Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Учитывая общемировую тенденцию гармонизации налоговых систем различных стран, потенциальную возможность интеграции России в мировое экономическое сообщество и необходимость привлечения иностранного капитала в экономику РФ, вопросы совершенствования налогового законодательства согласно принципам, принятым в странах с рыночной экономикой, должны прорабатываться уже сегодня. В этой связи игнорирование норм международного налогового права с мотивацией национальных особенностей развития России вряд ли правомерно.

Содержание работы

Оглавление
Введение 3
1. Характеристика налоговой системы 4
1.1. Структура, принципы и функции налоговой системы 4
1.2. Виды налоговых систем 12
2. Тенденции и перспективы совершенствования налоговой системы Российской Федерации 17
2.1. Этапы ее формирования налоговой системы в России 17
2.2. Анализ показателей налоговой системы за последние годы 19
3. Приоритеты совершенствования и развития налоговой системы России на ближайшие годы 25
3.1. Основные направления развития налоговой системы за последние годы 25
3.2. Проблемы проведения налоговых реформ 27
3.3. Перспективы и приоритеты развития налоговой системы РФ 28
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 1 36

Файлы: 1 файл

185_Налоговая система России_НГУЭУ.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

• регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т.п.

Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством  налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных; так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Осуществляя налоговое  регулирование, государство проводит всесторонний анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль.

Поэтому налогам присуща  контрольная функция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и в конечном счете позволяет определить необходимость реформирования налоговой системы [2, с. 8-10].

В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о такой функции налогов, как социальная, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. В этом случае правомерно говорить все же о регулирующей функции налогов. В России также традиционно распространено утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Однако ни один автор не может объяснить, каким образом обязательные платежи что-либо контролируют сами по себе. Контроль над налогообложением, а отчасти и за распределением средств осуществляют не сами налоги, а налоговые органы [16, с. 25].

1.2. Виды налоговых  систем

 

Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.  
В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой  системе все доходы физических и  юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных Государствах.

В 2009 году специалисты компании Price-waterhouseCoopers (PWC), Всемирного банка и Международной финансовой корпорации оценили уровень удобства налоговых систем различных стран мира.

Специалисты, составляя  рейтинг удобства национальных систем налогообложения, руководствовались  тремя критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате. Для удобства оценки той или иной системы в PWC использовали экономическую модель некоей абстрактной компании, производящей и продающей цветочные горшки.

В рейтинге налоговых систем мира Россия занимает 134-е место — российские предприниматели ежегодно вынуждены тратить на уплату налогов 448 часов (или 56 рабочих дней) и отдавать при этом половину коммерческой прибыли. Для сравнения: годом ранее мы находились на 130-й строчке. Однако, как отмечают эксперты, налоговый режим в нашей стране за минувший год не изменился, просто Россию «обошли» другие участники опроса, изменившие свои методики пополнения казны. Так, Китай, занимающий соседнее с нами 133-е место, за год перебрался на 35 строчек вверх. Единственное, в чем российская система уступает китайской — это в количестве налогов. В Китае их всего 9, однако суммарная ставка составляет 79,9%. Надо сказать, что налоговые поступления — основной источник пополнения бюджета в Китае, и они составляют примерно 95% финансовых доходов страны. Величина налоговой ставки в США (42,3%) практически не отличается от нашей, но при этом они находятся на 46-м месте. Связано это в первую очередь с технологией сбора налогов. В Америке их всего 10 и на их оплату тратится 187 часов в год. Кстати, за год в рейтинге «Paying taxes» США поднялись на 30 строчек вверх. Эксперты отмечают, что заметных изменений в американской системе налогообложения не произошло, просто население начало активно использовать информационные технологии.

Аутсайдерами рейтинга являются наши соседи — Украина и Белоруссия. Налогов там много, полная ставка высокая, а время, необходимое на оформление соответствующей документации, весьма велико. Тем не менее, с прошлого года суммарный объем выплат в Белоруссии снизился на 26,5%, а на Украине период подготовки к выплате сократился с 2085 часов до 848. Системы этих стран напоминают скорее запутанные налоговые клубки, и главной заботой для тамошних чиновников остается сам процесс сбора средств с предприятий. Поэтому украинские и белорусские власти основной своей задачей ставят оптимизацию этого процесса. Например, на Украине фискалы стали рассылать на электронные адреса налогоплательщиков информацию об изменениях в налоговом законодательстве. Белорусы пошли другим путем — к 2010 году они решили отменить 20 налоговых платежей, оставив всего 27. По словам замминистра финансов Белоруссии Владимира Амарина, основных налогов будет 8 (сейчас их 10), а остальные будут взиматься в зависимости от специфики деятельности предприятия. Нельзя исключать, что в 2010 году Украина и Белоруссия поднимутся с последних строчек в рейтинге «Paying taxes 2010».

Отдельного внимания заслуживают, конечно же, лидеры рейтинга — страны, которые могут похвастаться самыми удобными налоговыми системами. Первое место принадлежит островному государству Мальдивы, где предпринимателям нужно заплатить всего один налог размером 9,1%, потратив на это всего полчаса в год. Также один налог платят предприниматели в Катаре, правда, у них на оформление документов уходит целых 36 часов. Третью строчку в Тор 10 занимает Гонконг с 3-мя основными видами налогов: на прибыль, на недвижимое имущество и на заработную плату. Общая налоговая ставка составляет 24,2%. Огромная разница в системах налогообложения Гонконга и Китая объясняется тем фактом, что сами по себе законы первого создавались с учетом его будущего статуса низконалогового финансового центра.

Как показало исследование Price-waterhouseCoopers, самые простые налоговые  режимы действуют в ближневосточных и азиатских государствах. Что же касается европейских государств, то среди них столь же необременительной и несложной системой налогообложения может похвастаться только Ирландия, где действует всего 9 налогов, на уплату которых необходимо затратить 76 часов в год, а полная налоговая ставка составляет 28,8%.

Заметим, что в ходе исследования не принималась во внимание зависимость между уровнем экономического развития страны и удобством налоговой системы. Лидером рейтинга оказалось государство, экономику которого при всем желании высокоразвитой не назовешь. А, к примеру, благополучная Швейцария находится только на 19-м месте. Также в середине рейтинга оказались, к примеру, Бельгия (64 место) и Франция (66 место). Тем не менее, тот факт, что наша страна занимает позицию лишь во второй сотне, конечно, не характеризует ее с лучшей стороны. Свидетельствует это в первую очередь о том, что отечественная система налогообложения нуждается в совершенствовании. Даже не вникая в другие подробности процесса оценки, согласитесь, 56 рабочих дней для заполнения документации — многовато будет...

«По сравнению с прошлым  годом 36 стран облегчили свои системы  налогообложения, — сообщает представительство компании Pricewaterhouse-Coopers в Москве. — В 21-ой стране снизился подоходный налог, а в 12-ти повысилась эффективность платежных систем. 8 государств сократили количество налогов для бизнеса». Исследование, проводимое компанией PricewaterhouseCoopers, Всемирным банком и МФК с 2006 года, нацелено в первую очередь на информирование представителей власти о системах налогообложения различных стран и передачу передового опыта в сфере реформирования налоговых систем [3, c. 12].

Результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

10 самых удобных и  сложных налоговых систем мира [3, c. 12]

10 самых удобных налоговых систем мира

Страна

Общее число 
налогов

Время, затрачиваемое на уплату налогов, (часов в год)

Полная налоговая 
ставка, (%)

1

Мальдивы

1

0

9,1

2

Катар

1

36

11,3

3

Гонконг (КНР)

4

80

24,2

4

ОАЭ

14

12

14,4

5

Сингапур

5

84

27,9

6

Ирландия

9

76

28,8

7

Саудовская Аравия

14

79

14,5

8

Оман

14

62

21,6

9

Кувейт

14

118

14,4

10

Кирибати

7

120

31,8


10 самых сложных налоговых систем мира

Страна

Общее число 
налогов

Время, затрачиваемое  на уплату налогов, (часов в год)

Полная налоговая 
ставка, (%)

172

Панама

59

482

50,6

173

Ямайка

72

414

51,3

174

Мавритания

38

696

98.7

175

Гамбия

50

376

292.4

176

Боливия

41

1080

78.1

177

Венесуэла

70

864

56.6

178

Центрально-Афри- канская Республика

54

504

203,8

179

Республика Конго

61

606

65.5

180

Украина

99

848

58.4

181

Беларусь

112

1188

117.5


 

2. Тенденции и перспективы совершенствования налоговой системы Российской Федерации

2.1.  Этапы ее формирования налоговой системы в России

 

Первым законодательным актом, положившим начало системному формированию налоговой системы в условиях российской экономики, был Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Основы ныне действующей налоговой  системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много, видимо, даже слишком много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.

Первые попытки перейти к  налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990-1991 гг. в рамках союзного государства. Плохо подготовленные, половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства.

В первые годы реформ российская налоговая  система в целом выполняла свою роль. Но по мере углубления рыночных преобразований присущие налоговой системе недостатки стали более заметными, и установленная налоговая система из-за несовершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического развития страны.

Основные недостатки структуры налогообложения заключались в том, что была огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот и многочисленных лазеек для сокрытия доходов. Все это способствовало развитию «теневой» экономики. Налоговая система нуждалась в совершенствовании.

К созданию налоговой  системы РФ был широко привлечен  опыт развития зарубежных стран. С принятием в 1998 г. ч. I Налогового кодекса РФ был осуществлен первой этап комплексного пересмотра всей системы налогообложения. Замена Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» Налоговым кодексом РФ отнюдь не означала коренной ломки системы, поскольку нельзя отбросить мировой опыт, на котором базируются разработки российских налогов. Адекватность налогов России налогам других развитых стран создает необходимые предпосылки для интеграции нашей экономики в мировую, во избежание двойного налогообложения при взаимных инвестициях капитала для создания совместных предприятий и осуществления совместных проектов.

Первая часть Налогового кодекса не решила всех проблем, связанных с совершенствованием налоговой системы, поэтому была продолжена работа над второй специальной частью Налогового кодекса, которая была принята Федеральным законом Российской Федерации от 05.08.2000 г. №118-ФЗ.

Информация о работе Налоговая система России