Налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Одной из немногочисленных обязанностей, прямо закрепленных в Конституции РФ, является обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57). Соответственно, в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплате налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания)

Содержание работы

Понятие ответственности за налоговые правонарушения. 25

Виды налоговой ответственности и применяемые санкции. 31 Заключение………………………………. 43 Список использованной литературы. 45

Файлы: 1 файл

Налог. правонарушения.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

    1. Понятие ответственности за налоговые правонарушения. 25


    1. Виды налоговой ответственности и применяемые санкции. 31 Заключение………………………………. 43 Список использованной литературы. 45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из немногочисленных обязанностей, прямо закрепленных в  Конституции РФ, является обязанность  каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57). Соответственно, в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплате налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права [5].

Законодательство о  налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законодательных  и иных нормативных правовых актов, устанавливает различные обязанности как налогоплательщиков и плательщиков сборов, так и иных лиц - налоговых агентов, банков как агентов по перечислению налогов и сборов, организаций и физических лиц.

С принятием части  первой Налогового кодекса многие проблемы в области налоговых правонарушений и налоговой ответственности были решены. Однако можно с уверенностью сказать, что актуальность изучения этой темы не прошла. Это касается как самого термина «налоговая ответственность», который как вызывал, так и продолжает вызывать научные споры. Кроме того, есть очень много чисто процедурных моментов, которые вызывают на практике множество вопросов.

Исходя из всего вышесказанного, основным объектом нашего исследования являются налоговые правонарушения, совершённые тем или иным субъектом  налоговых отношений.

В обществе сейчас бытует мнение, что налоговые правонарушения это только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками, это не так, хотя неуплата налогов и является в данное время наиболее часто встречающимся видом налоговых правонарушений, существует масса других видов деяний подобного рода, совершаемых другими участниками налоговых отношений. Поэтому перед данной работой стоит множество задач:

  • определить понятие, признаки и состав налогового правонарушения;
  • выявить причины уклонения от уплаты налогов;
  • изучить виды налоговых правонарушений;
  • определить понятие ответственности за налоговые правонарушения, виды налоговой ответственности и применяемые санкции.

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы  объяснить человеку незнакомому с данной сферой права, что такое налоговое правонарушение и, в связи с тем, что данный вид отношений в стране сейчас бурно развивается, стремясь, в будущем, сравняться с уровнем развития этих отношений в экономически более развитых странах, дать более широкое понимание проблем, связанных с налогообложением.

В ходе написания данной курсовой работы использовались следующие методы:

  • монографический,
  • метод сравнения,
  • анализ,
  • обобщение.

Информационной базой  для написания данной работы послужили  нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебно-методические пособия, экономическая литература, периодические издания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История развития  налоговой системы в России

Процесс становления  налоговой системы в более  менее цивилизованной форме, начался в России в конце XIX столетия, вызванный ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному. В течение 1881-1885 гг. была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам и таможенным пошлинам. Косвенные налоги составляли почти половину всех налоговых поступлений в государственный бюджет. Прямые налоги, основная составляющая всех сумм, поступающих, в настоящее время, в бюджет от сбора налогов, в то время составляли примерно 7% всего бюджета.

Поступление податей  до 1885 г. контролировала Казённая палата, учреждённая ещё в 1775 г. Контроль этот заключался лишь в учёте налогов, поступающих в казну аппарата, который имел бы не только учётные функции, не было. Сбором налогов занималась полиция. Однако, в 1885 г., исходя из необходимости постоянного податного надзора на местах, был учреждён институт податных инспекторов при Казённой палате в количестве 500 человек, на которых был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России. Податные инспекторы были наделены довольно таки широкими полномочиями, сходными по объему с полномочиями сегодняшних налоговых инспекций

Как было сказано выше, основная масса налоговых платежей приходилась на долю акцизов, в связи  с этим основная масса нарушений выявлялась в этой сфере податных отношений. Нарушения эти проявлялись, в основном, в реализации подакцизных товаров без соответствующих ярлыков, свидетельствующих об уплате продавцом акцизного сбора. Ответственность за акцизные нарушения предусматривалась в Уставе об акцизных сборах 1883 г. [4]

Надо сказать, что с октября 1917 г., в связи с отменой права собственности на землю, аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и запрещением частной собственности были уничтожены почти все возможные объекты налогообложения. Налоговая политика новой власти сводилась только лишь к принудительному сбору с крестьянства, так называемой продразвёрстки, которая не носила даже характер налога. По декрету от 30.10.1918 г. принудительно изымались все излишки сельскохозяйственной продукции сверх необходимого минимума для собственного потребления. Лишь с переходом государства к новой экономической политике, в мае 1921 г., возникла необходимость создания новой налоговой системы. Был введён общегражданский налог, к уплате которого привлекалось всё трудоспособное население, поделённое на разряды. В 1923 г. была проведена реформа налогообложения крестьянства, установлен единый сельскохозяйственный налог, промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор. Но высокие налоговые ставки явились одной из главных причин постепенного сокращения частной торговли и промышленности, они привели к резкому неприятию частными налогоплательщиками нового налогового законодательства и, как следствие вышеуказанных причин, повлекли массовое уклонение плательщиков от уплаты налогов.

Государство, в свою очередь, пытаясь искоренить указанные явления, усилило меры уголовной репрессии  за правонарушения подобного рода. Уклонение от налоговых платежей рассматривалось, как сокрытое противодействие  советской налоговой политике, направленное на срыв мероприятий советской власти. Тем не менее количество выявляемых налоговых правонарушений не уменьшалось.

Основы существующей в Российской федерации на сегодняшний  день налоговой системы были заложены в конце 1991 года с принятием закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая поступления в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере углубления рыночных преобразований присущих налоговой системе недостатки становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным. В результате сложившаяся в Российской Федерации к концу 90-х гг. налоговая система во все большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического развития страны.

В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая часть Налогового Кодекса РФ. С введением этого законодательного документа был осуществлен первый этап комплексного пересмотра всей системы налогообложения.

Но принятие первой части Налогового Кодекса не затронуло вопросов конкретного применения федеральных региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй частью Налогового Кодекса РФ, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г.

В 2001 г. формирование налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002 года вступили в действие еще три важнейшие главы Налогового Кодекса, одна из которых определила порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организации. Одновременно с этим принята глава Кодекса, посвященная налогу на добычу полезных ископаемых.

Этот процесс продолжился  в 2002 г. принятием еще трех глав. Две  из них посвящены налогообложению  малого бизнеса. Речь идет об обновленном  с 1 января 2003 г. едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также о новой редакции упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

С 1 января 2003 г. в состав налоговой системы включен транспортный налог.

Начиная с января 2004 г. вступили в силу еще 4 главы Налогового Кодекса РФ.

В результате принятия Налогового Кодекса снижено общее количество налогов, действовавших в РФ. Налоговым  Кодексом вместо 48 установленных федеральным  законодательством налогов и  отчислений во внебюджетные фонды и более чем 100 фактически действующих к моменту его принятия налогов, сборов и иных обязательных платежей установлены 25 видов налогов и сборов. Кроме того установлены 5 специальных режимов.

Важно подчеркнуть, что  перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, что качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

2 Налоговые  правонарушения в Российской  Федерации и причины уклонения от уплаты налогов

2.1 Понятие,  признаки и состав налогового  правонарушения

Не всякое отрицательное  деяние участника налоговых правоотношений может быть квалифицировано, как  правонарушение, влекущее за собой  юридическую ответственность. Чтобы  деяние повлекло за собой ответственность оно должно обладать правовыми признаками и элементами состава правонарушения, т.е. иметь состав правонарушения.

В юридической науке  выделяют следующие признаки правонарушений:

- противоправность деяния - выражается в форме действия либо бездействия, нарушающего норму права;

- виновность деяния - характеризуется совершением противоправного действия либо бездействия умышленно или по неосторожности. Умышленным деяние считается, когда лицо, совершившее его, сознаёт противоправный характер своих действий (бездействий) и желает наступления вредных последствий или сознательно допускает их.

Совершённым по неосторожности правонарушение считается, когда лицо предвидит возможность наступления  вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо не сознаёт противоправности содеянного, но могло и должно было её сознавать;          - наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившими в последствии отрицательными последствиями;

-наказуемость деяния, т.е. наличие установленной законом ответственности за совершение данного правонарушения.

Отсутствие одного из выше перечисленных признаков не позволяет рассматривать деяние участника налоговых отношений  как правонарушение, а, следовательно, исключает возможность привлечения его к правовой ответственности.

Соответственно, налоговым  правонарушением признается виновно  совершенное противоправное (в нарушение  законодательства о налогах и  сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым Кодексом РФ установлена ответственность [10].

Состав правонарушения также образуют элементы правонарушения, первичные слагаемые системы  состава правонарушения:

- объект правонарушения, т.е. объект правовой охраны, включающий в себя общественные отношения или интересы;

- субъект правонарушения - это дееспособное лицо, совершившее данное правонарушение;

- объективная сторона правонарушения, здесь имеется в виду само противоправное деяние, т.е. способ, место, время и т.д., его отрицательные последствия и причинная связь между деянием и результатом;

- субъективная сторона правонарушения характеризуется элементами цели, мотива, степени вины в форме умысла или небрежности (халатности).

Все четыре элемента состава  правонарушения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Объект взаимодействует с объективной стороной состава определяя элемент ущерба. Объективная сторона, как акт поведения, взаимодействует с субъектом правонарушения, совершающим то или иное деяние, причиняющее вред объекту.

Опираясь на элементы состава правонарушения можно разобрать  правонарушение на составляющие его  элементы и подробно исследовать.

Информация о работе Налоговые правонарушения