством множественных налоговых льгот на соблюдение принципа нейтральности налогообложения. Происходит дальнейшее повышение роли косвенных налогов (НДС, акцизов на алкогольную продукцию). Современные аналитики отдают максимальное предпочтение использованию НДС, так как он в меньшей степени, чем подоходный налог, ослабляет стимулы к труду, и не оказывает негативного воздействия на инвестиционную активность. Увеличение косвенного налогообложения способствует расширению круга налогоплательщиков: теневой сектор экономики не может уклониться от их уплаты, поскольку приобретает товары и услуги по рыночным ценам, включающим эти налоги. Для обеспечения доходной базы бюджета предусмотрен перенос основной тяжести налоговой нагрузки с товаропроизводителей в сектор потребления путем введения налога с продаж, повышения ставок подоходного налога, введения налога на отдельные виды транспортных средств. Выделим основные направления трансформации:

    • Дальнейшие снижение ставок по косвенным налогам, в первую очередь НДС, с устранением множественности ставок. 
    • Установление в составе местных налогов нового налога, на недвижимость взамен существующих налогов – земельного, на имущество предприятий, на имущество физических лиц.
    • Расширение полномочий органов местного самоуправления по установлению элементов федеральных специальных налоговых режимов
    • Расширение полномочий органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по федеральным налогам, объект налогообложения или налоговая база которых в наибольшей степени зависят от региональной экономической политики
    • Инвентаризация и дальнейшее упорядочение различных налоговых освобождений и изъятий, повышение адресности предоставления налоговых преференций
    • Совершенствование ресурно – рентного налогообложения, которое позволило бы более точно изымать у природопользователей абсолютную и дифференцированную ренту в бюджет.
    • Цели: снижение налогового бремени на экономику страны; повышение регулирующей роли налогов; поэтапное расширение налоговых полномочий субъектов РФ и местного самоуправления при одновременном пересечение недобросовестной налоговой конкуренции; повышение эффективности налогового администрирования.

Можно сделать вывод о том, что в настоящее время необходима доработка стратегии реформирования налоговой системы, направленной на создание благоприятных макроэкономических условий для инвесторов, которая должна обеспечить трансформацию сбережений в инвестиции, аккумулирование средства для производственных инвестиций, а также прекратить вывоз капитала. Либеральный подход может быть использован на современном этапе реформирования только в качестве общесистемного направления, способствующего развитию предпринимательства и конкурентной среды. Для преодоления трансформационного спада необходимо выдвижение ориентиров налоговой реформы, разработанных на основе целевых инвестиционных программ, а также определение соответствующего набора инструментов налоговой политики. А также начинается ряд проектов по добыче полезных ископаемых, как на континентальном шельфе Российской Федерации, так и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в акватории Каспийского моря (т.е. равномерное потребление полезных ископаемых и их сохранение). В силу того обстоятельства, что Кодекс не содержит положений, регулирующих налогообложение в подобных ситуациях, необходимо внесение изменений, как в первую часть Кодекса так и в главы, регулирующие порядок исчисления отдельных налогов (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц, НДС), в части определения соответствующего порядка.

Таким образом, мы рассмотренные основные направления налоговой системы. Это процесс связан целенаправленным изменением принципов функционирования и модификацией структуры налоговых систем при переходе к рынку, однако не всегда такие изменения оказывали стимулирующее воздействие на экономику. Поэтому на дальнейшем развитии необходимо выработать налоговую реформу, в доведении ее до логического завершения, чтобы она была удобной для налогоплательщиков и развивала экономику страны в положительную сторону.

Заключение

 

Налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических  преобразований в стране. Необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Россия на  протяжении своего исторического развития являлась аграрным государством. Сельское население являлась основной производящей частью населения и основным носителем налогового бремени. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Первоначально налоги на Руси являлись насильственно установленной обязанностью завоеванных племен и народностей перед князем. Полюдье как административно-финансовый акт яркий тому пример. Интересно отметит, что на территории страны долгое время, практически вплоть до введения подушной подати, не имелось единой унифицированной единицы обложения. Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в годы царствования императора Петра 1. Налоговая реформа, проведенная им, способствовала унификации финансовой системы страны, расширению круга налогоплательщиков. Но все же являлась тормозом в развитии финансовой и производственной системы государства. С начала 30-х годов прошлого столетия взимание налогов и сборов в государственную казну производилось финансовыми органами: районными, городскими, областными финансовыми отделами, которые являлись звеньями единой централизованной системы органов Министерства финансов СССР. Становление современной российской налоговой системы начинается с 1992 года. В настоящее время налоговая система России уже содержит целый ряд налогов апробированных мировой практикой и рекомендованных мировым сообществом в качестве наиболее приемлемых форм перераспределения средств общества в условиях рыночной конкуренции. Это объясняется такими факторами, как высокая инфляция, кризис взаимной задолженности предприятий, увеличение их задолженности бюджету, падение традиционно высокой налоговой дисциплины в секторе бывших государственных предприятий, рост частного сектора, характеризующегося отсутствием традиций добросовестной уплаты налогов, а также сферы услуг, в которой степень собираемости налогов меньше, чем в сфере производства. Проведенное исследование  налоговой системы Российской Федерации,  построения налоговых систем и анализ соответствия  структуры налоговой системы, основным принципам и экономическим законом формирования налоговой системы позволяет сформировать следующие выводы:

Информация о работе Налоговая система России: особенности развития и основные направления ее трансформации