Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:02, курсовая работа
Учитывая общемировую тенденцию гармонизации налоговых систем различных стран, потенциальную возможность интеграции России в мировое экономическое сообщество и необходимость привлечения иностранного капитала в экономику РФ, вопросы совершенствования налогового законодательства согласно принципам, принятым в странах с рыночной экономикой, должны прорабатываться уже сегодня. В этой связи игнорирование норм международного налогового права с мотивацией национальных особенностей развития России вряд ли правомерно.
Оглавление
Введение 3
1. Характеристика налоговой системы 4
1.1. Структура, принципы и функции налоговой системы 4
1.2. Виды налоговых систем 12
2. Тенденции и перспективы совершенствования налоговой системы Российской Федерации 17
2.1. Этапы ее формирования налоговой системы в России 17
2.2. Анализ показателей налоговой системы за последние годы 19
3. Приоритеты совершенствования и развития налоговой системы России на ближайшие годы 25
3.1. Основные направления развития налоговой системы за последние годы 25
3.2. Проблемы проведения налоговых реформ 27
3.3. Перспективы и приоритеты развития налоговой системы РФ 28
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 1 36
Оглавление
Учитывая общемировую тенденцию гармонизации налоговых систем различных стран, потенциальную возможность интеграции России в мировое экономическое сообщество и необходимость привлечения иностранного капитала в экономику РФ, вопросы совершенствования налогового законодательства согласно принципам, принятым в странах с рыночной экономикой, должны прорабатываться уже сегодня. В этой связи игнорирование норм международного налогового права с мотивацией национальных особенностей развития России вряд ли правомерно.
Система налогообложения представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения, она включает постоянные и косвенные налоги. Поэтому при грамотном построении налоговая система может являться мощным инструментом в руках государства для корректировки экономического курса. Данный факт обусловил актуальность выбранной темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – исследование налоговой системы как инструмента регулирования экономики.
Задачи курсовой работы:
- проведение характеристики налоговой системы Российской Федерации;
- определение тенденций и перспектив совершенствования налоговой системы Российской Федерации.
Предметом исследования является налоговая система России.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе характеризуется теоретический аспект предмета исследования, во второй главе приводятся статистические данные по исследуемой проблеме и рассматриваются тенденции ее развития.
Список источников содержит 20 наименований.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
В настоящее время налоговую систему России составляют 13 налогов и два сбора (госпошлина — это по своим признакам сбор), в том числе федеральных — 10, региональных — 3, местных — 2. Следует также обратить внимание, что в рамках специальных налоговых режимов установлены три единых налога: единый сельскохозяйственный налог, единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности [10, с.53]
Различают следующие элементы налоговой системы:
• совокупность налогов и сборов;
• налоговое законодательство;
• формы осуществления налогового контроля;
• принципы построения налоговой системы.
Состав и структура налоговой системы должны быть предопределены возможностями реальной экономики, они должны стимулировать экономический рост [2, c. 25].
Принципы построения
налоговой системы, которые являются
основополагающими в
1) детальная структурированность
и целостность налоговой
2) гибкость налоговой
системы, обеспеченная
3) социальная направленность
налоговой системы, связанная
со стимулированием
Принципы построения налоговых систем в налоговой теории трактуются с разных позиций. Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения:
- принцип справедливости (равенства) налогообложения;
- определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику);
- удобство сроков и способов уплаты;
- экономичность (эффективность) налогов, т.е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.
Общепризнанно, что при всей важности каждого из этих принципов главным из них является принцип справедливости, однако понимается он по-разному. Проблема здесь заключается в том, что справедливость - категория, прежде всего социальная, нравственно-этическая; в экономике же она является "чужеродным" элементом, понятием весьма относительным, субъективным по своей сути и поэтому далеко неоднозначным. Различные понятия о справедливости вызывают различные понятия экономической и налоговой справедливости.
В настоящее время в мировой налоговой теории имеются две основные точки зрения на справедливость налогов; остальные мнения обычно приближаются либо к той, либо к другой позиции. Первая состоит в том, что налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо от объема их доходов, условий их получения и каких-либо других факторов. Уровень налоговых ставок должен быть при этом минимальным (низким, насколько это возможно), льготы также должны быть сведены к минимуму, а в идеале - их не должно быть совсем.
В соответствии с другой позицией, напротив, считается, что номинальный уровень налоговых ставок не имеет принципиального значения (он может быть весьма высоким). Налоги же должны содержать разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровня дохода. В данном случае провозглашаются принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.
В соответствии с этими двумя позициями принцип справедливости формулируется в первом случае как принцип вертикального и горизонтального равенства налогов, основанный на пропорциональном обложении доходов при постоянной налоговой ставке, независящей от величины облагаемого дохода.
Во втором случае принцип справедливости понимается как сочетание двух принципов:
- принципа вертикальной справедливости, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в различных условиях, должны трактоваться налоговыми законами по-разному;
- принципа горизонтальной справедливости - субъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.
Реализация этого принципа
достигается путем
Та и другая позиция в налоговой теории обосновываются достаточно аргументирование, поэтому каждая из них имеет право на существование. Если же обратиться к практике развитых стран, то налоговые системы строятся большей частью на принципах вертикальной и горизонтальной справедливости. Дифференциация ставок основных налогов - явление широко распространенное: как в прямой форме - в виде прогрессивных налоговых ставок в зависимости от уровня доходов (как, например, взимаются основные подоходные налоги в США), так и в скрытой - преимущественно через систему льгот, иногда в прямой и скрытой форме одновременно.
Наряду с общими (классическими) принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработан ряд специальных (частных) принципов. В их числе: стабильность налогового законодательства; однократность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный уровень налоговых ставок; обоснованность системы налоговых льгот; оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др. Каждый из этих принципов (в литературе встречаются другие их формулировки) относится к тому или иному элементу налоговой системы, поэтому их перечень можно многократно расширить. В совокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности налоговой системы.
Для российской налоговой системы, как и для других налоговых систем, функционирующих в странах федеративного типа государственного устройства, в особом ряду находится принцип единства налоговой системы, в соответствии с которым налоговая система должна быть в своих главных характеристиках единой на территории всего государства. Налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления, не должны приводить к формированию индивидуальных региональных налоговых систем, разрушению тем самым единого налогового пространства.
Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.
Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяют Налоговый кодекс РФ (часть первая) и Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [2, с. 25].
Единая налоговая система России строится на следующих базовых принципах, установленных Налоговым кодексом РФ:
— каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах равенства и справедливости;
— налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
— налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
— не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации;
— федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются и отменяются Налоговым кодексом РФ;
— региональные — Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах;
— местные — Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
— при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;
— все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Налоговая система России строится по территориальному принципу и имеет три уровня зависимости от уровня установления и изъятия налогов: федеральный (на уровне России), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей) и местный (на уровне городов и районов) [2, с.27-28].
Экономическая сущность налоговой системы непосредственно вытекает из ее функций.
Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная.
Фискальная функция (фискас — государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Посредством ее образуется центральный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает.
Фискальная функция
налогов, формируя государственные
финансовые ресурсы, создает объективные
условия для вмешательства
Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
• регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», т.е. разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т. п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;