Налоговая система России в период правления Александра III (1881 – 1894), финансовая программа Николая Христофоровича Бунге (1823 – 1895)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Преобразования, проведенные Бунге, составили важный этап в налоговой политике российского правительства. Такие мероприятия, как понижение выкупных платежей бывших частновладельческих крестьян и перевод их на обязательный выкуп, отмена подушной подати были продолжением Великих реформ 1860-х годов и способствовали решению проблем, оставшихся после отмены крепостного права. Деятельность ведомства, направленная на перестройку налоговой системы обеспечила предпосылки для ускорения индустриального развития страны в конце XIX века.

Содержание работы

1. Финансовая программа Николая Христофоровича Бунге………………..……….4
1.1. Назначение Н.Х. Бунге министром финансов………………………………..4
1.2. Прямые налоги………………………………………………………………………….…….7
1.3. Пошлины и косвенные налоги……………………………………………………..12
1.4. Преобразование податных органов……………………………………………..17
2. Идеи Ивана Алексеевича Вышнеградского…………………………………………….19
2.1. Назначение министром финансов И.А. Вышнеградского……………..19
2.2. Податная политика…………………………………………………………………..……..21
2.3. Рост налогов……………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 75.22 Кб (Скачать файл)

Заботясь исключительно  о сведении бюджета без дефицита, И.А Вышнеградский решительно не обращал никакого внимания на внесение дальнейших изменений в систему прямых налогов, и за пятилетнее управление министерством не произошло улучшений в организации и распределение прямых налогов.

Косвенные налоги. Сумма поступлений косвенных налогов увеличилась, главным образом, благодаря введению новых акцизов на спички и нефть.

Поступление акцизных сборов с питей значительно увеличились под влиянием двух факторов: отчасти увеличения размеров акциза, а главное двух обильных урожаев. В 1887 г. последовало увеличение акциза (9,5 коп. за градус, что равняется  9 руб. 25 коп. за ведро спирта). С этого времени дальнейшего повышения размера обложения не было, но зато постепенно были введены правила на окраины, например на Закаспийскую область были введены правила и устав о табачном и питейном сборах 30 мая и 9 июня 1888 г.  Так же повышен патентный сбор в некоторых губерниях.

В 1888 году министр финансов обратил внимание на развитие фруктово-виноградного производства и спиртоочистительного промысла, на облегчение заводчиков по приему и рассрочке залогов и на поощрение вывоза заграницу спирта с выдачею за это соответствующих премий, размер которых определялся законодательством и колебался около 3,5  -  5,5  % безакцизного отчисления. В 1891 году безакцизное отчисление на вывозимый спирт заграницу было прекращено.

Ввиду настойчивых заявлений  о вредном действии акцизной системы, а так же о полном отсутствии связи  винокурения с сельским хозяйством, возникла мысль о внесении в сложившуюся  систему некоторых изменений  и создания сельскохозяйственного  винокурения. Много лиц полагало, что таким путем можно оказать  значительную пользу нашему сельскому  хозяйству. После всестороннего  обсуждения вышеуказанного вопроса, министерством был разработан и утвержден в 1890 г. проект о мерах поощрения сельскохозяйственного винокурения. Для облегчения сбыта спирта, выкуриваемого на небольших заводах, 4 июня 1890 г. последовало устройство казенного склада для спирта в Москве. В склад поступал спирт от лиц, пользующихся правами сельскохозяйственного винокурения. Как действовал склад – неизвестно, сам закон о сельскохозяйственном винокурении оказался бесплодным.

Помимо мер, принимаемых  для увеличения поступлений питейных сборов и регулирования продажи, в финансовой политике этого времени  пробивалось новое направление – введение казенной продажи вина. Казенная продажа вина впервые была введена в Пермской губернии (1887 г.), как средство борьбы с местными стычками. Ввиду появления жалоб на стычки в Сибири, министру финансов было предоставлено право устроить казенную продажу вина и спирта в Сибири, в местностях, где это будет наиболее удобным (1888 г.), а затем последовало открытие казенных ведерных лавок в Сибири (1889 г.).

Свеклосахарное производство заняло привилегированное положение. Сахарное производство первое добилось поощрительной премии за вывозимый заграницу сахар (Премия была отменена в 1892 г.). Этим путем правительство старалось укрепить внешние связи с Европой и Азией.

Поощряя сахарное производство выдачею премий, министр финансов ввел дополнительный акциз на сахар (1890 г.), заводы по производству сахара уплачивали по 5 рублей за 1000 пудов сахара, помимо дополнительного акциза в 40 копеек за пуд.

Помимо старых акцизных сборов, за время управления министерством  Финансов И. А. Вышнеградским, были введены  два новых акциза: на спички (1887 г.) и на осветительные нефтяные масла (1887 г.), с легких 40 копеек и тяжелых 30 копеек за пуд.

Несколько раз в финансовых кругах поднимался вопрос о табачной монополии, но осуществление мер, связанных  с приобретением фабрик, устройством  контроля над плантациями табака, представлялось опасным, так как  это могло отразиться самым опасным  способом для сельского хозяйства. Каждая попытка министерства, начиная  с С.А. Грейга, встречала отпор  со стороны печати и всех лиц, дорожащих  интересами России. При таких условиях министру финансов оставалось извлечь  большой доход, посредством возвышения табачных бандеролей с иноземного табака, повышение составило от 20% до 50% (1887 г.); табак, привезенный из-за границы, был обложен на ⅓ больше существовавшего размера.

Затем был распространен, с некоторыми изменениями, акциз  на табак на Туркестанский край и  Семиреченскую область (указание было изменено в 1891 году, с обязательством представить в 1894 году по этому вопросу  окончательные предположения в  Государственный Совет). Благодаря  предпринятым мерам произошло увеличение казны Российской Империи. Кроме того, министерством финансов были предприняты некоторые меры для облегчения табачного производства и торговли местным табаком (1890 г.).

Из вышеизложенного можно  сделать вывод: перемены в области  косвенных налогов привели к  увеличению финансового дохода. Другие меры, например как введение казенной продажи вина, носили характер противодействия стычке винных торговцев. Что касается сельскохозяйственного винокурения, то, как показали последствия, эта мера ни к каким положительным результатам не привела.

Особенно благоприятным  моментов в управлении И.А. Вышнеградским  министерством финансов было издание  правил о взимание гербовых пошлин. Нет ничего проще как извлечение государственных доходов посредством  применения мелких налогов. Такие налоги как будто не  заметны, но ими  нужно пользоваться крайне осторожно, так как они опутывают плательщика  сетью мелких платежей нередко ложатся тяжелым бременем на малоимущих. В 1887 году последовало повышение размера простого гербового сбора с 65 копеек до 85 копеек, а так же увеличение цен актовой гербовой бумаги, естественно повлекшее за собою увеличение суммы поступлений от этого сбора. В 1888 г. было распространено взимание крепостных пошлин на Курляндскую губернию. С развитием гербовых пошлин были введены некоторые изменения в правила о нарушениях устава о гербовом сборе. В последующее время после 1887 года распространялось применение правил о гербовом сборе путем специальных указаний и циркулярных распоряжений министерства. Главным образом, законодательство коснулось применения налогов в исключительно фискальном виде, нисколько не обращая внимания на полную непригодность действующего законодательства, не различавшего разных налогов, втиснутых в состав гербовых; для примера полного отсутствия ясности и точности можно указать на не выделение особого биржевого налога. В государстве, где выпушено миллионы процентных бумаг, при развитии биржевых сделок, была потребность в новом налоге на обращение – биржевом, но его не было введено, а взимался гербовый сбор с процентных бумаг, выпускаемых в России и иностранных, появляющихся в обращении. Гербовый сбор взимался с процентных бумаг в следующих размерах: 15 копеек с каждого номера при номинальной стоимости процентных бумаг не свыше 50 рублей, со всех же бумаг свыше этой суммы взималось 80 копеек.

29 февраля 1888 г. последовало  увеличение гербового сбора на  процентные бумаги,  вновь введен  на заявления железнодорожных  агентов о недостатке или повреждении  товарных мест. Увеличение случаев взимания гербового сбора весьма характерно для министра финансов. Он обнаружил стремление пользоваться каждым случаем. Что бы увеличить поступление гербовых сборов.

В 1888 году был установлен гербовый сбор на свидетельство на провоз вина, табака, сахара и других документов, вырезанных из корешков книг, на квитанции ссудных касс. Так же увеличен гербовый сбор на процентные бумаги русских и иностранных граждан, было распространено действие сбора на накладные по пограничным перевозкам товаров и грузов в размере 10 копеек (1889 г.).

В области таможенного  налогообложения усилился протекционизм, достигший своего апогея с изданием строго охранительного тарифа 1891 г., вызвавшего таможенную войну с Германией. Благодаря  этому таможенный доход возрос в  полтора раза.

 

 

1887

1888

1889

1890

1891

Подати и поземельный  налог

40,3

39,8

42,8

42,9

40,7

За право торговли

28,8

31,7

32,8

34,3

34,0

Сбор на доходы от денежных капиталов

11,6

11,6

12,0

11,9

12,1

Питейный доход

257,6

265,1

274,9

268,3

247,4

Табачный доход

24,0

28,1

28,1

27,7

28,5

Сахарный доход

23,1

17,0

17,9

21,6

20,8

Доход с осветительных  нефтяных масел

-

6,6

9,2

10,5

10,1

Доход с зажигательных  спичек

-

2,7

4,4

4,7

4,6

Таможенный доход

107,4

141,3

138,0

141,9

128,4

Выкупные платежи

88,9

92,2

91,7

88,1

68,7




    1. Рост налогов

 

Благодаря введению новых  налогов, а так внесению всякого  рода расширений применения налогов, общие  итоги поступлений государственных  доходов значительно возросли, как  видно из ниже представленных данных:

 

 

 

Таблица 2. Государственные доходы от налогов в период 1887 – 1891 гг. (в млн. руб.).

 

Эти данные доказывают, что  введение новых налогов, расширение области применения старых и увеличение их, доходы по главным аспектам незначительно  повысились. Столь малое повышение поступлений показывает на несоответствие  налогов с ростом покупательных сил народонаселения. Иными словами, рост налогов превышает рост народного хозяйства. Сделанный вывод вытекает из представленных ниже данных о расходах, доходах и излишках (в млн. рублей):

 

 

1887

1888

1889

1890

1891

Доход

947

974

989

1047

928

Расход

913

940

933

983

1057

Излишки

61

30

56

63

128


 

Таблица 3. Дохода, расходы и излишки государственного бюджета в период 1887 – 1891 гг. (в млн. руб.).

 

При обзоре роста государственных  доходов резко бросаются способы  и приемы увеличения государственных  доходов. Хотя их источники оставались одни и те же, но финансовая администрация  того времени не упускала случая обратить внимание на изыскание всех залежавшихся сумм, где бы то ни было. Подобный розыск доходил до мелочей (например, выжигание половиков на монетном дворе) и, так как в это время было сильно развито стремление к опубликованию всех даже мелочных мер предпринятых министерством финансов, то русская публика изумлялась находчивости И.А. Вышнеградского.

Особенно увеличилось  поступление сборов с железных дорог  и таможенных доходов. Последнее  увеличение было достигнуто упрощенным способом. Таможенные доходы, поступавшие в золотой запас, были причисляемы вместо 1,50 за золотой рубль, как это делалось при Н.Х Бунге, по 1,67 коп. В итоге произошло увеличение доходов. Далее министр финансов разрешил железнодорожным обществам выпуски облигаций, с условием возврата известной части вырученной суммы, в уплату долгов в казну.

Наконец, сумма доходов  увеличилась, благодаря включению  в общие государственные доходы выкупных платежей. Указанные приемы довольно тщательно отмечались в  отчетах государственного контроля.

Все было направленно на увеличение доходов, каким бы то ни было способом. Разумеется, для государственного бюджета имеет значение усиленное поступление налогов. За период пребывания И.А Вышнеградского на посту министра усиленно поступали сборы с крестьян. Столь сильное поступление платежей с малоимущей части русского населения усугубило его положение в 1891 году, когда крестьяне оказались лишенными средств для собственного прокормления. К сожалению, такие капитальные вопросы, как накопление недоимок в крестьянских платежах, русскому министру финансов были совершенно чужды. При невозможности взыскания недоимок приходилось прощать и искать способы для улучшения поступлений в государственный бюджет. Соответственно понятиям и характеру того времени принимались самые разнообразные меры, как относительно налогоплательщиков, так и тех кто не платит налоги.  За неплатеж податей пришлось сделать ответственным все сельское общество круговою порукою и для большей гарантии прикрепить к нему надзирателей.

 

 

Заключение

 

Главной заслугой Н.Х. Бунге было облегчение податной тягости малоимущего класса населения. Благодаря ему в истории русских финансов появился факт уничтожения налога, тяготившего около 150 лет подушной податью русский народ. Ни один из бывших министров финансов таких мер не предпринимал. Уже один этот факт составляет огромную заслугу Бунге. Далее в систему обложения налогами было введено начало справедливости, заключавшееся в привлечении к налогам других имущих классов. В деятельности министра финансов было заметно стремление провести равномерное обложение разных объектов. Необходимым средством для достижения намеченной цели явилось улучшение местной финансовой администрации путем учреждения должности податных инспекторов. Однако в области косвенных налогов никаких значительных улучшений не произошло. Система осталась старая.

Для И.А. Вышнеградского главной заслугой было сведение государственного бюджета без дефицита. Для увеличения поступлений в государственный бюджет были изрядно повышены некоторые налоги. Но в общем можно сказать, что прямые налоги остались без изменений, и в области косвенных налогов все осталось по старому, за исключением двух введенных акцизов и подготовки материала для устройства казенной продажи вина. Вся энергия бывшего министра была исключительно направлена на увеличение сборов посредством  их расширения, а не улучшения налоговой системы. 

Информация о работе Налоговая система России в период правления Александра III (1881 – 1894), финансовая программа Николая Христофоровича Бунге (1823 – 1895)