Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:20, курсовая работа
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1) изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;
2) анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
3) определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.
Правовую базу формирования
доходов бюджетов составляют:
1) бюджетное
законодательство РФ, которое состоит
из БК РФ и принятых в соответствии с ним
законов о федеральном бюджете на соответствующий
год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов
РФ на соответствующий год и иных федеральных
законов, законов субъектов РФ и нормативных
правовых актов представительных органов
местного самоуправления, регулирующих
бюджетные отношения. Бюджетный кодекс
Российской Федерации устанавливает общие
принципы бюджетного законодательства
Российской Федерации, организации и функционирования
бюджетной системы Российской Федерации,
правовое положение субъектов бюджетных
правоотношений, определяет основы бюджетного
процесса и межбюджетных отношений в Российской
Федерации, порядок исполнения судебных
актов по обращению взыскания на средства
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности
за нарушение бюджетного законодательства
Российской Федерации.
2) законодательство
о налогах и сборах, которое в соответствии
со ст. 1 НК РФ распадается на следующие
подуровни:
- Налогового кодекса РФ и
принятых в соответствии с ним федеральных
законов о налогах и сборах;
- законодательство
РФ о налогах и сборах, состоящее из НК
РФ и принятых в соответствии с ним федеральных
законов о налогах и сборах;
- законодательство
субъектов РФ о налогах и сборах, которое
состоит из законов и иных нормативных
правовых актов о налогах и сборах субъектов
РФ, принятых в соответствии с НК РФ;
- нормативные правовые
акты органов местного самоуправления
о местных налогах и сборах, принимаемые
представительными органами местного
самоуправления в соответствии с НК РФ.
Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ, состоящий из двух частей.
Первой частью НК РФ установлен порядок действия законов о налогах (сборах), изложены основные положения о налогах, права и обязанности участников налоговых отношений, определены основные понятия и определения по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
Вторая часть НК РФ посвящена раскрытию сущности видов налогов, а также раскрытию сути специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ. НК РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и изъятия налогов и сборов в РФ.
Итак, основными документами, определяющими формирование доходов, является Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, нормативные правовые акты органов самоуправления о налогах и сборах, принимаемые представительными органами самоуправления в соответствии с НК РФ.
Таким образом, налоги, являясь главным источником доходов на всех уровнях бюджетной системы, задают не только параметры постатейного финансирования расходов, но и служат основой для территориального перераспределения финансовых ресурсов.
2. Анализ и пути повышения собираемости налоговых доходов бюджета Российской Федерации
2.1. Анализ динамики налоговых доходов бюджета Российской Федерации
Основным источником доходов федерального бюджета (около 70 %) являются налоговые доходы. В федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 19% от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 11%), налог на доходы физических лиц (около 11%). Остальную часть образуют налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, страховые взносы.
Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.
Основным источником доходов федерального бюджета (около 70 %) являются налоговые доходы. В федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 19% от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 11%), налог на доходы физических лиц (около 11%). Остальную часть образуют налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, страховые взносы.
Рассмотрим динамику доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2009-2011 годах.
Таблица 1.
Динамика налоговых доходов бюджета РФ в 2009-2011 гг. (млрд. руб.)
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Налоговые доходы всего в текущих ценах |
7058,4 |
8680,8 |
10656,7 |
Индекс инфляции |
1,220 |
1,119 |
1 |
Налоговые доходы всего в сопоставимых ценах |
8611,2 |
9713,8 |
10656,7 |
Темп прироста налоговых доходов в сопоставимых ценах |
- |
+12,8 |
+9,7 |
Таким образом, можно говорить о том, что в 2009-2011 годах наблюдается реальный рост налоговых доходов федерального бюджета РФ – доходы за рассматриваемый период в сопоставимых ценах возросли в 1,2 раза.
В целом в 2009-2011 годах наблюдается достаточно равномерный рост налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации. Наибольший скачок налоговых доходов произошел в 2011 году.
Изучим динамику отдельных видов налогов. Она представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Динамика отдельных видов налоговых доходов в 2009-2011 гг. (млрд. руб.)
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Налоговые доходы всего в текущих ценах |
7058,4 |
8680,8 |
10656,7 |
из них: - налог на прибыль организаций |
1332,9 |
1670,6 |
2172,0 |
- НДФЛ |
707,1 |
930,4 |
1266,6 |
- НДС |
1472,2 |
1511,0 |
2261,7 |
- акцизы |
253,7 |
270,6 |
254,4 |
- налог с продаж |
0,3 |
- |
|
- налоги на совокупный доход |
77,5 |
95,9 |
123,7 |
- налоги на имущество |
253,1 |
310,9 |
411,2 |
- платежи за пользование природными ресурсами |
1001,6 |
1281,6 |
1317,5 |
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
1622,8 |
2237,4 |
2322,9 |
- единый социальный налог |
267,9 |
316,0 |
405,1 |
- прочие налоги и сборы |
69,3 |
56,4 |
121,6 |
Из приведенных данных видно, что ежегодно наблюдается как рост налоговых доходов федерального бюджета в целом, так и большинства статей его налоговых доходов. Так стабильный рост наблюдался по следующим статьям доходов – налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, доходы от внешнеэкономической деятельности. По большинству других статей доходов также наблюдается рост, но с небольшими колебаниями, что связано, главным образом с изменениями в бюджетно-налоговой политике, происходившими в анализируемом периоде.
Итак, исходя из проведенных данных можно сказать, что наибольшее поступление было в 2011 г. в сумме 10656,7 млрд. руб., наименьшее - в 2009г. Наибольший удел налоговых доходов приходится налог на прибыль организаций.
2.2. Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета
Федеральными налогами и сборами являются установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.
Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
Рассмотрим более подробно некоторые федеральные налоги.
Налог на добавленную стоимость. НДС относится к группе налогов на потребление.
В Российской Федерации он был введен в действие с 1 января 1992 г. в ходе налоговой реформы. НДС является регулирующим федеральным налогом. Пропорции его распределения по уровням бюджетной системы устанавливаются ежегодно Федеральным законом о федеральном бюджете. В разные годы в федеральный бюджет поступало от 75 до 85% величины собираемого НДС. С 2001 г. этот налог полностью поступает в федеральный бюджет.
Налогоплательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Объектом налогообложения призн
1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. При реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ услуг) без учета НДС.
2. Передача на территории
РФ товаров (выполнение работ,
оказание услуг) для
3. Выполнение строительно-
4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
С 2001 г. применяются три ставки НДС.
По ставке 0% производится обложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также работ и услуг, непосредственно связанных с экспортом и импортом товаров. Ставка 0% установлена на реализацию работ, выполняемых в космическом пространстве, на реализацию драгоценных металлов из лома и отходов Государственному (и соответствующим фондам субъектов РФ) фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.
По ставке 10% облагается реализация продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, книжной продукции и изделий медицинского назначения.
По ставке 18% производится обложение реализации в остальных случаях.
При исчислении НДС, подлежащего внесению в бюджет, следует учитывать налоговые вычеты. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на суммы налога, предъявленные ему и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ для осуществления производственной деятельности. Также к уменьшению следует принимать суммы налога по товарам, приобретенным для перепродажи, налога, уплаченного налоговыми агентами, и др.
По итогам за налоговый период может сложиться ситуация, когда сумма налоговых вычетов превысит сумму налога, подлежащего уплате в бюджет. В этом случае налогоплательщик может воспользоваться правом на возмещение налога за счет средств федерального бюджета.
Плательщики налога должны выделять сумму НДС отдельной строкой во всех расчетных документах.
Налоговый период по НДС составляет либо один месяц, либо один квартал.
Для бюджета этот налог имеет следующие преимущества :
Рис. 3. Величина НДС в доходах бюджета за 2009-2011 гг.
Поступление налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за 2011 год составило 1 328749,3 млн. рублей, что на 88709,3 млн. рублей или на 7,2% больше суммы, учтенной при формировании бюджета.