Налоговые системы развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 17:34, реферат

Описание работы

От других стран Западной Европы национальная налоговая система Франции отличается лишь некоторыми особенностями. Во-первых, для Франции свойственны высокие социальные налоги — платежи и взносы в фонды социального назначения (более 40 % общей суммы обязательных платежей и налогов по сравнению с около 30 % в среднем по странам Европейского Союза). Во-вторых, структура французской налоговой системы исторически сложилась таким образом, что фискальное значение косвенного налогообложения (налогов на потребление) в общей сумме государственных доходов превышает долю прямых

Файлы: 1 файл

налоговая система развитых стран.docx

— 79.12 Кб (Скачать файл)

Налоги на собственность

Налогообложению подлежат: недвижимое имущество (здания и сооружения, оборудование промышленных и сельскохозяйственных предприятий), движимое имущество (акции и облигации, средства на текущих счетах), права собственности. Некоторые виды имущества полностью или частично освобождены от налога (имущество, используемое с целью профессиональной деятельности, предметы старины и др.). Согласно установленным ограничениям, общая сумма налога на собственность и подоходного налога не должна превышать 85 % дохода плательщика[5].

Местные налоги и сборы

В 80-х годах ХХ ст. во Франции была проведена реформа местного самоуправления. Законом «О правах и свободах коммун, департаментов, регионов» от 2 марта 1982 г. было урегулировано разграничение полномочий, распределение финансовых ресурсов между органами государственной и местной власти. В результате некоторой децентрализации управления удельный вес местных бюджетов достиг 60 % от общего объёма бюджетных средств государства. При формировании местных бюджетов соответствующие органы самостоятельно определяют ставки налогов, на которые распространены их компетенция, но в пределах установленного актом Национального собрания (парламентом Франции) максимального уровня. К началу XXI в. сложилась система из 16 местных налогов и сборов, а именно: земельный налог на застроенные участки; земельный налог на незастроенные участки; налог (сбор) на уборку территорий; налог на жилье; профессиональный налог, сбор на содержание сельскохозяйственной палаты, сбор на содержание торгово-промышленной палаты, сбор на содержание палаты ремёсел; местный сбор на освоение рудников; сбор на установку электроосвещения, сбор за используемое оборудование; налог на продажу зданий, сбор с автотранспортных средств; налог на превышение допустимого лимита плотности застройки; налог на превышение лимита занятости территории; сбор на озеленение.

Земельный налог и налог на жилье

Земельным налогом на застроенные участки облагается 50 % кадастровой или арендной стоимости недвижимости и земельных участков, предназначенных для промышленного и коммерческого использования. Освобождены от налога: государственная собственность; здания сельскохозяйственного назначения; жилые дома и квартиры, принадлежащие физическим лицам, старше 75 лет, а также лицам, которые получают помощи из социальных фондов или выплаты по инвалидности. Земельный налог на незастроенные участки взимается на основе 80 % кадастровой или арендной стоимости участка под застройку, а также полей, лесов и болот, которые находятся в частной собственности. От данного налога полностью освобождены государственные земли, временно — площади с искусственными лесонасаждениями (вероятно до момента коммерческой эксплуатации леса) и некоторые другие. Налог на жилье платят владельцы и/или арендаторы жилых помещений (домов и квартир). Малообеспеченные полностью или частично освобождаются от данного налога[6]. Ставки земельного налога и налога на жилье определяются каждым органом местного самоуправления частности, но не могут превышать более чем в 2,5 раза среднюю ставку предыдущего года на региональном или общенациональном уровне.


Профессиональный налог

Профессиональный налог (taxe professionnelle, в некоторых источниках переводится как промысловый налог) налагается на лиц, за работу которых заработная плата непосредственно не выплачивается. Самая многочисленная категория плательщиков данного налога — так называемые лица свободных профессий (писатели, журналисты, художники, артисты и др.., Кроме медицинских сестёр и сиделок, а также владельцев автомобилей, занятых частным извозом). Ставка налога определяется каждой административно-территориальной единицей отдельно в зависимости от двух критериев: от оценочной стоимости помещения, которое плательщик использует для своей деятельности, и величины дохода плательщика. Ставка профессионального налога не может превышать 3,5 % суммы добавленной стоимости, созданной плательщиком в течение года. Добавленная стоимость определяется как разница между суммой полученного дохода и затратами в текущих ценах, связанными с профессиональной деятельностью. Возможны различные скидки в зависимости от состояния используемых помещений, степени амортизации оборудования, динамики цен. Налогоплательщик подаёт декларацию с соответствующей информацией[1].

Борьба с уклонением от уплаты налогов


Во Франции налоговые центры владеют информацией по банковским базам данных: к ним поступает информация о каждом открытие счета, о каждом крупном переводе денег, который формально может стать поводом для дополнительной проверки декларации, заполненной самим налогоплательщиком. Кроме того, налоговые центры пользуются отдельными базами данных по земельному налогообложению, по налогам на жилье, а также базами данных о наличии скаковых лошадей, яхт, самолётов. Налоговые центры обладают также информацией о покупке автомобиля, недвижимости и даже о декларации, которую налогоплательщик заполняет при приёме на работу. Налоговые органы активно сотрудничают и обмениваются информацией с таможней, полицией и такими компаниями, как «Франс-Телеком», «Електрисите де Франс» и «Газ де Франс». Такой объем информации позволяет в любой момент, не вставая с рабочего места, проверить правдивость декларации о доходах, поданной налогоплательщиком, в настоящий момент не возможно втайне от налогового ведомства открыть банковские счета, например, в Париже, Лилле и Марселе. Первичная обработка информации компьютеризирована: каждая декларация тщательно проверяется на компьютере. Привлечь повышенное внимание инспектора может что угодно: даже необъяснимое повышение расходов на уход за детьми. Подозрительное досье снова «загоняется» к компьютер, проверяется по специальной программе, на экране появляются все данные, касающиеся финансового состояния налогоплательщика, включая текущие доходы, адрес его нанимателя, семейное положение за последние три года. Если этого недостаточно, включается ещё одна программа, которая проверяет последние адреса налогоплательщика. Третья программа сообщает о его недвижимости, об актах на куплю-продажу, дарственные и т. д., чтобы оценить, насколько достоверна цена сделки, которая осуществлена. Если цена не совпадает с заявленными доходами — это предмет расследования. Однако самой информатики недостаточно. Специальный отдел Национальной дирекции налоговых расследований, штаб-квартира которой находится в парижском пригороде Пантен, ежедневно обрабатывает прессу: особым вниманием пользуются рубрики объявлений о купле-продаже, найме, а также светская хроника. Другие отделы — общей численностью до 1300 человек — занимаются сбором информации непосредственно на местах, используя контакты в полиции, мэриях, банках, ресторанах b даже торговцев автомобилями. Именно этим отделам удаётся иногда выйти на след преступлениям в теневой экономике. Налоговые инспекторы охотно пользуются и неформальными источниками информации, в частности анонимными письмами, показаниями соседей, информаторов. Налоговая администрация официально премирует информаторов, но лишь после того, как взыщет с неплательщика сумму, которую он задолжал, вместе со штрафами. Сами инспекторы работают только за зарплату — они не получают премий которые бы привязывались к тем средствам которые они сэкономили государственной казне. Нововведением последних лет стал не просто обмен информацией между налоговым ведомством и полицией, но и совместные операции. Почти пятьдесят налоговых инспекторов, которые имеют одновременно удостоверение сотрудника полиции и работника налоговых органов, заняли кабинеты в отделениях криминальной полиции. Кроме того, налоговые инспекторы в соответствии с законодательством имеют право на ознакомление с делом, рассматривается в суде. Особенно их интересуют досье, касающиеся финансовых махинаций и злоупотреблений, тайного финансирования политических партий и функционирования так называемых чёрных касс. Наконец, налоговое ведомство пользуется услугами частных детективов, хотя официально и отрицает эту практику. Чаще всего в «контрольные сети», расставленные налоговыми инспекторами, попадают рядовые налогоплательщики. Досье обычного служащего проверяется примерно раз в 8 лет, нотариуса — в 28 лет, парикмахера — в 40 лет, врача — в 50 лет, а крестьянина — в 134 года. Привилегированными лицами занимается особая служба — Национальная дирекция проверки налоговой ситуации. В ее ведении, в частности, находятся крупные политические деятели. Своя градация и у предприятий — малые фирмы (до 5 млн евро оборота) проверяются относительно быстро — достаточно и трёх месяцев. Большими многонациональными компаниями занимается Дирекция национальной международной проверки, где работают около 250 человек. Такие предприятия проверяются основательно раз в 6 — 7 лет. Причём продолжительность проверки может достигать одного года.

Ответственность за неуплату налогов

Налоговые органы не расценивают как преступление нарушения, не превышающие 5 % подоходного налога. Однако эту задолженность нужно оплатить с процентами — 0,75 % в месяц. За несвоевременное представление декларации в налоговые ведомства налагается штраф в размере 10 % налоговой суммы. В случае если срок несвоевременного представления более месяца, штраф составит 40 %, если же декларация не подана и после повторного напоминания, сумма штрафа увеличится ещё вдвое. Теоретически может угрожать даже такое наказание, как лишение водительских прав сроком до 3 лет. Злостное уклонение от уплаты налогов влечёт за собой тюремное заключение сроком от одного до пяти лет и наложение штрафа от 5 до 250 тысяч евро, не считая возврата всей суммы и процентов за просроченный период. Чтобы заставить неплательщика полностью рассчитаться с государством, существуют такие способы, как наложение ареста на банковские счета, зарплату и также арест имущества. Вместе с тем законодательство предусматривает для налогоплательщика возможности обжалования решения налоговых органов, включая обращение в судебные инстанции.

 

Германия

Федеративная Республика Германия — государство в Центральной Европе. Население, по итогам переписи 2011 года, составляет более 80,2 миллионов человек, территория — 357 021 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной Центральной Европы. Занимает шестнадцатое место в мире по численности населения и шестьдесят второе по территории. Столица — Берлин. По государственному устройству является федеративным государством, подразделяющимся на 16 административно-территориальных единиц —  федеральных земель. Форма государственного правления в Германии — парламентская республика.

Сводный, бюджет Германии разделяется на три уровня: 
- центральный (государственный) бюджет (доходы и расходы всей страны) — 48% всех налоговых поступлений; 
- бюджеты 16-ти федеральных земель. Бюджеты разных земель неодинаковы, зависят от экономических факторов регионов — 34% всех налоговых поступлений; 
- бюджеты городских и сельских громад — 13% всех налоговых поступлений.

Дополнительно в госбюджет входят доходы немецкого Центробанка и госпредприятий. Бюджеты земель, изначально неравномерные, распределяются вертикально и горизонтально для финансовой «равности» - от высокодоходных регионов в пользу «менее развитых экономически (Саксония, Шлезвиг-Голштейн) проходит перераспределение налоговых сборов, дополнительно финансово "слабые" земли получают государственные дотации.

Вместе с тем, распределение налоговых поступлений между бюджетами различных уровней не совпадает с распределением ответственности в области сбора налогов и платежей. Так, конституция ФРГ определяет, что в ведении федерального правительства находятся вопросы администрирования таможенных пошлин, фискальных монополий, акцизных платежей, регламентируемых федеральным законодательством (включая НДС на импорт), а также налогов, введенных директивами ЕС. Полномочия по администрированию всех остальных налогов закреплены за органами власти земель, причем в случае зачисления поступлений этих налогов в федеральный бюджет власти субъектов федерации являются агентами федерального правительства. В случае же зачисления налоговых поступлений в муниципальные бюджеты, обычной практикой является полная или частичная передача полномочий по их администрированию органам власти муниципалитетов.

Особенности налоговой системы

Налоговая  система  Германии  на  сегодняшний  день  является  одной  из  самых  сложных,  что  связано  с  огромным  количеством  особых  инструкций,  поправок,  положений  к  действующей  системе. 60% книг, издаваемых в Германии, посвящены именно этой теме. Современная  Германия  отличается  от  многих  европейских  стран  тем,  что  обладает  внушительным  налоговым  бременем,  особенно  в  отношении  тех  лиц,  которые  имеют  высокий  доход.  Налоги в ФРГ обеспечивают около 80 % бюджетных доходов. Именно поэтому они рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики. Тем  не  менее,  параллельно  с  этим  предусмотрена  процедура  сокращения  размера  официальных  выплат.  Налоговая  система  Германии  даёт  возможность  снижать  налогооблагаемую  базу  и  свести  уровень  выплачиваемых  налогов  до  30  %  и  ниже.  При  этом  способы  оптимизации  налогообложения  являются  абсолютно  законными.  Возможностью  использования  налоговых  льгот,  в  виде  снижения  налоговых  обязательств,  обладают  граждане,  попавшие  в  сложное  финансовое  положение.  Налоговые  льготы  предоставляются  студентам,  инвалидам,  школьникам.  Также  в  законодательстве  страны  четко  отражены  условия  налогообложения  врачей,  журналистов,  переводчиков,  фрилансеров,  частных  предпринимателей.  Таким  образом,  каждый  гражданин  ощущает  на  себе  индивидуальный  подход  в  решении  проблем  налогообложения.  Кроме  того,  следует  учесть  и  другие  методы  снижения  налогового  бремени  на  доходы  граждан.  Один  из  самых  распространённых  методов  —  это  списание  расходов  на  горюче-смазочные  материалы,  когда  работник  добирается  до  места  работы  на  автомобиле.  К  тому  же,  данный  метод  подразумевает  вычеты  на  особые  расходы:  например,  литература,  приобретение  оргтехники,  необходимых  в  профессиональной  деятельности,  затраты  по  уходу  за  больным  членом  семьи  и  др.  Граждане  Германии  аккуратные  налогоплательщики,  каждую  справку,  квитанцию  хранят  годами  и  всегда  готовы  предоставить  их  финансовым  инспекторам.  И  дело  здесь  не  только  в  суровости  наказания  при  неуплате  налогов.  Налогоплательщики  считают  налоговую  систему  Германии  чем-то  вроде  атланта,  держащего  на  плечах  свод  социальных  гарантий  государства. 

Налоговая  система  имеет  разветвлённый  характер,  которая  стабильно  пополняет  казну  государства,  создаёт  условия  для  бесплатного  образования,  высоких  социальных  выплат  по  безработице,  льготного  лечения . 

Всего в Германии 45 видов налога, включая такие как налог для владельцев собак, налог на уксусную кислоту, церковный налог, налог на игристые вина, энергию, увеселительные мероприятия, кофе, пиво, охоту, второй дом или квартиру, спирт и многие другие.

Подоходный налог с физических лиц

Основной источник государственных доходов - он дает около 40% всех налоговых поступлений. Налогом облагается доход физических лиц из разных источников (в том числе с доходов, полученных и в других странах, если они ещё не были обложены налогом). В подоходный налог входит:

  • налог на заработную плату
  • налог на доходы с капитала

Подоходным налогом также облагаются все доходы промышленной и сельскохозяйственной деятельности, самостоятельного и несамостоятельного труда, владения капиталом, сдачи жилья, сдачи в аренду какой-либо собственности и т. д., вплоть до доходов со спекулятивных соглашений.

Это прогрессивный налог. Его минимальная ставка - 19%, максимальная — 51%.

Необлагаемый налогом минимум составляет в год 5616 евро (для одиноких) и 11232 евро (для семейных пар)

Действуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай) и другие.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Налогом на добавленную стоимость, в принципе облагается любая услуга, которую предприниматель осуществляет за плату в процессе своей предпринимательской деятельности. Объектом налогообложения является любая услуга, не предназначенная для личного потребления, а также ввоз предметов из стран, не являющихся членами ЕС.

Согласно Закону о НДС в Германии действуют две налоговые ставки: общая налоговая ставка, составляющая 19% и пониженная - 7%.

Пониженная налоговая ставка применяется главным образом при поставках, личном пользовании и ввозе большинства продуктовых товаров (за исключением напитков) и в сфере деятельности заведений общественного питания. Определенные льготы предусмотрены и для мелких предприятий. НДС не взимается, например, с экспортных поставок и толлинга, с поставок в рамках ЕС, с предоставления кредита, передачи в аренду и аренды земель, с оборотов в медицинской и социальной сферах.

Налог с продаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит выравнивание финансового положения земель. Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, такие как Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям - Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейну.

Информация о работе Налоговые системы развитых стран