Налоговая система России в период правления Александра III (1881 – 1894), финансовая программа Николая Христофоровича Бунге (1823 – 1895)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Преобразования, проведенные Бунге, составили важный этап в налоговой политике российского правительства. Такие мероприятия, как понижение выкупных платежей бывших частновладельческих крестьян и перевод их на обязательный выкуп, отмена подушной подати были продолжением Великих реформ 1860-х годов и способствовали решению проблем, оставшихся после отмены крепостного права. Деятельность ведомства, направленная на перестройку налоговой системы обеспечила предпосылки для ускорения индустриального развития страны в конце XIX века.

Содержание работы

1. Финансовая программа Николая Христофоровича Бунге………………..……….4
1.1. Назначение Н.Х. Бунге министром финансов………………………………..4
1.2. Прямые налоги………………………………………………………………………….…….7
1.3. Пошлины и косвенные налоги……………………………………………………..12
1.4. Преобразование податных органов……………………………………………..17
2. Идеи Ивана Алексеевича Вышнеградского…………………………………………….19
2.1. Назначение министром финансов И.А. Вышнеградского……………..19
2.2. Податная политика…………………………………………………………………..……..21
2.3. Рост налогов……………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 75.22 Кб (Скачать файл)

Таможенная политика министра предусматривала повышение пошлин на следующие предметы:  в 1881 г. последовала 10%-ная надбавка на все ввозимые предметы, далее в 1881 г. были установлены таможенные пошлины на джуту и изделий из нее, а так же повышена пошлина на привозимый из заграницы цемент. В 1882 году было проведено повышение таможенных ставок, преимущественно на сырье и полуфабрикаты и в меньшей степени – на готовые изделия. В 1883 г. произошла отмена Закавказского транзита. 16 июня 1884 г. были повышены пошлины на чугун, уголь и торф, 15 января 1885 г. – на рыбу, чай, вина, шелк, растительное масло, 19 марта 1885 г. – на сельскохозяйственные машины, 20 мая 1885 г. – на железо и сталь. В 1886 г. были подняты ставки таможенного обложения на чугун, уголь, медь, кирпич, купорос, серную кислоту, соду, клей, древесную массу, литографские изделия.

Как оказалось из приведенного перечня не проходило и года, что  бы ни произошло повышения пошлин на некоторые предметы ввоза. Результаты таможенной политики Н.Х Бунге оказались  следующими:

  1. Финансовый доход повышался мало. В отчете за 1885 г. государственный контроль сравнил поступление таможенных пошлин 1879 и 1885 г. и сделанное сравнение привело к выводу, что. Не смотря на последовавшее увеличение пошлин, сумма поступлений увеличилась всего на 2 млн. рублей.
  2. Другая цель, преследуемая повышением тарифов, покровительство внутренней промышленности. Можно констатировать следующие выводы: общая сумма привоза и вывоза на европейской границе постепенно понижалась:

 

 

 

 

Привоз

Вывоз

1879

562

613

1880

589

500

1881

485

547

1882

527

664

1883

519

627

1884

491

553

1885

496

504


 

Таблица 1. Привоз и вывоз продукции  в период 1879 -1885 гг. (в млн. руб.).

 

Хотя общий оборот по привозу  и вывозу уменьшился, но произошло  увеличение торгового производства и торговых оборотов. Этот факт подтверждается увеличением количества фабричных предприятий и расширением их объема. Причина – увеличение покупательных сил крестьян, благодаря понижению налогов, а так же действие покровительственных тарифов.

 Крупные изменения произошли в законодательстве о гербовых сборах, взимание которых регулировалось уставом 17 апреля 1874 г. Они делились на простой и пропорциональный сумме актов и сделок.

 Простой гербовый сбор  за один лист устанавливался  в двух размерах: 40 коп. (с делопроизводственных  бумаг, различных свидетельств, некоторых  паспортов, межевых книг, сохранных  и задаточных расписок, страховых  полисов, акций, поев, облигаций, закладных листов) и 5 коп. (для тех документов, обложение которых по 40 коп. или пропорциональным сбором было бы слишком обременительно для плательщиков).

Пропорциональный сбор существовал  в двух видах: для документов, определяющих личные долговые обязательства (вексельный сбор), – 25 разрядов гербовой бумаги ценой от 5 коп. до 36 рублей за лист; для актов по всем остальным сделка (актовый сбор) – 23 разряда гербовой бумаги ценой от 1 рубля до 660 рублей за лист.

Взимание сбора производилось  тремя способами:

  1. Продажей гербовой бумаги;
  2. Продажей марок;
  3. В особых случаях наличными деньгами.

Закон 26 декабря 1878 г. ввел деление  простого гербового сбора на три вида: 5, 10 и 60 коп. за лист, пропорциональный сбор, за исключением двух низших разрядов, повышен на 25%. В 1880 г. в казну поступило 14,4 млн. рублей.

Бунге счел этот доход недостаточным. 19 января 1882 г. была значительно увеличена  цена гербовой бумаги. Возросли все 25 разрядов вексельного сбора: 1-ый – с 5 до 10 коп., 2-й – с 10 до 15 коп., остальные  – на 0,02% от суммы акта.    25 мая 1882 г. последовал закон о привлечении к уплате сбора многих ранее свободных от обложения документов: свидетельств и удостоверений, выданных одним лицом другому для представления в государственные учреждения, расписок о приеме денег на текущий счет на сумму свыше 50 рублей и др. Однако доход казначейства в 1882 – 1886 гг. увеличился лишь с 15,5 млн. до 16,2 млн. рублей.

Незадолго до отставки Бунге  советовал восстановить отмененный в 1877 г. акциз с нефтепродуктов, поскольку  нефтяная промышленность за истекшее десятилетие достигла крупных успехов и превратилась в важную отрасль народного хозяйства.

 

    1. Преобразования податных органов

 

Изменения в налоговой  системе повлекли за собою необходимость  преобразования местных податных органов. Губернские казенные палаты справлялись  со своими обязанностями, пока речь шла  о получении подушной подати и  примитивном обложении недвижимых имуществ. Повышение прежних и  появление новых налогов возложило  на них крайне сложные функции  вычисления, распределения и получения денежных сумм. Поэтому податное дело оказалось в ведении различных инстанций. С введением дополнительного процентного и раскладочного сбора с промышленных и торговых заведений в губерниях были созданы особые податные присутствия, взимание пошлины с наследства поручено окружным судам, налогов с земель и недвижимых имуществ – земским губернским собранием и городским думам.

Бунге понимал, что без  реорганизации податных учреждений налоговые реформы будут обречены на неудачу. С сентября 1882 г. по январь 1883 г. при министерстве финансов работала комиссия, подготовившая  проект, основные положения которого сводились к  следующему:

  1. Упразднить губернские и окружные акцизные управления и возложить на казенные палаты заведование всеми окладными и неокладными сборами (за исключением таможенных), хранение казенных сумм и производство государственных расходов;
  2. Подчинить им особые уездные и городские податные управления со стоящими во главе их участковыми начальниками и податными надзирателями, а также губернские и уездные казначейства.

 Однако в Министерстве возникли сомнения в возможности слияния казенных палат с акцизными управлениями, так как взимание косвенных налогов требовало специальной подготовки чиновников и постоянного технического надзора за производством акцизных товаров.

Тогда у Бунге родилась идея начать с малого и учредить при казенных палатах особый институт податных инспекторов, который послужил бы зародышем будущей единой системы  податного управления. Разработанный  в Министерстве проект был разослан в губернии на отзыв управляющих  казенными палатами, затем 6 ноября 1884 г. Бунге внес его в Государственный  совет. Министр финансов предлагал  поручить  податным инспекторам  выявление облагаемых налогами доходов, надзор за поступлением окладных сборов и ревизию уездных казначейств. Они должны были состоять членами  уездных по крестьянским делам присутствий, а в местностях, где не вводились  земства, членами уездных распорядительных комитетов.

Министр внутренних дел Д.А  Толстой рекомендовал отклонить  проект и ограничиться увеличением  числа состоящих при казенных палатах чиновников для особых поступлений.

В итоге в 1885 г. на податных инспекторов было возложено лишь наблюдение за торговлей и выявление подлежащих обложению доходов с недвижимых имуществ, председательствование в уездных податных присутствиях, образованных для раскладки дополнительного сбора с торговли и промыслов, членство в уездных по крестьянским делам присутствиях и распорядительных комитетах, ревизия уездных казначейств и проверка действий волостных старшин и сельских старост по взиманию казенных и общественных сборов. Инспектор не имел права сам отдавать распоряжения и обо всех обнаруженных нарушениях и злоупотреблениях должен был докладывать в казенную плату.

 

Глава 2. Идеи Ивана Алексеевича Вышнеградского

    1. Назначение министром финансов И.А. Вышнеградского

 

За несколько месяцев  до оставления Н.Х. Бунге управления министерством финансов по России начали ходить слухи об его будущем приемнике. Называли несколько имен, но с определенностью  ни на ком не остановились. Кандидат скоро обозначился. Это был не безызвестный деловым кружкам Петербурга профессор Технологического института Иван Алексеевич Вышнеградский.

И.А. Вышнеградский вырос  в семье священника. По окончании  физико-математического факультета Главного педагогического института  в Петербурге начал педагогическую деятельность сначала во 2-ом Петербуржском кадетском корпусе, затем после защиты в 1854 г. в возрасте 23 лет магистерской диссертации стал преподавать математику в Михайловском артиллерийском училище (с 1855 г. академия). В 1862 г. в возрасте 31 года был утвержден профессором механики Петербуржского технологического института, с 1855 г. – профессором практической механики Михайловской артиллерийской академии. В 1867-1878 гг. работал инженером-механиком в Главном артиллерийском управлении, с 1875 г. – директор Петербуржского технологического института, сохранив за собою и профессуру. Это был первый пример избрания в директоры учебного заведения лица, принадлежащего к педагогическому персоналу института.

Большую часть своей трудовой жизни И.А. Вышнеградский занимался  педагогической и научной деятельностью  в определенной области – он был  выдающимся инженером и ученым, основоположником теории автоматического регулирования, создателем научной школы в области  конструирования машин, видным организатором  технического образования, инициатором  введения преподавания в России теоретических  основ машиностроения, что служило  подготовкой качественному производству машин, известным популяризатором  научных знаний, одним из создателей 2-го отдела (отдела механики) Русского технического общества, а также одним  из организаторов русских промышленных выставок.

Со второй половины 70-х  годов И.А. Вышнеградский постепенно отходит от научной и педагогической деятельности и принимает активное участие в частных капиталистических  компаниях, войдя в правление  Петербуржского общества водопроводов, а затем в Общество юго-западных железных дорог, которое было обязано  ему своим процветанием.

На этой основе ему удалось  приобрести крупное состояние, позволяющее выдвинуться и стать на путь государственной службы. В 1884 г. он назначается членом совета министра народного просвещения (выработал проект промышленных училищ и учувствовал в разработке университетского устава 1884 г.); в 1886 г. назначается членом Государственного совета; в январе 1887 г. становится управляющим министерства финансов, а затем вскоре назначается министром финансов России в возрасте 56-ти лет.

Решение о назначении Вышнеградского сначала в Государственный совет, а затем на пост министерства финансов принял лично Александр III. Собрав сведения о деятельности Вышнеградского, император решил, что тот – человек обеспеченный, а значит, воровать из казны не будет и может принести Отечеству большую пользу.

 

 

    1.  Податная политика

 

Прямые налоги. За окончательным уничтожением 1 января 1887 года подушной подати  (за исключением Сибири) и преобразованием оброчной подати с крестьян (1886 г.) в выкупные платежи, на населении лежали: выкупные платежи. Выкупные платежи представляют сбор с крестьян за выкуп земельных наделов, выплачиваемый в течение определенного срока времени. Помимо выкупные платежей существовали и другие прямые налоги: поземельный и лесной, налог с недвижимых городских имуществ, за право торговли и промыслов, сбор с доходов от денежных капиталов и на земские повинности. Существенных перемен в области прямых налогов в период министром финансов И.А. Вышнеградским, произведено не было, и существовавшая налоговая система осталась с присущими ей недостатками. В системе  поземельного, промыслового налога отсутствовали принципы равномерности, справедливости, и они не одинаково распределялись между разными губерниями и отдельными лицами. Так же неудовлетворительна существовавшая налоговая система с технической стороны: способы и время платежа налогов. Между тем И.А. Вышниградский прилагал усилия увеличения поступлений в государственный бюджет. С этой целью последовало увеличение государственного поземельного налога в 22 губерниях (1887 г.) и налога с городских недвижимых имуществ (1887 г.).

В 1887 и 1890 гг. был установлен налог с мусульманского населения Терской и Кубанской области и Закавказья, взамен исполнения воинской повинности. Затем были распространены правила поземельного податного устройства на Ферганскую область и на Туркестанский край (1889 г.) и обложены плантации американского хлопка там же (1891 г.).

В управлении министерством  финансов Н.Х. Бунге  были положены твердые начала правильной финансовой политики, и, к сожалению, в последующий период, дальше его начинаний дело не пошло и все осталось по-прежнему.

Сумма поступлений промыслового налога продолжала расти в силу введения и увеличения размеров дополнительного раскладочного сбора с купеческих и негильдейских предприятий (1888, 1891 гг.), увеличение добавочных сборов с акционерных обществ и товариществ на паях (1887 г.) на 635 рублей. Введенный первые в 1885 году сбор с доходов от денежных капиталов незначительно увеличился. Сборы на земские повинности, составляющие весьма значительную часть платежей населения, оставались в таком же неустойчивом положении, как и раньше. Устарелый устав 1851 г. и Временные правила о земских повинностях оставались в силе.

Информация о работе Налоговая система России в период правления Александра III (1881 – 1894), финансовая программа Николая Христофоровича Бунге (1823 – 1895)