Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Налоговое планирование (НП) представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации. Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей.

Файлы: 1 файл

Налоговое планирование!!!.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

Задание 6. Налоговое планирование в системе управления финансами организации

Диагностика деятельности фирмы в  целях налогового планирования.

Налоговое планирование (НП) представляет собой одну из важнейших составных  частей финансового планирования (управления финансами) организации. Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Оптимизация является более широким  понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько  неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается  при полном прекращении хозяйственной  деятельности налогоплательщика.

Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.

Налоги, уплачиваемые предприятием, влияют на финансово-экономическое положение по-разному и далеко не в одинаковой степени. Считается, что наибольшее влияние на финансовые результаты оказывают прямые налоги по сравнению с косвенными. Косвенные налоги включаются в цену продукции, их конечным плательщиком оказывается население. Но это не значит, что косвенные налоги не влияют на конечные результаты работы предприятия. Механизм их влияния показан на рисунке 2.

Рисунок 1 - Механизм влияния косвенных налогов на финансовые результаты работы предприятия

Из рисунка 1 следует, что косвенные налоги включаются в цену продукции, вследствие чего она увеличивается, а, следовательно, снижается конкурентоспособность продукции, так как цена является одной из важнейших ее составляющих. В свою очередь снижение конкурентоспособности продукции отрицательно влияет на объем реализации, а, следовательно, и на величину себестоимости и прибыли предприятия. Косвенные налоги не только посредственно (через конкурентоспособность продукции и объем реализации) влияют на финансовые результаты работы предприятия, но частично и прямо.

Различают стратегическое и тактическое (текущее) налоговое планирование на предприятии.

Стратегическое планирование, как  правило, осуществляется на этапе создания и регистрации предприятия и  направлено на минимизацию налоговых  обязательств в перспективе. Этот этап включает в себя выбор организационно-правовой формы хозяйствования, вида и профиля предпринимательской деятельности, место нахождения самого хозяйствующего субъекта, его филиалов или дочерних организаций, их регистрации. Анализируется возможность использования налоговых оазисов - оффшорных территорий, свободных экономических и торговых зон и налоговых убежищ. На этом этапе решение принимается не только с позиции наиболее льготного режима налогообложения, но и с точки зрения более выгодных условий перевода полученных доходов из одной страны в другую, получения налоговых кредитов, избежание двойного налогообложения и с учетом других возможностей. На данном этапе разрабатывается также стратегия размещения капиталов, инвестиционной политики, финансирования.

Тактическое налоговое планирование представляет собой процесс организации  расчета конкретных видов налогов  на очередной финансовый год или  среднесрочную перспективу с  использованием всех предусмотренных  законодательством возможностей для оптимизации их размера. Основные направления тактического планирования на микроуровне показаны на рисунке 2.

Рисунок 2 – Направления тактического планирования на микроуровне

Из рисунка 2 следует, что значительные возможности оптимизации налоговых платежей в практике деятельности предприятий открываются при формировании учетной политики. Учет (бухгалтерский и налоговый) организуется на предприятии согласно положениям утвержденной учетной политики.

Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает, как в организации ведется учет. В ней следует отражать только те вопросы, для решения которых действующее законодательство предусматривает несколько вариантов.

Разрабатывая учетную политику, бухгалтер должен определить в ней методы ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.

Процесс налогового планирования состоит  из нескольких взаимосвязанных между  собой этапов, представленных на рисунке  3.

Рисунок 3 - Процесс налогового планирования

Из рисунка 3 следует, что процесс налогового планирования в общем можно представить следующим образом: определение целей налогового планирования; диагностика внешней и внутренней среды организации; оценка альтернативных вариантов налогового плана; выбор лучшего варианта решения; фиксация решения; оценка эффективности налогового планирования.

Цели налогового планирования определяются выбранной предприятием налоговой  стратегией и предусматривают следующее: определение целей и задач  организации; выбор организационно-правовой формы и формы собственности; выявление взаимосвязи между отдельными налогами; учет фактически полученных доходов и произведенных расходов организации.

Диагностика внешней среды предполагает анализ следующих параметров:

1) оценка тенденций, воздействующих  на различные аспекты стратегии (динамика цен, уровень инфляции, изменение курсов иностранных валют);

2) определение факторов, представляющих  большие возможности для достижения  целей планирования (решается вопрос  о наиболее выгодном с налоговой  точки зрения месте расположения; анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в коммерческой деятельности);

3) установление факторов, представляющих  угрозу для налоговой стратегии  предприятия (деятельность конкурентов, изменение платежеспособного спроса, возможны изменения налогового законодательства).

Диагностика внутренней среды предполагает анализ хозяйственного и финансового  состояния предприятия, а именно анализ:

1) изменения основных финансовых  показателей;

2) структуры и динамики уплачиваемых  налогов;

З) рационального размещения активов  и прибыли;

4) возможности расширения объемов  деятельности;

5) системы ценообразования;

6) налогового поля;

7) влияния налоговых платежей  на финансовые результаты деятельности организации;

8) применяемых и возможных форм  сделок с точки зрения минимизации  совокупных налоговых платежей  и максимизации прибыли.

Наиболее эффективного результата можно достичь, используя несколько  методов налогового планирования. При  анализе разработанных методов выявляются возможные альтернативы, проводится их расчетная оценка. Альтернативные расчеты должны показать ожидаемый экономический результат от различных вариантов последующих действий, которые могут привести как к росту налоговых затрат, так и к их снижению.

Выбор наиболее благоприятной альтернативы с помощью определенных критериев  и обосновывает принятие рационального  налогового решения в области  налогового планирования.

Следовательно, налоговое планирование является составной, неотъемлемой частью системы финансового управления в организации. Это обусловлено тем, что с налогообложением связаны все сферы производственной, финансовой, хозяйственной деятельности фирмы на всем протяжении ее существования - с момента принятия решения о ее создании, в процессе всей ее работы и до полной ликвидации, а также существенностью размера налоговых платежей в общей сумме расходов хозяйствующего субъекта. В связи с этим в процессе налогового планирования должны участвовать практически все службы хозяйствующего субъекта (бухгалтерия, планово-экономический отдел, юридический, налоговый, производственный, маркетинговый отдел и др.) в тесном взаимодействии между собой и под контролем ответственного за это лица (налогового менеджера). Только четкая организация различных служб и специалистов в области налогового учета и налогового планирования может обеспечить высокий результат.

Разработка налогового бюджета  организации.

В современных условиях главная  задача деятельности большинства организаций  - увеличение поступления денег и сокращение платежей в бюджет. Осуществить ее поможет составление налогового бюджета, речь о котором пойдет в настоящей статье. Налоговый бюджет позволяет спрогнозировать суммы налоговых отчислений с целью их минимизации.

Без налогового бюджетирования сложно добиться эффективности общего бюджетирования предприятия. Ведь бюджет налогов связан с конечными формами: бюджетным балансом, бюджетом доходов и расходов, бюджетом движения денежных средств.

Налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и налоговых расходов компании (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование.

Бюджет налогов составляется для  дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения  влияния на них налогового бремени; формирования платежного календаря; оптимизации налогов. Для крупных компаний холдингового типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом. Решение о формировании налогового бюджета принимается с учетом специфики деятельности и размера предприятия.

Модель такого налогового бюджета, его структура и варианты возможных  управленческих решений представлены на рисунке.

Формирование бюджета налогов  является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой- и зависит от многих параметров (например, от учетной политики компании в области управленческого и налогового учета).

В сложных холдинговых структурах формирование бюджета налогов может производиться как по компании в целом, так и по отдельным центрам ответственности.

Полный бюджет налогов формируется  в самостоятельных структурных  единицах (в центрах прибыли и  центрах инвестиций). Для подразделений, являющихся центрами затрат, могут быть рассчитаны следующие виды налогов: страховые, налог на имущество, транспортный налог и др. (в зависимости от специфики предприятия и конкретного подразделения). Большая же часть налогов может быть рассчитана только по компании в целом: НДС, земельный налог, налог на дивиденды и т.д.

Обратите внимание. Формированием  бюджета налогов должна заниматься финансово-экономическая служба (отдел  бюджетного планирования, планово-экономический  отдел, отдел планирования налоговых  платежей), а расчетом отдельных  параметров (например, налогооблагаемой базы) — соответствующие подразделения компании в зависимости от распределения ответственности за бюджетные показатели.

Когда операционные бюджеты (кроме  бюджета расходов и доходов) и  инвестиционный бюджет будут составлены, соответствующий отдел может заниматься планированием налогов.

После определения «затратных»  налогов и налога на прибыль формируется  бюджет доходов и расходов, а также  определяется чистая прибыль. Затем  составляется график расчетов с поставщиками и покупателями, формируется бюджет движения денежных средств и рассчитываются платежи по НДС. Информация о перечисляемых в бюджет платежах по НДС может потребовать пересмотра бюджета движения денежных средств (в связи с необходимостью дополнительного оттока денежных средств). Поэтому нельзя стопроцентно утверждать, что окончательный вариант бюджета движения денежных средств готовится до составления бюджета НДС, так как изначальный вариант еще может корректироваться. В свою очередь, первоначальный расчет НДС также может измениться. После того как бюджеты налогов составлены, формируется прогнозный баланс.

Бюджет налогов составляется с  той же периодичностью и в те же сроки, что и основные бюджеты  компании (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс). Как правило, в годовых или квартальных бюджетах проводится помесячная разбивка, а все данные по каждому месяцу показываются отдельно. Поскольку по многим налогам отчетным или налоговым периодом является месяц, то помесячный расчет плановых налоговых платежей будет оптимальным вариантом. Данный документ не является отчетным и предназначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну организации.

Сначала следует проанализировать весь перечень налогов и сборов. Для этого необходимо определить взаимосвязь с другими бюджетами, выбрать документы, данные которых можно использовать для формирования налогового плана. На их основании рассчитывают налогооблагаемую базу по каждому из платежей. В расчет принимают только те налоги, которые организация должна платить.

Процедуру формирования бюджета налогов  необходимо начать с планирования начисления налогов, налоговых платежей и налоговой  задолженности.

Для расчета планируемых сумм начисления налогов используются следующие исходные данные:

Информация о работе Налоговое планирование