Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:54, курсовая работа
Целью данной работы являются методы исследования взимания и контроля за уплатой налогов в стране. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить особенности налогообложения в Словакии;
- рассмотреть систему прямых налогов Словацкой Республики;
- изучить основные косвенные налоги, существующие в Словакии;
- проанализировать источники Словацкого налогового права;
- рассмотреть органы налогового контроля, действующие на территории Словакии;
- произвести сравнительный анализ действующих налогов и налоговых систем России и Словакии;
- выявить перспективы развития Словацкой налоговой системы, как страны-члена ЕС.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СЛОВАКИИ
1.1 Особенности налогообложения в Словакии……………………………..6
1.2 Прямые налоги, существующие в Словакии……………………………..10
1.3 Косвенные налоги, существующие на территории Словацкой Республики…………………………………………………………………..14
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ СЛОВАКИИ
2.1 Источники налогового права Словакии…………………………………..18
2.2 Органы налогового администрирования и контроля Словакии……….22
3 ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
3.1 Сравнительный анализ действующих налогов в Словаки и России….26
3.2 Перспективы развития налоговой системы Республики Словакия, как
страны-члена ЕС…………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………38
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СЛОВАКИИ
3.2 Перспективы
развития налоговой системы
страны-члена ЕС………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………38
ВВЕДЕНИЕ
Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения народного хозяйства, т.к. налоги – основной источник бюджетных поступлений и, следовательно, финансирования социальных и других общегосударственных программ. Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства, ведь взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий его существования. Одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов.
Системы налогообложения
разных странах отличаются друг от
друга: по структуре, видам, набору налогов,
способам их взимания, налоговым ставкам,
фискальным полномочиям различных
уровней власти, налоговой базе,
налоговым льготам. Это объясняется
тем, что налоговые системы
Целью данной работы являются методы исследования взимания и контроля за уплатой налогов в стране. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить особенности налогообложения в Словакии;
- рассмотреть систему
прямых налогов Словацкой
- изучить основные косвенные налоги, существующие в Словакии;
- проанализировать источники Словацкого налогового права;
- рассмотреть органы налогового контроля, действующие на территории Словакии;
- произвести сравнительный анализ действующих налогов и налоговых систем России и Словакии;
- выявить перспективы развития Словацкой налоговой системы, как страны-члена ЕС.
Объектом данной курсовой работы является налоговая система Словакии.
В качестве предмета данной курсовой работы выступает изучение механизма функционирования налоговой системы Словакии с целью регулирования налоговых отношений, формирующихся в обществе.
Информационной базой
данной работы является документация
Министерства Финансов Республики Словакия
и нормативные документы
СЛОВАКИИ
Словакия появилась на политической карте мира в 1993 г. после нашумевшего «бархатного развода», когда Чехословакия разделилась на два независимых государства — Словацкую и Чешскую Республику. Это произошло всего через три года после «бархатной революции» в ноябре 1989 г., ускорившей распад бывшей коммунистической Чехословакии.
Тогда, в 1993 г., будущее Словакии казалось международному сообществу во многом неясным — особенно это относилось к ее экономическому развитию. Из-за серьезных макроэкономических дисбалансов и структурных недостатков многие аналитики прогнозировали резкую девальвацию словацкой валюты, а в недалеком будущем — и коллапс всей экономики страны [11].
Эти на редкость мрачные ожидания не оправдались. Более того, Словакия успешно пережила самый рискованный период — первые годы независимости, извлекла уроки из неразумной экономической политики государства в середине 1990-х, а затем удивила мир смелыми реформами, наиболее интенсивно осуществлявшимися в 2002-2006 гг.
В 2003 г., всего через десять лет после обретения независимости, имидж Словакии в мире выглядел совершенно по-иному. Ее все чаще называли «Детройтом Европы» — из-за того, что в последние годы стране удалось привлечь в качестве инвесторов ряд иностранных автомобилестроительных корпораций, в том числе Volkswagen, Peugeot-Citroen, Kia Motors и др. Летом 2003 г. американский миллиардер Стив Форбс (Steve Forbes), посетив Словакию, заметил: «Словацкая Республика готова к тому, чтобы стать новым Гонконгом или Ирландией».
Ян Оравец (президента Ассоциации предпринимателей Словакии и Фонда им. Ф.А. Хайека) в своем докладе на конференции «Свобода, торговля и мир: региональная повестка дня», которая прошла в октябре 2006 г. в Тбилиси, отмечал, что, конечно, страна так сказочно преобразилась благодаря многим факторам. Но одним из основополагающих элементов плана, осуществленного правительством Словакии в 2002-2006 г. (который можно считать самой последовательной и радикальной программой рыночных реформ из всех, что реализовывались в развитых странах в первое десятилетие 21 века) стала налоговая реформа.
До этого в Словакии действовала система налогообложения, типичная для европейских государств «всеобщего благосостояния», что к тому же усугублялось наследием коммунистического прошлого. Дополнительные искажения в нее вносились попытками стимулировать экономический рост за счет налоговых льгот для определенных отраслей промышленности, регионов, форм организации бизнеса, малых и средних предприятий и т.д. В налоговой системе преобладали «особые режимы» обложения и льготы.
Неизбежным следствием такой политики стали в целом высокие налоги, сопровождавшиеся особыми режимами, льготами, дифференциацией ставок, исключениями, отсрочками и т.д. Список основных проблем, порожденных этой системой, звучит как цитата из учебника по экономике: серьезное искажение механизма конкуренции, запутанность административных процедур и непредсказуемость последствий тех или иных действий государства.
С введением единого налога упразднялся прогрессивный подоходный налог (взимавшийся по ставкам от 10 до 38%), устанавливалась одна «плоская» ставка в 19% для подоходного налога с физических и юридических лиц, а также налога на добавленную стоимость (отменялась льготная ставка НДС). Более того, в результате реформы налоговая система упростилась: было ликвидировано несколько категорий налогообложения — налог на наследство, налог на дивиденды и др.
Опыт Словакии в этой области может послужить примером для других стран, особенно посткоммунистических государств Центральной и Восточной Европы, в том числе республик бывшего СССР. Больше всего здесь вдохновляет то, что страна, прежде сильно отстававшая от других, за счет воплощения амбициозной программы реформ сумела вырваться вперед. Если это получилось у Словакии, значит, может получиться и у других стран.
Результаты проведения налоговой реформы в Словакии 1 января 2004 г. можно представить в следующих таблицах:
Таблица 1 - Сравнение прежней и новой системы налогообложения в Словакии
Прежняя система |
Новая система |
ПНФЛ: 10-38%, 5 ставок |
ПНФЛ: 19%, единая ставка |
ПНЮЛ: 25%, ранее 40% |
ПНЮЛ: 19% |
НДС: 20% или 14% |
НДС: 19% |
Налог на дивиденды: 25% |
Налог на дивиденды: УПРАЗДНЕН |
Налог на приобретение недвижимости: прогрессивная шкала |
Налог на приобретение недвижимости: УПРАЗДНЕН |
Налог на наследство, налог на дарение: ряд различных ставок |
Налог на наследство, налог на дарение: УПРАЗДНЕН |
Не облагаемая налогами сумма: 38 760 словацких крон (ск) |
Не облагаемая налогами сумма: 80 832 ск |
Льготы: большое количество |
Льготы: количество сокращено |
Таким образом, рассматривая данную таблицу, следует отметить, что в результате проведения налоговой реформы налоговая система в Словакии претерпела существенные изменения. Так, например, изменения коснулись ставки подоходнего налога, которая была установлена единой для всех и составила 19%, кроме того, были упразднены налоги на дивиденды, на приобретение недвижимости, на дарение, однако, вместе с упразднением большого числа налогов, было так же сокращено и количество налоговых льгот. Кроме того, изменения коснулись и сумм облагаемых доходов, а так же были изменены предельные ставки налогообложения. Данные приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Облагаемые доходы и предельные ставки налогообложения
Прежняя система |
Новая система | ||
Облагаемые доходы по категориям (в ск) |
Предельная ставка (в %) |
Облагаемые доходы по категориям (в ск) |
Предельная ставка (в %) |
<3 230 |
0 |
<6 736 |
0 |
3 230-10 730 |
10 | ||
10 730-18 230 |
20 | ||
18 230-36 230 |
28 |
>6 736 |
19 |
36 230-50 230 |
35 | ||
>50 230 |
38 |
Как видно из данной таблицы, налоговая реформа, проведенная в 2004 году, уменьшила количество категорий облагаемых доходов с шести до двух, что повлекло за собой и снижение количества предельных налоговых ставок подоходнего налога соответственно.
Сегодня многим известно, что Словакия относится к одному из наиболее привлекательных регионов для инвестиций не только на растущем Восточно-европейском рынке, но и в целом в Европе. По индексу легкости ведения бизнеса, рассчитываемого Всемирным банком и опубликованном в отчете "Doing business 2009", Словакия из 181 страны заняла 36-е место. Это 4-й результат среди стран - новых членов ЕС (после Эстонии, Литвы и Латвии) и 13-е место среди всех его участников[9].
Как известно, этот индекс рассчитывается по 10 показателям. Каждый из них важен для ведения бизнеса, но, пожалуй, одним из основных вопросов, который в первую очередь интересует потенциального инвестора, является вопрос о системе налогообложения в стране.
С 8 июля 2008 г. налоговая система Словакии включает в себя:
Налог на наследство и дарение отменен в Словакии 1 января 2004 г., а налог на денежные средства, полученные от продажи имущества, - 1 января 2005 г. Налог на пользование дорогами был заменен налогом на транспортное средство 1 января 2005 г.
Таким образом, рассмотрев в данном параграфе существующую в Словакии налоговую систему, следует отметить, что Словацкая налоговая система является двухуровневой (первый уровень - национальный, второй-местный), с 2004 года, после проведения налоговой реформы, большая часть налогов была упразднена, уменьшилось так же общее количество налоговых ставок.
Как уже было сказано ранее, налоговая система Словакии является двухуровневой. Имеются налоги как национального, так и местного уровня. Однако, существует так же классификация налогов по характеру их изъятия. Они подразделяются на прямые и косвенные.
Основными прямыми налогами, взимаемыми на территории Словакии, являются налог на прибыль, налог на транспортное средство и местные налоги, такие как налог на недвижимость, налог на строения; налог на собак; налог на пользование общественными местами; налог на торговые и игровые автоматы; налог за использование ядерных объектов и др.
В качестве налогооблагаемой базы выступает растущая прибыль компании за вычетом расходов, не подлежащих налогообложению[13].
Общий уровень ставки налога на прибыль равен 19%. Рассмотрим это на примере.
Если вы являетесь
учредителем компании, то заплатите
всего лишь 19% от прибыли, и вам
не надо будет платить подоходный
налог. Несмотря на такой низкий уровень
уплаты налога на прибыль, очень важно
четко отслеживать прибыль