Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 02:00, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.
Введение 6
1 Экономическая сущность налогов 7
1.1 Элементы налога и способы взимания налогов 7
1.2 Классификация налогов 13
1.3. Функции налогов и их взаимосвязь 18
2 Налоговая политика государства 24
2.1 Сущность, цели, задачи налоговой политики 24
2.2 Налоговый механизм и его элементы 29
3 Налоговая система Российской Федерации 34
3.1 Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации 34
3.2 Налоги Российской Федерации 38
3.2.1 Налог на добавленную стоимость 38
3.2.2 Акцизы 39
3.2.3 Налог на прибыль организаций 42
3.2.4 Налог на доходы физических лиц 44
Заключение 52
Список использованных источников 53
В соответствии с НК РФ каждое
лицо должно уплачивать законно установленные
налоги и сборы. Законодательство о
налогах и сборах основывается на
признании всеобщности и
Важной характеристикой законодательства о налогах и сборах является действие его актов во времени, которое определено ст. 5 НКРФ.
Таблица 3 - Действие во времени законодательства о налогах и сборах
Направленность актов |
Не ранее |
Акты законодательства о налогах |
Одного месяца со дня официального опубликования и 1-го числа очередного налогового периода |
Акты законодательства о сборах |
Одного месяца со дня их официального опубликования |
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов |
1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования |
Направленность актов |
Не ранее |
Акты субъектов РФ и местные акты, вводящие новые налоги и сборы |
1 января года, следующего
за годом принятия, но не ранее
одного месяца со дня |
Акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщика |
С момента официального опубликования |
Официальным опубликованием
федеральных законов считается
первая публикация их полного текста
в «Парламентской газете», «Российской
газете» или «Собрании
Часть вторая НК РФ устанавливает порядок исчисления и уплаты отдельных налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов.
Дополняют нормативную базу налогового законодательства РФ федеральные и региональные законы по отдельным налогам (например, налоге на землю), инструкции Министерства по налогам и сборам РФ (МНС России) — теперь Федеральной налоговой службы (ФНС России), циркулярные письма, указания, телеграммы ФНС России. Кроме того, сложилась обширная арбитражная практика по вопросам налогообложения. Таким образом, нормативно-правовая база, регламентирующая налоговые правоотношения, достаточно велика, что, кстати, является существенным недостатком действующей системы налогообложения.
Все, что предусмотрено НК РФ, обязательно к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный правовой акт не соответствующим НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ.
В НК РФ изложены следующие
общие условия установления налогов
и сборов: при введении налогов
должны быть определены все элементы
налогообложения; в необходимых
случаях могут
3.2 Налоги Российской Федерации
3.2.1 Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения продукции (товаров, работ, услуг). Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
НДС является косвенным налогом,
т.е. надбавкой к цене товара (работы,
услуги), которая оплачивается конечным
потребителем. В доходной части российского
бюджета НДС составляет более 40%,
т.е. формирует большую часть
НДС — один из наиболее «старых» налогов. В России он был введен в 1991 г. и всегда вызывал множество споров. Хотя прошло более 10 лет с момента его установления, он остается наиболее сложным налогом как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.
Налог взимается в бюджет методом частичных платежей: на каждом этапе технологической цепочки производства и обращения товара налог, подлежащий уплате, равен разнице между налогом, взимаемым при продаже, и налогом, принятым к зачету при покупке. Порядок расчета и уплаты НДС регламентируется гл. 21 НК РФ.
3.2.2 Акцизы
Акцизы — одна из древнейших форм косвенного налогообложения. акцизы устанавливаются в целях изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий.
Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и уплачиваемые покупателями. Акцизы устанавливаются на высокорентабельную продукцию и товары, не относящиеся к товарам первой необходимости, а также на социально вредные товары. Государство использует акцизы для регулирования спроса и предложения, а также для пополнения государственного бюджета. Акцизы устанавливаются также на импортные товары в целях защиты национального потребительского рынка. Это происходит рамках реализации регулирующей функции налогов.
Акцизы — федеральный косвенный налог, выступающий в форме надбавки к цене товаров, возникающий и уплачиваемый только в сфере производства. Исключением из этого правила являются акцизы по товарам, ввозимым на территорию РФ, поскольку плательщиками акцизов в данном случае выступают организации, закупившие подакцизные товары, в том числе для дальнейшей перепродажи.
К подакцизным товарам относятся, в частности, этиловый спирт, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, автомобили, бензин. С 1 января 2004 г. отменен акциз на природный газ.
Порядок расчета и уплаты акцизов регулируется гл. 22 НК РФ.
В настоящее время подакцизными признаются товары:
Вместе с тем налоговое законодательство РФ выводит из состава подакцизных товаров некоторые виды спиртосодержащей продукции, в частности:
К алкогольной продукции относятся питьевой спирт, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов. Прямогонным бензином считаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением автомобильного бензина и продукции нефтехимии.
Бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале от 30 до 215 °С при атмосферном давлении 760 мм рт. ст.
Включение прямогонного бензина
в перечень подакцизных товаров
должно было способствовать решению
проблемы его использования в
целях нелегального производства подакцизных
нефтепродуктов. Поскольку технология
производства автомобильного бензина
позволяет получать его не только
путем переработки
Объекты налогообложения. Акцизами
облагается реализация (передача) на территории
РФ произведенных
Непосредственно продажа
произведенных подакцизных
Передача произведенных подакцизных товаров па переработку на давальческой основе.
3.2.3 Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль — прямой пропорциональный налог, т.е. его сумма находится в прямой зависимости от конечного финансового результата деятельности организации — прибыли. В связи с этим налог на прибыль влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала.
В доходной части бюджета налог на прибыль занимает третье место после НДС и акцизов. В структуре налоговых доходов федерального бюджета он составляет около 15%. Налог на прибыль является федеральным налогом, однако доходы от его поступлений распределяются между бюджетами разных уровней.
Помимо фискального значения этот налог служит важным инструментом регулирования экономики, что особенно четко проявлялось в его версии в соответствии с ранее действующим Законом РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций». В частности, это касалось промышленных, строительных и сельскохозяйственных предприятий, которые в первые два года работы освобождались от уплаты налога, а в третий и четвертый годы уплачивали лишь его часть, а также организаций, осуществляющих капитальные вложения в свое развитие и расширение. С 1 января 2002 г. налог на прибыль организаций действует на всей территории РФ в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Таблица 4 - Плательщики налога на прибыль и объекты налогообложения
Налогоплательщики |
Объект налогообложения |
Российские организации |
Доходы, уменьшенные на величину расходов |
Иностранные организации, получающие доход через постоянные представительства в РФ |
Доходы полученные через эти постоянные представительства, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов |
Иные иностранные организации |
Доходы, полученные от источников в РФ |
Не являются плательщиками налога на прибыль:
Все доходы, полученные налогоплательщиком, подразделяются на два вида:
Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручку от реализации определяют исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральных формах (п. 1 и 2 ст. 249 НК РФ).
Доходы от реализации могут выражаться не только в рублях, но и в иностранной валюте. В этом случае их следует пересчитывать в рубли по курсу, который установлен Банком России на дату признания доходов.
В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права, признаются для расчета налога на прибыль либо по методу начисления, либо по кассовому методу. Все доходы, которые нельзя отнести к доходам от реализации, относятся к внереализационным доходам.
К внереализационным доходам относятся, в частности, следующие доходы: