Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Налоговое планирование (НП) представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации. Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей.

Файлы: 1 файл

Налоговое планирование!!!.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

 Налоговое  планирование может помочь малому  предпринимательству:

1) соблюдать  налоговое законодательство путем  правильного расчета налогов  и своевременной уплаты запланированных  сумм;

2) свести до минимума налоговые суммы;

3) максимально увеличить прибыль;

4) разработать структуру взаимовыгодных  сделок - помочь заказчикам и поставщикам;

5) управлять потоками денежных  средств;

6) избежать штрафных платежей.

 Российское законодательство  оказывает влияние на систему экономических отношений и является основой развития малого предпринимательства, которое, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, обладая быстрой оборачиваемостью капитала, способствует позитивной динамике национального хозяйства и стабильному формированию налоговой базы. Однако действующая система налогообложения не обеспечивает должным образом развития малого бизнеса. Несмотря на то что в ней заложены определенные инструменты, позволяющие малым предприятиям изменять уровень своей налоговой нагрузки, одной из главных причин возникновения конфликтов между государственными контролирующими органами и налогоплательщиками становится несовершенство правовой базы.

Значение налогового планирования для крупнейших налогоплательщиков.

Что касается крупных предпринимательских структур, то в их организационной структуре следует формировать специальные отделы налогового планирования.

В состав этих подразделений (групп  или отделов) целесообразно вводить:

- финансистов, которые разрабатывают схемы налогового планирования и оценивают их возможную эффективность;

- бухгалтеров - анализируют возможность отображения таких схем в бухгалтерском учете в соответствии с нормами действующего налогового законодательства и положений (стандартов) бухгалтерского учета;

- юристов - готовят необходимые документы для оформления и выполнения соглашений, а также анализируют схемы налогового планирования с точки зрения их правовой защищенности с учетом норм налогов, финансового, хозяйственного, гражданского и международного права.

В случае если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации налоговых платежей целесообразно привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию.

Каждый из участников оптимизации  налоговых платежей выполняет четко  определенные функции:

- руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации

- юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами

- бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить

- специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы.

Использование в налоговом планировании налогового кредита и инвестиционного  налогового кредита.

Непосредственно инвестиционному  налоговому кредиту посвящены ст.66 и 67 НК РФ. Первая из них описывает механизм применения, вторая - порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой форму бюджетного участия (кредитования) в отдельных  приоритетных с точки зрения государства инвестиционных программах организаций и этим принципиально отличается от отсрочки (рассрочки) или налогового кредита, предоставляемых для поддержания «на плаву» налогоплательщиков, оказавшихся в сложной экономической ситуации.

Инвестиционный налоговый кредит (далее - ИНК) ориентирован на поддержку проведения организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технической и технологической модернизации, охраны окружающей среды, создания дополнительных рабочих мест для инвалидов, осуществления внедренческой (инновационной) деятельности, создания новых технологий и материалов, а также на участие совместно с региональными властями в выполнении особо важных программ (заказов) по социально-экономическим проблемам регионов и предоставлению особо важных услуг населению.

Суть ИНК состоит в том, что  получившая его организация приобретает  право в течение определенного  срока и в определенных пределах уменьшать свои налоговые платежи  по налогу на прибыль (доход) в части, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, а также по всем региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой всей суммы неуплаченных таким образом налогов и начисленных на нее процентов.

Крупный налогоплательщик заключив в порядке, предусмотренном ст.67 НК РФ, договор об ИНК и зафиксировав в нем «сумму кредита», со дня вступления договора в действие налогоплательщик получает право в порядке, предусмотренном этим договором, уменьшать свои налоговые платежи по тем налогам, на которые распространяется действие договора. Одновременно со дня первого уменьшения налоговых платежей организация должна нарастающим итогом вести учет суммы всех таких уменьшений, формируя так называемую «накопленную сумму кредита». Когда накопленная сумма кредита достигнет значения, равного установленной договором сумме кредита, уменьшение последующих налоговых платежей не производится.

Организация может иметь несколько  договоров об ИНК. В таком случае накопленная сумма кредита определяется по каждому из договоров отдельно, причем каждая последующая (по времени заключения договора) накопленная сумма кредита может быть увеличена лишь при условии, что предыдущая (по ранее заключенному договору) достигла установленного соответствующим договором значения суммы кредита.

Суммы, на которые в каждом отчетном периоде могут уменьшаться налоговые (авансовые) платежи организации, не должны превышать 50% суммы платежа, исчисленного по общим правилам в предположении об отсутствии ИНК. Указанный норматив является универсальным и не зависит от числа заключенных организацией договоров об ИНК. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не должна превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период и исчисленного так, как если бы ИНК отсутствовал.

При таком дополнительном ограничении  необходимо определить правила, вступающие в силу в том случае, если в  некоторые отчетные периоды в  течение одного налогового периода  организация имела прибыль и, уменьшая налоговые платежи, вышла на определенную накопленную сумму кредита, а в следующий или следующие отчетные периоды организация получила убытки, в результате чего накопленная по итогам налогового периода сумма кредита оказалась больше предельно допустимой по итогам этого налогового периода. В соответствии с п.3 ст.66 в таком случае излишне накопленная сумма кредита переносится на следующий налоговый период (если не истек срок договора об ИНК) в качестве накопленной суммы кредита за первый отчетный период нового налогового периода. Может случиться, что эта излишне накопленная в предыдущий налоговый период сумма кредита окажется больше допустимой в первом отчетном периоде нового налогового периода, тогда сумма превышения будет переноситься на второй отчетный период и так далее.

Эта «технологическая» схема применения налогоплательщиком инвестиционного налогового кредита приведена применительно к ИНК по налогу на прибыль (доход) организаций. Однако в аналогичном порядке она может быть использована и в отношении других региональных и (или) местных налогов. Следует лишь при подготовке соответствующих нормативных правовых актов на региональном и (или) местном уровне позаботиться о том, чтобы эти механизмы были аккуратно прописаны по каждому налогу, в отношении которого законодатель допускает использование ИНК, с учетом специфики формирования налоговой базы каждого налога.

Налоговый кредит представляет собой  изменение срока уплаты налога на срок от 3 месяцев до 1 года при наличии  соответствующих оснований.

Перечень таких оснований и порядок предоставления налогового кредита установлен НК РФ.

За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки (рассрочки). Если налоговый  кредит предоставляется вследствие причинения лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы либо задержки бюджетного финансирования, оплаты государственного заказа, то проценты не начисляются.

Различия между налоговым кредитом и отсрочкой (рассрочкой) уплаты налога состоят в том, что максимальный срок отсрочки (рассрочки) составляет 6 месяцев, а кредит может предоставляться на срок до одного года.

 

Практическая часть. Планирование (оптимизация) взносов во внебюджетные фонды

С 2010 года уплату страховых взносов на обязательное страхование (далее — страховые взносы) регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 №212-фз «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Следует отметить, что страховые  взносы, начиная с 2010 года нельзя относить к налоговым платежам, так как  все налоговые платежи, подлежащие уплате в бюджетную систему РФ, находят свое отражение в НК РФ. Тем не менее, размер, периодичность и обязательность уплаты страховых взносов формально дают право отнести их к налоговым платежам, за одним лишь исключением – платежи подлежат зачислению на внебюджетные фонды РФ.

Плательщики страховых взносов

Плательщиками страховых взносов  являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования, к которым  относятся:

1. лица, производящие выплаты и  иные вознаграждения физическим лицам:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

2. индивидуальные предприниматели,  адвокаты, нотариусы, занимающиеся  частной практикой, если в федеральном  законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Следует отметить, что индивидуальные предприниматели могут являться плательщиками по двум основаниям, поскольку они уплачивают взносы за самого себя и за работников, при их наличии.

Объект обложения страховыми взносами

Для лиц, производящим выплаты и  иные вознаграждения физическим лицам, объектом обложения являются:

- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам (заработная плата, отпускные, премии и т. п.);

- выплаты и вознаграждения по договорам гражданско-правового характера (кроме указанных ниже, не облагаемых взносами), к которым относятся договоры подряда, договоры оказания услуг, агентские договоры и т. п.;

- выплаты по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Не являются объектами обложения  взносами:

- выплаты по гражданско-правовым договорам (договорам подряда, оказаний услуг, агентским) если получателем является физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель - ИП сами за себя уплачивают налоги и взносы;

- выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). К таким договорам относятся договоры купли-продажи, договоры аренды и т.п. Договоры об отчуждении исключительных прав взносами облагаются.

База для начисления страховых  взносов

Для организаций и ИП, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, базой для начисления страховых взносов является сумма этих выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения страховыми взносами.

Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, базой для начисления страховых  взносов являются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые в пользу физических лиц (не являющихся ИП).

База для начисления страховых  взносов рассчитывается отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

База для начисления страховых  взносов в отношении каждого  физического лица на 2012 год установлена  в сумме, не превышающей 512 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 №974). С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 512 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взимаются в размере 10% в Пенсионный фонд РФ, за исключением всех льготных категорий страхователей, указанных в статье 58 федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Информация о работе Налоговое планирование