Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 13:20, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является изучение организации и методик проведения налогового аудита в системе налогового администрирования.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. Рассмотрена роль в системе налогового администрирования;
2. Показана сущность налогового аудита в системе налогового администрирования;
3. Раскрыто досудебное урегулирование налоговых спров;
4 Показано влияние на экономику г. Лесозаводска системы налогового аудита органов ИФНС;
5. Проблемы и перспективы развития налогового аудита в системе налогового администрирования;
6. Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 – 2018 годы
Работа с обращениями в отделы налогового аудита во всех ИФНС строится одинаково. Компании необходимо направить письмо на имя руководителя регионального управления. После поступления такой жалобы в инспекцию направляется требование приостановить исполнение обжалуемого решения.
Как говорят сотрудники отделов аудита, жалоб поступает довольно много. Так, в отделе налогового аудита Управления ФНС России по Приморскому краю за март-апрель принято 54 обращения: «В основном обжалуют результаты камеральных проверок либо действия инспекторов. В 70 процентов случаев мы признали, что налогоплательщики были правы». «Жалобы поступают разные - на отказы в предоставлении вычетов, требования об уплате налогов, решения о привлечении к ответственности», - говорят в отделе налогового аудита Управления ФНС России по Приморскому краю, за два месяца рассмотревшем несколько десятков жалоб. Информация о провинившихся сотрудниках передается руководству. И еще в управлениях планируют отслеживать обращения компаний в суд после рассмотрения их дел в отделах аудита [ 22 ].
2.3 Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 – 2018 годы
1. Общие положения
1.1. Настоящая Концепция представляет собой систему основных направлений в развитии и совершенствовании досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на период 2013-2018 годов.
1.2. Цель Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2013-2018 годы) перехода на преимущественно внесудебный порядок разрешения налоговых споров.
1.3. Настоящей Концепцией определяются цели, принципы, задачи и основные механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013-2018 годы.
1.4. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» и другими документами стратегического планирования, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права.
1.5. Разработка настоящей
Концепции осуществлена с
2. Анализ развития
досудебного порядка
История развития института
досудебного разрешения налоговых
споров в Российской Федерации показывает,
что до недавнего времени
Количество налоговых споров, разрешаемых арбитражными судами, постоянно росло. Если в 1992 г. доля административных споров в общем количестве дел, рассмотренных арбитражными судами, не превышала 2%, то в 2008 г. она составила более 60 процентов. В основном это споры, связанные с применением налогового законодательства, количество которых за 15 лет увеличилось в 22 раза. Все это обусловило необходимость реформирования и модернизации механизма досудебного разрешения налоговых споров.
С принятием Федерального
закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ
«О внесении изменений в часть первую
и часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с осуществлением
мер по совершенствованию налогового
администрирования» была изменена процедура
судебной защиты – с 1 января 2009 года досудебное
обжалование решений о привлечении
(об отказе в привлечении) к ответственности
за совершение налогового правонарушения
стало обязательным. Законодателем
была реализована концепция последовательного
урегулирования налоговых споров: в досудебном
и далее - в судебном порядке. Избранная
организационно-правовая модель имеет
существенные достоинства с точки зрения
защиты прав и законных интересов налогоплательщиков,
среди которых - институт апелляционного
обжалования, невозможность ухудшения
положения лица по результатам рассмотрения
его жалобы.
Начиная с 2006 года в системе
налоговых органов (включая
центральный аппарат Федеральной налоговой
службы) стали создаваться специализированные
подразделения налогового аудита, в чьи
задачи входит объективная проверка обоснованности
жалоб на результаты налоговых проверок
и урегулирование налоговых споров
до суда, доведение до судебной стадии
разрешения спора только обоснованных
и законных решений. Подразделения налогового
аудита, прежде всего, обеспечивают разрешение
споров в рамках двух основных стадий:
- на стадии рассмотрения возражений (разногласий) по материалам налоговой проверки (от момента вручения акта по результатам мероприятий налогового контроля до вынесения решения);
- на стадии рассмотрения жалоб на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера.
Итоги работы налоговых органов
по досудебному урегулированию налоговых
споров уже в первые два года (2006-2007
гг.) свидетельствуют о том, что
налогоплательщики стали
Оперативное реагирование на нарушения, выявленные при рассмотрении жалоб, обобщение результатов и устранение внутриведомственных ошибок способствовали повышению качества администрирования и обусловили тенденцию к сокращению количества жалоб, подаваемых на решения по результатам налоговых проверок. Начиная с 2010 года наблюдается тенденция сокращения числа жалоб в среднем на 10% ежегодно.
Результатом качественного досудебного урегулирования налоговых споров явилось существенное снижение нагрузки на судебную систему Российской Федерации. Согласно официальным данным Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, количество споров, рассмотренных арбитражными судами Российской Федерации с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15 – 20 процентов.
Важным шагом в развитии электронных сервисов досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации следует считать введение в эксплуатацию в 2012 году интернет-сервиса «Узнать о жалобе», размещенного на интернет-сайте Федеральной налоговой службы. Данный ресурс позволил организациям и физическим лицам оперативно в режиме online получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, заявлений, предложений, поступивших в Федеральную налоговую службу. С 1 января 2013 года подобная государственная услуга доступна и в отношении обращений, поступивших в региональные управления Федеральной налоговой службы.
Таким образом, деятельность
подразделений налогового аудита создала
предпосылки к формированию новых
подходов к результатам контрольной
работы, налоговому администрированию,
что позволило налоговым
2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов,
относятся развитие взаимосогласительных
процедур в налоговых отношениях.
3. Целевые ориентиры
Стратегической целью является развитие внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров, позволяющих добиваться разрешения налоговых споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур, иных внесудебных процедур, позволяющих устранить конфликтные ситуации при обращении в Федеральную налоговую службу без необходимости подачи письменной жалобы, повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб, упрощение способов взаимодействия, создание условий и стимулов для разрешения споров во внесудебном порядке.
Достижение стратегической
цели означает реализацию качественно
нового подхода к системе
- контроль за законностью и обоснованностью решений, вынесенных нижестоящими налоговыми органами;
- достижение высокой эффективности и объективности разрешения налоговых споров;
- создание информационно-
- сокращение потенциальных
причин возникновения
- развитие примирительных процедур;
- максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке, неконфронтационный подход;
- совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах;
- мотивация налогоплательщиков
к внесудебному разрешению
- широкое использование
современных информационных
4. Принципы, задачи
и основные направления
4.1. Принципы развития досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации:
- надлежащее обеспечение прав и интересов участников налоговых правоотношений;
- соблюдение норм национального и международного права;
- преемственность – Концепция
основывается на накопленном
опыте реализации политики
- клиентоориентированность, упрощение способов взаимодействия налогоплательщиков (иных лиц) с налоговыми органами;
- информационная открытость
– доступность информации о
порядке подачи и рассмотрения
жалоб, стадиях их
4.2. Задачи досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации включают:
- повышение качества контроля за законностью и обоснованностью решений, вынесенных нижестоящими налоговыми органами;
- создание условий и
стимулов для разрешения
- разработку дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров;
- стимулирование развития
примирительных процедур в
- содействие формированию конструктивного взаимодействия между налогоплательщиками (иными лицами) и налоговыми органами.
4.3. Основные направления
развития досудебного
- переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, урегулирование споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур;
- дальнейшее сокращение
количества жалоб, подаваемых
в налоговые органы, в связи
с принятием решений по
- снижение нагрузки на судебную систему;
- совершенствование нормативно-правовой базы, своевременная подготовка предложений по изменению налогового законодательства;
- введение обязательной
досудебной процедуры для всех
налоговых споров с
- разработку дифференцированных
механизмов разрешения
- совершенствование интернет
- сервисов, облегчающих подачу жалоб
и отслеживание стадий их
- информирование