Налоговое Регулирование в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 09:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в анализе проблем налогового регулирования экономики Казахстана.
Исходя из цели, определены следующие задачи работы:
определить сущность налогового регулирования экономики;
рассмотреть зарубежный опыт налогообложения субъектов предпринимательской деятельности;
показать современное состояние и развитие малого бизнеса в
Республике Казахстан;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1 Место и роль налогового регулирования в системе управления экономикой 5
1.2 Налоговые инструменты регулирования экономики 8
1.3 Особенности налогового регулирования в зарубежных государствах 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА) 18
2.1 Анализ налогового регулирования на современном этапе 18
2.2 Анализ поступления налогов в бюджет от малого и среднего бизнеса 24
2.3 Налоговый контроль в отношении субъектов малого предпринимательства Республики Казахстан 35
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Файлы: 1 файл

Дип.-НАЛОГОВОГО-РЕГУЛИРОВАНИЯ-В-РЕСПУБЛИКЕ-КАЗАХСТАН-НА-ПРИМЕРЕ-МАЛОГО-И-СРЕДНЕГО-БИЗНЕСА2008 (1).doc

— 763.00 Кб (Скачать файл)

Этот вопрос был решен  Налоговым кодексом, введенным в  действие с 1 января 2002 года, где срок проведения налоговой. проверки устанавливался для юридического лица, не имеющего структурного подразделения, от 30 при обычной проверке до 50 рабочих дней при проверке вопросов особой сложности; для юридического лица, имеющего структурное подразделение, от 30 до 60 рабочих дней при обычной проверке и до 80 дней при проверке вопросов особой сложности.

Практика показывает, что от установленного срока проведения проверки напрямую зависит и эффективность проводимой контрольной работы налоговых органов. Поэтому при определении количества дней, необходимых для проверки, следует принять во внимание проверяемый период, объем производства и реализации продукции, работ и услуг, а также число структурных подразделений: имеющиеся филиалы, дочерние предприятия. К примеру, бывают корпорации, имеющие структурные подразделения в нескольких областях.

Кодексом также установлена  периодичность проведения налоговых проверок, комплексных — не чаще одного раза в год, тематических — не более одного раза в полугодие.

На практике встречается, что вновь организованные хозяйствующие субъекты подвергаются налоговым проверкам, не проработав и полгода, что отрицательно сказывается на их деятельности. В этой связи, по нашему мнению, следует законодательно установить такой порядок, когда вновь организованные хозяйствующие субъекты не должны подвергаться как комплексной, так и тематической проверке в течение первого календарного года деятельности.

В условиях компьютеризации  усложнилась методика проведения проверок. Вместо первичных документов, журналов-ордеров, ведомостей, главной книги, заполненных вручную бухгалтерами, налоговым инспекторам приходится иметь дело с унифицированными формами документов, составленными на компьютере. Это налагает определенный отпечаток на качество проведения доку ментальной, проверки. Для того, чтобы выйти из положения, налоговый инспектор должен обладать достаточным профессиональным опытом, знать программы, уметь читать записи, хорошо знать технологию обработки учетно-отчетной информации, способы и методы контроля ее достоверности.

Как показывает практика, в налоговых органах работают, как правило, специалисты с достаточным  уровнем квалификации, но вместе с тем налоговики по функциональным обязанностям обычно являются специалистами широкого профиля и в силу этого недостаточно хорошо владеют отраслевой спецификой предприятия. Иногда из-за этого страдает качество проверок. Но в связи с небольшой численностью работников отдела аудита за налогообложением юридических лиц и достаточно значительной нагрузкой на одного проверяющего представляется невозможным ввести четкую специализацию по отраслям среди налоговых работников.

В настоящее время  получили широкое распространение  факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, что делает невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Именно поэтому целесообразным является внедрение и использование косвенных методов исчисления налоговых обязательств, которые давно и успешно применяются в мировой практике налогового контроля. Здесь чаще всего используются метод общего сопоставления имущества и метод, основанный на анализе производственных запасов23.

Таким образом, совершенствование  документального контроля должно базироваться на совершенствовании методологической основы, повышения квалификации проверяющих, особенно в части отраслей.

В целях повышения эффективности контроля за теневым оборотом весьма действенной мерой может быть контроль инспекции за строительством фешенебельных особняков и, как следствие, контроль за расходами этих лиц, который может способствовать выявлению незаконной предпринимательской деятельности.

Поскольку весьма значительную часть налогоплательщиков составляют физические лица и индивидуальные предприниматели, то нельзя забывать о повышении эффективности контрольной работы в отношении этой категории плательщиков. Так, в части физических лиц необходимо повысить результативность контроля за их расходами. Такой вид контроля должен быть урегулирован нормами налогового законодательства. В частности, следует ввести положения о контроле за приобретением физическими лицами валютных ценностей в результате совершения операций, превышающих определенную сумму.

Что касается работы с  индивидуальными предпринимателями, то здесь приоритетным направлением в последнее время является активизация деятельности инспекции по выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности. В перспективе планируется ее усилить. Практика показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции21.

Наиболее частым нарушением у индивидуальных предпринимателей, работающих на рынках и иных точках розничной торговли, является неуплата единого налога. Причем в некоторых случаях налоговым инспекторам приходится привлекать к содействию сотрудников правоохранительных органов. Однако принимаемые налоговыми органами меры по контролю за уплатой единого налога, в том числе путем организации постоянно действующих постов контроля с участием работников правоохранительных органов, не позволили в полной мере пресечь неуплату единого налога и привлечь к уплате граждан при разовой реализации. Поэтому необходимо предусмотреть обязанность собственников рынка по ограничению допуска индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц к реализации на предоставленных для торговли местах без уплаты единого налога. Данную обязанность следует регулировать законодательно.

В целях дальнейшего  реформирования налоговой системы, в рамках послания Главы Государства  народу Казахстана, направленной на снижение налоговой нагрузки и развития приоритетных секторов экономики, были снижены налоговые  ставки по различным видам налогов, в том числе по индивидуальному подоходному налогу, НДС, ставки по упрощенной декларации и патенту. Такие изменения, безусловно, положительно повлияют на развитие малого и среднего бизнеса. Однако, на первоначальном этапе будут способствовать снижению налоговых поступлений.

Учитывая тенденцию  ежегодного роста во всех сферах экономики, Налоговый комитет определил  в качестве основной задачи на 2007 год  обеспечение поступлений налогов  и других обязательных платежей в  бюджет, в сумме не менее 580 млрд.тенге с обеспечением прироста на 22%.

В этой связи необходимо:

Обеспечить прирост  поступлений по основным доходным источникам государственного бюджета. Статистика состоящих на учете по НДС в  налоговых органах г.Алматы предприятий  свидетельствует, что из 31 161 плательщиков НДС представляют ФНО по НДС 25 968, из них осуществляют фактическую уплату сумм НДС в бюджет лишь 15173, или 48,7%, в связи с этим, нами предполагается, что порядка 15-20% плательщиков НДС, не только не выполняют свои налоговые обязательства, но и выписывают фиктивные счета-фактуры, на основании которых в последующем покупатели, увеличивая зачетную часть по НДС, уклоняются от уплаты налогов. При этом одновременно формируют на лицевых счетах не правомерное дебетовое сальдо по НДС, которое используется ими в счет предстоящих платежей.

В свете внесенных  изменений .в налоговое законодательство налоговыми органы г.Алматы планируется  проведение широкомасштабных мероприятий  в отношении лжепредприятий, созданных  по заранее разработанным схемам ухода от налогообложения.

Ранее действовавшее  законодательство, к сожалению, не позволяло  своевременно предпринять меры налогового контроля в отношении лжепредприятий, даже при наличии отдельных фактов ухода от налогообложения и только сегодня мы можем применить в работе такие факты, полученные в ходе администрирования налогов в истекшем году.

Нельзя оставить без  внимания итоги отработки отчетов  по камеральному контролю налоговой  отчетности за 2005г., по результатам  которой в ДБЭиКП по г.Алматы для  принятия процессуальных решений направлено 1 103 Заключений правильности исчисления налогов в бюджет на общую сумму налогов в размере 117,4 млрд.тенге, т.е. это те денежные средства, которые выведены «обнальными фирмами» из налогооблагаемого оборота, что повлекло непоступление в бюджет пред) смотренных законодательством РК налогов.

Внесенные изменения  в Налоговый кодекс в части  расширения полномочий налоговых органов  по инициированию исков в суды для признания судебными органами регистрации лжепредприятий недействительной, будут предотвращать нанесение такого ущерба государству, т.к. законодательно у налоговых органов появилась возможность поставить заслон деятельности «обнальных фирм» 27.

Кроме того, в дальнейшем по мере вступления в силу таких  судебных решений нами также будут приниматься соответствующие меры к недобросовестным налогоплательщикам, использующим «мнимые» услуги лжепредприятий для минимизации своих налоговых обязательств.

Также необходимо отметить, что начальную цепочку схемы, как показывает практика, образуют «злостные» налогоплательщики, отсутствующие по юридическим адресам, но при этом, пользуясь своим правом, своевременно представляющие налоговую отчетность в электронном виде.

В связи с этим, считаем, что внесенные изменения в  ст.210 Налогового кодекса в части снятия с учета по НДС налогоплательщиков, не уведомивших налоговые органы в течение 20 рабочих дней об изменении места нахождения, и изменения в Закон «О государственной регистрации..» позволят «в корне» разрушить спланированные схемы ухода от налогов, к невозможности создания, так называемых, «обнальных фирм» и противодействовать теневому бизнесу в целом.

Таким образом, усиление администрирования налогов, предусмотренные  изменениями в законодательные  акты, приведут, в первую очередь, к  легализации теневых доходов хозяйствующих субъектов, к увеличению количества добросовестных и дисциплинированных налогоплательщиков Республики Казахстан, и в конечном итоге к увеличению собираемости налогов в бюджет.

Вместе с тем надо признать, что, так называемая, «оптимизации налогов», проводимая категорией «злостных» налогоплательщиков будет совершенствоваться, что требует от налоговых органов по всей республике скоординированной широкомасштабной оперативной деятельности в данном

В истекшем году отработка  дебетового сальдо осуществлялась на основе формализованных отчетов по которым выявлялся перечень налогоплательщиков, необоснованно завышающих дебетовое сальдо из-за неправильного составления деклараций по НДС, по ним проведен эффективный налоговый контроль уменьшения переплаты по НДС, о чем свидетельствуют результаты произведенных 226 проверок за 2006 год, всего доначислено НДС со штрафными санкциями 1,6 млрд.тенге.

В связи с этим, одним  из резервов обеспечения поступления  НДС в бюджет - это активизация  работы по обработке дебетского сальдо по НДС с помощью информационных систем.

Внесенные изменения  в налоговое законодательство положительно повлияют и на развитие малого и  среднего бизнеса,   однако на первоначальном этапе отразятся на снижении поступлений  и по предварительным   подсчетам  потери составят  порядка     350     млн.тенге.  В этой связи,  необходимы своевременные меры по восполнению потерь за счет расширения налогооблагаемой базы и выведения из «тени»  оборотов.   Для   обеспечения   действенного   противостояния   уклонению   от   налогообложения, планируется активно использовать информационные технологии, в автоматическом режиме формировать налогоплательщиков - «групп риска», предположительно занижающих объекты налогообложения. Так как   трудовые   ресурсы   ограничены,   для   более   широкого   охвата   налогового   администрирования, планируется    продолжить   проведение   бесед   и   предоставление   возможности   налогоплательщикам самостоятельно увеличить доходы, в противном случае применять меры административного воздействия.

В текущем году планируется  усилить взаимодействие с уполномоченными  органами, а также уделить особое внимание незарегистрированным основным средствам, используемым в предпринимательской  деятельности. Для этих целей планируется  провести сплошную инвентаризацию имущества СМП: производственных линий, оборудования, аппаратуры, инвентаря и прочего имущества на предмет уплаты налога на имущества.

Кроме того, значительный удельный вес незарегистрированных субъектов малого предпринимательства  приходится на лиц, занимающихся частным извозом, сдачей в аренду жилья, «челночным» бизнесом на рынках. В этой связи, планируется усилить взаимодействие с таможенными органами и органами внутренних дел по организации совместных рейдовых проверок.

Обеспечение    равномерного    поступления    авансовых    платежей    по    корпоративному подоходному налогу в течение года с приростом  против уровня  2006 года на 30%, что является возможным в связи с внесенными изменениями в налоговый кодекс в части отмены п.З статьи 126, то 
есть при превышении досчета по СГД над авансовыми платежами не надо будет в обязательном порядке увеличивать   авансовые   платежи   на   период   после   сдачи   СГД.   Данные   изменения   стимулируют налогоплательщика более достоверно начислять авансовые платежи и равномерно уплачивать в течение года.

Информация о работе Налоговое Регулирование в Республике Казахстан