Налоговая система России в период правления Александра III (1881 – 1894), финансовая программа Николая Христофоровича Бунге (1823 – 1895)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Преобразования, проведенные Бунге, составили важный этап в налоговой политике российского правительства. Такие мероприятия, как понижение выкупных платежей бывших частновладельческих крестьян и перевод их на обязательный выкуп, отмена подушной подати были продолжением Великих реформ 1860-х годов и способствовали решению проблем, оставшихся после отмены крепостного права. Деятельность ведомства, направленная на перестройку налоговой системы обеспечила предпосылки для ускорения индустриального развития страны в конце XIX века.

Содержание работы

1. Финансовая программа Николая Христофоровича Бунге………………..……….4
1.1. Назначение Н.Х. Бунге министром финансов………………………………..4
1.2. Прямые налоги………………………………………………………………………….…….7
1.3. Пошлины и косвенные налоги……………………………………………………..12
1.4. Преобразование податных органов……………………………………………..17
2. Идеи Ивана Алексеевича Вышнеградского…………………………………………….19
2.1. Назначение министром финансов И.А. Вышнеградского……………..19
2.2. Податная политика…………………………………………………………………..……..21
2.3. Рост налогов……………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 75.22 Кб (Скачать файл)

Министр финансов предусматривал поэтапную отмену подушной подати в 1883-1891 годах.  Он предложил начать реформу прекращением с 1 января 1883 года взимания налог с лиц, наиболее обремененных налогами: окладного сбора  с мещан, подушной подати с приписанных  к волостям дворовых людей и безземельных крестьян, с бывших частновладельческих  крестьян, освобожденных от своих  обязательств перед помещиками и  получивших даровой четвертной надел.

Проект вызвал возражения в Общем собрании Государственного совета 3 мая 1882 года. Шесть участников заседания заявили о «поспешности»  предлагаемой меры и настойчиво рекомендовали  отсрочить реализацию для более  основательного изучения вопроса. С.А. Грейг, напротив, выступал за немедленную отмену подушной подати. Однако Совет подавляющим большинством голосов одобрил проект министерства финансов, но поставил не обнародовать сроков осуществления реформы, чтобы не стеснять правительство какими-либо обязательствами в неблагоприятной финансовой ситуации. 18 мая 1882 года мнение большинства утверждено Александром III.

Следующим шагом стал закон 14 мая 1883 года, согласно которому с 1 января 1884 года прекращалось взимание подушной подати с безземельных крестьян, приписанных  к сельским обществам без приемных договоров, с бывших фабричных и  заводских крестьян. Для всех помещичьих крестьян в Самарской, Смоленской и Новгородской губерниях, а также в некоторых уездах Псковской, Костромской и Пермской губерниях оклады подушной подати были снижены на 5%, для остальных плательщиков повсеместно – на 10%.

Вопреки прежним расчетам растянуть реформу на 8 лет, Бунге  пришел к выводу о возможности  завершить ее в гораздо более короткий срок. Он рассчитывал на то, что избавление от тяжелой подати поднимает благосостояние крестьян, и они выплатят свои долги государству в форме косвенных налогов. Бунге подчеркивал, что окончание реформы позволит упразднить круговую поруку и преобразовать паспортный устав.

28 мая 1885 г. император утвердил принятые Государственным советом предложения министра финансов. «С 1 января 1886 г. прекращалось взимание подушной подать с бывших помещичьих и удельных крестьян, на которых распространялось действие положений 19 февраля 1862 г. и 26 июня 1863 г., с состоявших на особом положении крестьян прибалтийских губерний (за исключением поселенных на казенных землях), с малороссийских казаков и других поселян (кроме уплачивающих оброчную подать)»3. С 1 января 1887 г. подушная подать отменялась для всех плательщиков страны. Эта мера была признана несвоевременной лишь для Сибири, как по причине особенностей землевладения и местного быта населения, так и в силу незначительности поступавших оттуда в Казначейство суммы налога.

Что касается подоходного  налога, его Бунге характеризовал не как постоянный, а как чрезвычайный источник доходов, к которому правительство  обращается при исключительных обстоятельствах  для покрытия военных расходов и проведения реформ. «Он ссылался на Англию, где этот налог при премьер-министрах У. Питте, Р. Пиле, и У. Гладстоне выполнял именно такую функцию, изменяясь в соответствии с финансовыми потреблениями государства, состоянием промышленности и торговли и величиной урожаев».4 Бунге сомневался в возможности его введения в ближайшее время, указав на низкий уровень промышленного развития России и невозможность правильного учета доходов без предварительного создания новых органов податной администрации. Бунге отрицательно отнесся к личному налогу, который, по его мнению, принадлежал к наименее удовлетворительным способам обложения, поскольку в равной степени взимается и с богатого, и с бедного. Он счел целесообразным лишь повышение государственного поземельного налога и налога на городскую недвижимость.

 В 1884 г. поземельный  налог был увеличен на 52,5 %, а зачем увеличен сбор с городских недвижимых имуществ. Проведение огромных сетей железных дорог, соединявшие отдаленные места с центром торговли и экспорта, прирост населения в значительной степени ценность и доходность городской недвижимости и дали полное основание к повышению налогов с указанных объектов. За а 25 лет прошедших со времени освобождения крестьян, цены на землю удвоились и утроились (в некоторых местностях удесятерились). Несомненно, это обстоятельство давало вполне законные основания к повышению размеров двух указанных налогов. По существовавшим законам поземельный налог и налог на недвижимость распространялись по ценности или доходности земель и недвижимых имуществ. Общая сумма поземельного налога на 1888 г. по государственной росписи доходов и расходов составила 12,6 млн. рублей, а общая сумма налога с городской недвижимости составила 6 млн. рублей.

Министр финансов решил привлечь к обложению торгово-промышленный класс, так как он облагался весьма незначительно. Для этого 5 июня 1884 был принят закон о преобразования промыслового налога. Он способствовал консолидации данного налога: были слиты в один оклад разнообразные сборы, установлены дополнительные сборы с торговых документов в пользу земств и городов, коммерческие учреждения были обложены налогом не по роду торга, а по размерам действительного капитала, введены особые правила обложения полных товариществ и торговых домов, состоявших из нескольких компаньонов, допущены льготы для мелкой торговли и ремесел, отмены свидетельства на мещанские промыслы и билеты на заведения при получении свидетельств мелочного торга.

28 ноября 1884 г. Бунге внес в Государственный совет проект, согласно которому для акционерных компаний вводился 3%-ный налог с чистой прибыли за истекший операционный год, а для остальных гильдейских предприятий – примерно равный ему по размеру раскладочный сбор.  Проект был принят Соединенными департаментами (15 декабря) и Общим присутствием (27 декабря 1884 г.) с незначительными поправками. Император Александр III скрепил его своей подписью 15 января 1885 года.

Введение закона в действие позволило увеличить поступление  промыслового налога с 21 млн. рублей в 1884 г. до 25,7 млн. рублей в 1885 году. Его  взимание не создавало опасности  для развития промышленности и торговли. «По данным Министерства финансов, земельные собственники платили  от 4 до 5,5% с чистого дохода, а владельцы  других недвижимых имуществ – до 6,5%»5.

Так как рост государственных потребностей требовал усиленных средств в виде увеличения государственных доходов 20 мая 1885 г. был принят закон о 5%-ном налоге на доходы с денежных капиталов (банковских вкладов и процентных бумаг). На следующий год этот сбор дал казне 10,1 млн. рублей. 12 января 1887 г. было утверждено предложение Бунге о 5%-ном налоге на гарантированные правительством доходы с акций частных железных дорог и 3%-ном – на негарантированные, так как последние зависели от экономической конъектуры и прибылей компаний. Когда дополнительный процентный сбор с промышленных и торговых предприятий был повышен с 3% до 5%, то законом 23 мая 1894 г. налог на негарантированные доходы был также увеличен до 5%. В 1895 г. поступление налога возросло до 13,9 млн. рублей.

В 1883 г. был введен налог  с наследств вместо пошлины с  безмездного перехода имуществ, в  размере от 1% до 8% в зависимости  от степени родства. От налога освобождались имущества стоимостью менее 1000 руб., не приносящая дохода домашняя движимость, крестьянские наделы с расположенными на них постройками, если они переходят к лицам сельского состояния, имущества, поступающие в пользу казны, благотворительных, научных и учебных учреждений, церквей и монастырей.

Последней крупной мерой  Бунге в области прямого налогообложения  было преобразование оброчной подати государственных крестьян и переход  их на обязательный выкуп. Министр финансов исходил из того, что по величине наделов и размеру платежей они находились в лучших, чем бывшие помещичьи и удельные крестьяне. По Положению о государственных крестьянах 24 ноября 1866 г., действовавшему в 36 губерниях Российской Империи, они формально сохраняли за собой все находящиеся в их пользовании земли и угодья. Фактически при составлении владенных записей крестьяне потеряли небольшую часть земельной площади. Они были обязаны ежегодно вносить в казну государственную оброчную подать, размеры которой оставались неизменимыми в течение двадцати лет. Крестьяне могли получить наделы в полную собственность только при условии выкупа оброчной  подати путем ее капитализации. Установленный правительством директивный принцип распределения налога по губерниям закрепил неравномерность обложения. Если в 1868 г. недоимки составляли 15% к окладу, то в 1882 г. – уже 51,5%. Несмотря на неоднократные сложения безнадежных сборов на общую сумму 15,2 млн. рублей, накануне реформы 1886 г. они составили 3,5 млн. рублей.

 

 

    1. Пошлины и косвенные налоги

 

В области косвенного обложения  Бунге во многом был вынужден действовать  вопреки своим прежним убеждениям. Рост таможенных пошлин, акцизов на спиртные напитки,  табак и сахар  диктовался острыми фискальными  нуждами

Единственным исключением  стал соляной акциз, он был отменен. Благодаря данной реформе производство соли возросло, экспорт увеличился, импорт сократился, потребление соли на душу населении возросло, цены на соль в местах добычи и продажи снизились, доходы от рыбных промыслов возросли.

С целью пополнения Казначейства при Бунге дважды повышался питейный акциз: до 8 копеек (19 мая 1881 г.) и 9 коп. с  градуса алкоголя (18 мая 1885 г.).

Для борьбы с пьянством  с 1 января 1886 г. действовали следующие  правила:

  1. Города и сельские общества лишались права выдачи разрешений на продажу спиртных напитков;
  2. Питейные дома (кабаки) упразднялись и распивочная торговля допускалась только в заведениях трактирного типа, где посетители кроме водки еще могли получать горячие блюда и чай;
  3. Вводились два новых типа «выносных» заведений – ведерные и винные лавки, облагавшиеся сравнительно небольшим патентным сбором;
  4. Регулирование питейной торговли возлагалось на губернские и уездные по питейным делам присутствия, состоящие из представителей администрации, земств и городского самоуправления.

Но финансовому ведомству  не удалось, ни соблюсти интересы казны, ни ограничить масштабы пьянства. Питейный доход в 1881 – 1886 гг. возрос всего лишь с 224,3 млн. до 237 млн. рублей. Закон для борьбы с пьянством оказался неэффективным.

За период 1881 – 1886 гг. обложение  табака подверглось изменению. Бунге поставил вопрос о возможности замены бандерольной системы другим способом взимания табачного налога. К представлению прилагался проект нового устава, солгано которому запрещалась розничная торговля листовым табаком, его закупка разрешалась только фабрикантам и владельцам постоянных складов, ужесточался надзор за его перевозкой и хранением, усиливался контроль за производством и продажей готовой продукции, восстанавливался многоразрядный тариф бандеролей (сигары и папиросы подразделялись на два сорта, курительный табак – на три сорта), повышался акциз на высшие сорта изделий и понижался на низшие. Устав был утвержден 16 мая 1882 г. и вступил в силу с 1 января 1883 г. 28 мая 1883 г. император подписал разработанные в финансовом ведомстве новые правила о взысканиях за нарушения устава, в котором предусматривались конфискация незаконно выращенного табака, закрытие фабрик и торговых заведений, арест и тюремное заключение виновных.

Устав способствовал заметному  повышению табачного дохода: с 14,3 млн. рублей в 1882 г. до 18,9 млн. рублей в 1883 г. дальнейшем продолжал возрастать. Стремительно расширились масштабы табачного производства, число фабрик за девять месяцев 1883 г. увеличилось с 288 до 419.

3 февраля 1881 г. последовал  закон о переходе обложению  акцизом готовой продукции. Ее  количество определялось взвешиванием  сахара должностными лицами акцизного  надзора. Размер акциза определялся:  с 1 августа 1881 г по 1 августа  1883 г. – 50 коп., с 1 августа 1883 г. по 1 августа 1886 г. – 65 коп.  с пуда сахарного песка. За  право производства уплачивался  патентный сбор. Выращивание свекловицы  и торговля сахаром оставались  свободными от обложения. 12 мая  1881 г. были утверждены более  подробные правила о порядке  уплаты налога и надзоре за  сахарными заводами. Позднее законом  1 мая 1884 г. акциз был увеличен  с 1 августа 1886 г. по 1 августа 1889 г. до 85 коп., а с 1 августа 1889 г. до 1 рубля с пуда. Эти законы способствовали быстрому приращению сахарного дохода: с 3,7 млн. рублей (1881 г.) до 15, 9 млн. рублей (1886 г.). Основы новой системы сохранились в течение трех десятилетий.

В 1881 – 1885 гг. сахарная промышленность достигла больших успехов. Количество заводов увеличилось с 236 до 250, сбор свекловицы – с 220,1 млн. до 250 млн. пудов, выпуск готовой продукции – с 15,9 млн. до 21 млн. пудов. С 1885 г. производство сахара стало опережать потребности  внутреннего рынка, началось падение  цен. Это заставило сахарозаводчиков ходатайствовать о поощрении государством сахарного экспорта, поскольку при существующих заграницей ценах конкуренция отечественного сахара с иностранным была невозможно. 12 июля 1885 г. император утвердил принятое по представлению Бунге решение о выдаче премий за вывоз сахара.

Особое место в деятельности Бунге занимает таможенная политика. В воззрениях общественных групп, как  в России, так и в других государствах постепенно совершался коренной перелом: взамен господства идеи свободной торговли, в которой видели панацею общественного благополучия, стала входить в государственный обиход протекционная система. Наша отечество всегда придерживалось протекционной политике. Крупное возвышение тарифа было сделано в 1877 г. – введением взимания таможенной пошлины золотом, что по тогдашнему курсу кредитного рубля означало их повышение на 50%. Этот факт совершился исключительно под влиянием финансовых потребностей. Начиная с этого времени, ежегодно повышались пошлины на тот или иной ввозимый предмет. Повышение происходило  в виде покровительства отечественной промышленности или же строго фискальных соображений. Впрочем, это не была систематическая законодательная работа.

Информация о работе Налоговая система России в период правления Александра III (1881 – 1894), финансовая программа Николая Христофоровича Бунге (1823 – 1895)