Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:20, курсовая работа
Целью данного исследования выступает анализ специфики становления и развития налоговой системы Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- определить понятие налоговой системы и ее составляющие;
- обосновать первостепенность косвенных налогов;
- проанализировать реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретический подход к определению специфики функционирования налоговый системы ……………………………………………………………..5
1.1 Понятие налоговой системы и ее составляющие…………………..5
1.2 Обоснование первостепенности косвенных налогов………………10
2. Развитие налоговой системы России в условиях переходной экономики………………………………………………………………………..15
2.1 Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг. ………..15
2.2 Становление налоговой системы России в условиях переходной экономики………………………………………………………………………..18
2.3 Налоговое законодательство на современном этапе развития ….21
2.4 Оценка эффективности налоговой системы ………………………..32
Заключение……………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………..39
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретический подход
к определению специфики
1.1 Понятие налоговой системы и ее составляющие…………………..5
1.2 Обоснование
первостепенности косвенных
2. Развитие налоговой системы России
в условиях переходной экономики………………………………………………………
2.1 Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг. ………..15
2.2 Становление налоговой системы России
в условиях переходной экономики………………………………………………………
2.3 Налоговое законодательство на современном этапе развития ….21
2.4 Оценка эффективности
налоговой системы ………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..39
Введение
На современном этапе развития общества именно налоги выступают в качестве основополагающего источника формирования доходов государства.
Что в свою очередь вызвано
тем, что посредством налоговых
отношений соблюдаются
Так же необходимо отметить то, что в условиях значительной интеграции финансов развитых стран в мировые хозяйственные связи именно национальная налоговая политика каждой отдельно взятой страны выступает не только гарантом внутригосударственных интересов, но и оказывают значительное влияние на осуществление внешнеэкономической деятельности.
В период мирового финансового кризиса, который повлек значительный спад производства, и как результат ликвидацию многих предприятий, и в первую очередь, средних и малых, стала очевидной проблема неэффективного фискального регулирования, которое проявляется, прежде всего, в неравномерности распределения между субъектами экономики, выделяемых средств из бюджета.
Как показывает практика многих развитых стран, именно налоговая политика, которая должна быть нацелена в сложившихся условиях не столько на регулирование, сколько на поддержку субъектов предпринимательской деятельности является основным источником развития предпринимательской деятельности.
Однако в России же сложилась следующая ситуация, основными направлениями государственной поддержки являются именно крупные предприятия, и прежде всего, градообразующие, в результате чего, из бюджета выделяются значительные средства на их поддержку, в том числе в направлении данных предприятий отменены многие налоговые обязательства в отношении стратегически важных производств.
При этом, в части налогообложения отсутствует разграничение в част размеров бизнеса, в результате чего многие обязательные платежи для некоторых предпринимателей становятся непомерно высокими, что в свою очередь, приводит к ликвидации некоторых ИП.
Таким образом, сближение межгосударственных связей, в том числе создание различного рода экономических союзов и группировок приводит к дальнейшей унификации фискальных политик различных государств, что в с вою очередь обеспечивает эластичность и гибкость в решении межнациональных проблем налогообложения инвестиций, капиталов и труда.
Целью данного исследования выступает анализ специфики становления и развития налоговой системы Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- определить понятие налоговой системы и ее составляющие;
- обосновать первостепенность косвенных налогов;
- проанализировать реформы
- рассмотреть становление
- определить специфику
налогового законодательства
- произвести оценку эффективности налоговой системы.
Предметом исследования выступают отношения, возникающие в процессе осуществления налогооблажения.
Объектом выступает налоговая система Российской Федерации на современном этапе развития общества.
1. Теоретический подход к определению специфики функционирования налоговый системы
1.1 Понятие налоговой системы и ее составляющие
Основной причиной становления
налогов выступает
Исходя из этого, налоговая система выступает в качестве совокупности налогов, сборов и пошлин предусмотренных налоговым законодательством, а так же принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, установления прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством, а также форм и методов контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.[10, c. 96]
Налоги представляют собой денежные платежи, которые взимаются с физических лиц и организаций с целью финансового обеспечения деятельности государства, которая в данном случае носит обязательный, безэквивалентный и безвозмездный характер.[10, c. 103]
В свою очередь сборы выступают в качестве разновидности налоговых платежей, которые при этом имеют целевой характер и направляются в дальнейшем на финансирование общегосударственных нужд и муниципальных образований.
Обязательные платежи, которые уплачиваются при совершении юридически значимых действий самим налогоплатильщиком либо в отношении последнего носят название пошлины.
Необходимо отметить то, что основой налоговой системы на сегодняшний день, выступают элементы налоговых обязательств, среди множества которых самые важные являются следующие:
- налогоплательщик, в качестве которого выступает лицо (организация или физическое лицо), на которое возложена обязанность в силу наличия у него объекта налогообложения, уплачивать налоги, сборы и пошлины;
- налоговый агент, представляет собой лицо, которое выступает источником выплаты доходов налогоплательщику, а так же на которое в возлагаются обязанности силу налогового законодательства, связанные с исчислением, удержанием у налогоплательщика и перечислением в бюджет налогов, сборов, пошлин;
- объект налогообложения, в качестве которого могут выступать следующие категории: имущество, доходы в форме прибыли и ли заработной платы рабочих, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) и многое другое, предусмотренное налоговым законодательством РФ;
- налоговое обязательство. Здесь, прежде всего, стоит отметить то, что возникновение данной категории обусловлено соответствующими условиями, которые определены налоговым законодательством Российской Федерации и представляет собой обязанность налогоплательщика осуществить уплату определенного налога, сбора или пошлины;
- налоговая база. Рассматриваемая категория представляет собой характеристику налогооблажения, которая имеет стоимостную или физическую форму. В данном случае, необходимо отметить тот факт, что собственно сама налоговая база, в том числе порядок ее исчисления определяются применительно к каждому налогу, сбору и пошлине;
- налоговая ставка представляет собой ничто иное как величину отчислений на единицу измерения налоговой базы;
- налоговый период, как правило, составляет календарный год или иной период времени, в течение которого, необходимо осуществить уплату определенного налога. Здесь стоит отметить то, что данная категория устанавливается применительно к каждому виду налога;
- налоговые льготы. Есть ни что иное как, послабления. Как правило, подобного рода послабления определяются в отношении определенных категорий налогоплательщиков. При этом, размер налоговых льгот устанавливается, в первую очередь, налоговым законодательством. Как разновидность налоговых льгот могут быть рассмотрены определенные скидки при уплате. В качестве примера можно привести следующий:
В марте 2013 года, некоторые компании, в частности, занимающиеся научно-технической деятельностью, получили льготы при выплате налога на прибыль в городской бюджет Москвы. Такие организации платят налог по ставке в 13,5%, такая скидка сохранится в течение десяти лет с момента отнесения той или иной компании к резидентам технополиса, техно – или индустриального парка.
- налоговая санкция, представляет собой повышение степени налогового бремени, в процессе определения факта нарушения налогового законодательства;
- налоговая декларация (расчет). Данная категория выступает в качестве заявления налогоплательщика, которое представлено в письменной форме, на специальном бланке. При этом, форма его заполнения так же устанавливается налоговым законодательством РФ. Как правило, данная форма содержит следующую информацию: сведения о полученных доходах и осуществленных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, сбора или пошлины и (или) других данных, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
- налоговый контроль, предстает в виде системы мер, направленных на осуществление учета налогоплательщиков, и в первую очередь, имущества последнего, которое подлежит налогообложению, и контролю за исполнением налогового законодательства.
В рамках рассматриваемого
вопроса особый интерес представляет
классификация налогов в
В данном случае, выделяют прямые налоги, взимание которых осуществляется именно с налогоплательщика. При этом, данный налогоплательщик выступает в роли основного получателя дохода, в результате чего можно сделать вывод о том, что прямые налоги оказывают прямое влияние на результаты его хозяйственной деятельности экономического субъекта.[8, c. 101]
На практике, в число наиболее актуальных прямых налогов входит подоходный налог. Здесь стоит отметить то, что на сегодняшний день, именно подоходный налог выступает в роли главного источника формирования средств государственных бюджетов.
Помимо выше указанного,
на практике, к прямым налогам
так же относятся следующие виды
налоговых платежей, а именно: налоги
на прибыль (доходы) корпораций, подоходные
налоги с юридических лиц, отчисления
в фонды социального
Отдельного внимания заслуживает
порядок взимания налога на прибыль
(доход), процесс осуществления которого
состоит в том, что изначально
рассчитывается текущая прибыль
в отчетном финансовом году, которая
исчисляется посредством
Стоит отметить и то, что в настоящее время имеет место ситуация, при которой государство, с целью содействия развитию предпринимательства осуществляет ряд мер, направленных на снижение ставок налога. Помимо этого, государство стремиться к реализации различных стимулов предпринимательской деятельности, к которым прежде всего можно отнести: применение ускоренной амортизации, инвестиционных кредитов, налоговых кредитов на период становления хозяйственной деятельности.[8, c. 102]
Учитывая все сказанное выше можно констатировать тот факт, что уровень обложения прибыли предприятий по сравнению с обложением доходов корпораций и физических лиц гораздо ниже.
Что же касается косвенных налогов, то здесь стоит отметить то, что данный вид налогового обязательства включается в отпускную цену товара, работ или услуг. На практике, более всего распространены следующие виды косвенных налогов: налог с продаж, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
Необходимо отметить то, что именно акцизы относятся к разряду специальных косвенных налогов. Данное обстоятельство обусловлено спецификой взимания данного платежа.
Так, собственно в качестве плательщика данного вида налога выступает именно потребитель. Многим не сведущим потребителям в принципе не особо понятен механизм действия подобного рода взимания, который состоит в том, что большая часть нагрузки по акцизу перекладывается собственно на потребителя в виде определенной надбавки к цене.
В заключении стоит отметить то, что в настоящее время, по причине наличия устойчивого спроса населения на определенные виды продукции, в том числе в связи с наличием монопольно высоких цен на некоторую из них, для государства определяется возможность формирования государственного бюджета с профицитом. Однако здесь возникает вопрос его рационального распределения, которое как показывает практика не всегда эффективно.