Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:20, курсовая работа
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1) изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;
2) анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
3) определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.
- для всех остальных видов доходов следует восстановить прогрессивную шкалу ставок налога с полным освобождением от налогообложения малообеспеченных граждан. Ставка налога должна менять свой характер от щадящего (для среднего класса) в начале до сдерживающего в конце диапазона.
По мнению экспертов, следует предусмотреть режим обложения неидентифицируемых доходов по ставке в размере 50% и выше (нечто вроде постоянно действующей налоговой амнистии).
В США и Западной
Европе общепринятой является прогрессивная
шкала налогообложения как
Например, в США максимальная ставка подоходного налога на граждан равна 35% (в связи с кризисом увеличена до 39%), в Великобритании – 40% (в связи с кризисом увеличена до 50%), во Франции - 40%, в Дании – 55,4% (в связи с кризисом увеличена до 65%), в Нидерландах 52%. При этом в бюджетах этих стран поступления налога на доходы физических лиц занимают доминирующее положение, достигая 40-60% в общей сумме налоговых доходов.
Отмена введенной с 2010 года предельной величины доходов, выше которой перестают взиматься взносы в государственные социальные фонды, позволит обеспечить дополнительные поступления во внебюджетные фонды.
Отмена предельного порога позволит решить сразу несколько задач:
- обеспечить дополнительные поступления социальных взносов;
- понизить ставки страховых взносов для подавляющего числа работодателей, что, в свою очередь, снизит налоговую нагрузку на бизнес, особенно малый и средний, наиболее сильно пострадавший от резкого повышения ставок страховых взносов с 1 января 2011 года;
- ликвидировать одну из самых распространенных «серых» схем вывода основной массы заработной платы из-под социального обложения.
Введение прогрессивной шкалы НДФЛ потребует также пересмотра действующих ставок и порядка обложения дивидендов. В настоящее время такие доходы облагаются по низким ставкам или не облагаются вовсе и полностью освобождены от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, что поощряет к использованию инструмента дивидендов собственниками бизнеса и топ-менеджерами.
В связи с необходимостью пересмотра отношения государства к дивидендам потребуется и пристальное внимание к проблеме вывода доходов и капитала за границу, к проблеме оффшоров (56% российского ВВП в 2009 году создавалось компаниями, зарегистрированными в оффшорах). Вывод доходов через оффшорные зоны – это проблема не только России, но и большинства экономик мира. По оценкам экспертов, около 11,5 триллионов долларов в мире прячется в «оффшорном рае».
Необходимо учитывать, что большая часть сокрытий доходов и уклонений от уплаты налога и социальных отчислений приходится именно на высокодоходные слои населения.
Богатейший опыт развитых стран показывает, что обеспечить 100-процентную собираемость подоходного налога с населения практически невозможно: уплата налогов нигде и никогда не является добровольным делом. Поэтому одновременно встает вопрос о создании эффективного, жизнеспособного механизма перекрестного контроля расходов. Безусловно, речь идет только о дорогостоящих приобретениях, в первую очередь, недвижимость, автомобили, яхты, антиквариат и подобное.
В свою очередь эффективность мер по налогообложению доходов, социальным отчислениям, контролю расходов будет сильно снижена, если законодатели, а, соответственно, налоговое законодательство и контролирующие органы, не будут своевременно реагировать на изменения, происходящие в этой сфере, если государство будет применять механизм принуждения к уплате налогов «выборочно».
Итак, подводя итог, подчеркнем необходимые меры для повышения собираемости налоговых доходов федерального бюджета:
- обеспечить дополнительные поступления социальных взносов;
- понизить ставки страховых взносов для подавляющего числа работодателей;
- ликвидировать одну из самых распространенных «серых» схем вывода основной массы заработной платы из-под социального обложения.
Таким образом, можно сказать, что наибольшее поступление налоговых доходов было в 2011 г. в сумме 10656,7 млрд. руб., наименьшее - в 2009г. Наибольший удел налоговых доходов приходится налог на прибыль организаций.
Выводы и предложения
Рассмотрев и проанализировав поступление налоговых доходов в федеральный бюджет можно следующие основные выводы.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.
В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.
Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.
В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.
Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени.
Налоги, являясь главным источником доходов на всех уровнях бюджетной системы, задают не только параметры постатейного финансирования расходов, но и служат основой для территориального перераспределения финансовых ресурсов.
Основными документами, определяющими формирование доходов, является Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, нормативные правовые акты органов самоуправления о налогах и сборах, принимаемые представительными органами самоуправления в соответствии с НК РФ.
Также можно сказать, что наибольшее поступление налоговых доходов было в 2011 г. в сумме 10656,7 млрд. руб., наименьшее - в 2009г. Наибольший удел налоговых доходов приходится налог на прибыль организаций.
Итак, подводя итог, подчеркнем необходимые меры для повышения собираемости налоговых доходов федерального бюджета:
- обеспечить дополнительные поступления социальных взносов;
- понизить ставки страховых взносов для подавляющего числа работодателей;
- ликвидировать
одну из самых
Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением – в чем и достигается совершенствование налоговых доходов.
Список использованной литературы
I.Нормативно-правовые акты:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2009 г.) // Российская газета. – 2010. – 22 декабря.
2. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.05.2010 г.). // Российская газета. – 2009. – 12 декабря.
3. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год». Российская газета. – 2008. – 16 декабря.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2009 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год». Российская газета. – 2009. – 14 декабря.
5. Федеральный закон от 24 июля .2010 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период до 2012 года». Российская газета. – 2010. – 4 декабря.
II.Специальная литература:
6. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.
7. Багиров А.В. Возвращение блудного дефицита // Российская бизнес-газета.- 2010.- №5.- С. 7.
8. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2011-2010 годах // Финансы.- 2010.- № 9.- С. 8-10.
9. Гринкевич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России.- М.: КНОРУС, 2010.- 560 с.
10. Зевакин М. Ю.Механизм формирования доходов федерального бюджета от прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. // Финансы и кредит.- 2010.- № 22.- С. 30-33.
11. Качур О.В. Некоторые аспекты налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика.- 2010.- № 2.- С. 28-33.
12. Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса. 2008. – 240 с.
13. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики. // Финансы.- 2010.- № 4.- С. 3-7.
14. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы.- М.: Инфра-М, 2010.- 360 с.
15. Нешитой А. С. Финансы: Учебник.- 7-е изд., перераб и дополн.- М.: Дашков и К, 2010.- 512 с.
16. Нетреба П. Налоги ждут бюджетного послания президента. // Комерсантъ.- 2010.- №34/П.- С. 3.
17. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр,2010.- 383 с.
18. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е. В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика, 2007. – 344 с.
19. Финансы: Учебник / Под ред. М В. Романовского, О. В. Врубеля, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-Издат, 2009.- 464 с.
20. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение - М.: МЦФЭР, 2009. – 528 с.
21. Сайт федеральной налоговой службы www.nalog.ru
22. Сайт министерства финансов www.minfin .ru