Налоговая система Словакии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являются методы исследования взимания и контроля за уплатой налогов в стране. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить особенности налогообложения в Словакии;
- рассмотреть систему прямых налогов Словацкой Республики;
- изучить основные косвенные налоги, существующие в Словакии;
- проанализировать источники Словацкого налогового права;
- рассмотреть органы налогового контроля, действующие на территории Словакии;
- произвести сравнительный анализ действующих налогов и налоговых систем России и Словакии;
- выявить перспективы развития Словацкой налоговой системы, как страны-члена ЕС.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СЛОВАКИИ
1.1 Особенности налогообложения в Словакии……………………………..6
1.2 Прямые налоги, существующие в Словакии……………………………..10
1.3 Косвенные налоги, существующие на территории Словацкой Республики…………………………………………………………………..14
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ СЛОВАКИИ
2.1 Источники налогового права Словакии…………………………………..18
2.2 Органы налогового администрирования и контроля Словакии……….22
3 ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
3.1 Сравнительный анализ действующих налогов в Словаки и России….26
3.2 Перспективы развития налоговой системы Республики Словакия, как
страны-члена ЕС…………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

налоговые системы зарубежных стран.docx

— 68.73 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СЛОВАКИИ

    1. Особенности налогообложения  в Словакии……………………………..6
    2. Прямые налоги, существующие в Словакии……………………………..10
    3. Косвенные налоги, существующие на территории Словацкой Республики…………………………………………………………………..14
  1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ  СЛОВАКИИ
    1. Источники налогового права Словакии…………………………………..18
    2. Органы налогового администрирования и контроля Словакии……….22
  2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
    1. Сравнительный анализ действующих налогов в Словаки и России….26

3.2 Перспективы  развития налоговой системы Республики  Словакия, как 

      страны-члена ЕС…………………………………………………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………36

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения народного  хозяйства, т.к. налоги – основной источник бюджетных поступлений и, следовательно, финансирования социальных и других общегосударственных программ. Налог  — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны  с существованием государства, ведь взимание налогов – древнейшая функция  и одно из основных условий его  существования. Одним из важнейших  условий стабилизации финансовой системы  любого государства является обеспечение  устойчивого сбора налогов.

Системы налогообложения  разных странах отличаются друг от друга: по структуре, видам, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных  уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это объясняется  тем, что налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Однако каждая налоговая система должна отвечать общим требованиям.

Целью данной работы являются методы исследования взимания и контроля за уплатой налогов в стране. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить особенности  налогообложения в Словакии;

- рассмотреть систему  прямых налогов Словацкой Республики;

- изучить основные косвенные  налоги, существующие в Словакии;

- проанализировать источники  Словацкого налогового права;

- рассмотреть органы налогового  контроля, действующие на территории  Словакии;

- произвести сравнительный  анализ действующих налогов и  налоговых систем России и  Словакии;

- выявить перспективы  развития Словацкой налоговой  системы, как страны-члена ЕС.

Объектом данной курсовой работы является налоговая система  Словакии.

В качестве предмета данной курсовой работы выступает изучение механизма функционирования налоговой  системы Словакии с целью регулирования  налоговых отношений, формирующихся  в обществе.

Информационной базой  данной работы является документация Министерства Финансов Республики Словакия и нормативные документы Европейского Союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

     СЛОВАКИИ

 

    1. Особенности налогообложения  в  Словакии

 

Словакия появилась на политической карте мира в 1993 г. после нашумевшего «бархатного развода», когда Чехословакия разделилась на два независимых государства — Словацкую и Чешскую Республику. Это произошло всего через три года после «бархатной революции» в ноябре 1989 г., ускорившей распад бывшей коммунистической Чехословакии.

Тогда, в 1993 г., будущее Словакии казалось международному сообществу во многом неясным — особенно это относилось к ее экономическому развитию. Из-за серьезных макроэкономических дисбалансов и структурных недостатков многие аналитики прогнозировали резкую девальвацию словацкой валюты, а в недалеком будущем — и коллапс всей экономики страны [11].

Эти на редкость мрачные ожидания не оправдались. Более того, Словакия успешно пережила самый рискованный период — первые годы независимости, извлекла уроки из неразумной экономической политики государства в середине 1990-х, а затем удивила мир смелыми реформами, наиболее интенсивно осуществлявшимися в 2002-2006 гг.

В 2003 г., всего через десять лет после обретения независимости, имидж Словакии в мире выглядел совершенно по-иному. Ее все чаще называли «Детройтом Европы» — из-за того, что в последние годы стране удалось привлечь в качестве инвесторов ряд иностранных автомобилестроительных корпораций, в том числе Volkswagen, Peugeot-Citroen, Kia Motors и др. Летом 2003 г. американский миллиардер Стив Форбс (Steve Forbes), посетив Словакию, заметил: «Словацкая Республика готова к тому, чтобы стать новым Гонконгом или Ирландией».

Ян Оравец (президента Ассоциации предпринимателей Словакии и Фонда им. Ф.А. Хайека) в своем докладе на конференции «Свобода, торговля и мир: региональная повестка дня», которая прошла в октябре 2006 г. в Тбилиси, отмечал, что, конечно, страна так сказочно преобразилась благодаря многим факторам. Но одним из основополагающих элементов плана, осуществленного правительством Словакии в 2002-2006 г. (который можно считать самой последовательной и радикальной программой рыночных реформ из всех, что реализовывались в развитых странах в первое десятилетие 21 века) стала налоговая реформа.

До этого в Словакии действовала система налогообложения, типичная для европейских государств «всеобщего благосостояния», что к тому же усугублялось наследием коммунистического прошлого. Дополнительные искажения в нее вносились попытками стимулировать экономический рост за счет налоговых льгот для определенных отраслей промышленности, регионов, форм организации бизнеса, малых и средних предприятий и т.д. В налоговой системе преобладали «особые режимы» обложения и льготы.

Неизбежным следствием такой политики стали в целом высокие налоги, сопровождавшиеся особыми режимами, льготами, дифференциацией ставок, исключениями, отсрочками и т.д. Список основных проблем, порожденных этой системой, звучит как цитата из учебника по экономике: серьезное искажение механизма конкуренции, запутанность административных процедур и непредсказуемость последствий тех или иных действий государства.

С введением единого налога упразднялся прогрессивный подоходный налог (взимавшийся по ставкам от 10 до 38%), устанавливалась одна «плоская» ставка в 19% для подоходного налога с физических и юридических лиц, а также налога на добавленную стоимость (отменялась льготная ставка НДС). Более того, в результате реформы налоговая система упростилась: было ликвидировано несколько категорий налогообложения — налог на наследство, налог на дивиденды и др.

Опыт Словакии в этой области может послужить примером для других стран, особенно посткоммунистических государств Центральной и Восточной Европы, в том числе республик бывшего СССР. Больше всего здесь вдохновляет то, что страна, прежде сильно отстававшая от других, за счет воплощения амбициозной программы реформ сумела вырваться вперед. Если это получилось у Словакии, значит, может получиться и у других стран.

Результаты проведения налоговой реформы в Словакии 1 января 2004 г. можно представить в следующих таблицах:

 

Таблица 1 - Сравнение прежней и новой системы налогообложения в Словакии

 

Прежняя система

Новая система

ПНФЛ: 10-38%, 5 ставок

ПНФЛ: 19%, единая ставка

ПНЮЛ: 25%, ранее 40%

ПНЮЛ: 19%

НДС: 20% или 14%

НДС: 19%

Налог на дивиденды: 25%

Налог на дивиденды: УПРАЗДНЕН

Налог на приобретение недвижимости: прогрессивная  шкала

Налог на приобретение недвижимости: УПРАЗДНЕН

Налог на наследство, налог на дарение: ряд  различных ставок

Налог на наследство, налог на дарение: УПРАЗДНЕН

Не  облагаемая налогами сумма: 38 760 словацких  крон (ск)

Не  облагаемая налогами сумма: 80 832 ск

Льготы: большое количество

Льготы: количество сокращено


 

Таким образом, рассматривая данную таблицу, следует отметить, что  в результате проведения налоговой  реформы налоговая система в  Словакии претерпела существенные изменения. Так, например, изменения коснулись  ставки подоходнего налога, которая  была установлена единой для всех и составила 19%, кроме того, были упразднены налоги на дивиденды, на приобретение недвижимости, на дарение, однако, вместе с упразднением большого числа налогов, было так же сокращено и количество налоговых льгот. Кроме того, изменения  коснулись и сумм облагаемых доходов, а так же были изменены предельные ставки налогообложения. Данные приведены  в таблице 2.

 

Таблица 2 -  Облагаемые доходы и предельные ставки налогообложения

 

Прежняя система

Новая система

Облагаемые доходы по категориям (в ск)

Предельная ставка (в %)

Облагаемые доходы по категориям (в ск)

Предельная ставка (в %)

<3 230

0

<6 736

0

3 230-10 730

10

10 730-18 230

20

18 230-36 230

28

>6 736

19

36 230-50 230

35

>50 230

38


 

 

Как видно из данной таблицы, налоговая реформа, проведенная в 2004 году, уменьшила количество категорий облагаемых доходов с шести до двух, что повлекло за собой и снижение количества предельных налоговых ставок подоходнего налога соответственно.

Сегодня многим известно, что Словакия относится к одному из наиболее привлекательных регионов для инвестиций не только на растущем Восточно-европейском рынке, но и в целом в Европе. По индексу легкости ведения бизнеса, рассчитываемого Всемирным банком и опубликованном в отчете "Doing business 2009", Словакия из 181 страны заняла 36-е место. Это 4-й результат среди стран - новых членов ЕС (после Эстонии, Литвы и Латвии) и 13-е место среди всех его участников[9].

Как известно, этот индекс рассчитывается по 10 показателям. Каждый из них важен для ведения бизнеса, но, пожалуй, одним из основных вопросов, который в первую очередь интересует потенциального инвестора, является вопрос о системе налогообложения в стране.

С 8 июля 2008 г. налоговая система Словакии включает в себя:

  1. налог на прибыль (персональный и корпоративный);
  2. НДС;
  3. акцизы;
  4. налог на недвижимость;
  5. налог на транспортное средство;
  6. местные налоги.

Налог на наследство и дарение отменен в Словакии 1 января 2004 г., а налог на денежные средства, полученные от продажи имущества, - 1 января 2005 г. Налог на пользование дорогами был заменен налогом на транспортное средство 1 января 2005 г.

Таким образом, рассмотрев в  данном параграфе существующую в  Словакии налоговую систему, следует  отметить, что Словацкая налоговая  система является двухуровневой (первый уровень - национальный, второй-местный), с 2004 года, после проведения налоговой  реформы, большая часть налогов  была упразднена, уменьшилось так  же общее количество налоговых ставок.

 

    1. Прямые налоги, существующие в Словакии

 

Как уже  было сказано ранее, налоговая система  Словакии является двухуровневой. Имеются  налоги как национального, так и  местного уровня. Однако, существует так  же классификация налогов по характеру  их изъятия. Они подразделяются на прямые и косвенные. 

Основными прямыми налогами, взимаемыми на территории Словакии, являются налог на прибыль, налог на транспортное средство и местные налоги, такие как  налог на недвижимость, налог на строения; налог на собак; налог на пользование общественными местами; налог на торговые и игровые автоматы; налог за использование ядерных объектов и др.

  1. Налог на прибыль - данный налог обязаны уплачивать все юридические лица, которые располагаются и осуществляют свою деятельность на территории Словакии, Согласно Закону об исполнении налогов, налогоплательщику необходимо зарегистрироваться в налоговом органе в течение 30 дней с момента разрешения на открытие бизнеса в Словакии. Далее налогоплательщик должен уведомить налоговый орган об изменениях в регистрации в течение 15 дней после того, как эти изменения произошли. Налогоплательщика также обязывают известить налоговый орган в течение 30 дней о первой налогооблагаемой прибыли.

В качестве налогооблагаемой базы выступает растущая прибыль  компании за вычетом расходов, не подлежащих налогообложению[13].

Общий уровень ставки налога на прибыль равен 19%. Рассмотрим это на примере.

Если вы являетесь  учредителем компании, то заплатите  всего лишь 19% от прибыли, и вам  не надо будет платить подоходный налог. Несмотря на такой низкий уровень  уплаты налога на прибыль, очень важно  четко отслеживать прибыль вашей  компании:

Информация о работе Налоговая система Словакии