Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:02, курсовая работа
Учитывая общемировую тенденцию гармонизации налоговых систем различных стран, потенциальную возможность интеграции России в мировое экономическое сообщество и необходимость привлечения иностранного капитала в экономику РФ, вопросы совершенствования налогового законодательства согласно принципам, принятым в странах с рыночной экономикой, должны прорабатываться уже сегодня. В этой связи игнорирование норм международного налогового права с мотивацией национальных особенностей развития России вряд ли правомерно.
Оглавление
Введение 3
1. Характеристика налоговой системы 4
1.1. Структура, принципы и функции налоговой системы 4
1.2. Виды налоговых систем 12
2. Тенденции и перспективы совершенствования налоговой системы Российской Федерации 17
2.1. Этапы ее формирования налоговой системы в России 17
2.2. Анализ показателей налоговой системы за последние годы 19
3. Приоритеты совершенствования и развития налоговой системы России на ближайшие годы 25
3.1. Основные направления развития налоговой системы за последние годы 25
3.2. Проблемы проведения налоговых реформ 27
3.3. Перспективы и приоритеты развития налоговой системы РФ 28
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 1 36
Налоговому кодексу предстояло создать единую комплексную систему налогов в стране, устранить накопившиеся противоречия, в том числе между законами и подзаконными актами, четко определить функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики, во введении и отмене налогов, сборов и налоговых льгот и т. д. Вторая часть Налогового кодекса РФ разрешила проблемы конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
В настоящее время продолжается формирование новой налоговой системы.
После принятия всех глав Налоговый кодекс стал практически единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная со взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиков и кончая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов [2, с. 25-27].
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2008г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 7420,5 млрд.рублей, что на 17,4% больше, чем за соответствующий период 2007 года. В ноябре 2008г. поступления в консолидированный бюджет составили 386,8 млрд.рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 55,3%.
Поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ за первый квартал 2010 года выросли на 23,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 1,758 триллиона рублей, свидетельствуют данные Федеральной налоговой службы (ФНС).
В январе-марте 2009 года в бюджетную систему было собрано 1,428 триллиона рублей. При этом, в федеральный бюджет было перечислено налоговых поступлений на 32,4% больше, чем в первом квартале прошлого года - 824,7 миллиарда рублей (ФНС скорректировала показатель, ранее - 825 миллиардов рублей). Поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ увеличились на 16% - до 932,9 миллиарда рублей
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей
в консолидированный бюджет Российской
Федерации представлено в Приложении
1.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета обеспечили поступления налога на прибыль организаций и доходы – 24,9%, налоги на взносы и социальные нужды – 15,8%, налога на добычу полезных ископаемых – 8,2%, налоги на товары – 18,1%.
По данным Министерства финансов РФ, в 2009 году доля налоговых поступлений в доходах консолидированного бюджета составила 70,12% и осталась примерно на уровне 2008 года (составляла 70,63%) (рис. 2.1. и рис. 2.2).
Рисунок 2.1. Доля налоговых
поступлений в
Рисунок 2.2. Доля налоговых
поступлений в
Собираемость налога на прибыль в 2009 году упала на 29,89% и составила 2 930,00 млрд. руб, хотя в 2008 году составляла 4 179 млрд. руб. Динамика изменения собираемости налога на прибыль представлена на рис. 2.3.
Рисунок 2.3. Динамика изменения поступлений в Консолидированный бюджет РФ налога на прибыль
Поступление налогов и взносов на социальные нужды, немного увеличилось (на 0,38%) и составило в 2009 году 2 121 млрд. В 2008 году данный показатель был на уровне 2113 млрд. руб. Динамика изменения собираемости налогов и взносов на социальные нужды представлена на рис. 2.4.
Рисунок 2.4. Динамика изменения
поступлений в
Показатель собираемости налогов на товары, реализуемые на территории РФ, составил в 2009 г. 1504 млрд руб, что на 14,55% выше, чем показатель 2008 года (1313 млрд. руб.). Динамика изменения собираемости налогов на товары, реализуемые на территории РФ, представлена на рис. 2.5.
Рисунок 2.5. Динамика изменения собираемости налогов на товары, реализуемые на территории РФ
Показатель поступлений налогов на товары, ввозимые на территорию РФ, снизился на 23,61% и составил 893 млрд. руб. против 1169 млрд. руб. в 2008 году. Динамика изменения показателя поступлений налогов на товары, ввозимые на территорию РФ, представлена на рис. 2.6.
Рисунок 2.6. Динамика изменения показателя поступлений налогов на товары, ввозимые на территорию РФ
В 2009 году в Консолидированный бюджет РФ поступило на 5,41% средств по статье «Налоги на совокупный доход». В 2008 году поступления составляли 185 млрд. руб., а в 2009 снизились до 175 млрд. руб. Динамика изменения показателя поступлений налогов на совокупный доход представлена на рис. 2.7.
Рисунок 2.7. Динамика изменения показателя поступлений налогов на совокупный доход
Поступления в Консолидированный бюджет налога на имущество выросло на 15,42% и составило 569 млрд. руб., тогда как в 2008 году сбор по данному налогу составил 493 млрд. руб. Динамика изменения показателя поступлений в Консолидированный бюджет налога на имущество представлена на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8. Динамика изменения показателя поступлений в Консолидированный бюджет налога на имущество
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами в 2009 году упали на 38% и составили 1080 млрд. руб. (в 2008 году данный показатель был на уровне 1742 млрд. руб.) (рис. 2.9).
Рисунок 2.9. Динамика изменения показателя поступлений «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами»
Динамика изменения поступления налоговых доходов в Консолидированный бюджет РФ в 2008-2009 гг представлена на рис. 2.10.
Рисунок 2.10. Динамика изменения поступления налоговых доходов в Консолидированный бюджет РФ
Таким образом, по части статей в 2009 году наблюдается рост, по части – снижение показателей, однако общая доля налоговых поступлений в 2009 году на 17,17% ниже, чем в 2008 году (9272 млрд. руб. в 2009 г. м 11194 млрд. руб. в 2008 г.).
Основными направлениями налоговой политики России является упрощение налоговой системы, совершенствование администрирования налогов и снижение налоговой нагрузки. В последнее время некоторые налоги были отменены, а некоторые налоги подверглись существенным изменениям или были трансформированы («дорожные» налоги – в транспортный налог; платежи, связанные с пользованием природными ресурсами, – в налог на добычу полезных ископаемых; налог на рекламу – в единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности). В целом общее число налогов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), сократилось в два раза (с 28 налогов в 2001 году до 14 налогов в 2007 году) [21].
Важное значение имели корректировки основных видов налогов. Ставка НДС была снижена с 20 до 18 %, введены в действие такие важные нормы, как переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате этого налога всеми налогоплательщиками по методу начисления, принятие к вычету налога по объектам капитального строительства по мере осуществления затрат до завершения строительства и некоторые другие. С 1 января 2007 года осуществлен переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС уплаченного экспортерами по материальным ресурсам. Это позволит решить существующую в настоящее время проблему систематической задержки в возмещении экспортерам сумм налога, уплаченных при производстве (приобретении) экспортируемой продукции. С 2008 года произошел переход от месячного к квартальному налоговому периоду по НДС, что привело к увеличению финансовых ресурсов организаций.
С 2010 года отменен ЕСН.
В области акцизов наряду с текущей корректировкой ставок были приняты такие важные решения, как ликвидация режима налогового склада; установление ставки акциза в отношении прямогонного бензина.
В целях борьбы с возможными
злоупотреблениями занижения
Снижение основной ставки налога на прибыль стало важнейшим шагом на пути реформирования обложения прибыли организаций. Кроме того, в налоговое законодательство постоянно вносились поправки, призванные устранить выявлявшиеся проблемы в налогообложении и снизить издержки налогоплательщика по уплате налога. К числу наиболее важных поправок относятся сокращение льгот, нарушающих единые условия хозяйствования; расширение круга признаваемых обоснованными расходов; совершенствование порядка признания расходов; упорядочение уплаты налогов при наличии у организации обособленных подразделений и другие.
Со времени введения в действие главы 23 НК РФ систематически повышались размеры всех видов налоговых вычетов (например, с 2007 года социальные налоговые вычеты на лечение и обучение увеличены до 50 тыс. руб.) и расширялись сферы их использования. Так, социальный вычет на лечение можно применять и в случае, если оплату лечения проводила страховая компания; имущественный вычет распространен на приобретение или продажу комнаты и др. [8,c. 16].
Основным инструментом
налогообложения в
Налоговая политика в последнее время велась не только в части коррекции налогов, она затронула работу и налоговых органов в части улучшения взаимопонимания между налогоплательщиком и налоговым органом, упрощения налоговых процедур и облегчения налогового бремени. Изменения внесены в исчисление сроков, порядок уплаты налога и начисления пеней, зачета и возврата налогов, в регламент проведения выездных и камеральных проверок, истребование документов, привлечение к ответственности и обжалование решений. Сотни поправок и дополнений, несомненно, окажут заметное влияние на деятельность налоговых органов и на арбитражную практику. Но главное значение внесенных изменений состоит в том, что они направлены на облегчение положения налогоплательщика, снижение издержек по уплате налогов и на правовую защиту налогоплательщика.
Упрощение налогов в немалой степени связано с организационно-техническими аспектами, удешевлением и удобством взимания и уплаты налогов, простотой и стабильностью налоговой системы, но вместе с тем не всегда учитывается положение социально не защищенных слоев населения и принцип социальной справедливости (единая ставка налога на доходы физических лиц).
В ходе проведения налоговых реформ критику вызывает нестабильность налоговой системы, но изменения в законодательстве служат, в конечном счете, задаче его совершенствования, делает налоги более обоснованными и справедливыми. Текущие корректировки законодательства – это абсолютно нормальное явление для любой экономически развитой страны. Более того, должная гибкость налоговой системы не может быть обеспечена исключительно законодательной властью, которая не в силах оперативно реагировать на возникающие проблемы. Исполнительная власть должна иметь возможность в рамках закона корректировать, уточнять, дополнять, разъяснять те или иные положения, обобщать появляющиеся вопросы и решать их в своих инструкциях.
В последнее время одним из направлений достижения роста экономики страны является внедрение новых прогрессивных технологий во всех сферах хозяйствования. Ставка на интенсивные факторы экономического развития представляется неизбежной в свете накапливающегося отставания производственного потенциала и необходимости достойного вхождения нашей страны в мировую экономику. В этих условиях активно разрабатываются меры по предоставлению бизнесу поддержки в области научных исследований и инноваций. Среди таких мер совершенно оправданно немаловажное место будет принадлежать налогам [17, c.4].
Министерство финансов РФ разработало основные направления налоговой политики РФ на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов.
В документе нет никаких сенсаций. Никаких принципиальных мер, вводящих, отменяющих или меняющих налоги, тут не содержится, все антикризисные меры в части налогов, которые могли быть приняты оперативно, уже были приняты в ноябре-декабре 2008 года.
При проведении антикризисной политики все государства сталкиваются с вопросом, как помогать экономике — бюджетными ресурсами при неизменной или повышающейся налоговой нагрузке, либо снижением налогов при уменьшении масштабов бюджетной поддержки.
В ближайшие три года планируется продолжить работу по совершенствованию налога на добавленную стоимость с тем, чтобы он оставался одним из наиболее важных источников доходов бюджета, не являясь при этом обременительным для налогоплательщиков. Вместе с тем, в ближайшее время не планируется существенных изменений в акцизном налогообложении. При этом существует возможность переноса убытков, возникших от операций с ценными бумагами на будущие налоговые периоды.