Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 02:00, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

Содержание работы

Введение 6
1 Экономическая сущность налогов 7
1.1 Элементы налога и способы взимания налогов 7
1.2 Классификация налогов 13
1.3. Функции налогов и их взаимосвязь 18
2 Налоговая политика государства 24
2.1 Сущность, цели, задачи налоговой политики 24
2.2 Налоговый механизм и его элементы 29
3 Налоговая система Российской Федерации 34
3.1 Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации 34
3.2 Налоги Российской Федерации 38
3.2.1 Налог на добавленную стоимость 38
3.2.2 Акцизы 39
3.2.3 Налог на прибыль организаций 42
3.2.4 Налог на доходы физических лиц 44
Заключение 52
Список использованных источников 53

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 117.67 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 6

1 Экономическая сущность налогов 7

1.1 Элементы налога и  способы взимания налогов 7

1.2 Классификация налогов 13

1.3. Функции налогов и  их взаимосвязь 18

2 Налоговая политика государства 24

2.1 Сущность, цели, задачи  налоговой политики 24

2.2 Налоговый механизм  и его элементы 29

3 Налоговая система Российской Федерации 34

3.1 Основы законодательства  о налогах и сборах в Российской  Федерации 34

3.2 Налоги Российской Федерации 38

3.2.1 Налог на добавленную  стоимость 38

3.2.2 Акцизы 39

3.2.3 Налог на прибыль  организаций 42

3.2.4 Налог на доходы  физических лиц 44

Заключение 52

Список использованных источников 53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса. В связи  с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства  и принципы ее организации и функционирования.

Параметры налоговой системы  во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой  понимается совокупность осуществляемых государством (муниципальным образованием) мероприятий, направленных на обеспечение  своевременной и полной уплаты налогов  и сборов в объемах, позволяющих  доставить ему необходимое финансирование. Однако взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком  подчинена общепринятым принципам  налогообложения.

Российская экономика  развивается в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Это находит отражение в экономической  политике в целом и её важнейших  составляющих – валютной и налоговой  политике.

 

  1. Экономическая сущность налогов

 

1.1 Элементы налога и способы  взимания налогов

 

До настоящего времени  не выработано единого толкования понятия  «налог». В учебниках по финансам и налогообложению определение  налога в обобщенном виде выглядит в основном так: «обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц».

Во-первых, приведенное определение  не устанавливает безвозмездность  данного платежа, которая отличает его от других платежей и сборов, взимаемых государством возмездно и поэтому не являющихся налогом. Действительно, налоги изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним, т.е. они имеют принудительный и безвозмездный характер.

Во-вторых, это определение  не устанавливает цели взимания налога, которой является «финансовое обеспечение  деятельности государства», или «формирование  финансов государства».

В третьих, нет указания на индивидуальность данного платежа, исключающего возможность перенесения  уплаты налога на другое лицо или группу лиц.

Наиболее полное определения  понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее  — НК РФ).

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с  организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговые проблемы постоянно  занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей разных эпох. Так, Фома Аквинский (1226-1274), философ  и теолог, оказавший значительное влияние на развитие христианских идей и догм, определял налоги как дозволенную форму грабежа. Шарль Луи Монтескье (1689-1755), французский просветитель, правовед и философ, полагал: ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забрать, и той, которую им оставить.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает  обязанность, его уплачивать, если в  законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

    • субъект налогообложения;
    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • налоговая ставка;
    • налоговый период;
    • льготы по налогу;
    • порядок исчисления налога;
    • порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о «субъекте  налога», важно отличать это понятие  от понятия «носитель налога».

Субъект налога, или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность  уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством  установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

    • юридические лица;
    • физические лица;
    • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения  — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством  предусмотрены следующие объекты  налогообложения:

    • прибыль;
    • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
    • совокупный доход физических лиц;
    • транспортные средства;
    • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база — это  стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения  объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно  исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного  налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой  базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя  в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения  становится прибыль, а налоговой  базой — стоимостное выражение  прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения  выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная  и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной  форме и т.д.).

Налоговая ставка — это  величина налоговых начислений на единицу  налоговой базы.

Различают процентные и твердые  налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются  непосредственно к налоговой  базе и могут быть:

    • пропорциональными;
    • прогрессивными;
    • регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу  налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении  земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие  ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную  сумму налога на единицу налоговой  базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную  стоимость.

Прогрессивные ставки построены  таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

Ярким примером прогрессивной (сложной) процентной ставки в российской налоговой системе служит шкала  обложения физических лиц подоходным налогом, действовавшая до 2001 г. Вся сумма годового облагаемого налогом дохода граждан была разделена на три части: первая часть (до 50 тыс. руб.) облагалась по ставке 12%; вторая часть (от 50 тыс. до 150 тыс. руб.) — по ставке 20%; третья часть (более 150 тыс. руб.) — по ставке 30%. В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные ставки уменьшаются  с увеличением налоговой базы. В РФ регрессивные ставки применяются  по единому социальному налогу.

За налоговый период принимается  календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется  подлежащая уплате сумма налога. Для  каждого налога установлен свой налоговый  период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством  преимущества по сравнению с другими  налогоплательщиками, включая возможность  не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством  предусмотрена следующая система  льгот:

    • необлагаемый минимум;
    • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
    • снижение налоговых ставок;
    • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Например, малые предприятия  при переходе на упрощенную систему  налогообложения освобождаются  от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального  и налога на имущество. Граждане, имеющие  на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные  взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум  при расчете налога на доходы физических лиц и др.

Существует несколько  способов уплаты налогов.

Способы уплаты налога

Кадастровый

У источника дохода

Декларационный

Административный

Рисунок 1 - Способы уплаты налога

 

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который  устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя  доходность объекта налогообложения.

Взимание налога у источника  дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного  налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц  представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в  большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого налога существует свой порядок уплаты.

Единовременный платеж в  течение определенного времени  после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно  подавать ежеквартально до 20-го числа  месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации