Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 08:47, курсовая работа
Цель данной работы – дать полезную и интересную информацию об истории налогов и налогообложения в России, ее появление и развитие от древней Руси до сегодняшнего дня. В соответствии с этой целью ставятся задачи. Во–первых, дать интересные моменты появления налогов в Древней Руси, при Петре I и в годы СССР. Во - вторых узнать особенности развития налогов и описать принципы. В – третьих дать определение понятию налоговой системы и налогов подробнее. В - четвертых выявить основные изменения направления налоговой системы.
Таким образом, тема налоговая система актуальна как в те времена, так и на сегодняшний день.
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.
1.1 Налоги в Древней Руси и налоги при Петре I6
1.2 Налоговая система в СССР (1917- 1932 гг.)12
1.3 Развитие налогов в России в 1980-м — начале 1991-х гг.17
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИТЕМА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ. 21
2.1 Понятие налоги21
2.2 Основные принципы построения 26
2.3 Основные направления трансформации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИТЕМА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ.
Перечислим основные элементы налога (налогообложения):
- субъект налога - лицо (юридическое или физическое), которое по закону является его плательщиком;
- объект налога – то, что облагается налогом. Основными источниками налоговых поступлений являются доходы, товары, капитал;
- источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;
- единица обложения - единица измерения объекта;
- налоговая ставка - размер налога на единицу обложения;
- налоговые льготы - полное
или частичное освобождение
- налогооблагаемая база
- часть объекта налогообложения
(за вычетом налоговых льгот),
на которую практически
- налоговое бремя - доля
всех уплачиваемых налогов в
годовых доходах групп
Сумму налога исчисляют по формуле:
Т = BT * t,
где BT- величина налогооблагаемой базы;
t- налоговая ставка.
Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Например, для налога на доходы физических лиц единицей измерения налоговой базы является 1 рубль доходов физического лица, полученных за отчетный период. Налоговая ставка определяется как размер налога в расчете на эту величину. Ставки налогов могут устанавливаться как в абсолютном выражении, так и в относительном (в процентах). Если ставка налога, исчисляемая в процентах от единицы налогообложения, не зависит от размера налоговой базы, налог называется пропорциональным. Однако в ряде случаев налог имеет не единую ставку, а шкалу ставок, различные уровни которой применяются при различной величине налоговой базы. Налоги, имеющие шкалу ставок, могут характеризоваться как прогрессивные или регрессивные. При определении прогрессивности налога принято исходить из величины средней налоговой ставки, которая представляет собой соотношение суммы уплаченного налога и объема базы налогообложения. Если при увеличении налоговой базы средняя налоговая ставка растет, налог называется прогрессивным, а если снижается, налог – регрессивным. Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %. Например, ранее налогообложение доходов граждан в России было прогрессивным, и действовала шкала ставок налога: 12% для доходов менее 50.000 руб. в год, 20% - от 50.000 до 150.000 руб.; и 30% - свыше 150.000 руб. Налоговая ставка исчисляются по формуле:
,
где T-общая сумма налоговых выплат;
Q-количество продукции (налогооблагаемая база).
Одним из ключевых вопросов теории и практики налогообложения является вопрос о распределении налогового бремени между экономическими агентами. Для иллюстрации этой проблемы рассмотрим простой пример. Допустим, что цена коробки конфет равна 50 руб., и государство устанавливает налог с продаж в размере 5 руб. с каждой коробки. Предполагается, что бремя данного налога полностью ляжет на покупателей конфет в форме повышения цены. Не желая сокращать прибыль, производитель товара первоначально поднимет цену товара на величину налога - с 50 до 55 руб. Однако, не все потребители будут готовы купить его по более высокой цене, часть из них предпочтет сократить потребление конфет. Для того чтобы обеспечить нормальный объем продаж, производитель будет вынужден снизить цену, допустим до 53 руб. за коробку. Доход, получаемый производителем от продажи каждой коробки, будет равен 53 - 5 = 48 руб. Таким образом, по сравнению с исходной ситуацией его доход снижается на 2 руб. Потребители также несут определенные потери, поскольку вынуждены платить за коробку конфет на 3 руб. больше, чем до введения налога. В итоге мы видим, что на потребителя была переложено не все налоговое бремя, а лишь его часть. В теории показывается, что подобное распределение налогового бремени между производителем и потребителем товара (размещение налога) определяется характеристиками спроса и предложения налогооблагаемых товаров. Приведенный пример показывает, что необходимо различать понятия, законодательно установленного и фактического налогового бремени. Законодательно установленное налоговое бремя определяется исходя из того, на кого возложено внесение налоговых платежей в государственный бюджет в соответствии с действующим законодательством. Однако для более углубленного анализа недостаточно установить, кто формально является налогоплательщиком. Необходимо изучить распределение фактического налогового бремени исходя из того, какое влияние оказывает налог на распределение доходов в экономике.
Многие экономисты предлагают использовать чистую прибыль в качестве базы для расчетов налогового бремени. Это обусловлено тем, что прибыль – единственный показатель, реально отражающий эффективность деятельности экономического субъекта. Наиболее распространенной формулой для расчета налогового бремени в этом случае будет формула:
где Н - налоги;
П - чистая прибыль.
2.2 Основные принципы построения
Налоговая система - это совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроль над своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату, определенным Налоговым кодексом. Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Налоговым кодексом. И еще это основные исходные положения системы налогообложения. Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов»10, опубликованном в 1776 г. По его мнению, налоговая система должна быть. Во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов). В современной действительности принципы налогообложения в РФ понимаются как наиболее фундаментальные и общие положения построения системы налогообложения, которые обеспечивают экономическую стабильность общества и решение стоящих перед ним задач экономического развития.
Главными основаниями выделения этих положений в качестве принципов являются:
- требование обладать экономической обоснованностью;
- возможностью реализации в рамках налоговой системы РФ;
- они не должны противоречить
фундаментальным положениям
- Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа, нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.
- Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).
- Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах с давних пор сложилась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения налоговых законов могут вступать в силу только с начала нового финансового года.
- Принцип исчерпывающего перечня налогов. Единое экономическое пространство России предопределяет политику Российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
- Принцип однократности налогообложения. Данный принцип означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.
- Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.