Налоговое Регулирование в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 09:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в анализе проблем налогового регулирования экономики Казахстана.
Исходя из цели, определены следующие задачи работы:
определить сущность налогового регулирования экономики;
рассмотреть зарубежный опыт налогообложения субъектов предпринимательской деятельности;
показать современное состояние и развитие малого бизнеса в
Республике Казахстан;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1 Место и роль налогового регулирования в системе управления экономикой 5
1.2 Налоговые инструменты регулирования экономики 8
1.3 Особенности налогового регулирования в зарубежных государствах 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА) 18
2.1 Анализ налогового регулирования на современном этапе 18
2.2 Анализ поступления налогов в бюджет от малого и среднего бизнеса 24
2.3 Налоговый контроль в отношении субъектов малого предпринимательства Республики Казахстан 35
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Файлы: 1 файл

Дип.-НАЛОГОВОГО-РЕГУЛИРОВАНИЯ-В-РЕСПУБЛИКЕ-КАЗАХСТАН-НА-ПРИМЕРЕ-МАЛОГО-И-СРЕДНЕГО-БИЗНЕСА2008 (1).doc

— 763.00 Кб (Скачать файл)

- незачисления (неперечисления) в банк или другую организацию,  осуществляющую кассовое исполнение бюджетной системы, суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет в день совершения операции по списанию денег с банковского счета налогоплательщика;

- неисполнения в первоочередном  порядке инкассовых поручений  (распоряжений) налоговых органов  на взимание с налогоплательщиков сумм налогов, штрафов, пени, не внесенных в установленные сроки;

- отказа в допуске  сотрудников органов налоговой  службы к проверке совершенных  (совершаемых) операций по банковским  счетам, наличия денег на этих  счетах у налогоплательщиков - юридических лиц (физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), а также операций и наличия денег на счетах, вкладах конкретных физических лиц или создания иного препятствия в осуществлении этих проверок;

- неисполнения распоряжений налоговых органов по приостановлению всех расходных операций юридических лиц по их банковским счетам, невыполнения требований об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, непредставления или отказа предъявить органам налоговой службы и их должностным лицам бухгалтерские отчеты и балансы, расчеты и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, установлением и применением цен и тарифов;

- непредставления по  запросам налоговых органов сведений о совершенных за определенный период операциях по банковским счетам, наличии денег на этих счетах у налогоплательщиков;

- непредставления должностными  лицами банков, организаций, осуществляющих  отдельные виды банковских операций, фондовых бирж по запросам органов налоговой службы сведений о финансовых операциях налогоплательщиков в течение предшествующего года и о начисленном вознаграждении (интересе) по форме и в сроки, установленные уполномоченным государственным органом, - влекут штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей.

 Неисполнение банками  и организациями, осуществляющими  отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством, совершенное в виде:

- неучета регистрационного номера налогоплательщика при открытии налогоплательщиком (кроме физических лиц - нерезидентов) банковских счетов;

- неуведомления в течение  трех рабочих дней налоговых  органов об открытии налогоплательщику  - юридическому лицу или физическому  лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, банковских счетов;

- проведения операции  по счетам клиентов без проставления  в платежных документах (за исключением векселя) регистрационного номера налогоплательщика;

- непрекращения всех расходных операций по банковским счетам налогоплательщиков - юридических лиц или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по решению налоговых органов в случаях, предусмотренных налоговым законодательством;

- незачисления (неперечисления) в банк или другую организацию,  осуществляющую кассовое исполнение бюджетной системы, суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет в день совершения операции по списанию денег с банковского счета налогоплательщика;

- неисполнения в первоочередном  порядке указаний, касающихся безусловного перечисления соответствующих налогов, по решению налоговых органов в случаях, предусмотренных налоговым законодательством;

- неисполнения в первоочередном  порядке инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов на взимание сумм налоговых и других платежей, пени и штрафов -

- влекут штраф на  юридических лиц в размере  пяти процентов от суммы совершенных расходных операций по банковским счетам налогоплательщиков.

 Неперечисление или  несвоевременное перечисление банками  и организациями, осуществляющими  отдельные виды банковских операций, сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, размещенных по договорам об условном банковском вкладе, - влечет штраф на юридических лиц в размере пятидесяти процентов от суммы неперечисленного или несвоевременно перечисленного налога и другого обязательного платежа в бюджет, размещенного на условном банковском вкладе.

Представление банками  и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, заведомо ложных сведений об операциях по банковским счетам юридических или физических лиц, а равно выдача поручительств, гарантий и иных обязательств, заведомо не обеспеченных фактическим финансовым состоянием данного банка, если эти действия не повлекли причинение крупного ущерба физическому или юридическому лицу либо государству, - влекут штраф на должностных лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей.

Невыполнение налогоплательщиком законных требований органов 
налоговой службы и их должностных лиц - влечет штраф на физических лиц в размере восьми, на должностных лиц - в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.

Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица органа налоговой службы, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение, используемые налогоплательщиком (кроме жилых помещений) для предпринимательской деятельности, - влечет штраф на индивидуальных предпринимателей и на должностных лиц в размере сорока пяти месячных расчетных показателей3.

Налоговые органы ведут  систематический контроль за соблюдением налогоплательщиками норм налогового законодательства, периодичности охвата и установленных сроков проведения документальных проверок. Это способствует соблюдению налогоплательщиками налоговой дисциплины, бесперебойному поступлению налоговых платежей в бюджет, а также разработке предложений по совершенствованию налогового законодательства.

В целях отражения  контрольной работы налоговых органов  республики введена отчетность формы 2-Н «свободный отчет о результатах контрольно-экономической работы налоговых комитетов» (табл. 16).

Таблица 16.     Динамика дополнительно начисленных сумм налогов и штрафных санкций по результатам документальных проверок налоговых комитетов г. Алматы за 2006—2007 гг.(млн. тенге)

№ п/п

Показатели

2006

2007

1

Общая сумма  поступлений налогов в бюджет

148 845,6

203 409,0

2

Дополнительно начислено налогов

8181,1

11 947,3

3

В % к обшей  сумме поступлений налогов в  бюджет

5,5

5,9

4

Предъявлено штрафных санкций

2511,5

4440,0

5

В % к общей  сумме поступлений налогов в  бюджет

1,7

2,2


Источник: отчетные данные Налогового комитета г. Алматы.

 

Из приведенных данных видно, что налоговыми комитетами по г. Алматы дополнительно начислено  налогов и других обязательных платежей в бюджет вместе со штрафными санкциями в 2001 г. — 5447,0 млн. тенге, в 2002 г. — 10 692,6 млн. тенге, в 2003 г. — 16 387,3 млн. тенге, в общей сумме налоговых поступлений это составило в 2001 г. — 4,3%, в 2002 г. — 7,2% и в 2003 г. — 8,1%, т.е. в динамике наблюдается рост как в абсолютной сумме, так и в процентном выражении.

Проверки показывают, что большая часть налоговых  нарушений приходится на два основных бюджетных источника — корпоративный  подоходный налог и налог на добавленную стоимость. В общей сумме доначисленных налоговых платежей доля налога на добавленную стоимость составляет более 50%, корпоративного подоходного налога с юридических лиц — более 30%. Это говорит о значимости этих двух налогов и о том, что им необходимо уделить особое внимание при проведении налоговых проверок.

Следует отметить, что  среди форм налогового контроля в  части пополнения бюджета дополнительными начислениями важное место занимают камеральный контроль и налоговые проверки.

 

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

После получения Казахстаном  статуса независимого государства изменившиеся экономические условия страны потребовали соответствующих изменений налоговой системы, и в том числе налогового контроля. Одной из главных целей налоговой реформы, проводимой в республике, является коренное улучшение дел с поступлением платежей в бюджет.

Анализируя современное  состояние налогового контроля, можно  сделать вывод, что в условиях развития рыночных отношений основные направления повышения эффективности налогового контроля заключаются в совершенствовании его нормативно-правовой базы и организационно-методических основ контрольной работы налоговых органов.

В этом аспекте особую важность имеет дальнейшее совершенствование налогового законодательства.

В 2001 году в форме Налогового кодекса был принят единый документ, где кодифицированы все вопросы  налогообложения, в том числе  и процедуры налогового контроля.

С принятием Кодекса устранена часть разночтений и неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения. В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволяют свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров.

Необходимо отметить, что фискальная направленность нынешней налоговой системы проявляется в непомерно высоком уровне штрафных санкций, что, в свою очередь, неизбежно приводит к уклонению от налогообложения10.

Практика показывает, что чем строже карательные меры, тем больше стремление налогоплательщиков скрыть свои доходы. Поэтому штрафные санкции должны быть дифференцированы в зависимости от тяжести правонарушения и наличия умысла. Необходима более четкая и подробная классификация налоговых нарушений.

В актах законодательства должны быть четко определены обязанности  граждан и юридических лиц, а  также исчерпывающий перечень запретов. С другой стороны, должна быть так же четко определена компетенция государственных органов и их должностных лиц, не дающая возможностей расширительно толковать ее пределы.

Контрольно-экономическая  работа налоговых органов координируется с другими контролирующими органами. Попытки улучшения координации проверок уже неоднократно предпринимались, однако положительного результата не принесли.

В частности, в целях  реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности, обеспечения ее поддержки и защиты, исключения фактов необоснованного вмешательства должностных лиц государственных органов в деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц принято постановление Правительства Республики Казахстан от 1 сентября 1999 года № 1286 «О введении единого статистического учета всех проверок хозяйствующих субъектов»1. Данное постановление обязывает государственные контролирующие органы регистрировать акты о назначении проверок субъектов предпринимательства в органах прокуратуры. Регистрацию актов о назначении проверок субъектов предпринимательства осуществляет центр правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан и его территориальные органы. Для проведения проверки необходимо заполнить регистрирующие документы, затем после проведения каждой зарегистрированной проверки контролирующими органами представляется талон установленного образца, в котором указываются фактическое время проверки, описание выявленных нарушений, ее правовые результаты и последствия. Если регистрирующим органом выявляются факты нарушения прав субъектов малого предпринимательства, об этом сообщается в вышестоящие контролирующие органы и в прокуратуру соответствующего уровня для устранения нарушения и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. Заполнение этих документов усложняет и отнимает время работников налоговых органов.

Согласно действующему налоговому законодательству проверка правильности исчисления и своевременности  уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет осуществляется исключительно органами налоговой службы. Налоговые службы самостоятельно определяют круг проверяемых налогоплательщиков и перечень проверяемых вопросов. При этом налоговым законодательством не оговаривается, что налоговые проверки проводятся через регистрации в органах прокуратуры.

Поэтому считается, что  порядок проведения проверок должен осуществляться строго согласно Налоговому кодексу Увеличивающаяся с каждым годом численность налогоплательщиков, а в связи с этим степень загруженности налоговых инспекторов, диктуют необходимость разработки оптимальных сроков проведения проверок хозяйствующих субъектов с учетом специфики их деятельности.

Необходимо отметить, что до принятия действующего Налогового кодекса срок проведения документальной проверки ограничивался 30 днями. Однако по отдельным категориям налогоплательщиков, в связи с большим объемом проверяемых документов, указанный срок, как правило, не выдерживался.

Информация о работе Налоговое Регулирование в Республике Казахстан