Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:54, курсовая работа
Целью данной работы являются методы исследования взимания и контроля за уплатой налогов в стране. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить особенности налогообложения в Словакии;
- рассмотреть систему прямых налогов Словацкой Республики;
- изучить основные косвенные налоги, существующие в Словакии;
- проанализировать источники Словацкого налогового права;
- рассмотреть органы налогового контроля, действующие на территории Словакии;
- произвести сравнительный анализ действующих налогов и налоговых систем России и Словакии;
- выявить перспективы развития Словацкой налоговой системы, как страны-члена ЕС.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СЛОВАКИИ
1.1 Особенности налогообложения в Словакии……………………………..6
1.2 Прямые налоги, существующие в Словакии……………………………..10
1.3 Косвенные налоги, существующие на территории Словацкой Республики…………………………………………………………………..14
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ СЛОВАКИИ
2.1 Источники налогового права Словакии…………………………………..18
2.2 Органы налогового администрирования и контроля Словакии……….22
3 ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
3.1 Сравнительный анализ действующих налогов в Словаки и России….26
3.2 Перспективы развития налоговой системы Республики Словакия, как
страны-члена ЕС…………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………38
Правовые нормы
указанного европейского типа, связанные
с налоговым правом, содержатся
не только в первичном праве,
но прежде всего в праве
вторичном. В первичном праве
решающую роль играют так
Источники вторичного права включают правовые нормы, которые имеют форму либо предписаний, либо директив.
Предписания – нормативно-правовые
акты, напрямую обязывающие органы
Европейского сообщества, государства-члены
ЕС и отдельных членов государства.
Примером такого предписания в области
налогов может служить
В качестве источников Словацкого налогового права решающую роль имеют так же директивы. Речь идет о нормативно-правовых актах, которые обязывают государства - члены ЕС строить свое законодательство таким образом, чтобы право отдельных государств-членов ЕС было лишено противоречий. Директивы представляют собой один из важнейших инструментов налоговой гармонизации. Директивы, прежде всего, касаются вопросов косвенного налогообложения, а так же вопросов прямых налогов и налогового управления. Если речь идет о косвенных налогах, то действуют в основном следующие директивы:
- Третья директива Совета
ЕС от 9 декабря 1969 года о приведении
в соответствие правовых
- Восьмая директива Совета
ЕС от 6 декабря 1979 года о приведении
в соответствие правовых
- Директива Совета ЕС
от 19 октября 1992 года о согласовании
структур потребительского
В области прямых налогов наибольшее значение имеют:
- Директива Совета ЕС от 23 июля 1990 года об объединении, разделении и переводе активов и обмене акций, касающихся обществ различных государств.
- Директива Совета ЕС от 3 июня 2003 года о налогообложении дохода с экономии в виде выплат процентов.
Таким образом, необходимо отметить,
что основными источниками
2.2 Органы налогового
Налоговое управление Словацкой Республики состоит из:
Налоговое управление Словацкой Республики находится в г. Банска - Бистрица, в центральной части Словакии. Оно было создано в 1993 году и находится в подчинении Министерства Финансов Словацкой Республики.
Налоговое управление Словакии выполняется следующие основные функции:
- несет ответственность за единообразное применение налогового законодательства налоговыми управлениями и внесение в закон дополнений и изменений;
- определяет внутреннюю организацию налоговых управлений и Управления налоговых расследований;
- предлагает изменения, касающиеся расположения налоговых управлений и их количества;
- разрабатывает концепцию развития налогового администрирования, включая обучение сотрудников налоговых управлений и муниципальных образований;
- сообщает в Управление налоговых расследований о подозрениях в совершении преступлений в связи с нарушением налогового законодательства;
- занимается разработкой, поддержкой и управлением налоговой информационной системой, ведет централизованный учет налогоплательщиков, обновления базы данных и предоставляет информацию в соответствии со специальными правилами.
Кроме того, налоговое управление, непосредственно или через региональные офисы:
- контролирует деятельность налоговых управлений;
- следит за соблюдением прав и обязанностей налогоплательщиков, также следит за проведением лотерей и подобных игр;
- принимает решение как высший орган управления налогообложением в налоговых разбирательствах;
- принимает решение в вопросах налоговых разбирательств по апелляциям в отношении решений налоговых ведомств и муниципальных образований;
- проводит общие проверки и выполняет обязательства в рамках международных соглашений по административному сотрудничеству.
Региональные отделения Налогового управления находятся в следующих городах:
Местные налоговые органы расположены почти во всех городах Словакии. Они отвечают за администрирование налогов, налоговый аудит, налоговые органы и информационное обслуживание налогоплательщиков. Они также являются точкой первого контакта налогоплательщиков и налоговой администрации.
Основные задачи:
- управление налогами;
-решения в области налогового и административного судопроизводства;
- ведет подсчет сборов по чекам и приводит их в исполнение на основании специальных правил;
- информирует налогоплательщиков об их правах и обязанностях;
- сообщает о подозрениях в совершении преступлений в Управление налоговых расследований;
- осуществляет международное сотрудничество в вопросах налогообложения в соответствии с международными соглашениями;
- контролирует лотереи и подобные игры.
Таким образом, следует отметить, что система органов налогового контроля Словакии представлена Налоговым управлением Словакии, 102-я местными Налоговыми управлениями и Налоговым управлением для отдельных налогоплательщиков. Налоговое Управление Словакии является главным органом налогового контроля, имеющим филиалы во всех крупнейших городах страны.
Что же касается налогового администрирования и контроля в Словакии в целом, необходимо отметить, что оно очень развито и представляет собой целостную взаимосвязанную систему. В которой, основными источниками налогового права Словакии является Конституция, законы, подзаконные акты, нормативно-правовые акты, международные договоры и различные предписания и директивы ЕС. Основным органом контроля, является Налоговое управление Словаки.
3 ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА В СФЕРЕ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
3.1 Сравнительный анализ действующих налогов в Словаки и России
Налоговая система каждой страны имеет свои специфические особенности. Рассматривая и изучая налоговую систему Словакии, целесообразно сравнить ее с налоговой системой Российской Федерации. Данное сравнение приведено в таблице 3.
Таблица 3 - Сравнение налоговых систем РФ и Словакии
Виды налогов |
Налоговая система РФ |
Налоговая система Словакии |
1 |
2 |
3 |
Классификация налогов по принадлежности органов и уровню управления | ||
Федеральные (национальные) налоги и сборы |
НДС; Акцизы; НДФЛ; Налог на прибыль
организаций; Налог на добычу полезных
ископаемых; Водный налог; Сбор за право
пользования объектами |
НДС; Акцизы; Налог на прибыль (персональный и корпоративный); Налог на транспортное средство |
Региональные налоги |
Налог на имущество организаций; Налог на игорный бизнес; Транспортный налог |
- |
Местные налоги |
Земельный налог; Налог на имущество физических лиц |
Налог на недвижимость; Налог на строения; Налог на собак; Налог на пользование общественными Налог на торговые и игровые автоматы; Налог за использование ядерных объектов и др. |
Классификация налогов по признаку переложимости | ||
Косвенные налоги |
НДС; Акцизы |
НДС; Акцизы |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
Прямые налоги |
НДФЛ; Налог на прибыль организаций; Налог на добычу полезных
ископаемых; Водный налог; Сбор за право
пользования объектами Государственная пошлина; региональные налоги; местные налоги |
Налог на прибыль (персональный и корпоративный); Налог на транспортное средство; местные налоги |
По данным таблицы можно отметить, что налоговые системы РФ и Словакии достаточно схожи, однако имеются и различия.
Общим для обеих систем является деление налогов на прямые и косвенные. Как в России, так и в Словакии к косвенным налогам относят НДС и акцизы. В составе прямых налогов обеих стран имеется налог на прибыль, налог на транспортное средство и некоторые местные налоги. Некоторые налоги, имеющиеся в обеих странах, одинаковы по содержанию, но имеют разные названия. Например, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в Словакии называется персональным налогом на прибыль, а российский налог на игорный бизнес в Словацкой Республике носит название налога на игровые автоматы.
Налоговая система РФ трехуровневая (федеральный, региональный, местный), а налоги Словакии делятся лишь на два уровня (федеральный и местный), это объясняется тем, что по форме государственного строя Россия федеративное государство, а Словакия – унитарное.
Налоговые системы различаются также по количеству и составу налогов входящих в них. Например, в Словакии отсутствуют водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, государственная пошлина. В свою очередь в России, например, отсутствуют налоги на собак, на игровые автоматы, налог на пользование общественными местами.
В Словакии нет как такового деления налогов на налогообложение физических и юридических лиц. Налогоплательщиками большинства налогов являются как физические лица, так и организации. Например, региональный российский налог на имущество организаций и местный налог на имущество физических лиц в Словакии объединены в один местный налог – налог на недвижимость. Аналогично федеральные налоги РФ: НДФЛ и налог на прибыль организаций в Словакии являются налогом на прибыль, который подразделяют на персональный и корпоративный[11].
Ставки налогов в России и Словакии различаются. В РФ, как правило, ставки по определенному виду налога различны в зависимости от объекта налогообложения. В 2004 в Словакии была введена плоская шкала налогообложения, оба основных прямых налога – налог на прибыль компаний и налог на доходы частных лиц – были установлены на отметке 19% безо всяких градаций относительно уровня дохода. Основным косвенным налогом является НДС, базовая ставка которого – тоже 19%. Не облагаются НДС традиционно услуги банковского, финансового, страхового сектора, а также услуги в сфере образования и аренды недвижимости.
Сравнивая налоговое законодательство, следует отметить, что в качестве основного документа в России принят Налоговый Кодекс Российской Федерации. В Словакии же налоговый кодекс отсутствует, а в качестве налогового законодательства принимают совокупность законов по основным видам налогов (закон о подоходном налоге, закон об НДС, закон о местных налогах, закон об акцизах).
Так как различается форма государственного устройства, следовательно, и различается деление налоговых органов по уровням. Основной налоговый орган в РФ – Федеральная Налоговая Служба Российской Федерации (ФНС РФ), в Словакии – Налоговое Управление Словацкой Республики (DRSR). Можно отметить также, что как ФНС РФ подчинена Министерству Финансов РФ, так и DRSR подчинена Министерству Финансов Словацкой Республики.
В Словакии в рамках некоторых налогов есть определенные категории льготников, как и в РФ, но в Словацкой Республике отсутствуют специальные налоговые режимы.
3.2 Перспективы
развития налоговой системы
В течение последних 15 лет
система налогообложения
проводиться в совершенно новом контексте макроэкономической политики (в частности, в учетом основных требований фискальной политики ЕС и Пакта стабильности и роста) параллельно дальнейшей гармонизации систем налогообложения с ЕС. Важнейшей задачей для Словакии и других стран, вступивших в ЕС, станет удовлетворение растущего спроса на государственные ассигнования без ущерба для выполнения требований фискальной политики ЕС. Более внимательный взгляд на эту задачу позволяет выявить ряд противоречивых целей, которые станут серьезной политической дилеммой.
С одной стороны,
можно ожидать, что в