Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:39, курсовая работа
Цель исследования - является теоретическое обоснование выделения налогового законодательства в Российской Федерации в качестве самостоятельного правового института в российском праве, а также разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства.
Для достижения данной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- дать понятие и состав законодательства о налогах и сборах. Соотношение категорий «законодательство о налогах и сборах» и «налоговое законодательство»;
- рассмотреть принцип приоритета (верховенства) НК РФ в системе актов законодательства о налогах и сборах;
- изучить основные изменения в налоговом кодексе на 2013 год.
Введение
Глава 1. Законодательство о налогах и сборах, как центральная категория российского налогового права
1.1Понятие и состав законодательства о налогах и сборах. Соотношение категорий «законодательство о налогах и сборах» и «налоговое законодательство»
1.2Принцип приоритета (верховенства) НК РФ в системе актов законодательства о налогах и сборах
Глава 2 Налоговый кодекс
2.1 Основные положения налогового кодекса
2.2 Основные изменения налогового кодекса на 2013 год.
Заключение
Список используемых источников.
3. Вопросы, входящие в исключительную компетенцию правового регулирования НК РФ (п.2 ст.1 НК РФ)
В п.2 ст.1 НК РФ раскрыто основное содержание НК РФ, которое определено в 7 подпунктах данного пункта, а также установлено, что система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения и сборов в РФ могут быть установлены только НК РФ.
Данные положения соответствуют ст.71 и ст. 72 Конституции РФ, согласно которым в ведении РФ находятся федеральные налоги и сборы, а установление общих принципов налогообложения и сборов находятся в совместном ведении РФ и её субъектов.
Таким образом, из п.2 ст.1 НК РФ непосредственно следует, что актом, который определяет и устанавливает самые важные правовые элементы российской налоговой системы, может выступать только сам НК РФ. Принятие других федеральных законов по этим вопросам недопустимо.
Данное, весьма важное положение означает, что даже если законодателем будут приниматься федеральные законы по вопросам, указанным в подп.1–7 п.2 ст.1 НК РФ, применяться должны исключительно нормы НК РФ. Иными словами, внесение каких-либо изменений в действующую налоговую систему допустимо только путем принятия прямых поправок в НК РФ.
Так, О. А. Красноперова по этому
поводу пишет, что к федеральным законам,
принятым в соответствии с НК РФ относятся
Любые федеральные законы, так или иначе связанные с налогообложением, должны основываться на нормах НК РФ, должны быть производными от них и приниматься в развитие НК РФ (принцип приоритета (верховенства) НК РФ в системе актов законодательства о налогах и сборах).
4. Об особенностях правового регулирования отношений по установлению, введению и взиманию сборов (п.3 ст.1 НК РФ)
Необходимо отметить, что п.3 ст.1 НК РФ содержит специальное правило, согласно которому действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим НК РФ. Таким образом, НК РФ установлен различный правовой режим регулирования налогов, и правовой режим регулирования сборов.
Таким образом, по общему правилу, установленном п.3 ст.1 НК РФ, последний, в основном регулирует отношения только по установлению, введению и взиманию непосредственно налогов. Отношения по установлению, введению и взиманию сборов НК РФ регулирует «постольку поскольку», когда сами нормы НК РФ об этом прямо говорят.
Так, если акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст.5 НК РФ. То акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (абз.2 п.1 ст.5 НК РФ). Особые или аналогичные (т.е. как и в отношении налогов) указания законодателя в отношении сборов мы видим и в иных положениях НК РФ: п.3 ст.17, п.3 ст.21, п.3 ст.23, п.5 ст.45, п.10 ст.46, п.8 ст.47, п.10 ст.48, п.11 ст.50 НК РФ и др.
В свою очередь если в НК РФ не указано о том, что та или иная норма распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, то эта норма распространяет свое действие только на те налоговые платежи, которые соответствуют определению налога по п.1 ст.8 НК РФ. Так, например, как было указано в п.43 Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2006 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ»: «Неуплата сбора, понятие которого определено в п.2 ст.8 НК РФ, не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст.122 НК РФ» (Вестник ВАС РФ. № 7. 2006).
По нашему мнению самым оптимальным и рациональным в этой связи было бы объединение терминов «налоги» и «сборы» единой категорией «налогового платежа», которая бы объединяла их общую правовую и фискальную природу. То есть по общему правилу, положения НК РФ и «законодательства о налоговых платежах» в равной степени регламентировали бы отношения по установлению налоговых платежей (как налогов, так и сборов), но в отношении тех или иных, в каких-то определенных случаях, могли бы устанавливаться особые правила и, соответственно, специальные нормы. Тем более, что категория «налогового платежа» начинает постепенно приобретать свое закрепление и в научной литературе8.
Необходимо так же учитывать, что в соответствии со ст.3 Федерального закона от 31 июля 2007 года № 147-ФЗ «О введении в действие части первой НК РФ» (в ред. Федерального закона от 09 июля 2007 года № 154-ФЗ) (далее по тексту — Вводный закон) п.3 ст.1 вводится в действие со дня введения в действие части второй НК РФ. Однако часть вторая НК РФ принимается не единовременно, а постепенно — по главам, которые регулируют порядок исчисления и взимания конкретных налоговых платежей. Следовательно, вышеуказанное положение следует понимать так, что до принятия соответствующих глав второй части НК РФ, посвященных порядку взимания сборов, п.3 ст.1 НК РФ не применяется. В связи с чем на практике возникает новый вопрос: а до вступления в силу соответствующих глав НК РФ, какими нормативными актами регулируются отношения по установлению, введению и взиманию сборов? На данный вопрос до настоящего момента однозначного и четкого ответа не имеется, что на практике вызывает многочисленные споры и даже межсудебные конфликты (Так, на протяжении 2002—2007 гг. наблюдалось массовое обращение налогоплательщиков в суды различных уровней о признании неконституционными или незаконными тех или иных платежей, зачисляемых в бюджетную систему России. Однако до сих пор ни законодатель, ни правоприменительная практика не выработали единых, четких и универсальных подходов для определения налогового или неналогового характера бюджетных изъятий будь то налог или сбор. Более того, можно утверждать, что если в отношении непосредственно термина «налог», более менее четкие критерии сложились, то в отношении «сбор» какая-либо ясность правового содержания отсутствует. Так, исходя из определения «сбора», данного в абз.2 ст.8 НК РФ, представляется невозможным отмежевать сбор, имеющий налоговую природу от иных сборов, которые имеют неналоговую природу.
Представляется, что кульминацией развития рассматриваемой проблемы, стало Постановление Конституционного Суда РФ от 10.12.2007 № 284-О, в котором фактически было пересмотрено решение Верховного Суда РФ от 28.03.2007 № ГКПИ 2007–178, признавшего недействительным Постановление Правительства РФ от 28.08.2005 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия».
Представляется,
что вышеуказанный
Глава 2. Налоговый кодекс.
Глава 2.1. Основные положения налогового кодекса.
В Налоговом кодексе РФ установлены единая система налогов и сборов, общие принципы налогообложения, в том числе определены:
Провозглашено, что законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только законодательными (представительными) органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а местные налоги и сборы устанавливаются представительными органами местного самоуправления.
Запрещено устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается только установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.
Определено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Виды налогов и сборов и порядок их установления
Даны четкие юридические формулировки понятий «налог» и «сбор». Так, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Кроме того, даны четкие формулировки для всего налогового законодательства таких понятий как: «организации», «физические лица», «индивидуальные предприниматели», «недоимка», «сезонное производство» и другие.
Установлены являющиеся обязательными к уплате на всей территории Российской Федерации федеральные налоги и сборы.
К федеральным налогам отнесены взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, таможенная пошлина и таможенные сборы. Не выделены такие налоги как налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог с биржевой деятельности (биржевой налог), налог на операции с ценными бумагами, гербовый сбор, государственная пошлина, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте и другие.
Региональные и местные налоги и сборы вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Информация об установлении региональных и местных налогов или сборов направляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в Госналогслужбу России и Минфина России, а также в соответствующие региональные налоговые органы и финансовые органы. Сведения о действующих региональных налогах или сборах и об их основных положениях ежеквартально публикуются Госналогслужбой России, а сведения о действующих местных налогах или сборах и об их основных положениях не реже одного раза в год публикуются соответствующими региональными налоговыми органами.
Установлены специальные налоговые режимы:
Права налогоплательщиков.
Значительно
расширены права
Им предоставлено право: