Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа
Преобразования, проведенные Бунге, составили важный этап в налоговой политике российского правительства. Такие мероприятия, как понижение выкупных платежей бывших частновладельческих крестьян и перевод их на обязательный выкуп, отмена подушной подати были продолжением Великих реформ 1860-х годов и способствовали решению проблем, оставшихся после отмены крепостного права. Деятельность ведомства, направленная на перестройку налоговой системы обеспечила предпосылки для ускорения индустриального развития страны в конце XIX века.
1. Финансовая программа Николая Христофоровича Бунге………………..……….4
1.1. Назначение Н.Х. Бунге министром финансов………………………………..4
1.2. Прямые налоги………………………………………………………………………….…….7
1.3. Пошлины и косвенные налоги……………………………………………………..12
1.4. Преобразование податных органов……………………………………………..17
2. Идеи Ивана Алексеевича Вышнеградского…………………………………………….19
2.1. Назначение министром финансов И.А. Вышнеградского……………..19
2.2. Податная политика…………………………………………………………………..……..21
2.3. Рост налогов……………………………………………………………………………………..
Федеральное агентство по образованию
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра “Налогов и налогообложения”
Дисциплина
«Теория и история налогообложения»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Налоговая система России в период правления Александра III (1881 – 1894), финансовая программа Николая Христофоровича Бунге (1823 – 1895); идеи Ивана Алексеевича Вышнеградского (1830 – 1895)»
очной формы обучения
специальности «налоги и налогообложения»
Руководитель:
Отметка о допуске (недопуске) к защите _______________
«____»_________________2011г.
(подпись руководителя)
Москва 2011
Оглавление
стр
Введение…………………………………………………………
2.1. Назначение министром финансов И.А. Вышнеградского……………..19
2.2. Податная политика…………………………………………………………
2.3. Рост налогов……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
В период правления Александра III во главе Министерства финансов стояли в 1881 – 1886 гг. Н.Х. Бунге, а в 1887 – 1892 гг. И.А. Вышнеградский. Перед ними стояло множество задач, в том числе реформирование налоговой системы: избавить казну от дефицита и крестьян от непомерной тяжести налогов.
Преобразования, проведенные Бунге, составили важный этап в налоговой политике российского правительства. Такие мероприятия, как понижение выкупных платежей бывших частновладельческих крестьян и перевод их на обязательный выкуп, отмена подушной подати были продолжением Великих реформ 1860-х годов и способствовали решению проблем, оставшихся после отмены крепостного права. Деятельность ведомства, направленная на перестройку налоговой системы обеспечила предпосылки для ускорения индустриального развития страны в конце XIX века.
Деятельность И.А. Вышнеградского в качестве министра финансов не оставила особенно крупных следов в преобразовании налоговой системы, чем его предшественником Н.Х.Бунге. Главной задачей для Вышнеградского было ликвидировать бюджетный дефицит. Для это были введены и увеличены некоторые налоги.
Цель исследования состоит
в комплексном изучении налоговых
реформ 1881 -1893 гг. В соответствии с
этим в курсовой работе ставятся следующие
задачи: раскрыть планы Бунге
и Вышнеградского по реформированию
налоговой системы, рассмотреть
процесс проведения преобразований,
оценить итоги проделанной
Глава 1. Финансовая программа Николая Христофоровича Бунге
Победная Русско-Турецкая война (1877-1878гг.) поставила Российскую империю на грань финансовой катастрофы. В 1878 году убытки России составили 1.4 млрд. рублей. «За 1877-1881 гг. бюджетные ассигнования на ведение войны, включая финансирование военных действий в Туркестане, составили 1113,5 млн. рублей. Непрерывная эмиссия привела к резкому увеличению в обращении массы бумажных денег и падению курса рубля. С 1 января 1877 года по 1 января 1881 года государственный долг с учетом неразмерных кредитных билетов вырос на 1584,2 млн. рублей (26,2%) и выражался в астрономической сумме 6 млрд. рублей. В 1881 году оплата долговых обязательств потребовала от казны 239,9 млн. рублей, т.е. свыше 34% всех государственных доходов. Несмотря на огромные займы, дефициты по общему бюджету за 1876-1880 гг. составили 334,4 млн. рублей. Результатом отрицательного расчетного баланса было перенасыщение иностранных рынков русскими ценными бумагами и падение их стоимости, что порождало биржевую спекуляцию и наносило ущерб международному кредиту России»1.
Финансовое расстройство сопровождалось кризисными явлениями в экономике. Сохранение крепостных пережитков, тяжесть налогов и выкупных платежей, почти ежегодные локальные неурожаи подрывали благосостояние сельского населения и снижали его платежеспособность.
Было необходимо либо немедленно
выдвинуть новую программу
В 1880-1881 гг. группировка либеральных бюрократов (министр внутренних дел М.Т Лорис-Меликов, военный министр Д.А. Милютин, министр финансов А.А. Абаза) выступили за дальнейшее развитие и совершенствование законодательства 60-х годов. Бунге, как единомышленник либеральных бюрократов, в июле 1880 г. по рекомендации Лорис-Меликова был назначен товарищем министерства финансов.
После отставки министров-либералов преобладающим влиянием в «верхах» стали пользоваться редактор-издатель «Московских ведомостей» М.Н. Катков, обер-прокурор святейшего Синода К.П.Победоносцев и министр внутренних дел Д.А. Толстой. Тем не менее, Бунге не только удержался в финансовом ведомстве, но и занял министерский пост. Это объяснялось как личным доверием Александра III к знающему и опытному экономисту, так и необходимостью реализации ряда предложений либеральных бюрократов, касающихся оздоровления экономики и финансов.
Бунге Н.Х. сочетал в одном
лице ученого-экономиста, педагога, публициста,
общественного и
За время преподавательской деятельности Н. Х. Бунге внес немалый вклад в развитие университетского дела в России. В своих статьях он выступал за введение университетской автономии, укрепление связи высшего образования с потребностями жизни, призывал администрацию и общество усилить внимание к нуждам студентов. При этом он проявлял особую любовь к молодежи и в этом лежала разгадка чрезвычайного успеха его университетских лекций. Помимо этого он пользовался большим авторитетом у либерально настроенной профессуры, и не случайно в 1859-1862 гг. – в трудное для университетов время, лишения их избирательного права – был ректором Киевского университета, а позднее (1871-1875 гг. и 1878-1880 гг.) в том же университете дважды избирался им, принимал участие в подготовке нового университетского устава 1863 г.
Примерно в это же время к Н. Х. Бунге был проявлен особый интерес императорского двора, ему было поручено преподавать «науку финансов и политическую экономию» цесаревичу Николаю Александровичу.
Одновременно Н.Х. Бунге занимается научной деятельностью и пишет ряд научных трудов2, издание которых поставило его в ряд видных российских ученых-экономистов, а многочисленные выступления со статьями в журналах и газетах сделали его широко известным в обществе.
В 1859 г. он вместе с другими опытными финансистами приглашается в качестве члена-эксперта в состав Редакционных комиссий по подготовке реформы 1861 г. и окончательного разрешения крестьянского вопроса.
Будучи сторонником частного крестьянского землевладения, Н.Х. Бунге выдвинул в качестве основного требования отмены крепостного права – освобождение крестьян с землей за выкуп и предложил свой план проведения выкупной операции. Кроме того, он считал, что после освобождения крестьян необходимо отменить подушную подать и преобразовать систему кредита. Эти идеи получили отражение в деятельности либерального большинства Редакционных комиссий и деятельности Бунге на посту министра финансов.
Другим не менее важным направлением деятельности Н.Х Бунге в 60-х годах было успешное управление им Киевской конторой Госбанка (1862-1866) и организованными по его инициативе частными кредитными учреждениями в Киеве, позволившие ему приобрести опыт финансовой деятельности и репутацию талантливого администратора.
К моменту назначения в 1881 г. Министром финансов (к этому времени ему было уже 58 лет) Бунге располагал комплексной программой своей деятельности, изложенной им в научных трудах, публицистике и лекциях 60-70-х годов, включающей преобразования, которые, по его мнению, должны следовать за отменой крепостного права – переселение крестьян на окраины России, пересмотр паспортного устава, реформа системы налогообложения, кредита, акционерного учредительства, денежного обращения.
Программа Бунге Н.Х. выгодно отличалась от программных документов финансового ведомства своей социальной направленностью. Ибо он видел глубокую связь между улучшением финансового положения страны и повышением благосостояния народа. Поэтому она предполагала разработку фабрично-заводского законодательства, создание рабочих ассоциаций, привлечение трудящихся к участию в прибылях капиталистических предприятий и др.
При подготовке программы им учитывался опыт европейского законодательства, и она отражала в основном воззрения либеральной бюрократии Росси того времени.
В конце 1881 года во всеподданнейшем
докладе о росписи доходов
и расходов на следующий год Бунге
писал о намерении «внести
в настоящую сессию Государственного
совета представления о некоторых
изменениях в существующих налогах».
Для такой инициативы в условиях
бюджетных дефицитов
Вопрос о выкупных платежах
занимал правительство уже два
десятилетия, так как их непомерная
тяжесть для крестьянства обнаружилась
сразу после провозглашения отмены
крестьянского права. В первые
пять лет выкупной операции (1862-1866гг.)
недоимки составили 7,9 миллионов рублей.
Ужесточение контроля местных властей
за сбором выкупных платежей и принудительная
продажа скота за недоимки не дали
результатов и пагубно
Ввиду непомерной тяжести, лежащих на земле выкупных платежей, Н. Х. Бунге предложил их снизить, и 28 декабря 1881 г. Александр III подписал указы о понижении выкупных платежей, переводе оставшихся во временнообязанном состоянии крестьян на обязательный выкуп и причислении их к разряду крестьян-собственников с 1 января 1883 года.
Одновременно с проведением указанных мер, в министерстве финансов рассматривался другой вопрос – отмена подушной подати. В представлении «О замене подушной подати другими налогами», поступившем в Государственный совет 29 марта 1882 года, Бунге подробно обосновал невозможность дальнейшего оттягивания этой меры. Поскольку в основу реформ Александра II было положено начало равенства сословий в правах и обязанностях перед государством, то «существующие для некоторых сословий изъятия от податной тягости остального большинства народа составляют историческое наследие, сохранению которого нельзя найти оправдании ни в политическом, ни в экономическом положении России». Министр финансов указывал на крайнюю обременительность подушной подати для крестьянства. Любое стихийное бедствие (неурожай, град и т.п.) делают неплатежеспособными не только отдельные сельские общества и уезды, но и целые губернии. В такие периоды резко возрастает число ходатайств губернских властей о льготах по уплате податей. Но поступление подобных ходатайств не прекращается и в урожайные годы, что свидетельствует о расстройстве крестьянского хозяйства из-за несоразмерности платежей с доходами сельского населения. Несмотря на сложение недоимок в 1880 году на сумму 7 миллионов рублей, к 1 января 1881 года они составили 10, 7 миллионов рублей, т.е. 18,8% годового оклада. Налоговый гнет усугубляется разорительными последствиями применения круговой поруки и прикреплением крестьян к земле паспортным уставом.