Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:20, курсовая работа
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1) изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;
2) анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
3) определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.
На увеличение поступления налога на добавленную стоимость в 2010 году оказали влияние следующие факторы:
- улучшение администрирования
НДС (снижение задолженности
- изменение законодательства
привело к росту доходов
Вместе с тем уменьшение объема ВВП снизило поступление НДС на 23128,1 млн. рублей.
Поступление налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, за 2011 год составило 1 169 514,5 млн. рублей, что на 68268,3 млн. рублей или на 6,2% больше суммы, учтенной при формировании бюджета, в результате роста объема импорта.
Налог на прибыль организаций. Налогообложение прибыли является важнейшим элементом налоговой политики любого государства.
Налог на прибыль — значительный источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.
Налог на прибыль представляет собой прямой, федеральный и регулирующий налог. В 2011 г. в федеральный бюджет поступило 1774,4 млрд. руб., или 23% от налоговых доходов (см. Приложение 1). Большая часть налога перечисляется в бюджеты субъектов РФ.
Плательщиками налога на прибыль организаций являются: (1) российские организации; (2) иностранные организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства и получают доходы от источников в РФ.
Объектом налогообложения являе
Для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через постоянные представительства, прибыль рассчитывается как полученный этим представительством доход за вычетом произведенных им расходов.
Кроме того, организация может уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам, резерв по. гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, ремонтный фонд и некоторые другие резервы.
Ставка налога на прибыль с 2010 г. равна 20%, при этом в федеральный бюджет зачисляется 2%, в бюджеты субъектов РФ — 18%. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная ставка не может быть ниже 13,5%. До 2009 г. ставка составляла 24%, этим можно объяснить резкое уменьшение доли данного налога в доходах бюджета с 2009 г. (Рис. 4.)
Рис. 4. Величина налога на прибыль в доходах бюджета с 2009 - 2011 гг.
На увеличение поступления налога на прибыль организаций в 2010 году оказали влияние следующие факторы:
- рост объемов прибыли прибыльных организаций увеличил поступление налога на прибыль организаций на 7 002,8 млн. рублей;
- уточнение структуры налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2011 год, в том числе рост налога на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличило объем поступлений налога на прибыль организаций на 20 291,7 млн. рублей.
Налог на доходы физических лиц. В ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, налог на доходы физических лиц является главным налогом, а для основной массы налогоплательщиков и единственным. Это один из немногих налогов, который существовал в годы советской власти, когда в стране почти отсутствовала система налогообложения.
Роль налога на доходы физических лиц обусловлена рядом факторов. Во-первых, это личный налог, т.е. налог, объектом которого является доход, действительно полученный плательщиком, а не предполагаемый усредненный доход, который мог бы быть получен в данных экономических условиях (на основе усредненного дохода устанавливают реальные налоги — на землю, имущество и т.п.), он затрагивает интересы более 80 млн. граждан. Во-вторых, налог на доходы физических лиц позволяет в максимальной степени реализовать основные задачи (помимо фискальной), стоящие перед налогообложением физических лиц, — обеспечить всеобщность и равномерность распределения налогового бремени.
Вместе с тем в сегодняшних российских условиях налог на доходы физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что по объему поступлений в бюджет в 2010 г. за счет этого налога было сформировано 23,2% от налоговых доходов консолидированного бюджета (см. Приложение 1), его доля явно недостаточна. Это объясняется низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России.
Плательщиками налога являются физические лица — налоговые резиденты РФ, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получающие доходы от источников, расположенных на территории РФ.
Основными доходами налогоплательщиков являются:
1. Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу.
2. Материальная выгода.
3. Доходы по договорам страхования.
4. Доходы в виде
процентов, получаемые
5. Дивиденды и проценты,
полученные от российской
При определении налоговой
базы налогоплательщики имеют право
на получение стандартных, социальных,
имущественных и
Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются в размере 13% по всем видам доходов и для всех категорий плательщиков, за исключением доходов, по которым установлены иные ставки.
Анализ динамики структуры налоговых платежей бюджета РФ показывает, что в период формирования рыночных экономических отношений, когда налоговая система имела ориентацию на косвенное обложение, подоходный налог с физических лиц не играл существенной регулирующей роли в налоговой системе.
Поэтому доля его в
общей сумме налоговых
Проанализировав поступления доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2009-2011 гг. можно выявить, что регулирующая роль НДФЛ в налоговой системе с каждым годом увеличивается.
Рис. 5. Поступление доходов в консолидированный бюджет РФ за 2009-2011 гг.
Таким образом, налог на доходы физических лиц кажется наиболее предсказуемым и стабильным из всех входящих в российскую налоговую систему налогов, но это не говорит о том, что данный налог лишен каких-либо проблем. Например, можно рассмотреть такую проблему как «плоская шкала» налогообложения, которая не способствует выполнению налогом распределительной функции. По данным Росстата, почти половина денежных доходов населения концентрируется у группы людей с наиболее высокими доходами. Резкое снижение ставки подоходного налога с 2001 г. для этой группы еще более усилило и продолжает усиливать расслоение общества по уровню обеспеченности. Расслоение населения по уровню доходов становится угрожающе катастрофическим.
2.3. Пути повышения собираемости налоговых доходов федерального бюджета
Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом «Взять всё, что можно» и, исходя из этого принципа, делаем вывод: «В России воруют все и не платят налоги все!». И, хотя решение этой проблемы напрямую влияет на подъём и развитие экономики, выполнение социальных проблем - выплата пенсий, пособий, борьба с обнищанием народа, обеспечение конституционных гарантий, связанных с бесплатным образованием, медициной и т. д. - попытки государства решить данную проблему, пока к положительному успеху не привели.
До сих пор:
1) законодательная база несовершенна;
2) механизм сбора налогов не эффективен;
3) соответствующие кадры не имеют должной подготовки;
4) по-прежнему теневая экономика процветает;
5) коррупция практически пронизывает всё наше общество
Вроде бы, в стране принимаются законы, постановления, издаются указы по налогам и сборам, т.е. принимаются соответствующие нормативно-правовые акты на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и органом местного самоуправления, а проблема не решается.
Действующий ныне Налоговый кодекс не совершенен, требует внесения изменений и дополнений, что уже неоднократно и происходило.
Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Очень сложной является проблема неплатежей налогов, т. е. недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятиям, имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы.
Другие причины неплатежей - отсутствие средств на счетах плательщиков, а также низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков в этой связи на основании постановления правительства, а также нормативных актов субъектов Федерации проводится реструктуризация задолженности предприятий. Не поддаются объяснению такие, например, факты, когда на глазах у всех предприятия по документам почти убыточные, а их руководители приобретают дорогостоящие иномарки, возводят в короткие сроки дворцы-коттеджи. Теневая экономика – это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и «сокрытий», требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально-опасных делений в налоговой сфере.
По виду и объёму сокрытие реальных финансово-хозяйственных операций внутри теневой экономики можно выделить три составляющие операции, которые полностью выводятся из бухгалтерского учета (неучтённые операции, при которых происходит сокрытие самого факта её проведения), операции, направленные на сокрытие части полученной от операции выручки, а также операции, проведённые под видом других операций (псевдооперации).
В связи с этим, по-моему мнению, необходимо проведение инвентаризации всех долгов по налогам и сборам с целью выявления реальной к взысканию задолженности в бюджет. Проведение такой инвентаризации представляется возможным, потому что: во-первых, позволит выявить причины образования задолженности (неуплата из-за физического отсутствия денег у налогоплательщика или уклонение от уплаты налога); во-вторых, позволит выявить реальный налоговый потенциал субъекта РФ при прогнозировании бюджета территории. Положительное влияние на повышение уровня собираемости налоговых доходов оказывает также, на мой взгляд, осуществляемая реструктуризация накопившейся налоговой задолженности по платежам в федеральный бюджет, проводимая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999г. «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом».
В настоящее время в стране необходимо создать стабильную и ясную налоговую систему, сформировать стимулы к повышению собираемости налогов, создать благоприятные условия для повышения эффективности производства, укрепить доходную часть бюджета, для этого необходимо «оптимизировать» налоговые ставки, так как повышение ставки налога не всегда ведет к росту налоговых доходов государства.
Существенный дополнительный вклад в бюджет государства может дать восстановление прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. Пересмотр налоговых ставок необходимо проводить с учетом следующих принципов:
- необходимо разграничить доходы по характеру источника их получения: «трудовые», «рентные» (возмездное предоставление третьим лицам отдельных прав на активы, принадлежащие налогоплательщику) и, так называемые, «пассивные» доходы, получение которых не связано с деловой активностью налогоплательщика. Чрезвычайно важно, чтобы налоговое бремя было минимальным в отношении трудовых доходов и максимальным в отношении пассивных.
- единую ставку подоходного налога имеет смысл сохранить по тем видам деятельности, где действительно существует возможность сокрытия доходов (сдача в аренду помещений, автоперевозки, индивидуальная предпринимательская деятельность). Их перечень должен быть установлен в законе.