Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 09:22, дипломная работа
Цель работы состоит в анализе проблем налогового регулирования экономики Казахстана.
Исходя из цели, определены следующие задачи работы:
определить сущность налогового регулирования экономики;
рассмотреть зарубежный опыт налогообложения субъектов предпринимательской деятельности;
показать современное состояние и развитие малого бизнеса в
Республике Казахстан;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1 Место и роль налогового регулирования в системе управления экономикой 5
1.2 Налоговые инструменты регулирования экономики 8
1.3 Особенности налогового регулирования в зарубежных государствах 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА) 18
2.1 Анализ налогового регулирования на современном этапе 18
2.2 Анализ поступления налогов в бюджет от малого и среднего бизнеса 24
2.3 Налоговый контроль в отношении субъектов малого предпринимательства Республики Казахстан 35
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
В современных условиях регулирующая функция налогов не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями. Большинство целей государственного регулирования экономики на Западе достигается путем целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном темпы роста, состояние конъюнктуры, занятость, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и региональная структуры, темпы и направленность НИОКР.
Налоги – основа существования современного государства, поэтому их использование в процессе регулирования экономики требует тщательного прогноза налоговых последствий. Для осуществления такого прогнозирования необходимо определить инструменты и критерии оценки эффективности налогового регулирования.
Сравнительный анализ практики налогообложения в Казахстане и западных странах выявил, что в зависимости от целесообразности применения одни и те же инструменты налогового регулирования в разных государствах и регионах могут быть и эффективными, и неэффективным7и.
Так, в развитых странах широко используются:
– изменения в структуре налоговой системы (федеральные, региональные, местные налоги и регулирующие, закрепленные налоги);
– вариация налоговых ставок и налоговых льгот;
– создание свободных экономических и оффшорных зон, наукоградов.
Анализ использования этих налоговых инструментов в Казахстане выявил их несоответствие социально-экономической ситуации в 1992-2002 гг. Так, несмотря на кризис и спад экономики в 1992-1998 гг. количество налогов и размер налоговых ставок в стране увеличивались. Идефикс государства было сокращение дефицита бюджета посредством повышения уровня налогообложения.
Образование свободных
экономических зон (СЭЗ) и зон
льготного налогообложения
В 2001 г. введен в действие новый Налоговый кодекс. С 2001 г. реализуется принцип нейтральности налогообложения при резкой поляризации качества жизни населения и необходимости структурных преобразований национальной экономики.
Результативность налогового регулирования зависит от его соответствия критериям достаточности и эффективности, которые определяют две оптимально допустимые границы налогообложения: нижнюю и верхнюю. Нижняя граница – уровень потребностей бюджета: налогообложение не может быть ниже предела потребностей бюджета для финансирования основных функций государства. Верхняя – уровень платежеспособности налогоплательщиков: налогообложение не может превышать допустимый предел, так как следствием этого нарушения может быть не только снижение доходов налогоплательщика и соответственно налоговых поступлений, но и его банкротство, а значит, прекращение налоговых поступлений.
Таким образом, достаточность налогообложения означает соблюдение необходимых условий налогообложения для получения налоговых доходов.
С точки зрения эффективности налогообложения налоги подразделяются на не искажающие экономическую мотивацию субъекта и искажающие.
Не искажающие налоги по своей сути экономически нейтральны. К ним отнесен, например, подушный налог. Следует учесть, что экономически нейтральные налоги могут быть несправедливыми и стать причиной политической нестабильности и непредсказуемых последствий17.
Для обеспечения нейтральности налогообложения в развитых странах в 1990 г. в ходе налоговых реформ была снижена прогрессия индивидуального подоходного налога и сокращено количество налоговых льгот по налогу на прибыль.
Искажающие налоги имеют как негативные, так и позитивные последствия. Исторический пример негативных последствий – налог на окна, который применялся в Европе в эпоху абсолютизма. Чтобы его снизить, налогоплательщики стали строить дома с меньшим количеством окон. Доказательством позитивных последствий искажающих налогов может служить налог на вредные выбросы, загрязняющие окружающую среду, что стимулирует применение “чистых” технологий.
Корректирующие налоги, используемые
в государственном
Эффективность налогового регулирования
предполагает стимулирование экономического
роста и повышение
Результативность налогового регулирования следует оценивать по итогам реализации поставленных государством стратегических задач. Цель налогового регулирования развития регионов: рост экономики регионов, формирование местных бюджетов и учет интересов конкретных налогоплательщиков. И здесь возникает конфликт интересов государства, регионов и налогоплательщиков по вопросам распределения налоговых поступлений, уровню налогообложения и использованию капитала. Как оценивать в этой ситуации налоговое регулирование? Какие показатели характеризуют его эффективность?
Статистика малого предпринимательства в Казахстане показала, что наибольшее количество малых предприятий сохраняется в торговле (в 2006 г. – 46,3%). Наблюдается устойчивая тенденция к росту их удельного веса в общем числе предприятий.
Эффективность налогового регулирования необходимо рассматривать с позиции не только самого налогоплательщика, но и государства.
Таким образом, эффективность налогового регулирования зависит от соблюдения следующих условий:
– соответствия используемых налоговых инструментов целям и задачам государства;
– соответствия используемых налоговых инструментов уровню развития национальной и региональной экономики и уровню жизни населения;
– нецелесообразности преобладания налогов, искажающих оценку факторов производства (например, на фонд оплаты труда);
– необходимости применения корректирующих
налогов и налоговых
– обеспечения баланса интересов государства, регионов и налогоплательщиков15.
Индикаторы достаточности и эффективности налогового регулирования экономики. Эффективность налогового регулирования должна оцениваться, исходя из роста экономики и улучшения качества жизни во всех регионах РК. Индикаторами достаточности и эффективности налогового регулирования являются его количественные и качественные показатели, которые взаимосвязаны.
В силу объективных причин имеется существенная разница в размерах налогового потенциала регионов РК. Поэтому для установления дифференцированных критериев оценки эффективности по регионам следует учитывать количественные характеристики допустимого предела налоговой нагрузки региона.
Количественные показатели достаточности налогообложения подразделяются на две группы.
Первая группа – уровень налоговой нагрузки на одного субъекта хозяйствования.
Показатели рассчитываются по категориям налогоплательщиков (организации, физические лица, индивидуальные предприниматели), поскольку системы их налогообложения различны. Организации классифицируются по отраслям, размеру в связи с отраслевыми особенностями затрат и налогообложения, а также налогообложения малых предприятий и предприятий, имеющих филиалы и подразделения.
Допустимый уровень
Вторая группа – уровень налогового потенциала, налоговой нагрузки и бюджетной обеспеченности региона.
Исходя из этого показателя, регионы классифицируются на богатые и богатеющие, бедные и беднеющие, крайне бедные. В анализе следует сопоставлять полученные количественные показатели достаточности (среднекатегорийные по налогоплательщикам, среднеотраслевые по РФ и по конкретному региону)19.
Качественные характеристики отражают эффективность налогового регулирования. К ним относятся макроэкономические показатели. Для сопоставимости данных целесообразно использовать абсолютные показатели в расчете на душу населения, а также индексные.
Качественной оценкой уровня налогообложения служат показатели роста (спада) экономики, позитивные или негативные тенденции макроэкономических показателей по РК в целом и регионам. Они отражают результаты воздействия налогообложения на финансовую и хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства.
При анализе влияния налогообложения на объем производства, потребления, накопления, динамику инвестиций, спроса и предложения необходимо сравнивать качественные характеристики по отрасли и категориям налогоплательщиков.
На повышение (понижение) налогообложения чутко реагируют показатели соотношения:
– среднедушевых доходов населения и прожиточного минимума;
– среднедушевой заработной платы и прожиточного минимума;
– расходов и сбережений
населения, доли расходов населения
на уплату налогов и общей суммы расходов
Изменения уровня налоговой нагрузки по регионам отражают экономические показатели: ВРП, объем производства и реализации товаров (работ, услуг). Влияние налогов на состояние финансов предприятий и государства раскрывают следующие показатели: численность прибыльных и убыточных предприятий, объем инвестиций, размер налогового потенциала, налоговых поступлений, недоимки по налогам и сборам и удельный вес расходов на расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами в общей сумме расходов. Обобщающим показателем может быть коэффициент эластичности налогов14.
При анализе практики
налогового регулирования социально-
Соблюдение установленных критериев посредством постоянного мониторинга индикаторов позволит найти оптимальный вариант применения налоговых инструментов и обеспечить эффективность налогового регулирования социально-экономического развития республики
Современная цивилизованная общественная система в качестве основополагающего источника формирования доходов государства определила налоги. Это вызвано не только возможностью через налоговые отношения соблюдать фискальные интересы государства, но и с помощью эффективной налоговой политики регулировать общественное воспроизводство, воздействовать на научно-технический прогресс, приток инвестиций и деловую активность. В условиях значительной интеграции финансов развитых стран в мировые хозяйственные связи национальные налоговые системы выступают не только гарантом внутригосударственных интересов, но и все в большей степени влияют на осуществление внешнеэкономической деятельности.
Сближение межгосударственных связей, создание различного рода экономических группировок и союзов приводит к дальнейшей унификации налоговых систем различных государств, что обеспечивает гибкость и эластичность в решении межнациональных проблем налогообложения труда, капиталов и инвестиций.
Объективная причина
возникновения налогов
Классификационные признаки являются объективными критериями дифференциации налогов и учитывают различия налогов в зависимости от особенностей их исчисления, уплаты, определения источника финансирования. В качестве основных классификационных признаков налогов можно выделить:
Информация о работе Налоговое Регулирование в Республике Казахстан