Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования выступает анализ специфики становления и развития налоговой системы Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- определить понятие налоговой системы и ее составляющие;
- обосновать первостепенность косвенных налогов;
- проанализировать реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретический подход к определению специфики функционирования налоговый системы ……………………………………………………………..5
1.1 Понятие налоговой системы и ее составляющие…………………..5
1.2 Обоснование первостепенности косвенных налогов………………10
2. Развитие налоговой системы России в условиях переходной экономики………………………………………………………………………..15
2.1 Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг. ………..15
2.2 Становление налоговой системы России в условиях переходной экономики………………………………………………………………………..18
2.3 Налоговое законодательство на современном этапе развития ….21
2.4 Оценка эффективности налоговой системы ………………………..32
Заключение……………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………..39

Файлы: 1 файл

налоговая система.docx

— 124.16 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Обоснование первостепенности косвенных налогов

Основными причинами первостепенности косвенных  налогов являются прежде всего то, что проблемы взимания налогов тесным образом связаны с проблемами обеспечения государства необходимым объемом денежных средств. [9]

При этом следует отметить то, что налогообложение  преследует не только фискальную функцию, но и распределительную, регулирующую, контрольную, стимулирующую и социальную.

Исходя  из этого, развитие системы налогообложения  целесообразно рассматривать во взаимосвязи с развитием социальных программ и государственным участием в финансировании общественных потребностей.

Так во второй половине ХХ века в наиболее развитых странах  сложилась целая  система социальной поддержки,  которая  в первую очередь направлена на обеспечение  защиты граждан от экономических  рисков. В основе данной системы  находится принцип перераспределения  доходов, суть которого состоит в  том, что  налоги с одних плательщиков формируют доходную базу для выплат социальных пособий другим.

Учитывая  все сказанное выше,  стоит отметить то, что на современном этапе одной из важнейших задач государства в области налогообложения выступает нахождение оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. При этом концепция социально-рыночных экономических отношений  определяет необходимость создания уравновешенных решений в области налогообложения: не «мира изобилия для немногих» и не «социалистического дефицита для всех».

В рамках данной проблемы наиболее интересна  позиция И. А. Майбурова,  по мнению которого имеет место существование позитивной взаимосвязи налогов (обеспечивающих государственные доходы) государства (осуществляющего за счет этих доходов общественно значимые расходы), общества (улучшающего свое социальное самочувствие за счет объ-ема полученных общественных благ) и экономики (формирующей базу для налогообложения и получающей за счет государственных расходов стимулы для своего развития).[7, c. 236]

При этом, по мнению ученого, позитивный характер взаимосвязи проявляется не столько при переходе государства к умеренному налогообложению, сколько через активность и эффективность государства в реализации социальных функций.

Что касается исследования взаимосвязей и тенденций  в социально- ориентированных мировых экономиках, то следует опираться на конкретные показатели экономико-социальной направленности налоговых систем, важнейшим из которых является показатель соотношения прямых и косвенных налогов. Это обусловлено тем, что именно соотношение прямого и косвенного налогообложения позволяет понять, какими методами (фискальными или регулирующими) осуществляется формирование доходов бюджета.

Таким образом, правильное определение долей изъятия  прямых и косвенных налогов способствует выработке эффективной налоговой  политики государства.

Однако  необходимо отметить то, что в экономической  литературе подчеркивается условность отнесения налогов к определенной группе. Существует три концепции  данной классификации.

Сторонники  первой придерживаются убеждения о  том, что в основе деления налогов  лежит теоретическая возможность  переложения налогов с номинального плательщика на конечного потребителя. Что в свою очередь выступает  достаточно спорным вопросом, та как  напрямую влияет на реальное распределение  налогового бремени, и как следствие  на решение вопроса справедливости налогообложения в стране. Тем  не менее на практике прямые налоги все же оказывают влияние на цену товара, а значит, частично перекладываются на конечного потребителя. [7, c. 238]

Второй  группой исследователей было доказано то, что прямые налоги всегда увязаны  с доходом налогоплательщика, а  косвенные имеют отношение к ценам на потребление и связаны только лишь  с продажей товаров.

В свою очередь сторонники третьего направления  делят налоги в зависимости от характеристики налогоплательщика: прямые взимаются с его собственности  или дохода, косвенные – с его  деятельности. Несмотря на различные подходы к делению налогов на прямые и косвенные, общим для них является установление окончательного плательщика налога.

Таким образом, классификация налогов на прямые и косвенные носит весьма условный характер.

Как справедливо  замечает И. В. Гашенко в одном из своих трудов: «Любой налоговый платеж будет являться способом реализации либо прямого, либо косвенного механизма налогообложения. Это дает основание утверждать, что систему налоговых платежей можно условно представить как состоящую из двух элементов: совокупности прямых и совокупности косвенных налоговых платежей».[7, c. 245]

Достоинства и недостатки прямых и косвенных  налогов представлены в таблице 1.[7, c. 247]

Таблица 1.Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов

Критерий сравнения

Прямые налоги

Косвенные налоги

1

2

3

4

5

 

Достоинства

Недостатки 

Достоинства

Недостатки 

Стабильность поступления в  бюджет

 

Зависит от социально-экономической ситуации в стране и доходов граждан 

Не так  сильно зависит от экономической  ситуации в стране

 

Скорость поступления 

 

Ниже, чем у косвенных налогов 

При внесении косвенных налогов в бюджет почти нет разрыва во времени с товарооборотом

 

Полнота поступления 

 

Характерны недопоступления в бюджет

Не может сопровождаться недоимками

Использования механизма возмещения НДС в недобросовестных целях 

Круг налогоплательщиков

 

Не столь широк 

Широкий (т.к. облагаются товары широкого потребления)

 

Характер взимания

 

В основном принудительный

Условно-добровольный

 

Степень обременительности для  налогоплательщиков

Открытость взимания является показателем  налоговой культуры граждан 

Высокая

Их взимание менее болезненно и  «незаметно» для плательщиков

 

Тяжесть для производителя 

 

Высокая степень тяжести, так как  переложения на конечного потребителя  налогового бремени не происходит (во всяком случае, не в 100% объеме)

До момента фактического перечисления в бюджет могут служить существенным источником пополнения оборотных средств у хозяйствующего субъекта

Из-за их прямого влияния на цену товаров снижают спрос, что отрицательно влияет на объемы выручки производителя

Степень влияния инфляции

 

Высокая

Низкая 

Сами налоги влияют на рост инфляции

Издержки администрирования 

Относительно невысокие затраты  по контролю

Высокие затраты по учету 

 

Высокие затраты по контролю


 

Таким образом, косвенное налогообложение характеризует  высокий фискальный потенциал и  всеобщность в налогообложении («…только косвенные налоги могут привлечь к существенному участию в  несении податного бремени мелкие сословия и рабочее население, тогда  как высокое прямое налогообложение  последнего не осуществимо».

Однако  стоит помнить о том, что величина косвенных налогов не должна быть обременительно высока, так как должна обеспечить население необходимыми товарами.

При этом косвенные налоги, будучи надбавкой  к цене товаров, услуг, способствуют росту цен, тем самым снижая потребление. Однако на практике, не всегда имеется  возможность полностью переложить данные  налоги на покупателя-потребителя.

 

 

2. Развитие налоговой  системы России  в условиях переходной  экономики

2.1 Реформы налоговой  системы в СССР  в 1985—1991 гг. 

И так, начиная с  1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан, в результате чего, согласно положениям Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)», была определена плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

При этом, стоит отметить то, что согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане, перед началом занятия индивидуальной'' трудовой деятельностью были обязаны получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства.

Необходимо отметить то,  обязанность по определению видов  деятельности, на которые мог быть приобретен патент, а так же по установлению размеров ежегодной платы за право его обладанием, было возложено на советы министров союзных республик. Так же стоит отметить то, что непосредственно за выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.  

Основанием для обложения  налогом доходов  от занятия индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе для исчисление размера их уплаты выступали преимущественно общественные интересы. В свою очередь, граждане, которые имели в своем распоряжении патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

Помимо выше указанного официального заверения необходимости уплаты налогов, так же стоит отметить принятый Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)», в принятием которого собственно и  началась реформа  системы обязательных платежей государственных  предприятий в бюджет. Здесь можно отметить, прежде всего, формирование правовой базы для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, в том числе для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций.

В последующем, Указом  Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. был определен порядок и специфика уплаты налога с владельцев транспортных средств.

Далее был принят целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Рассматриваемый Закон определил обязанность предприятий, объединений и организаций осуществлять уплату следующих общесоюзных налогов:

- налог на прибыль;

- налог с оборота;

- налог на экспорт и импорт.

Так же необходимо отметить то, что начиная с 1990 года, а именно с принятием Закона СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства», были  внесены соответствующие изменения в законодательство, в результате чего был определен порядок налогообложения непосредственно граждан (физических лиц). Согласно принятому закону, были сформулированы самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. Одновременно с этим, Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

Стоит отметить и тот факт, что начиная с 1991 года, принципы налогообложения и, соответственно,  налоговое  законодательство использовалось всеми бывшими  союзными республиками непосредственно в политических целях. Так, все они принимали собственные  налоги, при этом, параду суверенитетов сопутствовал «налоговый сепаратизм».

Что же касается непосредственно, налоговых органов, то в  1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная  налоговая инспекция, которая, в последующем, по прошествии 12 месяцев   стала Государственной налоговой  службой (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. — Федеральная налоговая служба). Помимо этого, в 1991 г. указом Президента СССР на территории нашей страны впервые был введен налог с продаж, который представлял собой определенную надбавку к цене товара.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Становление налоговой  системы России  в условиях переходной экономики 

Таким образом, как было сказано  ранее, формирование основ  налоговой системы и система  налогового законодательства Российской Федерации началось  в октябре  — декабре 1991 г.

Помимо выше указанных  законов, был принят ряд дополняющих, устанавливающих новые виды налогов, которые ранее не взымались.

Так, Законами  Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были определены  земельный  налог и налоги, которые зачислялись непосредственно в дорожные фонды.

Далее 6—7 декабря 1991 г. были установлены законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.

Кроме этого, был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации».

Стоит отметить то, что все новые налоги начинали свое действие с 1 января 1992 г.

Что же касается, регулирующих органов, то здесь стоит отметить то, что начиная с 1992 г. стало функционировать Главное  управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, которое в последующем было преобразовано в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения, который именовался Федеральной службой налоговой полиции России.

Начиная с 1 января 1999 г. вступила в силу часть  первая Налогового кодекса РФ. Данный кодекс выступил в качестве основного документа, который определял основные принципы налоговой системы государства и регулировал правовые отношения между налогоплательщиком и государством в отношениях, складывающихся в результате исчисления и уплаты налогов.

Однако, принятие первой части Налогового кодекса  не коснулось ни каким образом тех вопросов, которые затрагивали необходимость осуществления конкретных мер в области использования федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Именно по этой причине, была начата работа над второй, специальной частью Кодекса. Рассматриваемая часть, была принята в августе 2000 г. и вступила в силу с 1 января 2001 г.

В данном случае, стоит отметить тот факт, что из предполагаемых на тот момент, 30-и глав второй части Кодекса были приняты только четыре, которые касались, преимущественно таких налогов как: НДС, налог на доходы физических лиц, акциз и единый социальный налог.

Далее в 2001 г. работы по созданию новой налоговой  системы были возобновлены, в результате чего, с 1 января 2002 г. вступили в силу еще 3 важнейшие главы Налогового кодекса, которые затрагивали вопросы  порядка исчисления и уплаты одного из самых основных федеральных налогов, а именно налога на прибыль организаций. Параллельно с этим, была принята глава Кодекса, которая, непосредственно касалась налога на добычу полезных ископаемых. При этом, в новой редакции данный налог вместил в себя несколько ранее действовавших налогов, которые взимались с недропользователей. Специальная глава Кодекса посвящена налогу с продаж.

Информация о работе Налоговая система