Налоговый аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является изучение организации и методик проведения налогового аудита в системе налогового администрирования.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. Рассмотрена роль в системе налогового администрирования;
2. Показана сущность налогового аудита в системе налогового администрирования;
3. Раскрыто досудебное урегулирование налоговых спров;
4 Показано влияние на экономику г. Лесозаводска системы налогового аудита органов ИФНС;
5. Проблемы и перспективы развития налогового аудита в системе налогового администрирования;
6. Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 – 2018 годы

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 63.65 Кб (Скачать файл)

Работа с обращениями  в отделы налогового аудита во всех ИФНС строится одинаково. Компании необходимо направить письмо на имя руководителя регионального управления. После поступления такой жалобы в инспекцию направляется требование приостановить исполнение обжалуемого решения.

Как говорят сотрудники отделов  аудита, жалоб поступает довольно много. Так, в отделе налогового аудита Управления ФНС России по Приморскому краю за март-апрель принято 54 обращения: «В основном обжалуют результаты камеральных проверок либо действия инспекторов. В 70 процентов случаев мы признали, что налогоплательщики были правы». «Жалобы поступают разные - на отказы в предоставлении вычетов, требования об уплате налогов, решения о привлечении к ответственности», - говорят в отделе налогового аудита Управления ФНС России по Приморскому краю, за два месяца рассмотревшем несколько десятков жалоб. Информация о провинившихся сотрудниках передается руководству. И еще в управлениях планируют отслеживать обращения компаний в суд после рассмотрения их дел в отделах аудита [ 22 ].

2.3 Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 – 2018 годы

1. Общие положения

1.1. Настоящая Концепция представляет собой систему основных направлений в развитии и совершенствовании досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на период 2013-2018 годов.

1.2. Цель Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2013-2018 годы) перехода на преимущественно внесудебный порядок разрешения налоговых споров.

1.3. Настоящей Концепцией определяются цели, принципы, задачи и основные механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013-2018 годы.

1.4. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» и другими документами стратегического планирования, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права.

1.5. Разработка настоящей  Концепции осуществлена с учетом  отечественного, зарубежного и международного  опыта и обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров в области досудебного разрешения налоговых споров во взаимосвязи с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации и долгосрочной программой развития судебной системы Российской Федерации.

2. Анализ развития  досудебного порядка разрешения  налоговых споров в Российской  Федерации

История развития института  досудебного разрешения налоговых  споров в Российской Федерации показывает, что до недавнего времени налогоплательщики  и иные участники налоговых правоотношений отдавали предпочтение судебному урегулированию конфликтов. Важнейшим этапом в развитии института досудебного урегулирования налоговых споров является законодательное  закрепление с 1 января 1999 года процедурных вопросов обжалования актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц в части I Налогового кодекса Российской Федерации.

Количество налоговых  споров, разрешаемых арбитражными судами, постоянно росло. Если в 1992 г. доля административных споров в общем количестве дел, рассмотренных арбитражными судами, не превышала 2%, то в 2008 г. она составила более 60 процентов. В основном это споры, связанные с применением налогового законодательства, количество которых за 15 лет увеличилось в 22 раза. Все это обусловило необходимость реформирования и модернизации механизма досудебного разрешения налоговых споров.

С принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ  
«О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» была изменена процедура судебной защиты – с 1 января 2009 года досудебное обжалование  решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения стало обязательным. Законодателем была реализована концепция последовательного урегулирования налоговых споров: в досудебном и далее - в судебном порядке. Избранная организационно-правовая модель имеет существенные достоинства с точки зрения защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, среди которых - институт апелляционного обжалования, невозможность ухудшения положения лица по результатам рассмотрения его жалобы.

Начиная с 2006 года в системе налоговых органов (включая  
центральный аппарат Федеральной налоговой службы) стали создаваться специализированные подразделения налогового аудита, в чьи задачи входит объективная проверка обоснованности жалоб на результаты налоговых проверок и урегулирование налоговых споров  до суда, доведение до судебной стадии разрешения спора только обоснованных и законных решений. Подразделения налогового аудита, прежде всего, обеспечивают разрешение споров в рамках двух основных стадий:

- на стадии рассмотрения возражений (разногласий) по материалам налоговой проверки (от момента вручения акта по результатам мероприятий налогового контроля до вынесения решения);

- на стадии рассмотрения жалоб на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера.

Итоги работы налоговых органов  по досудебному урегулированию налоговых  споров уже в первые два года (2006-2007 гг.) свидетельствуют о том, что  налогоплательщики стали отдавать предпочтение досудебной процедуре  урегулирования налогового спора. Так, по состоянию на конец 2007 года темп роста числа жалоб, рассматриваемых в досудебном порядке, в 4 раза превысил темп роста споров, рассматриваемых в судебном порядке.

Оперативное реагирование на нарушения, выявленные при рассмотрении жалоб, обобщение результатов и  устранение внутриведомственных ошибок способствовали повышению качества администрирования и обусловили тенденцию к сокращению количества жалоб, подаваемых на решения по результатам  налоговых проверок. Начиная с 2010 года наблюдается тенденция сокращения числа жалоб в среднем на 10% ежегодно.

Результатом качественного  досудебного урегулирования налоговых  споров явилось существенное снижение нагрузки на судебную систему Российской Федерации. Согласно официальным данным Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, количество споров, рассмотренных  арбитражными судами Российской Федерации  с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15 – 20 процентов.

Важным шагом в развитии электронных сервисов досудебного  урегулирования налоговых споров в  Российской Федерации следует считать  введение в эксплуатацию в 2012 году интернет-сервиса «Узнать о жалобе», размещенного на интернет-сайте Федеральной налоговой службы. Данный ресурс позволил организациям и физическим лицам оперативно в режиме online получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, заявлений, предложений, поступивших в Федеральную налоговую службу. С 1 января 2013 года подобная государственная услуга доступна и в отношении обращений, поступивших в региональные управления Федеральной налоговой службы.

Таким образом, деятельность подразделений налогового аудита создала  предпосылки к формированию новых  подходов к результатам контрольной  работы, налоговому администрированию, что позволило налоговым органам  Российской Федерации эффективно реагировать  на происходящие изменения в соответствии с практикой и требованиями общества и государства. В целях создания благоприятных условий по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налогового спора необходимо дальнейшее развитие порядка досудебного рассмотрения налоговых споров. К мерам в области налоговой политики, планируемым к реализации в  
2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов, относятся развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

3. Целевые ориентиры

Стратегической целью  является развитие внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров, позволяющих  добиваться разрешения налоговых споров без участия суда, в том числе  развитие примирительных процедур, иных внесудебных процедур, позволяющих  устранить конфликтные ситуации при обращении в Федеральную  налоговую службу без необходимости  подачи письменной жалобы, повышение  прозрачности процедуры рассмотрения жалоб, упрощение способов взаимодействия, создание условий и стимулов для разрешения споров во внесудебном порядке.

Достижение стратегической цели означает реализацию качественно  нового подхода к системе урегулирования налоговых споров, обеспечивающего:

- контроль за законностью и обоснованностью решений, вынесенных нижестоящими налоговыми органами;

- достижение высокой эффективности и объективности разрешения налоговых споров;

- создание информационно-аналитических  баз решений, вынесенных по  результатам рассмотрения жалоб,  анализ судебной практики по  налоговым спорам, перешедшим в  судебную стадию разрешения;

- сокращение потенциальных  причин возникновения налоговых  споров (предотвращение налоговых  споров);

- развитие примирительных  процедур;

- максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке, неконфронтационный подход;

- совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах;

- мотивация налогоплательщиков  к внесудебному разрешению налоговых  споров;

- широкое использование  современных информационных технологий.

4. Принципы, задачи  и основные направления развития  досудебного разрешения налоговых  споров в Российской Федерации

4.1. Принципы развития досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации:

- надлежащее обеспечение прав и интересов участников налоговых правоотношений;

- соблюдение норм национального  и международного права;

- преемственность – Концепция  основывается на накопленном  опыте реализации политики досудебного  урегулирования налоговых споров  в системе налоговых органов  Российской Федерации;

- клиентоориентированность, упрощение способов взаимодействия налогоплательщиков (иных лиц) с налоговыми органами;

- информационная открытость  – доступность информации о  порядке подачи и рассмотрения  жалоб, стадиях их рассмотрения.

4.2. Задачи досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации включают:

- повышение качества контроля за законностью и обоснованностью решений, вынесенных нижестоящими налоговыми органами;

- создание условий и  стимулов для разрешения налоговых  споров во внесудебном порядке;

- разработку дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров;

- стимулирование развития  примирительных процедур в сфере  разрешения налоговых споров;

- содействие формированию конструктивного взаимодействия между налогоплательщиками (иными лицами) и налоговыми органами.

4.3. Основные направления  развития досудебного разрешения  налоговых споров в системе  налоговых органов Российской  Федерации предполагают:

- переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, урегулирование споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур;

- дальнейшее сокращение  количества жалоб, подаваемых  в налоговые органы, в связи  с принятием решений по результатам  налоговых проверок или в связи  с действиями (бездействием) должностных  лиц налоговых органов;

- снижение нагрузки на  судебную систему; 

- совершенствование нормативно-правовой базы, своевременная подготовка предложений по изменению налогового законодательства;

- введение обязательной  досудебной процедуры для всех  налоговых споров с одновременным  увеличением сроков на подачу  жалоб (для апелляционных жалоб  - до 1 месяца, для иных жалоб –  до 1 года);

- разработку дифференцированных  механизмов разрешения налоговых  споров (в зависимости от стадии, универсальный и упрощенный порядок,  мировое соглашение и т.д.);

- совершенствование интернет - сервисов, облегчающих подачу жалоб  и отслеживание стадий их рассмотрения, развитие электронных сервисов  и услуг. Целевой результат  - прием жалоб и документальных  доказательств посредством интернет - сервисов на официальном сайте  налогового органа (при аутентификации  пользователя), а также участие  налогоплательщиков в рассмотрении  жалоб (при необходимости) с  использованием конференцсвязи;

- информирование налогоплательщиков  о преимуществах досудебного  порядка разрешения налоговых  споров перед судебным разбирательством. Использование механизма обратной  связи посредством текущего анкетирования  налогоплательщиков;

Информация о работе Налоговый аудит