Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Учитывая общемировую тенденцию гармонизации налоговых систем различных стран, потенциальную возможность интеграции России в мировое экономическое сообщество и необходимость привлечения иностранного капитала в экономику РФ, вопросы совершенствования налогового законодательства согласно принципам, принятым в странах с рыночной экономикой, должны прорабатываться уже сегодня. В этой связи игнорирование норм международного налогового права с мотивацией национальных особенностей развития России вряд ли правомерно.

Содержание работы

Оглавление
Введение 3
1. Характеристика налоговой системы 4
1.1. Структура, принципы и функции налоговой системы 4
1.2. Виды налоговых систем 12
2. Тенденции и перспективы совершенствования налоговой системы Российской Федерации 17
2.1. Этапы ее формирования налоговой системы в России 17
2.2. Анализ показателей налоговой системы за последние годы 19
3. Приоритеты совершенствования и развития налоговой системы России на ближайшие годы 25
3.1. Основные направления развития налоговой системы за последние годы 25
3.2. Проблемы проведения налоговых реформ 27
3.3. Перспективы и приоритеты развития налоговой системы РФ 28
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 1 36

Файлы: 1 файл

185_Налоговая система России_НГУЭУ.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в обозримой перспективе планируется ввести налог на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц [21].

Необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, какими они и были запланированы на период 2008 - 2010 годов, - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени.

Согласно позиции Минфина, в ближайшее время не стоит  ждать дальнейшего снижения налоговой  нагрузки, тем более за счет НДС. Минфин исходит из того, что помимо прочего налоговая система должна обеспечивать долгосрочную сбалансированность всей бюджетной системы, с учетом снижения в будущем доли нефтегазовых доходов в общих доходах бюджета даже при сохранении очень высоких цен на углеводороды. Время бюджетного благоденствия проходит, и на первый план выходит задача сдерживания и оптимизации государственных расходов. В "Основных направлениях" назван целый ряд проблем, связанных с путями совершенствования налога на добавленную стоимость. Предполагается принять закон, позволяющий налоговым органам по спорным налоговым декларациям принимать двойное решение: соглашаться с правом на вычет в тех случаях, когда соответствующая сумма не подвергается сомнению, и отказывать по тем суммам, где такое право не обосновано должным образом. В Минфине считают, что это позволит в несколько раз сократить суммы НДС, возмещаемые через судебные процедуры, и тем самым ускорить возмещение тех сумм налога, которые "зависают" сегодня до принятия окончательного решения.

Будут несколько сужены возможности для применения ЕНВД, потому что, по мнению Минфина, это налог  планировался только для малого бизнеса, но поскольку там нет сегодня ограничителей по обороту, то и крупные компании имеют возможность пользоваться этим налогом. Введенные ограничения незначительно сократят число плательщиков ЕНВД. Их цель - вывести из-под специального налогового режима крупный бизнес. Но принятыми поправками в НК РФ эта цель достигается лишь частично. По-прежнему ЕНВД могут пользоваться компании, имеющие многомиллиардные доходы. Со следующего года планируется ограничить применение ЕНВД, с тем чтобы этот налог не могли применять предприятия, где заняты более ста работников, а также те предприятия, в которых сторонние организации имеют долю, превышающую двадцать пять процентов. В будущем ограничения на применение ЕНВД могут стать еще более жесткими, и в качестве основного критерия может быть принят объем выручки.

С 2011 года предполагается ввести налог на недвижимость. Но для  этого еще предстоит проделать  огромную работу по созданию реестров объектов недвижимости и собственников  этих объектов. Кроме того, потребуется утвердить методику массовой оценки, позволяющую определять стоимость объектов недвижимости, приближенную к рыночной стоимости, а также сравнительно простую процедуру апелляций. Субъекты РФ смогут вводить этот налог по мере своей готовности, устанавливая собственные льготы и преференции. Ставки налога будут намного ниже действующих, поскольку Минфин не планирует увеличить совокупную налоговую нагрузку. Однако в результате должно произойти перераспределение налоговой нагрузки, поскольку налоги на элитное жилье могут существенно увеличиться.

По мнению Минфина, основные реформы в структуре налоговых  органов уже завершены. Инспекции  укрупнены, осуществлена специализация  инспекций, работающих с крупнейшими  налогоплательщиками. Вводятся административные регламенты исполнения налоговыми органами возложенных на них функций. Созданы подразделения внутреннего аудита, работающие по возражениям и жалобам налогоплательщиков. Для большего удобства налогоплательщиков предполагается создание своего рода удаленных терминалов, где можно подать налоговую декларацию и получить консультации. Видимо, на федеральном уровне будет создаваться специальное подразделение, которое займется трансфертным ценообразованием.

Как в дальнейшем будут  применяться взятые за основу "Основные направления", покажет время. Однако уже сегодня понятно, что последствия разразившегося мирового финансового кризиса, резкое снижение цен на нефть и проводимые в России масштабные реформы пенсионной системы и системы здравоохранения, внесут значительные коррективы в макроэкономические показатели бюджета и налоговую политику государства на ближайшие годы [21].

Таким образом, изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом, направлены на решение следующих важнейших задач:

  • построение стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
  • развитие налогового федерализма при обеспечение доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
  • создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан;
  • уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени;
  • формирование единой налоговой правовой базы;
  • совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения;
  • создание налоговых судов, призванных оперативно и компетентно рассматривать дела в области налоговых отношений;
  • совершенствование налогового администрирования [8, c. 16].

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в курсовой работе была исследована тема «Налоговая система как инструмент регулирования экономики».

В ходе исследования были решены следующие задачи:

- проведена характеристика  налоговой системы Российской  Федерации;

- определены тенденции  и перспективы развития налоговой политики России.

Исследование задач  позволило сделать следующие  выводы:

- под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания;

- общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяют Налоговый кодекс РФ и Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»;

- единая налоговая система России строится на базовых принципах, установленных Налоговым кодексом РФ;

- в Российской Федерации задача разработки предложений о налоговой политике государства, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы страны возложена на Минфин России совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

- основными направлениями налоговой политики России является упрощение налоговой системы, совершенствование администрирования налогов и снижение налоговой нагрузки.

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты:

 

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации // "НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 26.11.2008, с изм. от 17.03.2009) // "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998

 

Научная литература:

 

    1. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 512 с.
    2. Дубцова Н. Самые удобные налоговые системы мира // Бухгалтерия, 2009. - № 5. – с. 12.
    3. Ежегодный отчет комитета статистики «Социально-экономическое положение России» за 2008 год.
    4. Каменщиков А. Важнейшие приоритеты налоговой политики России на 2009-2011 годы // Время и деньги, 30.10.2008 - № 206 (2907)
    5. Карагод В.С., Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА – М, 2006. – 365 с.
    6. Кваша Ю. Ф. Налоги и налогообложение/ Ю. Ф. Кваша, А. П. Зрелов, М. Ф. Харламов. – М.: ЮРАЙТ, 2005. – 243 с.
    7. Маркина Е.В. Направления совершенствования налоговой политики РФ // Финансы, 2008. - № 3
    8. Меpкулова Т. А. Налогообложение: учебное пособие / Т. А. Меркулова. – Ульяновск: УлГТУ, 2005. – 112 с.
    9. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 432 с.
    10. Минфин подготовил проект налоговой политики России на 2010 год // www.rbc.ru
    11. Налоги и налогообложение: учебное пособие для вузов / И. Г. Русакова, Кашин В.А., Толкунова А.В. и др.; под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. – 312 cю
    12. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: учебник для студентов экономических специальностей вузов. – М.: Финстатинформ, 2006 – 124 с.
    13. Официальный сайт Государственного комитета статистики РФ // www.gks.ru
    14. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: МЦФЭР, 2006. – 592 с.
    15. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2006. — 720 с.
    16. Рубежной А.А. Совершенствование налоговой политики // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2008. - № 7, с. 4.
    17. Сайфиева С.Н., Гильманова А.В. Совершенствование налоговой системы России в целях обеспечения стабильного экономического роста // Вопросы экономических наук. – 2006. - № 3(19).
    18. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007. – 496 с.
    19. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 320 с
    20. Тенденции развития налоговой системы России // www.rbc.ru

Приложение 1

 

Поступление налогов, сборов  и  иных обязательных  платежей  
в консолидированный бюджет Российской Федерации  
по видам за 2009 год, млрд.рублей [4]

 

Наименование показателя

Исполнено

консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Федеральный бюджет

бюджеты государствен-ных внебюджетных фондов

консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации

бюджеты территориаль-ных государствен-ных внебюджетных фондов

Доходы - всего  
 
в том числе:

13 420 670 415 798,50

7 336 772 956 303,35

3 610 606 748 101,51

5 927 191 124 922,55

551 520 394 463,00

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ  ДОХОДЫ

13 223 433 479 266,39

7 329 198 496 278,90

1 477 668 899 231,94

4 244 899 090 080,52

174 401 727 124,85

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

2 930 466 906 953,31

195 419 818 388,16

 

2 735 047 088 565,15

 

НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

2 121 089 580 890,10

509 774 742 373,87

1 457 674 596 771,71

227 021 345,48

153 588 491 722,09

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 504 292 545 365,50

1 258 318 876 201,19

 

245 973 669 164,31

 

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

893 186 022 450,94

893 186 022 450,94

     

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

175 553 994 062,25

 

15 110 159 168,70

151 611 134 449,23

8 832 700 444,32

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

569 691 408 979,75

   

569 691 408 979,75

 

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

1 080 945 588 322,21

1 006 261 320 273,83

 

74 684 268 048,38

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Налоговая система России