Налоговый аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является изучение организации и методик проведения налогового аудита в системе налогового администрирования.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. Рассмотрена роль в системе налогового администрирования;
2. Показана сущность налогового аудита в системе налогового администрирования;
3. Раскрыто досудебное урегулирование налоговых спров;
4 Показано влияние на экономику г. Лесозаводска системы налогового аудита органов ИФНС;
5. Проблемы и перспективы развития налогового аудита в системе налогового администрирования;
6. Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 – 2018 годы

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 63.65 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Согласно мировым традициям  и отечественной нормативной  базе, аудит - это подтверждение достоверности  бухгалтерской отчетности для того, чтобы заинтересованные пользователи могли ей доверять.

Однако субъекты хозяйствования воспринимает аудитора как нечто среднее между домашним доктором и временно нанятым бухгалтером, призванным проверить, проконсультировать, исправить и договориться с налоговыми органами. Поэтому заметная часть аудита - это на самом деле бухгалтерский или налоговый консалтинг.

Одним из нововведений российского  законодательства в 2010 году стало формирование Управления налогового аудита в системе налогового администрирования. Одновременно созданы отделы налогового аудита в территориальных органах ИФНС.

Отделы налогового аудита в системе налогового администрирования призваны решать возникающие споры между налоговыми органами и налогоплательщиками, не доводя дело до суда. Одновременно предполагается, что наличие нового контролирующего звена в структуре органов ИФНС позволит в будущем предупреждать возникновение подобных ошибок.

Отделы налогового аудита в структуре налогового администрирования действуют чуть больше двух лет и уже можно говорить о первых результатах и возникших проблемах в их деятельности.

Тем не менее, в связи с  тем, что данное структурное подразделение  сформировано совсем недавно, монографий и учебной литературы, описывающей  и анализирующей деятельность отделов  налогового аудита в структуре налогового администрирования, еще не издано. В настоящее время имеется только ограниченное количество статей в экономических и юридических журналах (чаще всего направленных на анализ деятельности какого-либо территориального отдела налогового аудита), статей, анализирующих всю систему налогового аудита в структуре налогового администрирования еще нет.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена не только необходимостью четкого представления об организации и принципах налоговых аудиторов при, но и необходимостью разработки перспективных направлений решения уже сложившихся проблем и тех проблем, которые могут появиться в связи с необходимостью расширения деятельности этих органов.

Основной целью данной курсовой работы является изучение организации и методик проведения  налогового аудита в системе налогового администрирования.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. Рассмотрена роль в системе налогового администрирования;

2. Показана сущность налогового  аудита в системе налогового  администрирования;

3. Раскрыто досудебное урегулирование налоговых спров;

4. Показано влияние на экономику г. Лесозаводска системы налогового аудита органов ИФНС;

5. Проблемы и перспективы развития налогового аудита в системе налогового администрирования;

6. Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 – 2018 годы.

 

В процессе выполнения курсовой работы использовались методы анализа, синтеза, системно-структурный, сравнительный, логический, структурно-функциональный, формально-юридический, метод правового моделирования.

Положения и выводы работы основываются на изучении Конституции  Российской Федерации, Налогового кодекса  РФ, Гражданского кодекса РФ, а также  иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок досудебного разрешения налоговых споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 НАЛОГОВЫЙ АУДИТ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

1.1 Налоговый аудит:  объект, цели, задачи, роль в системе  налогового администрирования 

Целью создания подразделений  налогового аудита является обеспечение  защиты конституционных прав физических и юридических лиц во внесудебном  порядке, а также повышение эффективности  работы налоговых органов с заявлениями  и жалобами физических и юридических  лиц и при рассмотрении письменных объяснений или возражений налогоплательщиков по актам налоговых проверок.

Кроме этого, налоговый аудит  призван решать задачи по повышению  качества работы налоговых органов, устранению внутриведомственных ошибок, установления законности в деятельности налоговых органов.

В рамках поставленных задач  отдел налогового аудита осуществляет подготовку по запросам Управления ФНС  России заключений по жалобам налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете, рассмотрение жалоб (заявлений) физических и юридических  лиц на действия (бездействие) должностного лица налогового органа, подведомственных рассмотрению вышестоящим должностным  лицом налогового органа и подготовку проектов решений по ним.

В основные обязанности новых  отделов ФНС входит проверка обоснованности жалоб налогоплательщиков на результаты налоговых проверок и по возможности  досудебное урегулирование споров. Кроме  того, налоговые аудиторы должны готовить более качественную доказательную  базу по делам, дошедшим до судебного  разбирательства, которые сегодня  ФНС зачастую проигрывает из-за юридической  безграмотности своих сотрудников. Речь здесь прежде всего идет о спорах вокруг возврата НДС, подавляющее большинство которых разрешается в судебном порядке.

Подразделения налогового аудита довольно быстро удалось создать  на уровне центрального аппарата, а  вот сформировать новые отделы на местах долгое время не удавалось. Мешал  и недостаток квалифицированных  кадров, и сопротивление самих  налоговиков, недоумевающих, зачем  ФНС подразделения, которые будут  перепроверять их работу. Структура  получается интегрированная: низовой  отдел подчиняется руководителю инспекции, аналогичная иерархия в  региональных управлениях, а управление налогового аудита, действующее в  центральном аппарате, напрямую подчиняется  руководителю ФНС. Теперь обиженный  мытарями налогоплательщик сможет сначала  поискать правды в подразделении  налогового аудита своей территориальной  инспекции. Если его поиски закончатся ничем, можно будет обратиться с  жалобой в региональное управление, а затем дойти и до центрального аппарата ФНС.

Если возражения на акт  проверки будут рассматривать не те, кто ее, собственно, и проводил, а отделы налогового аудита, укомплектованные профессиональными юристами, возрастет  доля претензий налогоплательщиков, урегулированных в досудебном порядке (тем более что процедура досудебного  рассмотрения споров вскоре получит  свое законное оформление - ожидают  вступления в силу поправки в Налоговый  кодекс о совершенствовании налогового администрирования). Ввелся обязательный досудебный порядок рассмотрения налоговых споров: предприниматель не сможет обратиться в суд до тех пор, пока не попытается обжаловать решение, вынесенное по результатам проверки, в вышестоящем налоговом органе.

С уверенностью можно говорить о том, что спорных ситуаций между  налогоплательщиками и фискальными  органами после появления новой  структуры меньше не станет, потому что они в большинстве своем возникают из-за пробелов и разночтений в законодательстве.

Основные функции отделов  налогового аудита

Настораживает некоторая  двойственность в функций, записанных за отделами налогового аудита. Ведь, наряду с рассмотрением жалоб по результатам налоговых проверок, они должны предпринимать усилия для более эффективного отстаивания интересов государства в судебных тяжбах с налогоплательщиками. Не исключено, что налоговые аудиторы будут участвовать в проверках наряду с простыми инспекторами, а затем принимать участие в судах. Для предпринимателей это может выйти боком, ибо означает, что команда инспекторов усиливается юристами. Получается, что идея создания независимой структуры, которая призвана объективно решать проблемы налогоплательщиков и проверять адекватность действий инспекторов, теряет смысл [7, с.52].

1.2 Досудебное урегулирование налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров – комплекс предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора.

Задачи и функции

  1. Основными задачами подразделений налогового аудита являются:
    • создание условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов Российской Федерации (должностных лиц налоговых органов Российской Федерации), а также на акты ненормативного характера налоговых органов Российской Федерации, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы;
    • создание условий для реализации прав налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на рассмотрение их возражений (разногласий) по актам осуществленных мероприятий налогового контроля;
    • информирование налогоплательщиков по результатам рассмотрения их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов Российской Федерации (должностных лиц налоговых органов Российской Федерации), а также на акты ненормативного характера налоговых органов Российской Федерации, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых, возложен на налоговые органы;
    • анализ причин возникновения налоговых споров и принятие мер по их дальнейшему исключению;
    • создание условий для укрепления законности в деятельности налоговых органов, путем совершенствования их правоприменительной деятельности.
  2. Основными функциями подразделений налогового аудита являются:
    • рассмотрение заявлений и жалоб на акты ненормативного характера, действия (бездействие) нижестоящих территориальных налоговых органов, а также их должностных лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы.
    • рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам выездных налоговых проверок;
    • обобщение, анализ практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в нижестоящих налоговых органах и внесение в ФНС России предложений по ее совершенствованию;
    • осуществление сбора, систематизации, обработки и анализа информации, образующейся по итогам проведенного внутриведомственного налогового аудита в управлении ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, нижестоящих налоговых органах.
    • выявление типичных причин возникновения налоговых споров, рассматриваемых в досудебном порядке на уровне управления ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, и участие в принятии мер по их устранению, в том числе путем:
    • участия в работе по устранению несоответствий различных ведомственных разъяснений [ 20 ].

Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях

В целях создания благоприятных  условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения  в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налогового спора необходимо развитие порядка досудебного рассмотрения налоговых споров.

Основные положения состоят  в следующем: 

1) введение обязательной  досудебной процедуры для всех  актов налоговых органов, действий  или бездействия должностных  лиц налоговых органов.

К преимуществам досудебного  разбирательства для налогоплательщиков относятся: быстрый способ рассмотрения налогового спора - 15 дней (в судах  рассмотрение налогового спора может  продлиться от 3 месяцев до года); менее  затратный способ защиты прав (нет  судебных расходов, связанных с уплатой  государственной пошлины, а также  издержек, связанных с рассмотрением  дела в суде, в том числе на оплату услуг представителей); решение по жалобам имеет более быстрый срок исполнения, чем процедура исполнения судебного акта; процесс порядка оформления и подачи жалобы менее формализован по сравнению с судопроизводством; в отличие от судебного рассмотрения спора при досудебном обжаловании отсутствуют репутационные риски.

Введение обязательной досудебной процедуры урегулирования для всех категорий налоговых споров позволит уменьшить количество рассматриваемых  налоговых споров в судах предположительно в 2 раза, а также расширит возможности  налогоплательщиков по реализации своих  прав и законных интересов; 

2) увеличение срока на  подачу налогоплательщиком апелляционной  жалобы на не вступившее в  законную силу решение налогового  органа о привлечении (об отказе  в привлечении) к ответственности  за совершение налогового правонарушения  с 10 дней до одного месяца. Предусмотренный  срок на подачу апелляционной  жалобы в большинстве случаев  является для налогоплательщиков  недостаточным для всестороннего  и полного анализа выводов  налогового органа, содержащихся  в решении налогового органа, и подготовки мотивированной  жалобы, в связи с чем имеются случаи формальной подачи жалоб без указания мотивов обжалования решения по всем эпизодам, в целях соблюдения срока на обжалование решения, не вступившего в силу, а также случаи направления дополнений налогоплательщиками к ранее направленным жалобам.

Анализ складывающейся судебной практики, а также анализ рассмотрения жалоб налогоплательщиков показывает, что в ряде случаев представляется целесообразным получение пояснений  налогоплательщиков по дополнительно  представляемым на стадии обжалования  актов налогового органа ненормативного характера документам (информации), которые, по мнению налогоплательщика, могут свидетельствовать о том, что обжалуемый акт не соответствует  законодательству о налогах и  сборах. Возможность выяснения налоговым органом и налогоплательщиком соответствия законодательству о налогах и сборах обжалуемого акта в ходе двусторонней дискуссии представляется наиболее эффективным способом установления фактических обстоятельств. 

Информация о работе Налоговый аудит