Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:20, курсовая работа
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1) изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;
2) анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
3) определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.
Введение
Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.
В целях преодоления негативных
последствий воздействия
Сущность налогообложения
Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1) изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;
2) анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
3) определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.
Проанализировав периодическую печать можно сделать некоторые выводы и схемы по статьям, связанные с налоговыми доходами РФ.
В курсовой работе предложены решения о повышении собираемости налоговых доходов. Принятие данных решений имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.
Объектом исследования являются налоговые доходы федерального бюджета.
Предметом являются налоги – важнейшая форма аккумуляции денежных средств в бюджете РФ.
Методом исследования в данной работе являются: рассмотрение теории и проведение анализа.
При написании работы использовались нормативно-правовые акты РФ, учебная литература по теме работы, Интернет – источники: сайт федеральной налоговой службы www.nalog.ru, www.minfin.ru.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, выводы и предложения, список использованной литературы
В первой главе рассмотрены теоретически
Во второй, проведен анализ поступления налоговых доходов в федеральный бюджет Российской Федерации.
1. Теоретические основы формирования налоговых доходов бюджета РФ
1.1. Экономическая сущность, состав и структура налоговых доходов федерального бюджета
Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.
В период абсолютизма развивается система прямых и косвенных налогов, возникает проблема отделения доходов монарха от доходов государства. В России же в конце 19в., с началом работы Государственной Думы, стало обсуждаться установление новых видов налогов.
В настоящее время, аккумулируя
налоги в бюджетном фонде, государство
финансирует важнейшие
Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2010 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.
Налоговый кодекс РФ определяет налог
как «обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый
с организаций и физических лиц
в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности
Налоги – категория
Однако на практике решающее значение
при определении категории «
В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.
Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально - вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий.
Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) федеральные налоги
и сборы, перечень и ставки
которых определяются
2) таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи;
3) государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.
Основной источник доходов - это налоги.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.
В перечень этих налогов входят:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на прибыль;
4) налог на доходы физических лиц;
5) государственная пошлина;
6) водный налог;
7) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
8) налог на добычу полезных ископаемых.
Таким образом, связь налогов и бюджета имеет двусторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей, в то время как неналоговые доходы формируют лишь 15–20% бюджета. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами.
Итак, конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах и в установленные сроки.
1.2. Роль налоговых доходов в формировании бюджета в Российской Федерации
Налоговые доходы могут обеспечить лишь 62,25% доходной части бюджета. Остальную часть расходов бюджета области покрывают неналоговые доходы, основной статьей которых являются дотации из федерального бюджета РФ
Таким образом, применительно
к расходной концепции построения бюджета
каждый уровень бюджетной системы должен
в первую очередь определить объем общественных
услуг, их предложение в относительной
форме стоимости государственных расходов
и лишь затем определить цену их для общества
в форме налогов, сформировать спрос на
источники с учетом предложения финансовых
ресурсов для налогообложения со стороны
налогоплательщиков.
Это
логично, обоснованно и законно с рыночных
позиций. Больший объем совокупных государственных
услуг (полезных, необходимых обществу
расходов) влечет за собой большее налоговое
бремя.
Таким
образом, для перехода на расходную концепцию
построения бюджета крайне необходимо
установить в стране оптимальный (равновесный)
уровень налогового бремени, при котором
государство получает достаточно доходных
источников для осуществления полезных
обществу государственных расходов и
налогоплательщики согласны относительно
безболезненно для своих интересов выплатить
государству часть созданной добавленной
стоимости (доходов). Налоги выступают
главной формой мобилизации государственных
доходов в странах с рыночной экономикой.
В бюджетах центральных правительств
они составляют от 70 до 90% всех доходов,
в местных бюджетах доля налоговых доходов
обычно составляет около половины. За
счет налогов и сборов, перераспределяемых
через государственный бюджет, формируется
часть финансовых ресурсов государственных
и муниципальных предприятий (в Российской
Федерации – унитарные предприятия) и
ряда специальных фондов.
Доля
национального дохода, перераспределяемого
через систему налогов и сборов, зависит
от задач и функций государства. В тех
странах, где государство особенно активно
осуществляет социальную политику (скандинавские
страны, Франция, Германия и др.), доля огосударствляемого
национального дохода, как правило, выше.
На общий размер налоговых изъятий и их
долю в национальном доходе значительно
влияют такие факторы, как милитаризация,
формы и методы государственного вмешательства
в экономику, размеры государственной
собственности.
Доходы
федерального бюджета формируются за
счет:
1) федеральных
налогов, сборов и неналоговых доходов
– в соответствии с нормативами отчислений,
установленными Бюджетным кодексом;
2) иных неналоговых
доходов в соответствии с нормативами
отчислений;
3) федеральных
налогов и сборов (в части погашения задолженности
прошлых лет по отдельным видам налогов,
а также в части погашения задолженности
по отмененным налогам и сборам).
Следовательно,
налоги – важнейшая форма аккумуляции
денежных средств бюджетом. А поддержание
эластичности налоговой системы является
непременным условием сбалансированности
государственной казны.
В связи с этим
главным недостатком бюджетного балансирования
является обособленное формирование доходной
и расходной части бюджета без необходимого
экономического обоснования (постатейного
соотношения) между отдельными расходами
и возможностями обеспечения под них соответствующего
объема доходов. Роль налоговых платежей
в формировании бюджета представим графически
на примере структуры доходной части бюджета
Российской Федерации на 2008 г. (рис. 2).
Рис. 2. Роль налоговых платежей в формировании
бюджета РФ.
Итак, значение налогов в формировании бюджета велико: они составляют 85% всей доходной части бюджета. Наибольший удельный вес в структуре бюджета занимают такие налоги, как НДС, налог на добычу полезных ископаемых и акцизы. На региональном уровне наибольший удельный вес в статьях доходов занимают налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.
Таким образом, налоги, являясь главным источником бюджетных доходов на всех уровнях бюджетной системы, задают не только параметры постатейного финансирования расходов, но и служат основой для территориального перераспределения финансовых ресурсов. Необходимо реформирование межбюджетных отношений между центром и субъектами федерации, муниципальными образованиями, основными направлениями которого является обособление каждого звена бюджетной системы РФ и устранения зависимости бюджетов субъектов РФ от федерального бюджета, а также внедрение расходной концепции построения бюджета Российской Федерации. С этих позиций бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на сбалансирование интересов центра и территорий, определение четких пропорций распределения налоговых платежей по звеньям бюджетной системы.
1.3. Правовые основы формирования налоговых доходов в России
В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.
Законодательные органы субъектов Федерации принимают законы о налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового Кодекса РФ, принятого Законодательным Собранием РФ.
Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.
Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации