Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования выступает анализ специфики становления и развития налоговой системы Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- определить понятие налоговой системы и ее составляющие;
- обосновать первостепенность косвенных налогов;
- проанализировать реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретический подход к определению специфики функционирования налоговый системы ……………………………………………………………..5
1.1 Понятие налоговой системы и ее составляющие…………………..5
1.2 Обоснование первостепенности косвенных налогов………………10
2. Развитие налоговой системы России в условиях переходной экономики………………………………………………………………………..15
2.1 Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг. ………..15
2.2 Становление налоговой системы России в условиях переходной экономики………………………………………………………………………..18
2.3 Налоговое законодательство на современном этапе развития ….21
2.4 Оценка эффективности налоговой системы ………………………..32
Заключение……………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………..39

Файлы: 1 файл

налоговая система.docx

— 124.16 Кб (Скачать файл)

 

Так же, начиная с 2013 года появится особое правило расчета  налоговой базы на месяц , когда организация только начинает вмененную деятельность.

 

Рисунок 1. Порядок расчета ЕНВД на месяц

 

Патентная система  налогообложения

С 2013 г. УСНО для индивидуальных предпринимателей на основе патента  заменит патентная система налогообложения (п. 26 ст. 2, ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ). Патентная  система налогообложения будет  применяться в тех регионах, в  которых это будет предусмотрено  соответствующими законами субъектов  РФ (абз. 4 п. 26 ст. 2 Закона N 94-ФЗ). 

В связи с данными изменениями  с 1 января 2013 г. прекращается применение индивидуальными предпринимателями  упрощенной системы налогообложения  на основе патента, предусмотренной  ст. 346.25.1 НК РФ (п. 19 ст. 2, ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ). 

Рассмотрим основные отличия УСН на основании патента и патентной системы налогообложения и зафиксируем их в таблице 4.

Таблица 4

Отличия УСН на основании патента и патентной системы налогообложения

 

УСН на основании  патента

Патентная система  налогообложения

Возможность совмещения с  иными налоговыми режимами

Из ст. 346.25.1 НК РФ возможность  совмещения УСН на основе патента  с иными налоговыми режимами прямо не следует. В то же время, ни Минфин России (Письмо от 20.02.2009 N 03-11-11/25), ни ФНС России (Письмо от 02.11.2010 N ШС-37-3/14719@) не видят препятствий для совмещения УСН на основе патента с иными режимами налогообложения.

Патентную систему можно  будет применять наряду с иными  режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах – п. 1 ст.346.43 НК РФ

Список видов деятельности, в отношении которых может  применяться патентная система  налогообложения.

УСНО на основе патента  может применяться в отношении 69 видов деятельности (п. 2 ст. 346.25.1).

1. Патентная система налогообложения  будет применяться в отношении  47 видов предпринимательской деятельности*. 
2. Из ряда позиций исключена деятельность, связанная с изготовлением**. 
3. В список внесены новые виды деятельности, по которым можно получить патент: 
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли (пп. 45 п. 2 ст. 346.43 НК РФ); 
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети (пп. 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ); 
- услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м по каждому объекту организации общественного питания (пп. 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ)***.

Ограничения на применение патента

Среднесписочная численность  наемных работников за налоговый  период не превышает 5 человек

Среднесписочная численность  наемных работников за налоговый  период не превышает 15 человек; 
Право на применение патентной системы налогообложения утрачивается, если доходы по всем видам предпринимательской деятельности, переведенным на патент, превышают 60 млн. руб. за год; 
Патентная система налогообложения не применяется, если деятельность по разрешенным видам деятельности осуществляется в рамках договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом.

Порядок оплаты патента

В срок не позднее 25 календарных  дней после начала деятельности на основе патента уплачивается только одна треть стоимости патента. Оставшаяся часть уплачивается не позднее 25 календарных  дней после окончания периода, на который получен патент.

Порядок уплаты зависит от срока, на который выдан патент. Если этот срок менее шести месяцев, вся  сумма уплачивается не позднее 25 календарных  дней после начала действия патента. Если срок шесть месяцев и более, одна треть уплачивается не позднее 25 календарных дней после начала действия патента, а оставшаяся часть - не позднее 30 календарных дней после  окончания налогового периода.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Оценка эффективности  налоговой системы 

Учитывая то, что именно налоги выступают основным источником доходов бюджета РФ, необходимо рассмотреть  доходы и расходы федерального бюджета.

Таблица 5[13]

Структура доходов Федерального бюджета от налоговых поступлений  2007-2008 г.г.

Показатель

Млрд. руб

2007 год

2008 год

отчет

% к ВВП

отчет

% к ВВП

Доходы, всего 

7 781,1

23,4

9 275,9

22,5

в том числе:

       

НДС

2261,5

6,8

2725,6

5,1

Налог на прибыль организаций

641,3

1,9

761,1

1,8

ЕСН

405,0

1,2

506,8

1,2

Акцизы

134,5

 

150,

 

 

Таблица 6[13]

Структура доходов Федерального бюджета от налоговых поступлений 2009-2013 г.г.

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

отчет

% к ВВП

отчет

% к ВВП

отчет

% к ВВП

отчет

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

Доходы, всего

7 337,8

18,8

7 783,8

17,3

8 617,8

17,4

9 131,7

16,5

9 983,9

16,1

в том числе:

                   

НДС

2 050,0

5,2

2 295,8

5,1

2 750,4

5,5

3 144,6

5,7

3 616,1

5,8

Налог на прибыль организаций

195,4

0,5

217,3

0,5

233,4

0,5

246,1

0,4

274,2

0,4

ЕСН

509,8

1,3

28,1

0,1

           

Акцизы

101,5

0,3

134,5

0,3

260,1

0,5

312,2

0,6

423,7

0,7


 

Мировой кризис сильно повлиял  на доходную часть бюджета Российской федерации, уровень поступлений  от НДС, вернулся к уровню 2008 года только в 2011 году. Доход от налога на прибыль организации очень сильно снизился по причине стимулирующей политики предпринятой государством в области налогового законодательства для подъема экономики страны. Суммарные доходы по всем налоговым поступлениям  вернулись только лишь к 2012 году.

Увеличение налогов на акцизы необходимо для покрытия уменьшенных  поступления от других налоговых  поступлений.

Чтобы проследить эффективность  бюджетной политики государства  необходимо так же рассмотреть специфику  и тенденции расходов бюджета.

Далее рассмотрим расходы  бюджета в период с 2007 по 2012 год.

 

Таблица 7[13]

Структура расходов в период с 2007 по 2010 год.

Наименование статей расходов

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Млрд.руб.

% к ВВП

Млрд. руб.

% к ВВп

Млрд.руб.

% к ВВП

Млрд. руб

% к ВВП

Межбюджетные трансферты

1900,1

5,7

2674,6

6,5

3593,4

9,3

4135,9

9,2

Национальная оборона

831,9

2,5

1014

2,5

1638,1

4,2

1206

2,7

Общегосударственные вопросы

815,7

2,5

777,1

1,9

806,4

2,1

836,4

1,9

Национальная экономика

692,6

2,1

574

1,4

693,3

1,8

743,7

1,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

667

2

562,9

1,4

621,9

1,6

682,7

1,5

Прочие расходы

1079,3

3,2

1127,2

2,7

1333,2

3,4

1449,9

3,2

По всем разделам и подразделам

5986,6

18

6729,8

16,3

8686,3

22,4

9054,7

20


 

Таким образом, анализируя таблицу 7 можно сделать вывод о том, что несмотря на мировой финансовый кризис 2008 года, по всем статьям в анализируемый период наблюдается увеличение расходов бюджета. Что в свою очередь, свидетельствует о том, что государство рационально и эффективно выполняло возложенные на него функции. При этом стоит отметить то, что снижение доходов от налогообложения в 2009 году, вызванное кризисными проявлениями не сыграло особой роли на исполнение расходов бюджета, это в очередной раз доказывает эффективность бюджетной политики РФ.

В отдельности необходимо рассмотреть динамику расходов в 2011 и 2012 годах, так как в этот период в качестве отдельной статьи была обозначена именно социальная политика, как таковая.

 Таблица 8[13]

Наименование статей расходов

2011 год

2012 год

Млрд.руб.

% к ВВП

Млрд. руб.

% к ВВП

Социальная политика

3 128,5

5,7

3859,8

6,2

Национальная экономика

1 790,2

3,3

1968,5

3,2

Национальная оборона

1 516,0

2,8

1843

3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 259,8

2,3

1812,3

2,9

Общегосударственные вопросы

787,4

1,4

806

1,3

Прочие расходы 

2 453,4

4,5

2601,2

4

По всем разделам и подразделениям

10935,2

20

12809,8

20,7

         
         
         


Анализируя данные таблицы 8 становится очевидным то, что в период с 2011 по 2012 года так же наблюдается тенденция увеличения расходов бюджета по всем статьям. Данная особенность связана в первую очередь, с выбранным направлением бюджетной политики, которое нацелено на повышение благосостояния населения.

В заключении можно сделать  вывод о том, что несмотря на все негативные тенденции в экономике России, Правительство должным образом выполняет свои функции, что возможно в условиях рациональной бюджетной политики, которая целиком и полностью зависит от сформированной налоговой системы.

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

Заключение 

 

Таким образом, налоговая система выступает в качестве  совокупности налогов, сборов и пошлин предусмотренных налоговым законодательством, а так же принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, установления прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством, а также форм и методов контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

основой налоговой системы  на сегодняшний день, выступают элементы налоговых обязательств, среди множества  которых самые важные являются следующие:

- налогоплательщик, в качестве которого выступает лицо (организация или физическое лицо), на которое возложена обязанность в силу наличия у него объекта налогообложения,  уплачивать налоги, сборы и пошлины;

- налоговый агент, представляет собой лицо, которое выступает источником выплаты доходов налогоплательщику,  а так же на которое в возлагаются обязанности силу налогового законодательства, связанные с исчислением, удержанием у налогоплательщика и перечислением в бюджет налогов, сборов, пошлин;

- объект налогообложения, в качестве которого могут выступать следующие категории: имущество, доходы в форме прибыли и ли заработной платы рабочих, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) и многое другое, предусмотренное налоговым законодательством РФ;

- налоговое обязательство. Здесь, прежде всего, стоит отметить то, что возникновение данной категории обусловлено соответствующими условиями, которые определены налоговым законодательством Российской Федерации и представляет собой обязанность налогоплательщика осуществить уплату определенного налога, сбора или пошлины;

- налоговая база. Рассматриваемая категория представляет собой характеристику налогооблажения, которая имеет стоимостную или физическую форму. В данном случае, необходимо отметить тот факт, что собственно сама налоговая база, в том числе порядок ее исчисления определяются применительно к каждому налогу, сбору и пошлине;

- налоговая ставка представляет собой ничто иное как величину отчислений на единицу измерения налоговой базы;

- налоговый период, как правило, составляет календарный год или иной период времени, в течение которого, необходимо осуществить уплату определенного налога. Здесь стоит отметить то, что данная категория устанавливается применительно к каждому виду налога;

Информация о работе Налоговая система