Налоговый аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является изучение организации и методик проведения налогового аудита в системе налогового администрирования.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. Рассмотрена роль в системе налогового администрирования;
2. Показана сущность налогового аудита в системе налогового администрирования;
3. Раскрыто досудебное урегулирование налоговых спров;
4 Показано влияние на экономику г. Лесозаводска системы налогового аудита органов ИФНС;
5. Проблемы и перспективы развития налогового аудита в системе налогового администрирования;
6. Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 – 2018 годы

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 63.65 Кб (Скачать файл)

Кроме того, трансформируются подходы к работе с налогоплательщиками - это клиентоориентированность, упрощение способов взаимодействия с налоговыми органами, создание более комфортных условий для исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

Предусматривается дальнейшее развитие доступной информационной поддержки, системы электронного документооборота и построение интерактивных сервисов, включая новый Интернет-сервис "Создай свой бизнес", являющийся пошаговой  инструкцией по созданию и ведению  бизнеса с точки зрения налогообложения, а также сервис "Личный кабинет  налогоплательщика для юридического лица" [ 4 ].

Совершенствование порядка учета налогоплательщиков

Сохраняют актуальность вопросы  совершенствования порядка учета  в налоговых органах организаций (их обособленных подразделений), в  том числе крупнейших налогоплательщиков. Предусматривается внести в Кодекс изменения, направленные на упрощение  порядка учета в налоговых  органах организаций. Так, например, предлагается обеспечить постановку на учет (снятие с учета) в налоговых органах филиалов и представительств в порядке, аналогичном порядку, применяемому в отношении юридических лиц. Кроме того, представляется целесообразным определить в гражданском законодательстве Российской Федерации и в Кодексе порядок изменения места нахождения указанных обособленных подразделений юридических лиц.

Кроме того, в период 2011 - 2013 годов предусматривается осуществление  следующих мер, в том числе  направленных на дальнейшее совершенствование  налогового администрирования и  налогового контроля:

- упорядочение осуществления  налоговыми органами контроля  исполнения кредитными организациями,  иными платежными агентами обязанностей  по перечислению налогов и  сборов в бюджетную систему  Российской Федерации;

- улучшение качества и  обеспечение действенности налогового  контроля, в том числе в отношении  крупного бизнеса, российских, иностранных  организаций - участников транснациональных  образований и иностранных граждан,  осуществляющих деятельность в  Российской Федерации;

- урегулирование в Кодексе  порядка уплаты налогов и сборов  с использованием электронных  платежных средств;

- продолжение последовательного  расширения электронного документооборота  в налоговой сфере, упорядочение  взаимодействия, в том числе посредством  передачи документов в электронном  виде, между налоговыми органами  и банками, органами исполнительной  власти, местными администрациями,  другими организациями, которые  обязаны сообщать в налоговые  органы сведения, связанные с  учетом налогоплательщиков;

- совершенствование положений  Кодекса о зачете, возврате сумм  излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов и сборов, а также об  уточнении налоговых платежей;

- совершенствование порядка  досудебного урегулирования споров  между налоговыми органами и  другими участниками отношений,  регулируемых законодательством  о налогах и сборах;

- совершенствование информационной  и разъяснительной работы с  налогоплательщиками, плательщиками  сборов и налоговыми агентами;

- расширение и повышение  результативности взаимодействия  российских налоговых органов  с налоговыми органами иностранных  государств, для целей налогового  контроля [ 3 ].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ  НАЛОГОВОГО АУДИТА

2.1 Организация и экономическая характеристика Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Лесозаводск

Систему налоговых органов  составляют ФНС Российской Федерации  и ее территориальные органы, к  которым и относится ИФНС по г.Лесозаводск.

Инспекция создана в октября 2005 г. путем слияния ИФНС по Кировскому району, г. Лесозаводск.

В 2012 году поступило всего налогов и сборов 18978307 руб., что к соответствующему периоду 2011 года составляет 110%. Из общей суммы поступлений в федеральный бюджет перечислено 41 %, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 59 %. Кроме того, поступление социального налога на счета государственных внебюджетных социальных фондов составило 5208989 тыс. руб., что к соответствующему периоду 2011 года составляет 125 %.

Таблица 1-Поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней за 2012 год, %

В общем объеме налоговых  поступлений в бюджетную систему  по Приморскому краю удельный вес ИФНС по г. Лесозаводск составляет 66,2%.

Показатели контрольной  работы ИФНС по г. Лесозаводску приведены в приложении 1 с использованием данных внутриведомственной отчетности ФНС России (форма № 2 – НК).

В структуре ИФНС имеется 6 отделов камеральных налоговых  проверок (далее ОКП) и 7 отделов выездных налоговых проверок (далее ОВП). Рассмотрим работу этих отделов подробнее:

ОКП №1 занимается камеральными проверками юридических лиц –  крупнейших налогоплательщиков и экспортеров. Главные функции отдела:

мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, анализ финансово-хозяйственной  деятельности крупнейших и основных налогоплательщиков, проведение контрольных  мероприятий по экспорту, импорту  и отчетность по ним, аналитическая  работа (выборки, анализ, отчетность);

ОКП №2. Занимается мониторингом и проведением камеральных налоговых  проверок налоговых деклараций по региональным налогам: налогу на имущество, земельному налогу, налогу на игорный бизнес, транспортному  налогу, ресурсным платежам, составляющим значительную доходную часть бюджета  республики;

ОКП №3 занимается камеральными проверками юридических лиц. уплачивающих налог на прибыль и НДС. Главные функции отдела: привлечение к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговых деклараций (ст.119 НК РФ) и неуплату налога при представлении уточненных налоговых деклараций (ст.122 НК РФ), контроль за правомерностью возмещения НДС по операциям, осуществляемым на внутреннем рынке, контроль за правомерностью исчисления налога на прибыль, в том числе за правомерностью отражения убытков по налоговым декларациям, междокументальные соотношения;

ОКП №4. Главные функции  отдела: проведением камеральных  проверок деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты единого налога на вмененный  доход, единого налога, уплачиваемого  в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога, осуществляет контроль за правильностью применения налогоплательщиками специальных налоговых режимов, осуществляет контроль за правильностью исчисления ЕСН;

ОКП №5 занимается камеральными проверками индивидуальных предпринимателей;

ОКП №6 занимается камеральными проверками налогоплательщиков уплачивающих местные налоги;

ОВП №1 в основном занимается всесторонней аналитической работой: предпроверочный анализ, систематизация сведений для формирования плана ВНП, подготовка направляемых в вышестоящий налоговый орган отчетов по поступлениям налогов, встречные проверки и ответы на запросы других инспекций.

ОВП №2 занимается выездными  проверками крупнейших налогоплательщиков и их взаимозависимых лиц;

ОВП №3,4,5 занимаются выездными  проверками юридических лиц;

ОВП №6, №7, занимаются выездными  проверками физических лиц.

На основании положений  об отделах разрабатываются и  утверждаются начальником Инспекции  функциональные и должностные обязанности  сотрудников – налоговых инспекторов.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в  налоговых органах. В Инспекции  ведется в электронном виде территориальный  раздел единого государственного реестра  налогоплательщиков (ЕГРН). Этими вопросами  занимается отдел регистрации и  учета налогоплательщиков.

По состоянию на 1 января 2013 года на учете инспекции состоят 13627 организаций - юридических лиц и 22453 индивидуальных предпринимателей. Также состоят на учете в инспекции 422447 физических лиц, 35 глав крестьянских (фермерских) хозяйств, 99 лиц, занимающихся частной практикой (адвокаты, нотариусы), 2135 обособленных подразделений организаций.

2.2  Проблемы  и перспективы развития налогового  аудита 

Совершенствование работы налоговых  органов происходит в условиях реализации в Российской Федерации административной реформы, которая предъявляет свои требования по оптимизации функционирования государственных органов, внедрения  приоритетных стандартов государственных  услуг, административных регламентов, формирование эффективно работающего  механизма разрешения споров между  гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур.

Создание подразделений  налогового аудита внутри системы налоговых  органов является частью реализации общей государственной политики, направленной на снижение числа споров с участием государственных органов  в арбитражных судах, количество которых согласно статистическим данным ежегодно удваивается.

Досудебные процедуры - это  важнейшее средство утверждения  начал законности в деятельности налоговых органов. Федеральная  налоговая служба и ее территориальные  органы начинают действовать уже  как власть, которая выполняет  не только фискальные функции, но и  выходит на новый качественный уровень  своей правоприменительной деятельности, то есть усиливает свою ответственность  за состояние законности в налоговых  правоотношениях.

Основной целью созданных  в 2010 году подразделений налогового аудита является качественное оказание государственных услуг по досудебному урегулированию налоговых споров и снижению количества рассматриваемых дел в суде. В судах должно быть меньше дел [8, с.79].

Таким образом, деятельность подразделений налогового аудита создает  предпосылки к утверждению законности в деятельности налоговых органов, к формированию новых подходов к  результатам контрольной работы, к налоговому администрированию, реализации стандартов обслуживания, которые позволят налоговым органам Российской Федерации  эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с практикой  и требованиями общества и государства  и по новому устранять внутриведомственные  ошибки, не доводя дело до суда.

Кроме этого, повышение качества рассмотрения налоговых споров в  административном порядке призвано укрепить законность в сфере налогов  и сборов и, как следствие, снизить  количество обращений налогоплательщиков в судебные органы. Решения налоговых  органов должны быть законными и  обоснованными.

Со стороны налогоплательщиков должно повыситься доверие к административному  порядку обжалования. В случае несогласия с инспекцией, налогоплательщик должен выбрать административный, а не судебный порядок обжалования, как более  оперативный по срокам и простой.

Заявитель не уплачивает госпошлину и не несет иные судебные издержки. Возможно рассмотрение вопроса без  личного участия налогоплательщика, а решение должно быть вынесено в  течение месяца. Строго определенных требований к форме жалобы действующее  законодательство не предъявляет.

Вместе с тем, во избежание  недоразумений при обращении  с жалобой в вышестоящий налоговых  орган, налогоплательщикам необходимо обязательное указание в жалобе предмета обжалования (номера и даты обжалуемого решения налогового органа или действий конкретных должностных лиц) и обоснование заявляемых требований (своё видение вопроса с учетом норм действующего законодательства). При этом обязательным требованием действующего законодательства является подписание жалобы надлежащим лицом (законным представителем), либо приложение иных документов (доверенности), подтверждающих полномочия заявителя. Все это говорит о преимуществах рассмотрения споров отделами налогового аудита. Принимая решение о создании отделов налогового аудита, руководство ФНС России обещало компаниям скорое и справедливое рассмотрение жалоб на налоговиков. Однако на местах ситуация развивается несколько иначе, чем планировалось наверху. Во многих регионах отделы до сих пор не начали работать.

Формирование отделов  налогового аудита началось с января 2010 года на основании приказа ФНС России от 09.11.09 № САЭ-3-15/572 Приказ Федеральной налоговой службы от 09.11.2009 №САЭ-3-15/572@ «О предельной численности территориальных органов ФНС России. Сегодня фактически эти отделы работают не более чем в половине регионов. Основная причина - пресловутая нехватка квалифицированных кадров. «В этих отделах должны работать сильные специалисты по выездным и камеральным проверкам, юристы, которые имеют и образование, и опыт. Я же не посажу сюда человека, только что окончившего вуз», - говорят в отделе кадров Управления ФНС России по Ленинградской области. «В один день отдел налогового аудита создать нельзя. А они создаются практически с нуля», - соглашаются в ИФНС России.

Подразделения налогового аудита должны появиться по всей налоговой  вертикали: от центрального аппарата ФНС  до районных инспекций. В региональных управлениях и в большинстве  инспекций создаются отделы аудита. В инспекциях, где работает менее 70 человек, разрешено ограничиться группой аудита в составе юридического отдела. Налоговые аудиторы из управлений должны рассматривать споры между инспекциями и компаниями, возражения по актам повторных выездных проверок, а также контролировать деятельность отделов аудита инспекций. В свою очередь эти отделы разрешают разногласия компаний и инспекторов по поводу проверок, жалобы на грубое и неуважительное отношение со стороны налоговиков и готовят заключения для отделов аудита управлений. «Если вопрос не был решен своевременно, нужно обращаться в инспекцию, а незаконные на взгляд компании требования или решения необходимо обжаловать в управлении», - поясняют в отделе налогового аудита ИФНС России.

Информация о работе Налоговый аудит