Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования выступает анализ специфики становления и развития налоговой системы Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- определить понятие налоговой системы и ее составляющие;
- обосновать первостепенность косвенных налогов;
- проанализировать реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретический подход к определению специфики функционирования налоговый системы ……………………………………………………………..5
1.1 Понятие налоговой системы и ее составляющие…………………..5
1.2 Обоснование первостепенности косвенных налогов………………10
2. Развитие налоговой системы России в условиях переходной экономики………………………………………………………………………..15
2.1 Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг. ………..15
2.2 Становление налоговой системы России в условиях переходной экономики………………………………………………………………………..18
2.3 Налоговое законодательство на современном этапе развития ….21
2.4 Оценка эффективности налоговой системы ………………………..32
Заключение……………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………..39

Файлы: 1 файл

налоговая система.docx

— 124.16 Кб (Скачать файл)

В последующем, в частности, в июне 2003 г. Федеральная служба налоговой  полиции России была ликвидирована, в следствие чего, функции последней были переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.

Стоит так же отметить, действия в  данной области, происходящие в  марте 2004 г. Так, в последствие системного изменения структуры федеральных  органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, в результате чего, все функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы в ведомство Министерства финансов Российской Федерации. В свою очередь, функции по надзору и контролю в сфере налогообложения были установлены за вновь образованной Федеральной налоговой службой, деятельность которой на сегодняшний день, курирует Минфин России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Налоговое законодательство  на современном этапе развития 

 

В настоящее время, в российском законодательстве введено понятие  «система налогов и сборов в Российской Федерации». При этом, понятие «налоговая система», по сути, гораздо более емкое, нежели понятие «система налогов и сборов». Данное обстоятельство определено тем, что первое понятие, в принципе включает в себя второе, которое предстает в качестве составной части и определяется как совокупность условий налогообложения, экономическими и политико-правовыми характеристиками

Необходимо так же отметить то, что на сегодняшний день, Налоговый  кодекс в общей сложности включает в себя 31 главу( 20 глав- 1 часть, 11 глав- 2 часть).

При этом, первая часть посвящена преимущественно определению основных понятий, касающихся особенностей налогооблажения.

В свою очередь, вторая часть  кроме ранее упомянутых, включает в себя главы о специальных  режимах, в том числе были выделены в отдельные разделы такие  налоги как: налог на игорный бизнес, транспортный налог, водный налог. 

Таким образом,    Налоговой кодекс, в сложившихся условиях функционирования экономики, выступает в качестве единого, взаимосвязанного и комплексного  документа, который охватывает всю систему  налоговых отношений в Российской Федерации.

Помимо всего ранее  сказанного, стоит отметить то, что  в налоговой  системе Российской Федерации, по состоянию на апрель 2013 года, применяются различные  типы налогообложения:

- пропорциональное налогообложение (налог на прибыль),

- прогрессивное (налог на имущество физических лиц),

- регрессивное (единый социальный налог).

Налоговая система функционирует благодаря федеральным органам исполнительной власти, взаимодействующим между собой для достижения общих целей и выполнения функциональных задач. Это Министерство финансов РФ (Минфин России), Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ), Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ) и Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ).

И так, каковы же изменения  налогового законодательства можно  выделить в настоящее время.

2010 год. Данный период характеризуется окончанием кризисной ситуации.

Что касается изменений налогообложения, то в этот период можно отметить следующие:[13]

- введена ответственность  для налоговых органов за несвоевременную  разблокировку счета ( п.9.2 ст. 76 НК РФ).

Таким образом, в случае несвоевременного исполнения своих обязанностей налоговые  органы должны оплачивать проценты за каждый день просрочки.

- дополнен перечень операций, которые не облагаются НДС  ( п.2 ст.146 и п. 3 ст. 149 НК РФ).

- в соответствии с Федеральным  законом №213 ЕСН утратил свою  силу с 1 января 2010 года. Теперь  вместо ЕСН налог на прибыль  будут уменьшать страховые взносы.

- увеличен размер лимита  доходов, позволяющий оставаться  на УСН  с 20 000 000 до 60 000 000 руб. ( п.4.1 ст.346.13 НК РФ).

- закончился период, в  котором действовал льготный  порядок налогового учета ( п.1 ст.269 НК РФ и ст. 4 и 5 Федерального закона от 19 июля 2009 года. №202-ФЗ)

И в заключении стоит так  же отметить то, что в период кризиса, проценты по кредитам и займам включались в налоговые расходы в следующем  порядке. Организации, у которых  отсутствуют сопоставимые долговые обязательства, проценты по рублевым вкладам  могли учитывать в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ увеличенной  в два раза ( до 2009 года- в 1,5). В свою очередь, по валютным обязательствам лимит составлял 22 %.[13]

Однако начиная с 2010 года, проценты по кредитам и займам вновь  включаются в налоговые расходы  в прежнем порядке. Организации, у которых отсутствуют сопоставимые долговые обязательства, проценты по рублевым вкладам учитываются в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ увеличенной  в 1,1 раза. В свою очередь, по валютным обязательствам лимит вновь составил 15 %.

Таким образом, государством были созданы все условия для  предпринимателей, что бы те смогли не просто не потерять свое дело, но и  сохранять темпы производства.

При этом, стимулирующие действия в период оздоровления экономики начинают ослабевать по отношению к налогоплательщикам, так как государству необходимо покрыть дефицит бюджета, вызванный проводимыми ранее рассмотренными мероприятиями.

2011 год. Период развития экономики.

Рассмотрим изменения в части налога на прибыль:[13]

- новая редакция п. 1ст. 256 НК РФ, в соответствии с которой  стоимость амортизируемого имущества  увеличилась с 20 000 до 40 000 руб.

- нововведения которые были внесены в Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 395- ФЗ в Налоговый кодекс РФ, определяют возможность налогоплательщикам собственноручно определять срок полезного использования нематериальных активов.

Помимо всего сказанного произошло увеличение ставок страховых  взносов, в частности общая ставка теперь составляет 34 %, ранее данный показатель составлял 26 % из них:

- В Пенсионный Фонд  РФ – 26 %;

- В Фонд социального  страхования РФ – 2,9 %;

- В ФФОМС- 3,1 %;

- В ТФОМС -2 %.

Таким образом, для выполнения своих функций государство возобновляет докризисные условия налогообложения, при которых доходы превышали  расходы в стране.

2012-2013 год

Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в  части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены многочисленные поправки в разд. VIII.1 "Специальные  налоговые режимы" НК РФ, вступающие в силу 01.01.2013 года. В частности, изменения  коснутся ИП, применяющих УСНО, ЕСХН, систему налогообложения в виде ЕНВД, а также УСНО на основе патента. 

Упрощенная система  налогообложения

В соответствии с Федеральным  законом № 94-ФЗ, с 01.01.2013г. применение УСНО будет носить уведомительный характер, то есть, индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСНО со следующего календарного года, подают в налоговый орган по месту  жительства ИП уведомление не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего  календарному году, начиная с которого они переходят на УСНО. 

Изменения сроков подачи уведомлений  в налоговый орган, установленные  Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ представим в виде таблицы:

Таблица 2

Изменения сроков подачи уведомлений в налоговый орган

Наименование  поправки

В новой редакции НК РФ действующей с 01.01.2013 года

В редакции НК РФ, действующей в 2012 году

ИП, изъявившие желание перейти на УСНО

Уведомляют об этом налоговый  орган до 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСНО

Подают в период с 1 октября  по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого они переходят  на УСНО, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление

Вновь созданный ИП вправе

Уведомить о переходе на УСНО не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе

Подать заявление о  переходе на УСНО в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе

В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСНО, он обязан

Уведомить о прекращении  такой деятельности с указанием  даты ее прекращения налоговый орган  по месту жительства ИП в срок не позднее 15 дней со дня прекращения  такой деятельности

 

Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган

До 31 декабря года, предшествующего  году, в котором указанный налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения

До 20 декабря года, предшествующего  году, в котором указанный налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения


 

Налогообложение при УСН

Ставка налога при выборе в качестве объекта налогообложения  доходы составляет 6%, доходы, уменьшенные  на величину расходов – 15% с возможностью установки Субъектами РФ дифференцированных ставок в диапазоне от 5 до 15%. Кроме  того, при использовании объекта  налогообложения "доходы минус расходы" существует дополнительное ограничение  – сумма уплаты в бюджет не может  быть меньше 1% доходов, учитываемых  при определении налоговой базы. Это так называемый минимальный налог, уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. 

В таблице 3 представлены налоговые ставки по основным налогам при упрощенном и общем режиме налогообложения.

Таблица 3

Налоговые ставки по основным налогам

Налог

УСН

Общая система налогообложения

Налог на прибыль

---

20%

НДС

---

10%, 18%

Налог на имущество

---

максимально 2.2%

Страховые взносы в пенсионный фонд

14% - в 2010 году; 
26% - с 01.01.2011 г.

14% - в 2010 году; 
26% - с 01.01.2011 г.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

0% - в 2010 году; 
2,9% - с 01.01.2011 г.

2,9%

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование

0% - в 2010 году; 
5,1% - с 01.01.2011 г.

3,1% - в 2010 году; 
5,1% - с 01.01.2011 г.

Налог, уплачиваемый при УСН

6% от доходов (минус  сумма страховых взносов в  пенсионный фонд и взносов  на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве, а с 2011 года, кроме того, взносов  на обязательное социальное страхование  на случай временной нетрудоспособности  и в связи с материнством  и обязательное медицинское страхование,  но не более 50% от единого  налога) или 15% от доходов за  минусом расходов (но не менее 1% доходов)

---

Прочие налоги

Согласно законодательству


 
          Единый налог на вмененный доход

Основные изменения в  части применения ЕНВД, вступающие в силу с 01.01.2013 года, приведем в таблице 3:

Таблица 3

Изменения в части применения ЕНВД

Наименование  поправки

Перечень изменений  в соответствии с новой редакцией  НК РФ действующей с 01.01.2013 года

Виды предпринимательской  деятельности, в отношении которых  может быть применена система налогообложения в виде ЕНВД

  1. В пп. 3 Закона № 94-ФЗ ("Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств") и 4 ("Оказание услуг о предоставление во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок)") слова "транспортных" заменены на "автомототранспортных".
  2. Вместо "Размещение рекламы на транспортных средствах" (пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ) - "Размещение рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств" (пп. "а" п. 20 ст. 2 Закона N 94-ФЗ).
  3. Уточнено понятие розничной торговли: для целей понимания гл. 26.3 НК РФ к розничной торговле не относится реализация невостребованных вещей в ломбардах (пп. "в" п. 21 ст. 2 Закона N 94-ФЗ).

Ограничение по численности  работников

На уплату единого налога не вправе перейти ИП, если численность  работников превышает максимально  установленное количество - 100 человек (пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). В данную норму внесены изменения: "среднесписочная" численность работников заменена на "среднюю" (пп. "б" п. 20 ст. 2 Закона N 94-ФЗ). 
Таким образом, с вступлением в силу поправок при определении указанного ограничения будут учитываться лица, работающие по совместительству и договорам гражданско-правового характера. Если по итогам налогового периода (квартала) налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, установленным пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ (о численности работников и доле участия других организаций), он считается утратившим право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.

Физические показатели и  базовая доходность

Изменена базовая доходность с 5000 до 10 000 руб. по виду предпринимательской  деятельности "Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а  также объектов общественного питания, если площадь земельного участка  не превышает 10 кв. м". 
Несколько видоизменились наименования физических показателей. В частности, по виду деятельности "Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций" физические показатели "Площадь, предназначенная для нанесения изображения", "Площадь экспонирующей поверхности", "Площадь светоизлучающей поверхности" заменены на "Площадь информационного поля".

Размер вмененного дохода в неполном месяце

В настоящее время размер вмененного дохода за квартал, в течение  которого осуществлена государственная  регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации (п. 10 ст. 346.29 НК РФ). В новой редакции НК РФ порядок будет иной: размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведена постановка ИП на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога, рассчитывается начиная с даты постановки ИП на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога (пп. "б" п. 23 ст. 2 Закона N 94-ФЗ). Также установлен порядок расчета размера вмененного дохода за квартал в случае снятия налогоплательщика с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности: размер вмененного дохода за квартал рассчитывается с первого дня налогового периода до даты снятия с учета в налоговом органе, указанной в уведомлении налогового органа о снятии ИП с учета в качестве налогоплательщика единого налога. При этом в случае, если постановка ИП на учет в налоговом органе в качестве плательщика единого налога или снятие с учета произведены не с первого дня календарного месяца, размер вмененного дохода за данный месяц рассчитывается исходя из фактического количества дней осуществления ИП предпринимательской деятельности по формуле (пп. "б" п. 23 ст. 2 Закона N 94-ФЗ): 
БД x ФП 
ВД = ------- x КД , 
КД 1 
где ВД - сумма вмененного дохода за месяц; 
БД - базовая доходность, скорректированная на коэффициенты К1 и К2; 
ФП - величина физического показателя; 
КД - количество календарных дней в месяце; 
КД1 - фактическое количество дней осуществления предпринимательской деятельности в месяце в качестве плательщика единого налога.

Порядок уплаты единого налога

Уточнен порядок уменьшения единого налога на суммы пособий  по временной нетрудоспособности (п. 2 ст. 346.32 НК РФ). Установлено, что в  указанных целях учитываются  выплаты за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств  работодателя и число которых  установлено Федеральным законом N 255-ФЗ. Также индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму  единого налога на уплаченные страховые  взносы в Пенсионный фонд и Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования  в размере, определяемом исходя из стоимости  страхового года (пп. "б" п. 24 ст. 2 Закона N 94-ФЗ).

Информация о работе Налоговая система