Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 02:00, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.
Введение 6
1 Экономическая сущность налогов 7
1.1 Элементы налога и способы взимания налогов 7
1.2 Классификация налогов 13
1.3. Функции налогов и их взаимосвязь 18
2 Налоговая политика государства 24
2.1 Сущность, цели, задачи налоговой политики 24
2.2 Налоговый механизм и его элементы 29
3 Налоговая система Российской Федерации 34
3.1 Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации 34
3.2 Налоги Российской Федерации 38
3.2.1 Налог на добавленную стоимость 38
3.2.2 Акцизы 39
3.2.3 Налог на прибыль организаций 42
3.2.4 Налог на доходы физических лиц 44
Заключение 52
Список использованных источников 53
Регулирующая функция
имеет черты стимулирующей
Классическим примером реализации регулирующей функции налогов может служить введенный в Германии еще в начале XX в. и сохранившийся до сих пор налог на уксусную кислоту. Цель его установления — прекратить расходовать на изготовление уксусной кислоты вино. Из-за этого цена на уксусную кислоту, сделанную из вина, резко возросла, в результате чего производить уксусную кислоту из вина стало невыгодным. Данные меры, предпринятые государством, в свою очередь, подтолкнули производителей к созданию искусственной уксусной кислоты. Денежные поступления от данного налога едва покрывали расходы на его взимание, но регулирующая цель была достигнута. Этот пример подтверждает то, что с помощью регулирующей функции налогов государство может влиять на процессы производства и потребления.
Благодаря данной функции
налога государство может
Ярким примером является решение с помощью налога такой социально значимой задачи, как борьба с курением. В частности, после резкого увеличения акциза на табак в ряде экономически развитых стран «некурящих» стало значительно больше, чем в ходе длительной пропагандистской кампании о вреде курения для здоровья. В данном случае введение налога было направлено на решение социальной проблемы, но вместе с тем была реализована фискальная функция налога. Таким образом, сущность налога одновременно проявилась в двух функциях.
С помощью налогов решаются
и проблемы экологии: в свое время
промышленность развитых стран сопротивлялась
оснащению автомобилей
Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых — к бедным, от работающих — к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.
С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику.
В связи с введением
единого налога на вмененный доход
(ЕНВД) у налога появилась новая,
дисциплинарная функция. Российский ЕНВД
распространяется на сферы деятельности,
в которых контроль со стороны
налоговых органов затруднен, обычно
это относится к видам
2.1 Сущность, цели, задачи налоговой политики
Один из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов - налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.
Налоговая политика относится
к косвенным методам
Сложившиеся в государстве
налоговые отношения отражаются
в налоговой политике, задача которой
состоит в обеспечении
Налоговая политика определяет
роль налогов в обществе, которая
может быть позитивна или негативна
по отношению к субъектам
Центральный вопрос налоговой
политики — необходимость научного
обоснования предела налоговых
изъятий, т.е. величины размера ставки
налогов, не угнетающей производителей
и воспроизводство рабочей
В силу различий организаций по фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости, рентабельности продукции величина показателей налогового бремени различна.
Цели налоговой политики:
Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот.
Субъект налоговой политики — государство.
Объект налоговой политики — налогообложение.
Налоговая политика многогранна и включает в себя:
В зависимости от длительности
периода и характера решаемых
задач налоговая политика подразделяется
на налоговую стратегию и
Налоговая стратегия предусматривает
решение крупномасштабных задач, связанных
с разработкой концепции
Налоговая тактика предусматривает
решение задач конкретного
Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной властей государства.
Можно выделить следующие стратегические направлении налоговой политики:
В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.
Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.
Существует три типа налоговой политики:
При первом типе государство устанавливает высокие ставки налогов, сокращает налоговые льготы, преследуя только фискальную цель. Такую политику государство проводит в определенные моменты развития. Подобная политика осуществлялась в России в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения не существовало, в силу чего она привела к негативный последствиям, суть которых состояла в следующем.
Во-первых, у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство. В экономике страны назревал кризис, падали темпы роста производства во всех отраслях.
Во-вторых, широкие масштабы
приобрело массовое уклонение от
налогообложения, приведшее к тому,
что по большинству налогов
В-третьих, массовый характер приобрела так называемая теневая экономика, уровень производства в которой, по разным оценкам, достигал от 25 (по официальным данным) до 40% (по экспертным оценкам). Но укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы, как правило, не шли на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и «работали» на экономику других стран.
Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики посредством более активного использования рыночных механизмов, и том числе налогов.
При втором типе государство
не только учитывает фискальные интересы,
но и создает максимально