Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования выступает анализ специфики становления и развития налоговой системы Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- определить понятие налоговой системы и ее составляющие;
- обосновать первостепенность косвенных налогов;
- проанализировать реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретический подход к определению специфики функционирования налоговый системы ……………………………………………………………..5
1.1 Понятие налоговой системы и ее составляющие…………………..5
1.2 Обоснование первостепенности косвенных налогов………………10
2. Развитие налоговой системы России в условиях переходной экономики………………………………………………………………………..15
2.1 Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг. ………..15
2.2 Становление налоговой системы России в условиях переходной экономики………………………………………………………………………..18
2.3 Налоговое законодательство на современном этапе развития ….21
2.4 Оценка эффективности налоговой системы ………………………..32
Заключение……………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………..39

Файлы: 1 файл

налоговая система.docx

— 124.16 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Теоретический подход  к определению специфики функционирования  налоговый системы ……………………………………………………………..5

1.1 Понятие налоговой системы  и ее составляющие…………………..5

1.2 Обоснование  первостепенности косвенных налогов………………10

2. Развитие налоговой  системы России  в условиях переходной  экономики………………………………………………………………………..15

2.1 Реформы налоговой  системы в СССР  в 1985—1991 гг. ………..15

2.2 Становление налоговой  системы России  в условиях переходной экономики………………………………………………………………………..18 

2.3 Налоговое законодательство  на современном этапе развития  ….21

2.4 Оценка эффективности  налоговой системы ………………………..32

Заключение……………………………………………………………….35

Список использованной литературы…………………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе  развития общества именно налоги выступают  в качестве основополагающего источника формирования доходов государства.

Что в свою очередь вызвано  тем,  что посредством налоговых  отношений соблюдаются фискальные интересы государства, а так же тем, что с помощью формирования эффективной налоговой системы возможно регулировать общественное воспроизводство, в том числе воздействовать на научно-технический прогресс, приток инвестиций и деловую активность.

Так же необходимо отметить то, что в условиях значительной интеграции финансов развитых стран в мировые хозяйственные связи именно национальная налоговая политика каждой отдельно взятой страны выступает не только гарантом внутригосударственных интересов, но и оказывают значительное влияние на осуществление внешнеэкономической деятельности.

В период мирового финансового  кризиса, который повлек значительный спад производства, и как результат  ликвидацию многих предприятий, и в первую очередь, средних и малых, стала очевидной проблема неэффективного фискального регулирования, которое проявляется, прежде всего, в неравномерности распределения между субъектами экономики, выделяемых средств из бюджета.

Как показывает практика многих развитых стран, именно налоговая политика, которая должна быть нацелена в сложившихся условиях не столько на регулирование, сколько на поддержку субъектов предпринимательской деятельности является основным источником развития предпринимательской деятельности.

Однако в  России же сложилась  следующая ситуация,  основными  направлениями государственной  поддержки являются именно крупные  предприятия, и прежде всего, градообразующие, в результате чего, из бюджета выделяются значительные средства на их поддержку, в том числе в направлении данных предприятий отменены многие налоговые обязательства в отношении стратегически важных производств.

При этом, в части налогообложения отсутствует разграничение в част размеров бизнеса, в результате чего многие обязательные платежи для некоторых предпринимателей становятся непомерно высокими, что в свою очередь, приводит к ликвидации некоторых ИП.

Таким образом, сближение межгосударственных связей, в том числе создание различного рода экономических союзов и группировок приводит к дальнейшей унификации фискальных политик различных государств, что в с вою очередь обеспечивает эластичность и гибкость в решении межнациональных проблем налогообложения инвестиций, капиталов и труда.

Целью данного исследования выступает анализ специфики становления  и развития налоговой системы  Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

- определить понятие налоговой системы и ее составляющие;

- обосновать  первостепенность косвенных налогов;

- проанализировать реформы налоговой  системы в СССР  в 1985—1991 гг. 

- рассмотреть становление налоговой  системы России  в условиях переходной экономики; 

- определить специфику  налогового законодательства на  современном этапе развития;

- произвести оценку эффективности налоговой системы.

Предметом исследования выступают  отношения, возникающие в процессе осуществления налогооблажения.

Объектом выступает налоговая  система Российской Федерации на современном этапе развития общества.

 

 

1. Теоретический подход к определению специфики функционирования налоговый системы

1.1 Понятие налоговой  системы и ее составляющие

Основной причиной становления  налогов выступает возникновение  необходимости в перераспределения  части доходов для удовлетворения общегосударственных потребностей. При этом практическая реализация методов  и форм сущности налоговых отношений  формирует налоговую систему  государства.

Исходя из этого, налоговая система выступает в качестве  совокупности налогов, сборов и пошлин предусмотренных налоговым законодательством, а так же принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, установления прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством, а также форм и методов контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.[10, c. 96]

Налоги представляют собой денежные платежи, которые взимаются с  физических лиц и организаций с целью финансового обеспечения деятельности государства,  которая в данном случае носит обязательный, безэквивалентный и безвозмездный характер.[10, c. 103]

В свою очередь сборы  выступают в качестве разновидности налоговых платежей, которые при этом имеют целевой характер и  направляются в дальнейшем на финансирование общегосударственных нужд и муниципальных образований.

Обязательные платежи, которые  уплачиваются при совершении  юридически значимых действий самим налогоплатильщиком  либо  в отношении последнего  носят название пошлины. 

Необходимо отметить то, что основой налоговой системы  на сегодняшний день, выступают элементы налоговых обязательств, среди множества  которых самые важные являются следующие:

- налогоплательщик, в качестве которого выступает лицо (организация или физическое лицо), на которое возложена обязанность в силу наличия у него объекта налогообложения,  уплачивать налоги, сборы и пошлины;

- налоговый агент, представляет собой лицо, которое выступает источником выплаты доходов налогоплательщику,  а так же на которое в возлагаются обязанности силу налогового законодательства, связанные с исчислением, удержанием у налогоплательщика и перечислением в бюджет налогов, сборов, пошлин;

- объект налогообложения, в качестве которого могут выступать следующие категории: имущество, доходы в форме прибыли и ли заработной платы рабочих, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) и многое другое, предусмотренное налоговым законодательством РФ;

- налоговое обязательство. Здесь, прежде всего, стоит отметить то, что возникновение данной категории обусловлено соответствующими условиями, которые определены налоговым законодательством Российской Федерации и представляет собой обязанность налогоплательщика осуществить уплату определенного налога, сбора или пошлины;

- налоговая база. Рассматриваемая категория представляет собой характеристику налогооблажения, которая имеет стоимостную или физическую форму. В данном случае, необходимо отметить тот факт, что собственно сама налоговая база, в том числе порядок ее исчисления определяются применительно к каждому налогу, сбору и пошлине;

- налоговая ставка представляет собой ничто иное как величину отчислений на единицу измерения налоговой базы;

- налоговый период, как правило, составляет календарный год или иной период времени, в течение которого, необходимо осуществить уплату определенного налога. Здесь стоит отметить то, что данная категория устанавливается применительно к каждому виду налога;

- налоговые льготы. Есть ни что иное как, послабления. Как правило, подобного рода послабления определяются в отношении определенных категорий налогоплательщиков. При этом, размер налоговых льгот устанавливается, в первую очередь, налоговым законодательством. Как разновидность налоговых льгот могут быть рассмотрены определенные скидки при уплате.  В качестве примера можно привести следующий:

В марте 2013 года, некоторые компании, в частности, занимающиеся научно-технической деятельностью, получили льготы при выплате налога на прибыль в городской бюджет Москвы. Такие организации платят налог по ставке в 13,5%, такая скидка сохранится в течение десяти лет с момента отнесения той или иной компании к резидентам технополиса, техно – или индустриального парка.

- налоговая санкция, представляет собой повышение степени налогового бремени, в процессе определения факта нарушения налогового законодательства;

- налоговая декларация (расчет). Данная категория выступает в качестве заявления налогоплательщика, которое представлено в письменной форме, на специальном бланке. При этом, форма его заполнения так же устанавливается налоговым законодательством РФ. Как правило, данная форма содержит следующую информацию: сведения о полученных доходах и осуществленных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, сбора или пошлины и (или) других данных, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

- налоговый контроль, предстает в виде системы мер, направленных на осуществление учета налогоплательщиков, и в первую очередь, имущества последнего, которое подлежит налогообложению, и контролю за исполнением налогового законодательства.

В рамках рассматриваемого вопроса особый интерес представляет классификация налогов в соответствии с механизмом исчисления последних, а так же в зависимости от направлений  их  последующего применения.

В данном случае, выделяют прямые налоги, взимание которых  осуществляется именно с налогоплательщика. При  этом, данный налогоплательщик выступает в роли основного получателя дохода, в результате чего можно сделать вывод о том, что прямые налоги оказывают прямое влияние на результаты его хозяйственной деятельности экономического субъекта.[8, c. 101]

На практике, в число  наиболее актуальных прямых налогов  входит подоходный налог. Здесь стоит  отметить то, что на сегодняшний  день, именно подоходный налог выступает  в роли главного источника формирования средств  государственных бюджетов.

Помимо выше указанного, на практике,  к прямым налогам  так же относятся следующие виды налоговых платежей, а именно: налоги на прибыль (доходы) корпораций, подоходные налоги с юридических лиц, отчисления в фонды социального страхования  и др.

Отдельного внимания заслуживает  порядок взимания налога на прибыль (доход), процесс осуществления которого состоит в том, что изначально рассчитывается текущая прибыль  в отчетном финансовом году, которая  исчисляется посредством суммирования всех доходов организации, а затем  вычитаются все расходные статьи. Именно полученный результат выступает  основой исчисления выше обозначенного  обязательного платежа.

Стоит отметить и то, что  в настоящее время имеет место  ситуация, при которой государство, с целью содействия развитию предпринимательства  осуществляет ряд мер, направленных на снижение ставок налога. Помимо этого, государство стремиться к реализации  различных стимулов предпринимательской  деятельности, к которым прежде всего можно отнести: применение ускоренной амортизации, инвестиционных кредитов, налоговых кредитов на период становления хозяйственной деятельности.[8, c. 102]

Учитывая все сказанное  выше можно констатировать тот  факт, что уровень обложения прибыли  предприятий по сравнению с обложением доходов корпораций и физических лиц гораздо ниже.

Что же касается косвенных  налогов, то здесь стоит отметить то, что данный вид налогового обязательства  включается в отпускную цену товара, работ или услуг. На практике, более всего распространены следующие виды  косвенных налогов: налог с продаж,  акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Необходимо отметить то, что именно акцизы относятся к  разряду специальных косвенных  налогов. Данное обстоятельство обусловлено  спецификой взимания данного платежа. 

Так, собственно в качестве  плательщика данного вида налога выступает именно потребитель. Многим не сведущим потребителям в принципе не особо понятен механизм действия подобного рода взимания, который  состоит в том, что большая  часть нагрузки по акцизу перекладывается  собственно на потребителя в виде определенной надбавки к цене.

В заключении стоит отметить то, что в настоящее время, по причине  наличия устойчивого спроса населения  на определенные виды продукции, в  том числе в связи с наличием монопольно высоких цен на некоторую  из них, для государства определяется возможность формирования государственного бюджета с профицитом. Однако здесь возникает вопрос его рационального распределения, которое как показывает практика не всегда эффективно.

Информация о работе Налоговая система