Налог на прибыль
организации
Налогоплательщики, получившие имущество
(в т. ч. денежные средства), работы, услуги
в рамках благотворительной деятельности,
целевые поступления или целевое финансирование,
по окончании налогового периода представляют
в налоговые органы по месту своего учета
отчет о целевом использовании полученных
средств. С 2013 года отчет о целевом использовании
средств надо будет представлять в составе
налоговой декларации по налогу на прибыль,
а не комплекта бухгалтерской отчетности.
Наибольшие изменения получили положения
об амортизируемом имуществе. Как известно,
объект, в отношении которого была применена
так называемая амортизационная премия,
включается в амортизационную группу
по первоначальной стоимости за минусом
этой самой амортизационной премии. Уточнено,
что при определении остаточной стоимости
таких объектов надо брать в расчет не
первоначальную (полную) стоимость, а именно
ту, по которой имущество фактически включалось
в амортизационную группу (подгруппу).
Законодатели смягчили норму о восстановлении
расходов в виде амортизационной премии
при реализации объекта ранее, чем по истечении
пяти лет с момента введения в эксплуатацию
основных средств. Теперь восстанавливать
сумму амортизационной премии надо только
в том случае, если объект реализован в
указанные сроки лицу, являющемуся взаимозависимым
с налогоплательщиком. Если указанное
восстановление произошло, налогоплательщик
обязан по-новому рассчитать остаточную
стоимость. Она должна быть увеличена
на сумму восстановленных расходов, включенных
в состав внереализационных доходов в
соответствии с пунктом 9 статьи 258 кодекса.
Данная поправка внесена в статью 268 Налогового
кодекса РФ.
Ну и, пожалуй, главное новшество, которое
позволило немного синхронизировать бухгалтерский
и налоговый учет. Речь идет о начале начисления
амортизации по объектам амортизируемого
имущества, права на которые подлежат
государственной регистрации. До 2012 года
включительно в Налоговом кодексе РФ дата
начала амортизации была “привязана”
к процессу госрегистрации. Вот как звучала
норма: “основные средства, права на которые
подлежат государственной регистрации
в соответствии с законодательством РФ,
включаются в состав соответствующей
амортизационной группы с момента документально
подтвержденного факта подачи документов
на регистрацию указанных прав”. Эта норма
отменена (Федеральный закон от 29.11.2012
№ 206-ФЗ) и теперь амортизировать указанное
имущество надо с 1-го числа месяца, следующего
за месяцем, в котором этот объект был
введен в эксплуатацию, независимо от
даты его государственной регистрации.
Данная норма совпадает с положениями
ПБУ 6/01 (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом
Минфина России от 30.03.2001 № 26н) и Методическими
указаний по бухгалтерскому учету основных
средств (п. 61 указаний, утвержденных приказом
Минфина России от 13.10.2003 № 91н).
Применение повышающего специального
коэффициент (не выше 2) к норме амортизации
для амортизируемых основных средств,
используемых для работы в условиях агрессивной
среды и (или) повышенной сменности, ограничено.
С 1 января 2014 года коэффициент в отношении
указанного имущества применяться не
будет.
В пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса
РФ внесли поправку и с 2012 года к амортизируемому
имуществу будут относиться мобилизационные
мощности. А вместе с ними и расходы организации
в форме реконструкции, модернизации,
технического перевооружения амортизируемого
имущества, относящегося к мобилизационным
мощностям.
К внереализационным расходам будут относиться
непосредственно затраты на проведение
работ по мобилизационной подготовке,
а также затраты на содержание мощностей
и объектов, необходимых для выполнения
мобилизационного плана.
Небольшие изменения внесены во взаимоотношения
налоговых органов с должниками. Согласно
статье 266 Налогового кодекса РФ безнадежными
долгами (долгами, нереальными ко взысканию)
признаются те долги перед налогоплательщиком,
по которым истек установленный срок исковой
давности, а также те долги, по которым
в соответствии с гражданским законодательством
обязательство прекращено вследствие
невозможности его исполнения, на основании
акта государственного органа или ликвидации
организации. Теперь в эти положения внесено
дополнение. Безнадежным будет считаться
также такой долг, по которому судебный
пристав-исполнитель дело прекратил и
вернул взыскателю (налоговому органу)
документы на взыскание по следующим основаниям:
– невозможно установить место нахождения
должника, его имущества либо получить
сведения о наличии принадлежащих ему
денежных средств и иных ценностей, находящихся
на счетах, во вкладах или на хранении
в банках или иных кредитных организациях;
– у должника отсутствует имущество, на
которое может быть обращено взыскание,
и все принятые судебным приставом-исполнителем
допустимые законом меры по отысканию
его имущества оказались безрезультатными.
В 2013 году УСН для ИП, работающих на основе патента,
переведен в самостоятельный режим налогообложения,
а его порядок регламентируется в положениях
новой главы НК РФ «Патентная система
налогообложения».
Данную систему будут вводить и отменять
с помощью соответствующих законов субъектов
РФ в отношении определенных видов деятельности.
Также будут устанавливаться в каждом
субъекте РФ и размеры потенциально возможного
к получению годового дохода в зависимости
от вида предпринимательской деятельности.
Законодательством установлен минимальный
размер годового дохода, по которому рассчитывают
стоимость патента, он должен быть не меньше
100 тыс. рублей и не больше 1 млн. рублей.
Исключением могут быть некоторые виды
деятельности, по которых субъектами РФ
максимальный размер потенциального дохода
может быть увеличен, но не более чем в
3 раза, а в городах, где проживает более
1 млн. человек — не более чем в 5 раз. Размер
налоговой ставки – 6%.
В 2013 году изменения в налоговом законодательстве
коснутся положения НК РФ, которые регулируют
порядок применения УСН, ЕСХН и ЕНВД. Так, внесены изменения в порядок,
сроки уплаты налогов на основе спецрежимов,
а также скорректирован порядок представления
отчетности.
В частности, ЕНВД теперь перестанет быть обязательным.
В соответствии с внесенными поправками,
налогоплательщику предоставляется право
самостоятельного выбора данного налогового
режима наравне с другими спецрежимами.
Изменился срок подачи заявления о переходе
на УСН. Теперь, заявление может быть
подано до 31 декабря включительно, а не
как раньше - с 1 октября по 30 ноября.
Согласно с новыми поправками, внесенными
в НК, налогоплательщики, применяющие
спецрежимы, обязаны в случае прекращения
деятельности, в отношении которой применялись
такие налоговые режимы, представить в
налоговый орган соответствующее заявление.
В часть первую Налогового кодекса РФ
включено положение, раскрывающее понятие
«коэффициент-дефлятор». В соответствии
с законом, это коэффициент, который устанавливается
ежегодно на каждый следующий календарный
год и рассчитывается как произведение
коэффициента-дефлятора, применяемого
для целей соответствующих глав Налогового
кодекса РФ в предшествующем календарном
году, и коэффициента, учитывающего изменение
потребительских цен в РФ в предшествующем
календарном году.
Заключение
Развитие экономических
отношений в России сопровождается
преобразованием финансово-бюджетной,
налоговой, кредитно-денежной и других
систем хозяйствования. Налоговые отношения
– отношения перераспределительного
характера, основанные на первичных распределительных
отношениях. Налоги – это отношения собственности,
а проблемы собственности вызывают в настоящее
время наибольшее противостояние в обществе.
По мнению большинства
ученых, на современном этапе реформирования налоговой системы необходима разработка
концепции прямого налогообложения, которая
должна учитывать как мировой опыт, так
и специфические особенности государственной
системы России.
Налогообложение
находится на стыке всех социально
– политических и экономических
интересов общества. От того, насколько
рационально определено и рассредоточено
между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального
и корпоративного бизнеса, а значит, богатство
нации в целом.
По содержанию
налоговой политики можно судить
о типе государства, о прочности
его правовых основ и об устремлениях
бюрократического аппарата, призванного
поддерживать эти основы. Налоги
– это мощнейшее орудие в руках тех, кто
определяет социально – политические
и экономические ценности в государстве.
Налоговая политика не может
быть инструментом краткосрочного регулирования
экономики. Следует добиваться стабильности налогового законодательства
и не допускать изменений, снижающих устойчивость
доходной части бюджета к резким изменениям
внешнеэкономических факторов. Уточнение
налогового законодательства должно быть
направлено на ликвидацию неопределенности
норм законодательства и возможности
его неоднозначной трактовки. С учетом
роста расходных обязательств бюджетной
системы, неопределенности прогнозов
внешнеэкономической конъюнктуры снижение
нагрузки, возможно, прежде всего, за счет
повышения качества налогового администрирования.
Список используемых
источников.
- Брызгалин А. В. Налоговый кодекс РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие // Налоговый вестник. № 1. 2008. С.29–33
- Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В. Д. Перевалов. М. 2004. С.202
- Налоговый кодекс РФ. Общая часть (проект). Комментарии С. Д. Шаталова. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2004. С.27
- Экономика. Право. Финансы: Словарь-справочник. — М. 2006
- Осетрова Н. И. Основные правила налогообложения и необходимость их уточнения // Налоговый вестник. 2006. № 3. С.139
- Пансков В.Г., Князев В. Г. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. М. 2003. С.301
- Красноперова О.А. «Налоговый процесс» на федеральном уровне // Гражданин и право. 2002. № 1. С. 53
- Лушникова М. В. Правовые основы налоговой системы: теория и практика. Ярославль. 2008. С.6; Гаджиев Г. А. Рыночная экономика в решениях Конституционного Суда РФ» // Российская юстиция. 2006. № 10. С.15; Осетрова Н. И. Основные правила налогообложения и необходимость их уточнения // Налоговый вестник. 2006. № 3. С.139–140
- О содержании, принципах и проблемах регионального законодательства как составной части российской правовой системы см. Казанцев М. Ф. Законодательная деятельность субъектов Р<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';