Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 11:41, реферат
Налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий в рамках хозяйственно-финансового планирования, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы и других элементов налогообложения, обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по всем налогам в соответствии с действующим законодательством.
1.1 Понятие налогового планирования
В России созданы предпосылки
к сознательному, целенаправленному
налоговому планированию, основанному
на нормах закона. Разрабатываются
теоретические положения и
За период рыночных преобразований российской экономики (около 15 лет) произошла эволюция представлений и практической реализации приемов налогового планирования.
В 90-е годы прошлого столетия рекомендации специалистов и практиков отличались использованием, как правило, отдельных приемов и способов принятия управленческих решений, минимизирующих налоговые платежи. Понятие «налоговое планирование» отождествлялось с минимизацией налоговых обязательств и платежей. Было введено определение, где налоговое планирование рассматривалось как легальный путь уменьшения налоговых обязательств, под которым понималась целенаправленная деятельность налогоплательщика, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.
В начале нынешнего века налоговое планирование стали рассматривать как элемент управления хозяйственно-финансовой деятельностью. Тем не менее, цель минимизации налоговых обязательств превалировала при выборе вариантов ведения хозяйственно-финансовой деятельности.
Понимание ограниченности налогового
планирования, направленного на минимизацию
налоговых последствий по отдельным
операциям и конкретным налогам,
привело к появлению нового подхода
в налоговом планировании, соответствующего
термину «оптимизация налогообложения».
Употребление понятия «оптимизация»
в налоговом планировании стали
согласовывать с родовым
Трансформировалось также понятие налогового планирования. Так, В. Г. Пансков и В. Г. Князев определяют его как «...использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу, и законных вычетов из налогооблагаемой базы и других установленных законом методов для оптимизации налоговых обязательств».
Однако в настоящее
время говорить об оптимальности
в налоговом планировании можно
в теоретическом аспекте, поскольку
реализовать его на практике сложно.
Оптимальное налоговое
• состояние и тенденции развития налогового, таможенного и других видов законодательства;
• основные направления бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства;
• комплекс законодательных, административных и судебных мер, используемых налоговыми органами с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов, их минимизации;
• состояние правопорядка в государстве;
• уровень правовой культуры налоговых органов;
• профессионализм налоговых консультантов.
Теоретические разработки, а
также практический опыт, прежде всего
крупных компаний, в области оптимального
налогового планирования позволят в
будущем создать систему
Современное содержание налогового планирования на микроуровне характеризуется его органической связью с управлением финансово-хозяйственной деятельностью.
В связи с этим, налоговое
планирование можно определить как
совокупность плановых действий в рамках
хозяйственно-финансового
Под стратегическим налоговым планированием понимаются:
– ознакомление с проектами нормативных правовых актов и прогноз возможных изменений в законодательстве;
– анализ судебной практики;
– составление прогнозов налоговых обязательств организации;
– создание вариантов схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;
– создание сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;
– оценка риска различных финансовых инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;
– прогноз эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.
Текущее налоговое планирование
может выглядеть следующим
– еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;
– составление прогнозов
налоговых обязательств организации
и последствий планируемых
– составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов организации;
– прогноз и исследование
возможных причин резких отклонений
от среднестатистических показателей
деятельности организации и налоговых
последствий инноваций или
ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
«1. Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.
Указанные в настоящем пункте российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций, коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации, в Российской Федерации именуются в настоящей главе налоговыми агентами».
В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
«Налоговые агенты обязаны:
правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
в течение одного
месяца письменно сообщать в налоговый
орган по месту своего учета о
невозможности удержать налог у
налогоплательщика и о сумме
задолженности
вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджет (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов».
За неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на него обязанностей
налоговый агент несет
В отношении налога на доходы физических лиц налоговыми агентами признаются:
· российские организации;
· коллегии адвокатов и их учреждения;
· индивидуальные предприниматели;
· постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации.
«2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога».
Если от перечисленных в пункте 1 организаций и индивидуальных предпринимателей физическое лицо получает доход, то они в соответствии с законодательством становятся налоговыми агентами с соответствующими обязанностями. Ряд доходов является исключением из данного положения, то есть источник выплаты дохода не несет функций налогового агента. Данное положение относится к следующим видам доходов:
· доходы, полученные физическими лицами от предпринимательской деятельности. Физические лица в данном случае должны быть зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица в установленном законом порядке;
· доходы от частной практики частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии с действующим законодательством;
· доходы физического лица по договорам гражданско-правового характера, заключенных с другим физическим лицом, которое не является налоговым агентом. К таким договорам относятся договоры найма, аренды любого имущества;
· доходы физического лица от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности;
· доходы физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации, полученные от источников за пределами Российской Федерации;
· доходы физического лица в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов);
· доходы, при выплате которых у налогового агента нет возможности удержать налог. Такая ситуация может возникнуть, например, при получении налогоплательщиком доходов в натуральной форме, в виде материальной выгоды.
В соответствии с пунктами 1, 2 для целей исчисления НДФЛ налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы в любом виде, за исключением доходов, перечисленных в статьях 214.1, 227, 228 НК РФ. То есть эти правила исходят из того, что в ряде случаев налоговые агенты, даже если они являются источником дохода, не обязаны исчислять, удерживать и перечислять налог на доходы в соответствующий бюджет. Другими словами, при получении доходов, указанных в статьях 214.1, 227, 228 НК РФ, организации, предприниматели, приравненные к ним лица, налоговыми агентами признаются, но поскольку такие доходы исключены из перечня доходов, в отношении которых налог исчисляется налоговым агентом, не должны производить исчисление сумм и уплату налога.
Для них пунктом 2 статьи
230 НК РФ для всех налоговых агентов
установлена обязанность
«3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.
Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.
4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
5. При невозможности
удержать у налогоплательщика
исчисленную сумму налога