Налоговое Регулирование в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 09:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в анализе проблем налогового регулирования экономики Казахстана.
Исходя из цели, определены следующие задачи работы:
определить сущность налогового регулирования экономики;
рассмотреть зарубежный опыт налогообложения субъектов предпринимательской деятельности;
показать современное состояние и развитие малого бизнеса в
Республике Казахстан;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1 Место и роль налогового регулирования в системе управления экономикой 5
1.2 Налоговые инструменты регулирования экономики 8
1.3 Особенности налогового регулирования в зарубежных государствах 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА) 18
2.1 Анализ налогового регулирования на современном этапе 18
2.2 Анализ поступления налогов в бюджет от малого и среднего бизнеса 24
2.3 Налоговый контроль в отношении субъектов малого предпринимательства Республики Казахстан 35
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Файлы: 1 файл

Дип.-НАЛОГОВОГО-РЕГУЛИРОВАНИЯ-В-РЕСПУБЛИКЕ-КАЗАХСТАН-НА-ПРИМЕРЕ-МАЛОГО-И-СРЕДНЕГО-БИЗНЕСА2008 (1).doc

— 763.00 Кб (Скачать файл)

   Источник: составлено автором по данным  Налогового комитета города Алматы

 

По итогам 2007г. количество зарегистрированных ИП составило 48444, что больше чем в прошлом году на 10958 предпринимателей или прирост составил 26,9%, поступления также увеличились на 908,9 млн.тенге или на 27,4%.

В рамках Плана взаимодействия с Департаментом Архитектурного градостроительства и Департаментом  государственного архитектурно-строительного контроля г.Алматы, нами запрошены сведения по отремонтированным и реконструированным помещениям на 1 этажах, при этом из 3350 физических лиц,

465 связаны с предпринимательской  деятельностью, в том числе  магазины, торговые помещения, офисы, салоны красоты и т.д. В ходе отработки данных сведений указанные ИП пересдали расчет по налогу на имущество, прирост стоимости имущества по которым составил 1,7 млрд.тенге, при этом сумма административных санкций за не постановку на учет составила 286,9 тыс. тенге.

Проведен комплекс мероприятий  по постановке на налоговый учет лиц, занимающихся сдачей в аренду недвижимого  имущества: налажен взаимообмен  информацией с КСК, КСД, проведены  рейдовые проверки совместно с ДВД  в местах концентрации данной категории предпринимателей, отработаны сведения запрошенные из Управления миграционной полиции о местах проживания иностранцев, проведена активная агитационная работа, еженедельно в специализированных изданиях и на коммунальных квитанциях размещаются телефоны доверия. В результате, за истекший год выявлены и поставлены на учет 1966 налогоплательщиков, общее количество зарегистрированных ИП составляет 408428.

Кроме того, в целях  регистрации в качестве ИП и уплате пенсионных отчислений торгующих на рынках свыше 90 дней, налажено взаимодействие с пенсионными фондами и общественными объединениями, проведена агитационно-пропагандистская работа, разработаны и распространены памятки. В результате, было зарегистрировано 2016 индивидуальных предпринимателей.

В целях улучшения обслуживания налогоплательщиков, проведена агитационная работа по привлечению СМП к сдаче отчетности в электронном виде, без учета ИП работающих по патенту и разовых талонов, 86% ИП получили криптоключи. Путем формирования аналитических отчетов выявлены факты нарушения налогового законодательства в части исчисления расчетов авансовых платежей по ИП, работающих в общеустановленном режиме, нарушения сроков постановки (снятия) на учет по НДС, а также сокрытия объектов налогообложения по субъектам игорного бизнеса.

В ходе администрирования  субъектов игорного бизнеса, производились  изъятия игровых автоматов по налогоплательщиками, которыми систематический  занижаются объекты налогообложения  и требования о явке в налоговый  комитет, игнорируются. Проводимые мероприятия освещались в СМИ. Так, количество зарегистрированных игровых автоматов увеличилось на 282 единиц. В целях установления адекватного налогообложения, изменены ставки ФСН и акциза на игорный бизнес, для этого проведены хронометражные обследования у 50% субъектов игорного бизнеса. В таблице 13 рассмотрены данные работы Налогового комитета по городу Адлматы. За 2006-2007 годы.

Таблица  13. Отчет контрольно-экономической  работы Налогового комитета по городу Алматы за 2006-2007 годы.

Налоговые комитеты

Количество  произведенных проверок (комплексные+тематически)

доначислено (тыс.тг.)

взыскано (тыс.тг.)

 

 

2006 год

2007 год

Темп роста/сниже ния

2006 год

2007 год

Темп роста/сниже ния

2006 год

2007 год

1

Алмалинский

411

388

-5,6%

742580

1127156

51,8%

256 378

444 713

2

Ауэзовский

407

569

39,8%

633576

743899

17,4%

274 008

191 371

3

Бостандыкский

431

458

6,3%

2282496

2115126

-7,3%

463 607

425 427

4

Жетысуский

326

391

19,9%

551840

911938

65,3%

256 981

256 905

5

Медеуский

438

519

18,5%

1482781

1255021

-15,4%

879 377

343 333

6

Турксибский

362

397

9,7%

422114

2120866

402,4%

305 293

170 206

7

г. Алматы

387

312

-19,4%

5072689

2064111

-59,3%

917 418

709 167

Всего

2 762

3 034

9,8%

11 188 076

10 338 117

-7,6%

3 353 062

2 541 122


Источник: составлено автором по данным Налогового комитета города Алматы

 

Как видно из данной таблицы в 2007 году проведено по городу Алматы 312 проверок, что на 19,4% меньше, чем в 2006 году. Всего Налоговым Комитетом было проведено 3034 проверки, что на 9,8% больше, чем в 2006 году. В результате проведенных проверок было доначислено 10 338 117 тыс. тенге, и взыскано  2 541 122 тыс. тенге.

В таблице 14 рассмотрены  основные показатели работы Налогового Комитета по городу Алматы за 2003-2005 годы.

Таблица 14. Основные показатели работы  Налогового Комитета по городу Алматы за 2005-2007 годы.

№ п/п

показатели

2005

2006

2007

прирост/спад 05 г. к 03 г. (+,-)

 

 

 

 

 

сумма

%

1.

количество  комплексных и тематических проверок

2761

2806

3354

593

21,48%

2.

доначислено налогов со штрафными санкциями

16387388

11668421

11101429

-5285959

-32,26%

3.

взыскано

7887048

3854129

2863696

-5023352

-63,69%

4.

% взыскания  доначисленных сумм

48,13%

33,03%

25,80%

-22,33%

46,40%


Источник: составлено автором по данным Налогового комитета города Алматы

 

 Как видно из  таблицы 14 в 2007 году Налоговым Комитетом было проведено 3354 комплексных тематических проверки, что на 593 больше, чем в 2005 году. В результате проведенных проверок было взыскано 2863696 тыс. тенге.

На рисунке 6 рассмотрим динамику проведения количества проведенных проверок в 2004-2006 годы

Рисунок 6. Динамика проведения количества проведенных проверок в 2004-2006 годы

 

 

В таблице  15 рассмотрим поступления по городу Алматы

 

 

Таблица 15 . Анализ налоговых поступлений в бюджет города Алматы за 2004-2007 годы

Вид платежа

 

2004

2005

2006

2 007

исполнение  прогноза

Факт

Факт

Факт

Факт

%

КПН всего

44 378 311

61 400 260

81 784 269

144 539 699

126

КПН-резид

34 889 507

49 296 556

60 213 091

106 713 764

119

КПН-нерезид

1 134 141

1 470 036

2 126 892

3 841 200

316

КПН-резид  у ист

1 806 275

2 208 664

3 684 080

6 480 642

113

КПН-нерез  у ист

6 548 388

8 425 004

15 760 206

27 504 093

157

ИПН у ист  выплаты

17 589 072

19 950 950

26 453 193

37 959 496

105

ИПН разов талоны

920 609

958 158

980 036

1 035 537

105

Социальный  налог

29 598 912

30 433 466

37 481 993

47 586 300

106

Налог на имущ ЮЛ

2 604 240

3 811 503

4 813 605

5 981 326

111

Налог на имущ ФЛ

328 564

376 985

533 741

363 263

139

Земельный налог

665 942

870 083

1 104 273

1 489 698

111

НДС внутр

32 846 984

33 920 727

50 651 484

66 222 853

101

НДС за нерезидента

3 910 560

4 446 817

6 121 168

8 679 210

154

Акцизы вн, всего

1 383 827

1 466 561

1 926 808

3 283 381

121

Таможня всего

53 672 345

67 749 859

91 296 812

128 044 730

111

Итого ГБ

203 408 999

244 066 963

330 788 848

493 396 215

115

РБ 

140 254 171

172 615 255

239 056 977

369 295 811

119

МБ 

63 154 828

71 451 708

91 731 871

124 100 404

106


Источник: составлено автором по данным Налогового комитета города Алматы

 

Как видно из таблицы 15 поступления в 2007 году в государственный бюджет составили 493 396 215 тыс. тенге, исполнение прогноза было осуществлено на 115 %.

В информационных системах начисления по платежам ИП в накопительные пенсионные фонды производятся по месту применения специального налогового режима, а уплата «садится» по месту регистрации индивидуальных предпринимателей. В результате, по месту регистрации ИП возникает необоснованная переплата, а по месту применения режима - недоимка. Необходимо внести соответствующие корректировки в ИС для устранения данной проблемы.

Имеются факты, образования необоснованной пени по индивидуальным предпринимателям, применяющим СНР на основе патента. Причина данной проблемы в том, что после уплаты налогов по патенту, платежи проходят банк второго уровня, Казначейство и «садится» на лицевой счет через 2-3 дня после оплаты, а система за эти дни начисляет пеню. В результате чего, количество ИП имеющих налоговую задолженность необоснованно увеличивается. Необходимо, чтобы платежи по лицевым счетам «садились» датой фактического платежа.

В информационных системах, имеются  факты, когда крупное предприятие  имеет «статус» субъекта малого предпринимательства, что искажает отчетность и затрудняет квалификацию нарушения при применении административных санкций. Так как, статус налогоплательщика присваивается Агентством по статистике, считаем необходимым произвести взаимосверку статусов всех налогоплательщиков.

В связи с внесенными изменениями в налоговое законодательство с 2007г, которые, безусловно, положительно повлияют на развитие малого и среднего бизнеса, однако это на первоначальном этапе отразится на снижении поступлений  и по предварительным подсчетам  составит порядка 350 млн.тенге. В этой связи, необходимы своевременные меры по восполнению потерь за счет расширения налогооблагаемой базы и выведения из «тени» оборотов. Для обеспечения действенного противостояния уклонению от налогообложения, планируется активно использовать информационные технологии, в автоматическом режиме формировать налогоплательщиков - «групп риска», предположительно занижающих объекты налогообложения. Так как трудовые ресурсы ограничены, для более широкого охвата налогового администрирования, планируется продолжить проведение бесед и предоставление возможности налогоплательщикам самостоятельно увеличить доходы, в противном случае применять меры административного воздействия.

В текущем году планируется  усилить взаимодействие с уполномоченными органами, а также уделить особое внимание незарегистрированным основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности. Для этих целей планируется провести сплошную инвентаризацию имущества СМИ: производственных линий, оборудования, аппаратуры, инвентаря и прочего имущества на предмет уплаты налога на имущества29.

Кроме того, по нашим оценкам  значительный удельный вес незарегистрированных субъектов малого предпринимательства  приходится на лиц, занимающихся частным  извозом, сдачей в аренду жилья, «челночным» бизнесом на рынках. В этой связи, планируется усилить взаимодействие с таможенными органами и органами внутренних дел по организации совместных рейдовых проверок.

Стратегической задачей  остается способствование развитию малого бизнеса, в том числе улучшение условий обслуживания населения при приеме налоговой отчетности. В этих целях планируется взаимодействовать с ассоциациями и общественными объединениями, проведение «Дней открытых дверей в налоговых органах», участие на «круглых столах» в Алматинской ассоциации предпринимателей. Форуме предпринимателей Казахстана, а также объединениями по защите прав потребителей, в целях повышения налоговой культуры и агитации требования кассовых чеков при расчете наличными денежными средствами.

В налоговые органы г.Алматы поступило 274 заявлений на общую сумму 1,5 млрд.тенге, и это без учета денежных средств, легализованных физическими лицами, заявления по которым с 18 ноября прошлого года не представляются. Согласно нашим подсчетам, их сумма составляет 5,1 млрд.тенге.

Всего по городу на КБК 206110 поступило сбора за легализацию  имущества в размере 718,3 млн.тенге.

Со времени введения изменений (18.11.06г.) в Закон РК «Об  амнистии в связи с легализацией имущества» количество поступивших  заявлений увеличилось с 40 до 274 единиц. При этом легализовано:

  • транспортных (мотоциклы, прицеп «Трау», пчеловодческие прицепы) средств 137 заявлений на сумму 7,3 млн.тенге.
  • с/х техники   10 заявлений на сумму 330 тыс.тенге, из них не являющихся плательщиками сбора с/х производители 7 заявлений на сумму 270 тыс.тенге.
  • недвижимого имущества, находящегося за границей 1 заявление на сумму 6,3 млн.тенге.

- прочего имущества (витринное оборудование, теле-видео аппаратура, станки,  гтчело-павильоны, культиватор, холодильное оборудование) 110 заявлений на сумму 71,3 млн.тенге.

Налоговым комитетом  по г. Алматы на постоянной основе проводится активная агитационная работа:

- проводятся семинары-совещания, «круглые столы» в ассоциациях предпринимателей, пресс-конференции, аналитические программы по обсуждению механизмов легализации    в «прямом эфире», даются  интервью на теле-радио каналах, а также развернутые сюжеты;

  • в печатных изданиях, публикуются статьи, единственно нами, совместно с «Бико» разработан и выпущен сборник вопросов-ответов по легализации, на постоянной основе даются объявления с указанием телефонов комиссий, по всем поступающим телефонным звонкам даются исчерпывающие ответы;
  • на всех Led-дисплеях города «крутится» ролик о легализации имущества в налоговых органах, во всех крупных торговых домах и рынках распространяются памятки, размещены плакаты, а также по радиорубке объявляется о возможности легализации имущества в налоговых органах;
  • кроме того, проводятся беседы с субъектами малого бизнеса, имеющими потенциальные объекты легализации - оборудование, аппаратуру и инвентарь, о преимуществах легализации имущества.
  • а также, по выявленным 54 тысячам    незарегистрированным объектам недвижимости, права на которые не оформлены в уполномоченном органе, проводится подворный обход с целью привлечения к легализации.

Информация о работе Налоговое Регулирование в Республике Казахстан