Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 11:41, реферат

Описание работы

Налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий в рамках хозяйственно-финансового планирования, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы и других элементов налогообложения, обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по всем налогам в соответствии с действующим законодательством.

Файлы: 1 файл

Налоговое планирование.docx

— 51.92 Кб (Скачать файл)

6. Налоговые агенты  обязаны перечислять суммы исчисленного  и удержанного налога не позднее  дня фактического получения в  банке наличных денежных средств  на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях  налоговые агенты перечисляют суммы  исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых  в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания  исчисленной суммы налога, - для  доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в  виде материальной выгоды.

7. Совокупная  сумма налога, исчисленная и удержанная  налоговым агентом у налогоплательщика,  в отношении которого он признается  источником дохода, уплачивается  по месту учета налогового  агента в налоговом органе.

Налоговые агенты - российские организации, указанные  в пункте 1 настоящей статьи, имеющие  обособленные подразделения, обязаны  перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего  налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

8. Удержанная  налоговым агентом из доходов  физических лиц, в отношении  которых он признается источником  дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется  в бюджет в установленном настоящей  статьей порядке. Если совокупная  сумма удержанного налога, подлежащая  уплате в бюджет, составляет менее  100 рублей, она добавляется к сумме  налога, подлежащей перечислению  в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего  года.

9. Уплата налога  за счет средств налоговых  агентов не допускается. При  заключении договоров и иных  сделок запрещается включение  в них налоговых оговорок, в  соответствии с которыми выплачивающие  доход налоговые агенты принимают  на себя обязательства нести  расходы, связанные с уплатой  налога за физических лиц».

Таким образом, данной статьей  установлены четкие правила исчисления, удержания и перечисления налога для налогового агента:

·  налог по ставке 13% исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке с зачетом суммы налога, удержанной в предыдущие месяцы налогового периода;

·  налог по ставкам 9, 30 и 35% исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику;

·  исчисление налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и соответственно, без учета исчисленного и удержанного с этих доходов налога;

·  удержание исчисленного налога налоговый агент может производить только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм (перечисляемых на его счет или счета третьих лиц по его поручению). При этом сумма удержания не может превышать 50 процентов суммы выплаты;

·  перечисление сумм налога производится не позднее дня получения в банке денежных средств на выплату дохода либо дня перечисления средств на счет налогоплательщика или третьих лиц, в остальных случаях - не позднее дня, следующего за днем фактического получения дохода в денежной форме или дня, следующего за днем фактического удержания налога (для доходов, полученных в натуральной форме или в виде материальной выгоды);

·  налог перечисляется по месту нахождения налогового агента, а также по месту нахождения обособленных подразделений;

Причем по местонахождению  головной организации налог перечисляется  только за тех работников, которые  работают непосредственно в ней. Сумма налога, которую надо перечислить  в бюджет других городов (по местонахождению  каждого обособленного подразделения), определяется исходя из суммы дохода, выплаченного работникам этого обособленного  подразделения.

·  если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика, и налоговый агент определяет, что в течение 12 месяцев он это сделать не сможет, то он обязан в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств сообщить об этом письменно в налоговый орган по месту своего учета.

«ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ  СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 24 января 2005 года №04-1-03/800

При невозможности  удержать у налогоплательщика исчисленную  сумму налога налоговый агент  обязан согласно пункту 5 статьи 226 Кодекса  в течение одного месяца с момента  возникновения соответствующих  обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту  своего учета о невозможности  удержать налог и сумме задолженности  налогоплательщика. Уплата налога в  таком случае будет производиться  налогоплательщиком на основании налогового уведомления».

·  уплата налога за счет собственных средств налогового агента не допускается.

Об этом свидетельствует  и арбитражная практика. Так, в  Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31 августа 2005 года №Ф04-5660/2005(14396-А70-25) сделан вывод о том, что налог на доходы физических лиц, не удержанный с налогоплательщиков налоговым агентом, не может быть взыскан за счет денежных средств последнего. Аналогичное мнение имеют судьи Волго-Вятского округа (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 января 2005 года №А28-10156/2004-396/26).

Отметим, что в соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Северо–Западного округа от 26 июля 2004 года №А26-1187/04-22 поступление суммы налога на доходы физических лиц не в тот бюджет по причине неправильного указания плательщиком кода бюджетной классификации не свидетельствует о ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своих обязательств. Это решение основано на том, что под уплатой налога (статья 45 НК РФ) понимается его уплата в соответствующий бюджет, отсюда указанная ошибка может быть расценена только как неуплата налога в установленный срок. А судьи Волго-Вятского округа придерживаются иного мнения: «направление средств в другой муниципальный бюджет не является неуплатой налоговым агентом налога на доходы физических лиц» (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 февраля 2005 года №А43-15131/2004-31-605).

Следует обратить внимание, что в силу требований пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами  Российской Федерации, а также в  иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной  валюте.

Пример.

Начисленная налогоплательщику  заработная плата за январь выплачена 20 февраля. Оплата труда производится за счет выручки. Дата получения дохода в данном случае - 31 января, и с  суммы заработной платы должен быть начислен налог.

Удержание налога производится непосредственно из дохода налогоплательщика  при его фактической выплате. До выплаты дохода в налоговой  отчетности неудержанная сумма отражается как долг налогоплательщика, но к взысканию в налоговый орган не подается, так как доход не получен. Начисление пени не производится в связи с ненаступлением срока уплаты до фактического получения дохода.

Работодатель - налоговый  агент обязан перечислять сумму  исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения  дохода, то есть 20 февраля.

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися  исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на доходы физических лиц».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С начала этого года взыскание  и возврат НДФЛ следует осуществлять по новым правилам. Связано это  с изменениями, внесенными в ст. 231 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

С доходов физического  лица налоговый агент может не удержать НДФЛ или удержать его не полностью. Например, в случае, когда  он ошибочно не включил облагаемую налогом выплату в доходы, которые  освобождены от налогообложения. А  может сложиться и такая ситуация, когда налог им удержан сверх  надлежащей суммы. Допустим, организация  не применила какой-либо налоговый  вычет при исчислении НДФЛ: стандартный, имущественный, социальный (по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение  и добровольное пенсионное страхование) или профессиональный - либо не пересчитала  указанный налог при смене  работником статуса не налогового резидента  РФ на противоположный. Рассмотрим порядок взыскания с доходов налогоплательщика и возврата ему НДФЛ согласно ст. 231 НК РФ, действующей с 1 января 2011 г. в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

 

Взыскание НДФЛ

 

 

Налоговые агенты обязаны  правильно и своевременно исчислить, удержать у налогоплательщика и  уплатить сумму налога в бюджет. Это указано в ст. 24 НК РФ. Если НДФЛ с доходов физического лица не удержан или не полностью удержан, налоговый агент должен его взыскать в порядке, который предусмотрен ст. 45 НК РФ. При этом полное погашение  гражданином задолженности по НДФЛ является основанием для прекращения  налоговым агентом процедуры  взыскания. Таковы правила п. 2 ст. 231 НК РФ.

Отметим, что положения  указанного пункта применяются и  к случаям уклонения налогоплательщика  от уплаты НДФЛ. С 1 января 2011 г. п. 3 ст. 231 НК РФ, согласно которому суммы налога, не взысканные в результате уклонения  физического лица от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения  от его уплаты, утратил силу.

 

 

Таким образом, налоговый  агент без обращения в суд  взыскивает не удержанный ранее с  доходов налогоплательщика НДФЛ из других доходов, которые тот получит  в дальнейшем от указанного налогового агента (п. 1 ст. 45 и п. 4 ст. 226 НК РФ).

Пример 1. ООО "Успех" в  январе 2011 г. выплатило менеджеру  А.А. Пчелкину материальную помощь в  связи со смертью дедушки в  размере 10 000 руб.

Отнеся дедушку А.А. Пчелкина к членам его семьи, организация  не удержала НДФЛ с полной суммы  оказанной материальной помощи на основании  п. 8 ст. 217 НК РФ. Однако она не учла, что  согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия  и термины гражданского, семейного  и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в  каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса членами семьи признаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). Все иные родственники членами семьи не являются.

Так как дедушка менеджера  А.А. Пчелкина не является членом его  семьи, то ООО "Успех" при выплате указанной материальной помощи должно было удержать НДФЛ с ее части, превышающей 4000 руб., как того требует п. 28 ст. 217 НК РФ.

Ошибку организация обнаружила в марте 2011 г. При этом она исчислила  НДФЛ в размере 780 руб. [(10 000 руб. - 4000 руб.) x 13%] и удержала его при выплате менеджеру заработной платы за февраль того же года.

 

Кто является налоговым агентом  и налогоплательщиком НДФЛ

 

 

Напомним, что налоговыми агентами по НДФЛ признаются российские организации, обособленные подразделения  иностранных организаций в Российской Федерации, а также индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, от которых  или в результате отношений с  которыми налогоплательщик получил  доходы, облагаемые НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). А налогоплательщики НДФЛ - это  физические лица - налоговые резиденты  РФ, а также граждане, получающие доходы от источников в России и  не являющиеся налоговыми резидентами  РФ (п. 1 ст. 207 НК РФ).

Конечно, налоговый агент  взыскать НДФЛ не сможет, если впоследствии налогоплательщик не получит от него доходов. В таком случае налоговый  агент должен сообщить ему и своему налоговому органу о невозможности  взыскать НДФЛ и о сумме задолженности  налогоплательщика, как того требует  п. 5 ст. 226 НК РФ. Напомним, что сделать  это он должен не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором НДФЛ с доходов физического лица был не удержан или удержан не полностью.

После такого сообщения обязанность  налогового агента по взысканию ранее  не удержанной суммы НДФЛ прекращается. Это также следует из Писем  Минфина России от 05.04.2010 N 03-04-06/10-62, от 09.02.2010 N 03-04-06/10-12.

Физическое лицо, получившее доход, с которого налоговый агент  не удержал НДФЛ, должно самостоятельно исчислить и уплатить сумму налога, представив в налоговый орган  по месту своего учета налоговую  декларацию по форме 3-НДФЛ. Таковы требования пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ.

Отметим, что ст. 123 НК РФ предусмотрена  ответственность налогового агента за невыполнение обязанности как по перечислению, так и по удержанию налогов в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

 

Возврат НДФЛ

 

 

Общий порядок возврата и  зачета излишне уплаченных и взысканных налогов приведен в ст. ст. 78 и 79 НК РФ. Его обязаны соблюдать налогоплательщики, налоговые агенты, плательщики сборов и налоговые органы. Пункт 1 ст. 231 НК РФ посвящен правилам возврата НДФЛ физическому лицу, которых налоговый агент должен придерживаться, начиная с этого года. Итак, рассмотрим последовательность действий.

 

Получение от налогоплательщика  заявления на возврат

 

Налоговый агент возвращает сумму НДФЛ при наличии письменного  заявления физического лица, из дохода которого он удержал налог в большей  сумме, чем следовало. Понятно, что  такое заявление налогоплательщик напишет, если ему известно об излишнем удержании обязательного платежа. Между тем налоговому агенту следует  сообщить физическому лицу о каждом ставшем известным ему факте  излишнего удержания НДФЛ и сумме  излишка. Причем сделать это он обязан в течение 10 рабочих дней со дня  обнаружения такого события.

Отметим, что требований к  форме сообщения и способу  его передачи п. 1 ст. 231 НК РФ не содержит. Поэтому налоговый агент может  его составить в произвольной форме и передать налогоплательщику  лично в руки или по почте. Также  в указанной статье ничего не говорится  о том, каким образом налоговый  агент должен зафиксировать факт обнаружения излишнего удержания  НДФЛ из доходов налогоплательщика. Рекомендуем составить справку  с указанием даты выявления ошибки.

Информация о работе Налоговое планирование