Налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Одной из немногочисленных обязанностей, прямо закрепленных в Конституции РФ, является обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57). Соответственно, в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплате налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания)

Содержание работы

Понятие ответственности за налоговые правонарушения. 25

Виды налоговой ответственности и применяемые санкции. 31 Заключение………………………………. 43 Список использованной литературы. 45

Файлы: 1 файл

Налог. правонарушения.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Исходя из положений пунктов 4 и 5 статьи 77 НК РФ, арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации, но при этом действует правило, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

В соответствии с пунктом 12 статьи 77 НК РФ не допускается отчуждение, растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, за исключением случая, когда имеет место отчуждение имущества, производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест.

Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 НК РФ.

9. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

В пункте 4 статьи 93 НК РФ прописано, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

Юридическая ответственность свидетеля.

В соответствии со статьей 90 НК РФ налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля имеют право вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом физическое лицо не может отказаться от такого вызова без уважительных на то причин.

При этом под уважительными  причинами, как правило, понимаются: болезнь, препятствующая явке; необходимость  ухода за больным членом семьи  и т.д.

Согласно статье 128 НК РФ неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

Неправомерный отказ  свидетеля от дачи показаний, а равно  дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

  1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

Для участия в мероприятиях налогового контроля могут привлекаться эксперты, переводчики и специалисты.

Эксперт - организации или физические лица, обладающие необходимыми специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле (пункт 1 статьи 95 НК РФ).

Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями и навыками и  не заинтересованное в исходе дела (пункт 1 статьи 96 НК РФ).

Переводчик - не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, либо понимающее знаки глухого или немого физического лица (пункт 2 статьи 97 НК РФ).

В соответствии со статьей 129 НК РФ отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, либо дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет соответствующие штрафные санкции.

Статьей 95 НК РФ предусмотрено, что эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные материалы являются недостаточными или если у него не хватает необходимых знаний для проведения экспертизы.

Других законных причин отказа эксперта, а также переводчика  или специалиста от участия в проведении налоговой проверки НК РФ не предусмотрено.

 12.   Неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

Ответственность за неправомерное  несообщение сведений налоговому органу установлена статьей 129.1 НК РФ.

Налогоплательщики и налоговые агенты за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, несут ответственность в соответствии со статьей 126 НК РФ. Таким образом, статья 129.1 применяется к иным категориям лиц, на которых возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения.

К таким органам относятся:

  • органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями;

- адвокатские палаты субъектов Российской Федерации;

  • органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;
  • органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств;
  • органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;
  • органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  • органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами;

органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

  • органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц.

Ответственность за правонарушение, предусмотренное статьей 129.1 НК РФ, наступает лишь в случаях, когда лицо, не являющееся участником конкретных налоговых правоотношений, в нарушение обязательств, возложенных на него законодательством о налогах и сборах, несвоевременно представляет сведения налоговому органу, причем указанное лицо обязано предоставить сведения без запроса налогового органа, в противном случае действия лица должны квалифицироваться по иным статьям НК РФ, в частности по статье 126 НК РФ.

13. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

Так, согласно пункту 1 статьи 129.2 НК РФ нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов влечет штрафные санкции, предусмотренные данной статьей.

В соответствии со статьей 364 НК РФ игорный бизнес - это предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр, не являющаяся реализацией товаров, работ или услуг.

На основании статьи 366 НК РФ каждый объект обложения налогом  на игорный бизнес (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы) подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта

 

 

3. Методы борьбы  и санкции за налоговые правонарушения

3.1 Понятие  ответственности за налоговые  правонарушения

Как известно, ответственность  подразделяется на виды. В теории правовых наук традиционно выделяют административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую (гражданско-правовую) и материальную ответственность.

Уголовная ответственность  наступает за совершение преступлений, предусмотренных уголовным законодательством.

Административная ответственность  наступает за посягательство субъектами права на общественные отношения, связанные  с государственным управлением.

Гражданская (гражданско-правовая) ответственность выражается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия имущественного характера.

Материальная ответственность  наступает за ущерб, причиненный  предприятию, учреждению, организации  рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей

Дисциплинарная ответственность  применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины.

Однако в последнее  время ряд специалистов ставят вопрос о существовании специального вида ответственности, а именно, финансовой. В научных комментариях можно найти различные точки зрения и доводы по поводу правовой природы данного вида ответственности.

В принципе мнения авторов  можно разделить на два лагеря. Одни полагают, что недопустимо само применение термина "финансовая ответственность"[15]. Другие считают, что финансовая ответственность по предмету и методу регулирования является разновидностью административной ответственности, поскольку стороны (субъекты) находятся в неравном положении, однако она обладает присущими только ей специфическими признаками [18].

Наиболее подходящим кажется мнение о том, что применение термина "финансовая ответственность" возможно при достаточной условности, выделение же ее в качестве самостоятельного вида юридической ответственности  в настоящее момент ничем не обосновано [1].

Тем не менее, термин "налоговая  ответственность", который все  чаще можно встретить в научной  правовой литературе и нормотворческой  практике не является единственным определяющим признаком выделения нового вида юридической ответственности. Представляется, что ответственность за нарушение налогового и финансового законодательства действительно существует, но это есть ни что иное как применение административной и уголовной и иной ответственности при строгом соблюдении законодательства в зависимости от вида налогового правонарушения (преступления). Употребление термина "налоговая ответственность" очень условно и не должно подразумевать новый вид или подвид юридической ответственности, обладающий исключительными признаками. Безусловно данная ответственность обладает рядом особенностей, что позволяет говорить о ней особо, но, как уже было сказано выше, в теории правовых наук она не должна занимать пост отдельного вида юридической ответственности наравне с административной, уголовной, дисциплинарной, гражданской и материальной.

Статья 10 Налогового кодекса РФ четко различает производство по делам о налоговых правонарушениях, порядок осуществления которого закреплен в главах 14 и 15 Налогового Кодекса РФ, и производство по делам о нарушениях налогового законодательства, содержащим признаки административного правонарушения. Последнее ведется в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Итак ответственность  за совершение налогового правонарушения обладает всеми основными признаками юридической ответственности:

- является средством охраны правопорядка

- выражается в применении мер государственного принуждения

- наступает за нарушение правовых норм

- наступает на основе норм права, т.е. нормативно определена

- является последствием виновного деяния

- состоит в применении санкций правых норм и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые правонарушитель должен претерпеть

           - реализуется в соответствующих процессуальных формах.

В то же время можно  выделить особые признаки ответственности  за налоговые правонарушения [12]:

Основанием ответственности  является налоговое правонарушение (понятие строго определено Налоговым  Кодексом РФ).

 Применение ответственности за нарушений налогового законодательства урегулировано нормами налогового права, которые в своей совокупности составляют нормативную основу ответственности за нарушение налогового законодательства.

 Особый субъектный  состав.

 К данной ответственности обязанных лиц привлекают налоговые органы, а в специально установленных случаях - таможенные органы.

Налоговый Кодекс РФ предусматривает  принципы привлечения к налоговой  ответственности, среди которых  можно выделить следующие:

- Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниями в порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом РФ. Следовательно, никакие иные нормативные акты (например, федеральные законы или законы субъектов Российской Федерации) не вправе предусматривать иные основания ответственности (например вводить новые виды налоговых правонарушений), а также порядок (например предусматривать безвиновную ответственность, устанавливать презумпцию виновности субъекта налоговой ответственности и т.д.)

- Никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

- Предусмотренная Налоговым Кодексом РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

- Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

Информация о работе Налоговые правонарушения