Налоговый кодекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - является теоретическое обоснование выделения налогового законодательства в Российской Федерации в качестве самостоятельного правового института в российском праве, а также разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства.
Для достижения данной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- дать понятие и состав законодательства о налогах и сборах. Соотношение категорий «законодательство о налогах и сборах» и «налоговое законодательство»;
- рассмотреть принцип приоритета (верховенства) НК РФ в системе актов законодательства о налогах и сборах;
- изучить основные изменения в налоговом кодексе на 2013 год.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Законодательство о налогах и сборах, как центральная категория российского налогового права

1.1Понятие и состав законодательства о налогах и сборах. Соотношение категорий «законодательство о налогах и сборах» и «налоговое законодательство»

1.2Принцип приоритета (верховенства) НК РФ в системе актов законодательства о налогах и сборах

Глава 2 Налоговый кодекс

2.1 Основные положения налогового кодекса

2.2 Основные изменения налогового кодекса на 2013 год.
Заключение
Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

налоговый кодекс РФ.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая, что налогоплательщики обязаны  теперь в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых  для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги, то сроки их хранения, очевидно, будут пересмотрены и уменьшены с пяти до трех лет.

Обязанности налогоплательщиков

Изменены  отдельные сроки предоставления в налоговые органы сведений. Так теперь налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета:

  1. об открытии или закрытии расчетных счетов — в пятидневный срок;
  2. обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  3. обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  4. о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации в срок не позднее трех дне со дня принятия такого решения;
  5. об изменении своего места нахождения — в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.

Предусмотрено возложение обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов налоговыми агентами, определены их обязанности. Установлено, что прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами — сборщиками налогов и (или) сборов. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя.

Дано определение  понятию «реализации товаров, работ  или услуг». Под реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в ряде случаях и на безвозмездной основе.

Приведены принципы установления цены товаров, работ или  услуг, ограничено число случаев  контроля налоговыми органами правильности применения цен по сделкам.

Определен момент возникновения обязательств, предусматривающих уплату налога или сбора, а также момент их прекращения. Эта обязанность считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Описана процедура взыскания налога или  сбора в случае его неуплаты полностью или частично в установленный срок, порядок взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента (как организации, так и физического лица), исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации или при реорганизации юридического лица. Регламентировано исполнение налогоплательщиком своих обязанностей путем залога денежных средств и товарно-материальных ценностей или поручительства третьих лиц.

Дано  определение понятиям «налоговой ставки», «налоговой базы», «налогового периода». Детально расписана процедура установления и использования льгот по налогам и сборам, а так же определены органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога и сбора: Минфин России, финансовые органы субъекта Российской Федерации и муниципального управления, Государственный таможенный комитет Российской Федерации или уполномоченные им таможенные органы, уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины, органы соответствующих внебюджетных фондов.

Предусмотрено предоставление на срок от одного года до пяти лет инвестиционного налогового кредита в случае необходимости  всем без исключения организациям по налогу на прибыль (доход), а также  по региональным и местным налогам.

Введено требование об уплате налога. Приводятся способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и  сборов: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, описан порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени.

Налоговый контроль. Детально рассмотрены формы проведения налогового контроля, порядок учета налогоплательщиков, обязанности организаций-налогоплательщиков и физических лиц, налоговых агентов, органов, осуществляющих регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, актов рождения и смерти, учет и регистрацию имущества, органов опеки и попечительства, воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других организаций.

Регламентированы  частота и сроки проведения выездных налоговых проверок, рассмотрены  вопросы участия свидетеля, доступа  должностных лиц налоговых органов  на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки, осмотра, истребования документов, выемки документов и предметов, экспертизы, участия переводчика, понятых, общие требования, предъявляемые к протоколу, порядок оформления и рассмотрения результатов выездной налоговой проверки, производство по делу о налоговом правонарушении.

Развитие  законодательства об ответственности  за налоговые правонарушения происходило  путем принятия новых нормативных  актов без учета содержания ранее  принятых. Поэтому в ранее действующем  законодательстве в ряде случаев содержались порой противоречивые или дублирующие друг друга нормы ответственности за налоговые нарушения. Кодекс дает не только названия этих правонарушений, но и определяет, в чем же конкретно они состоят.

Кодексом  подробно рассмотрен порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

Введение  Налогового кодекса делает налоговую  систему более простой, ясной, упорядоченной, более эффективной для государства  и предсказуемой для налогоплательщика. Проще говоря, на месте хаоса создаст порядок. Новый Кодекс не приносит радикального снижения большинства ставок налогов, но создает условия для их постепенного снижения. Радикально не увеличивает собираемость налогов, но позволяет принимать более эффективные меры по ее увеличению. Не делает налоги мощным инструментом стимулирования инвестиций, но позволяет работать в этом направлении.

Налоговая реформа, частью которой является принятие Налогового кодекса РФ, предполагает:

  • объединение всех видов социальных отчислений в единый социальный налог,
  • введение единого налога на доходы от капитала,
  • основные налоги могут пересматриваться не чаще чем один раз в год одновременно с принятием федерального бюджета,
  • предусмотрено существенное сокращение общего уровня налоговых изъятий,
  • будет снижена ставка федерального налога на прибыль для банков и страховых организаций, работающих с крестьянскими и фермерскими хозяйствами,
  • сокращение налоговых льгот.

 

 

Глава 2.2 Основные изменения в налоговом  кодексе на 2013 год.

Традиционно в конце уходящего года законодатели вносят коррективы в Налоговый кодекс РФ. Вот и в текущем году такие поправки появились. Они коснулись налоговых ставок, некоторых льгот и прочих изменений по налогам.                                                                                                                               В отношении доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) по НДФЛ, внесены поправки, представленные  
в Таблице 1.

Таблица 1

Пункт статьи 217 НК РФ

Было

Стало

34

Средства материнского (семейного) капитала, направляемые для  обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки  семей, имеющих детей.

Доходы, полученные налогоплательщиками при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей” и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

37.2

Единовременные  компенсационные выплаты медицинским  работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим  в 2011–2012 годах после окончания  образовательного учреждения высшего  профессионального образования  на работу в сельский населенный пункт  или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ договор, предусмотренный статьей 51 Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”.

Единовременные  компенсационные выплаты медицинским  работникам, осуществленные в порядке  и на условиях, предусмотренных статьей 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании  в Российской Федерации”.


 

Поправки в  отношении госпошлины                                                                      Коротко рассмотрим новшества по уплате государственных пошлин. Как всегда не обошлось без корректировок ставок госпошлины.                           Ставки возросли для госпошлины:

  • за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них – 200 рублей вместо 100;
  • за предоставление лицензии уполномоченных органов, связанные с лицензированием (за некоторым исключением) – 6000 рублей вместо 2600;
  • за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в некоторых случаях – 600 рублей вместо 200;
  • за предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности – 600 рублей вместо 200;
  • за предоставление (выдачу) дубликата лицензии, выданной лицензирующим органом, – 600 рублей вместо 200;
  • за продление срока действия лицензии – 600 рублей вместо 200;
  • за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка – 0,1 процента заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 500 000 рублей вместо 80 000;

Кроме того, появилась новая госпошлина за выдачу документа о прохождении технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним в размере 300 рублей.                                                                                                                Отменена госпошлина за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзор, проводимых по запросу правоохранительных органов.

Помимо поправок ставок госпошлины законодатели ввели некоторые усовершенствования взаимоотношений при уплате данного вида налога. Теперь суды при рассмотрении дел могут не только уменьшить размер госпошлины или отсрочить ее уплату, но и совсем отменить. Исходить они будут из имущественного положения плательщика. Право освобождения от госпошлины дано судам общей юрисдикции, Арбитражным судам, Суду Российской Федерации и конституционным (уставным) судам субъектов РФ, а также мировым судьям.                                                                                     Как известно, при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Законодатели пересмотрели перечень лиц, которые вправе теперь давать оценку имущества. Так, стоимость транспортных средств, недвижимого имущества, земельных участков и иного имущества, как и прежде, может определяться юридическими лицами, но только теми, которые вправе заключать договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности. Ранее действующая формулировка “организациями, осуществляющими оценку” заменена на более корректную. Это не позволит оценивать имущество организациями, не имеющими полномочий на проведение оценочной деятельности. Разумеется, право оценки оставлено за экспертами и государственными органами (судебно-экспертные учреждения органа юстиции, федеральный орган, осуществляющий кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т. д.)

Налог на добавленную  стоимость                                                                        Со следующего года налогообложение маргарина, жиров специального назначения, в том числе жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных, заменителей молочного жира, эквивалентов, улучшителей и заменителей масла какао, спредов, смесей топленых будет производиться по налоговой ставке 10 процентов (Федеральный закон от 29.11.2012 № 206-ФЗ). Ранее объектом по ставке 10 процентов облагался один маргарин, а остальные аналогичные продукты должны были облагаться по ставке 18 процентов.    Ввоз товаров на территорию РФ является самостоятельным объектом налогообложения по НДС. Рассмотрим, что изменилось в этой сфере.  Законодатели приняли закон об освобождении от НДС культурных ценностей, ввозимых в РФ за счет внебюджетных источников (Федеральный закон от 03.12.2012 № 245-ФЗ). В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что государственные и муниципальные учреждения приобретают культурные ценности за рубежом для пополнения своих фондов, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств внебюджетных источников. Косвенно послабление направлено и на снижение расходов частных лиц. Заместитель министра культуры отметил, что, освободив эту сферу от налогов, государство показывает меценатам, что они более свободно могут давать средства на приобретение культурных ценностей.                               Итак, 245 законом принята поправка в статью 150 Налогового кодекса РФ. Теперь норма об освобождении ввоза из-за границы культурных ценностей, приобретенных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, заменена на норму об освобождении импорта культурных ценностей, приобретенных государственными или муниципальными учреждениями, без учета источника средств приобретения. Таким образом, сейчас неважно, за счет каких средств приобретено имущество. Главное содержание рассматриваемой льготы – преференции конкретным налогоплательщикам.                                                   Ранее освобождение действовало только для ценностей, ввезенных (приобретенных) на бюджетные средства. Теперь приобретение может осуществляться на любые средства (например, музей приобрел произведение искусства на спонсорские деньги).                                                                                При обсуждении законопроекта в прессе рассматривалось, что указанную льготу смогут получить и частные музеи. Но как видно из новой формулировки нормы, льгота может быть предоставлена только государственным и муниципальным учреждениям.                                              Справка: государственными и муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием (ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”).                                      Льгота распространяется на учреждения ограниченной сферы деятельности. Это не могут быть учреждения в области спорта, образования, здравоохранения, науки. Законодатели установили второе правило в этом вопросе – льготу при пересечении таможни надо подтвердить госорганом в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в т. ч. археологического наследия), кинематографии и архивного дела. Вероятнее всего, что и воспользоваться льготой смогут лишь учреждения данной сферы. На сегодня нет разъяснений, что же в итоге будет подтверждать уполномоченный орган.              Напомним, что и таможенные пошлины при ввозе таких ценностей также не подлежат уплате (подп. 4 п. 3 ст. 80 Таможенный кодекс Таможенного союза).                                                                                                                   Федеральный закон № 245-ФЗ вступает в силу со II квартала 2013 года (с 1 апреля), так как в отличие от остальных рассматриваемых здесь законов был принят лишь в декабре 2012 года и не успевает вступить в силу с 1 января 2013 года

Информация о работе Налоговый кодекс