Налоговый кодекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - является теоретическое обоснование выделения налогового законодательства в Российской Федерации в качестве самостоятельного правового института в российском праве, а также разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства.
Для достижения данной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- дать понятие и состав законодательства о налогах и сборах. Соотношение категорий «законодательство о налогах и сборах» и «налоговое законодательство»;
- рассмотреть принцип приоритета (верховенства) НК РФ в системе актов законодательства о налогах и сборах;
- изучить основные изменения в налоговом кодексе на 2013 год.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Законодательство о налогах и сборах, как центральная категория российского налогового права

1.1Понятие и состав законодательства о налогах и сборах. Соотношение категорий «законодательство о налогах и сборах» и «налоговое законодательство»

1.2Принцип приоритета (верховенства) НК РФ в системе актов законодательства о налогах и сборах

Глава 2 Налоговый кодекс

2.1 Основные положения налогового кодекса

2.2 Основные изменения налогового кодекса на 2013 год.
Заключение
Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

налоговый кодекс РФ.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

 

           Содержание.

 

Введение

Глава 1. Законодательство о  налогах и сборах, как центральная  категория российского налогового права

 

1.1Понятие и состав  законодательства о налогах и  сборах. Соотношение категорий «законодательство  о налогах и сборах» и «налоговое законодательство»

 

1.2Принцип приоритета (верховенства) НК РФ в системе актов законодательства  о налогах и сборах

 

Глава 2 Налоговый кодекс

 

2.1 Основные положения  налогового кодекса

 

2.2 Основные изменения  налогового кодекса на 2013 год.

         Заключение

         Список используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность  темы исследования. Налог представляет собой принудительное, ничем не обусловленное отчуждение в пользу государства части собственности налогоплательщиков, стремление к сохранению которой – сильнейшая мотивация человека. Наличие подобных диаметрально противоположных интересов придает отношениям по уплате налогов высочайшую степень конфликтности.

Анализ и оценка соотношения  налогового потенциала и фактических  поступлений налогов и сборов в бюджет является основой для налогового планирования, как на региональном уровне, так и на уровне организаций. При этом налоговое планирование осуществляется с ориентацией на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов.

Степень разработанности проблемы. Налоговое законодательство является наиболее бурно развивающейся составной частью российской системы законодательства. Это объясняется спецификой социально-экономических реалий сегодняшней России. В последние годы на страницах печати вопросам отечественного  налогообложения уделяется достаточно много внимания. Однако осмысление и анализ теоретико-правовых проблем налогового права представляется актуальным именно с научной точки зрения. Причем значение научного подхода возрастает в период реформирования всей российской правовой системы, которая переживает беспрецедентный динамизм в формировании и развитии новых общественно - правовых явлений. Содержание и функции налоговой политики рассмотрены в научных трудах В. Глухова, А. Гончарова, И. Дольде, В. Едронова, И. Землянской, А. Зрелова, Ю. Кваши, Н. Мамыкина, О. Миронова, Г. Петрова, А. Соколова, Ф. Ханафеева, М. Яблуганова.

Объектом исследования выступает налоговое законодательство.

Предметом исследования выступают нормы налогового законодательства в системе Российского законодательства.

Цель исследования - является теоретическое обоснование выделения налогового законодательства в Российской Федерации в качестве самостоятельного правового института в российском праве, а также разработка предложений по  совершенствованию налогового законодательства.

Для достижения данной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

- дать понятие  и состав законодательства о  налогах и сборах. Соотношение  категорий «законодательство о  налогах и сборах» и «налоговое законодательство»;

- рассмотреть  принцип приоритета (верховенства) НК РФ в системе актов законодательства о налогах и сборах;

- изучить основные  изменения в налоговом кодексе  на 2013 год.

Информационная  база исследования. Правовой основой курсовой работы явились: Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации,  Гражданский кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Бюджетные Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, постановления Правительства Российской Федерации, инструктивные материалы Минфина России и ФНС России. Источники информации: данные ФНС России, Минфина России, Росстата, а также экономическая и правовая  литература и материалы периодической печати.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

Глава 1 Законодательство о налогах и сборах, как центральная категория российского налогового права

 

1.1 Понятие  и состав законодательства о налогах и сборах. Соотношение категорий «законодательство о налогах и сборах» и «налоговое законодательство»

 

Вопрос о составе, системе и структуре, как нормативных правовых актов, так и норм, способных регулировать отношения в сфере налогообложения, является одним из центральных не только в теории и практике налогового права. От решения этого вопроса зависит вообще все построение любой национальной налоговой системы1.

Российское законодательство о налогообложении, действовавшее до 1 января 2007 года, т.е. до принятия первой части Налогового кодекса РФ, и в первую очередь Закон РФ от 27 декабря 2005 года № 2118–1 «Об основах налоговой системы в РФ», данный вопрос практически не решало. Однако даже несистемные упоминания в этом Законе о «законодательных актах» и о неких «правовых актах» по вопросам налогообложения, уже тогда сформировали общеупотребительный термин »налоговое законодательство», хотя состав и уровень нормативных правовых актов и норм, входящих в категорию »налоговое законодательство» определен не был.

Данное обстоятельство вызывало в науке на практике многочисленные теоретические дискуссии и судебные споры. Правоприменительная практика по этому вопросу в ряде случаев складывалась крайне противоречиво и непоследовательно.

Однако необходимо отметить, что при принятии НК РФ законодатель отказался от систематизации налогового законодательства путем инкорпорирования норм ранее принятых законов РФ о налогообложении. Систематизация законодательства - это целенаправленная работа по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения2. Инкорпорация — вид систематизации законодательства, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Кодификация — вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и его систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе. Данное обстоятельство, на практике привело к тому, что ранее действующие разъяснения налоговых органов, касающиеся исчисления и уплаты некоторых налоговых платежей, не смогли стать применимы (постановление ФАС СЗО от 19.03.2002 № А56-30031/01).

Вместе с тем НК РФ сам термин «налоговое законодательство» принципиально не использует и не применяет, в отличие от иных отраслей права. Например, в Гражданском кодексе РФ, термин «гражданское законодательство» непосредственно присутствует в ст.3 ГК РФ. НК РФ применяет иную терминологию - в подп.6 ст.1 НК РФ указано, что по всему тексту НК РФ, для обозначения законов и иных нормативных актов, которые непосредственно регулируют отношения в сфере налогообложения, используется термин - «законодательство о налогах и сборах». Однако «налоговое законодательство» как категория налогового права окончательно не исчезло и до сих пор широко применяется на практике.

В этой связи необходимо отметить, что «законодательство о налогах и сборах» и «налоговое законодательство» - термины нетождественные. Сам НК РФ эти понятия никак не объединяет, что позволяет сделать вывод о том, что в состав налогового законодательства, которое имеет общеправовое значение, входят как законодательство о налогах и сборах (ст.1 НК РФ), так и нормативные правовые акты органов государственного управления (ст.4 НК РФ).

Хотя первоначально, ст.4 проекта НК РФ непосредственно предполагало введение термина «налоговое законодательство»3. Так, планировалось отнести к налоговому законодательству не только НК РФ и соответствующие федеральные налоговые законы, но и нормативные акты, принятые Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти (министерствами, комитетами, службами и т.д.). Однако законодателем была избрана иная конструкция, призванная обозначить систему и структуру системы правовых актов и норм, регулирующих отношения в сфере налогообложения.

Исходя из федеративного устройства РФ и в соответствии с конституционным принципом разделения властей, ст.1 НК РФ устанавливает категорию »законодательства о налогах и сборах». Данное положение было предопределено неслучайно. В отличие от гражданского законодательства, которое находится в исключительном ведении РФ (подп. «о» ст.71 Конституции РФ), установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении РФ и её субъектов (подп. «и» п.1 ст.71 Конституции РФ).

Причем категория законодательства о налогах и сборах, категория системная. Ст.1 НК РФ определяет четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, которые осуществляют основное и базовое правовое регулирование отношений в сфере налогообложения в РФ:

- НК РФ (как нормативно правовой акт высшей юридической силы);

- законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ в соответствии с НК РФ;

- нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Категория «законодательство о налогах и сборах» имеет непосредственно практическое значение. Действие многих положений и норм НК РФ непосредственно взаимоувязано с действием норм законодательства о налогах и сборах. Так, о «законодательстве о налогах и сборах», как конкретной правовой категории упоминается в ст. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 21, 23, 26, 28, 29, 31, 32, 34, 36, 38, 44, 45, 56, 58, 62, 68, 73, 74, 75, 80, 88, 100, 102, 106, 113, 114, 119, 123 первой части НК РФ. Данный термин постоянно фигурирует и во второй части НК РФ.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что, несмотря на четкую правовую норму ст.1 НК РФ о составе законодательства о налогах и сборах, в подп.1 п.1 ст.21 НК РФ неожиданно упоминается о неких «иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах». Однако в связи с тем, что содержание этого понятия в НК РФ не раскрыто, и оно больше нигде в НК РФ не упоминается, то мы считаем, что в данном случае эти «иные» акты, содержащие налоговые нормы применяться не должны, так как они вообще не могут регулировать налоговые отношения. Это обусловлено так же и положениями ст.2 НК РФ, в которой четко сказано, что соответствующие отношения в сфере налогообложения могут регламентироваться только законодательством о налогах и сборах, но никак не нормами, которые содержаться в иных нормативных актах, не отвечающим требованиям ст.1 Кодекса.

Кроме того, как  следует из содержания ст.1 НК РФ, нормативные акты органов исполнительной власти в состав «законодательства о налогах и сборах» не входят. Их применение в регулировании налоговых отношений осуществляется в специальном порядке, который определяется НК РФ и, в частности, ст.4 НК РФ (Подробнее о нормативных актах органов исполнительной власти о налогах и сборах см. комментарий к ст. 4 настоящего издания).

Именно поэтому, в случаях, когда исполнительные органы государственной власти вмешиваются в компетенцию, определяемую законодательством о налогах и сборах исключительно для законодательных (представительных) органов государственной власти, судебные органы выносят свои решения в пользу налогоплательщиков. Например, как было указано в одном из судебных решений Верховного Суда РФ в компетенцию главы субъекта РФ — губернатора, не входит установление стоимости патента для субъектов малого предпринимательства. Подобное право предоставлено только органам государственной власти субъекта РФ (Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2006).

В другом случае, было установлено, что срок представления налоговой декларации по одному из местных налогов установлен не нормативным правовым актом органа местного самоуправления, а, постановлением главы города. Как указал арбитражный суд, в данном случае акт главы города нельзя рассматривать в качестве акта законодательства о налогах и сборах. Поэтому нарушение срока предоставления налоговой декларации по местному налогу, который установлен постановлением главы администрации, не образует состава налогового правонарушения по ст.119 НК РФ (постановление ФАС УО от 04.01.2002 № ФО9-3255/01-АК).

 

1.2 Принцип приоритета (верховенства) НК РФ в системе актов законодательства о налогах и сборах

 

Особо хотелось бы отметить, что НК РФ в п.1 ст.1 установил принцип правового приоритета (верховенства) НК РФ в системе законодательства о налогах и сборах. Т.е. НК РФ имеет безусловный приоритет не только перед региональными и местными нормативно-правовыми актами о налогообложении, но и перед иными федеральными законами о налогах и сборах. О таком приоритете свидетельствует, в частности, положение п.1 ст.1 НК РФ о »принятых в соответствии с ним» (т.е. НК РФ) федеральных законах. Таким образом, все федеральные законы, принятые не «в соответствии с НК РФ», не могут регулировать налоговые отношения, так как не входят в состав законодательства РФ о налогах и сборах.

Данное положение представляется обоснованным, так как Кодекс, как кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений4, является наиболее предпочтительной формой налогового законодательства, обеспечивающей системный подход к решению проблем налогообложения5.

Принимаемые в соответствии с НК РФ федеральные законы могут касаться только вопросов, недостаточно полно урегулированных НК РФ. Однако широкое применение практики принятия федеральных законов, принятых в соответствии с НК РФ с учетом общей концепции всеобщности и универсальности НК РФ представляется не совсем обоснованным. Как указывают В. Г. Пансков и В. Г. Князев, формирование второй части НК РФ должно завершиться к началу 2005 года. После принятия остальных глав второй части НК РФ он станет единым, взаимосвязанным и комплексным документом, регламентирующим всю систему налоговых отношений в РФ. В перспективе, с 2005 года только НК РФ будет регулировать практически все вопросы налогообложения в РФ: от взаимоотношений государственных органов налогового контроля и налогоплательщиков и до порядка расчета и уплаты установленных в нем налогов6.

Информация о работе Налоговый кодекс